Требования, предъявляемые к общей и специальной подготовке к школе, настолько серьезны, что становится очевидным: ребенка нельзя готовить к систематическому обучению лишь от случая к случаю. Нельзя также полагаться на то, что готовность к школе созреет автоматически. Только целенаправленный и долговременный процесс воспитания приводит к всестороннему и гармоническому развитию ребенка и его оптимальной готовности к школе. Большую роль в этом процессе играет социальная среда, а также воспитание в семье и детском саду.
Существуют различные мнения взрослых по поводу того, когда начинать и в течение какого срока готовить детей к школе. Большинство родителей и воспитателей считает, что надо начинать готовить к школе с трехлетнего возраста и усилить подготовку на последнем году перед поступлением в первый класс. Однако другие придерживаются мнения, что ребенка следует готовить только на последнем году перед школой. Некоторые родители предполагают, что подготовка к школе начинается с момента поступления их ребенка в детский сад.
Кто же должен готовить детей к школьной жизни? В детских садах воспитатели понимают, что подготовка должна идти на протяжении всего дошкольного возраста. Это они и делают в соответствии с требованиями программы. Однако непосредственно перед поступлением или сразу после записи в школу они особо сосредоточивают внимание на подготовке к ней: стараются исправить ошибки в произношении, в грамматике речи детей, систематизируют их знания, укрепляют правильную осанку, упражняют в навыках работы с мелким материалом и т. д.
И все же семья — это первая социальная среда, в которой ребенок находится после рождения. Близкие малышу люди удовлетворяют его основные физиологические потребности и обеспечивают условия его развития. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт и навыки, необходимые для жизни в обществе. Семейное воспитание, как правило, осуществляется длительно и непрерывно и отличается особой эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом. Поэтому решающую роль в подготовке к школе играет семья.
Представления родителей о том, кто должен готовить детей к школе, различны. Половина из них считает, что этот процесс должен осуществляться при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, поскольку каждая ячейка имеет свою специфику и может дополнить друг друга: родители эмоционально тесно связаны с ребенком, хорошо его знают, а в детском саду он проводит большую часть дня, живет в коллективе сверстников, обстановка детского сада напоминает школьную. Эти родители считают, что семья или детский сад вне связи друг с другом не смогут оптимально справиться с задачей. Однако есть родители, стремящиеся перепоручить подготовку детей исключительно детскому саду, а другие, наоборот, всю ответственность берут на себя. Кое-кто из родителей считает, что в подготовке детей к школе играют определенную роль, помимо названных, и другие факторы, прежде всего присутствие остальных членов семьи.
Запись в школу начинается во второй половине декабря и проводится по месту жительства. На входной двери в группу детского сада вывешиваются большие объявления — плакаты. В этот день дети с особым волнением ждут родителей, хотят сообщить им новость и просят прочитать, что написано большими четкими буквами. Как прочитать им официальное сообщение, как их познакомить со строгим текстом, чтобы первое прикосновение к школе оказало на них благоприятное эмоциональное влияние? Родители громко читают: «Запись в школу». Дети протестуют: «Там такого нет, ведь тогда должно бы быть З (запись), а там О!» Родители поправляются: «Объявление». Дети узнают, что через две недели после Нового года их запишут в школу, что все родители должны с шестилетними детьми в указанные дни прийти в школу и принести с собой свидетельство о рождении.
И вот ребенок с родителями шагает первый раз в школу — записаться. Ручка крепко держится за мамину или папину руку, вопросы прекратились, в глазах ожидание, даже тревога. «Мама, спроси меня еще раз!»— требует сын или дочь. Чтобы малыш успокоился, родители уже не в первый раз задают вопросы, на которые, вероятно, при записи придется отвечать: «Как тебя зовут? Где ты живешь? Когда ты родился? Как зовут твоих родителей?» Правильно ответив, дети успокаиваются.
Сколько вопросов, представлений и опасений проносится в голове родителей, когда они шагают по заснеженной дорожке: «Как ребенок начнет учиться? Хорошо ли он подготовлен к школе? Как будет привыкать к новой обстановке? Какая у них учительница? Надо ли иначе организовывать жизнь в семье, когда он пойдет в первый класс?» А о чем думает будущий школьник? Трудно догадаться. У него только одно точное представление — о красивом школьном портфеле, который получил в подарок.
В красиво убранную школу приходят целыми семьями: ведь записаться в первый класс — это большое событие. В этот праздничный день в школу могут прийти и воспитатели детского сада. Перед входом всех встречают пионеры и провожают в помещение, где проводится запись. Светлый, чистый коридор, на стенах висят интересные стенгазеты, звучит приятная музыка. Вот класс, в котором дети будут учиться: низкие парты со стульями, доска и около нее две незнакомые учительницы. Всех поприветствовав, они просят взрослых заполнить анкету, а детям дают цветные карандаши, бумагу и предлагают нарисовать что-нибудь красивое или составить композиции из цветной мозаики. Родители сообщают в анкете основные данные о составе семьи, о ребенке, о семейной обстановке, указывают на возможность проявления отрицательных привычек у будущего школьника.
Взрослые садятся рядом с детьми за парту. «Мама, я нарисую братиславскую крепость, принцессу и нашу страну». «Отлично,— звучит одобрение.— Такой рисунок непременно понравится учителям и ребятам. А знаешь ли ты, в какой стране ты живешь?» «В хорошей»,— отвечает ребенок.
Сдав анкету, родители получают список или письменную информацию о том, что надо приготовить для ребенка к началу учебного года. Учителя обращаются к детям: «Что же ты для нас нарисовал? Какого цвета мотылек? Какое у принцессы платье? Ты рисунок даже подписал! А где ты живешь?» Затем благодарят за красивые рисунки и предлагают выбрать один из подарков, приготовленных для них, будущих первоклассников, старшими школьниками. Это миниатюрные поделки из бумаги, кусочков ткани, веревок, пластилина, дерева или интересные книги.
В конце торжественной процедуры можно дать концерт, подготовленный к этому дню старшими школьниками.
При записи в школу не проверяется уровень умственного и физического развития детей, они не подвергаются никаким экзаменам. Все, что ребята делают по просьбе учителя, должно вызвать и укрепить их интерес к школе. В этот день они получают конкретные представления о размещении классов, об их оборудовании и т. д. Большинство детей еще не знают, каким образом будет организовано обучение, и не представляют себе школьный распорядок дня; однако они с нетерпением ожидают, что быстро научатся читать, писать и считать, будут заниматься физическими упражнениями, получать отличные отметки, играть на переменах с новыми друзьями, мечтают больше узнать о животных, растениях, буквах алфавита, о русском языке, о летчиках и космонавтах, транспортных средствах, городах, планетах, о том, как печатают книги, как делают вещи, машины, откуда берется электричество, как живут дети других национальностей и т. д.
Я. А. Коменский в своей книге «Материнская школа» в главе о том, как родители и воспитатели должны готовить ребят к школе, пишет, что все человеческие дела, если ими заниматься с пользой, требуют осмотрительности и должной подготовки: это естественно — существо, владеющее разумом, ничего не должно делать без обдумывания, для чего это нужно и что за этим может последовать, если поступить так или иначе. Поэтому и родителям следует отдавать своих детей в школу обдуманно: они должны сами уяснить, что предстоит ребенку делать, и открыть ему глаза, чтобы и он поразмыслил о том же самом. Помимо содержания всесторонней подготовки, Коменский наметил для родителей следующие задачи:
1) вызывать у детей радость при мысли о том, что они пойдут в школу, будут вместе со сверстниками учиться и играть;
2) объяснять детям, в чем заключается смысл обучения в школе, знакомить их с видами деятельности, которыми им предстоит заниматься;
3) формировать у детей уважение и доверие к будущим учителям. Как же современные родители готовят детей к школе? Мы уже писали, что большинство из них признает общее развитие личности одним из условий успешного обучения в школе. Тем не менее самым главным они считают умственное развитие ребенка, поэтому во время занятий с ним стремятся развивать его знания, речь, мышление и память. На следующее по значимости место они ставят развитие умений, непосредственно связанных с усвоением письма. Чаще всего родители читают детям сказки, учат с ними стихи, беседуют, считают и играют в логические игры, реже — занимаются с ними трудом, спортом, пением или танцами.
Родители предпочитают занятия еще и потому, что они являются средством развития тех свойств и способностей детей, которые, по их мнению, сформированы у дошкольника еще недостаточно: сосредоточенность, терпеливость, выдержка, дисциплинированность. Указанными видами деятельности дети с удовольствием занимаются.
При поступлении в школу между детьми существуют немалые различия, причиной которых является неправильное или дилетантское воспитание. В этом процессе родители порой испытывают немало затруднений. Прежде всего они не знают, каким образом надо устранять рассеянность ребенка, его неспособность к длительному сосредоточению внимания, как укреплять волю, учить его аккуратности и вызывать интерес к делам, которые надо делать в силу необходимости.
Дети, которые в семье получают достаточно разнообразные впечатления и с которыми родители систематически занимаются, в школе более спокойны, сосредоточенны, аккуратны и прилежны. В учебной деятельности честолюбивы, имеют широкий круг внешкольных интересов, они самостоятельнее, сообразительнее и добросовестнее в выполнении школьных обязанностей, чем ребята, с которыми предварительно мало занимались. Дети, долгое время находящиеся в запущенной воспитательной среде, отстают по общей готовности к школе в среднем до полугода. Основная задача семьи в подготовке детей к школе — обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка. Исключительную роль в подготовке детей к школе играет детский сад.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.