Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Основные факторы, влияющие на подготовку к школе


Поддьяков Н. Н. и др. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР»
Москва-Братислава, 1989 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Требования, предъявляемые к общей и специальной подготовке к школе, настолько серьезны, что становится очевидным: ребенка нельзя готовить к систематическому обучению лишь от случая к случаю.
Нельзя также полагаться на то, что готовность к школе созреет автоматически. Только целенаправленный и долговременный процесс воспитания приводит к всестороннему и гармоническому развитию ребенка и его оптимальной готовности к школе.
Большую роль в этом процессе играет социальная среда, а также воспитание в семье и детском саду.
Существуют различные мнения взрослых по поводу того, когда начинать и в течение какого срока готовить детей к школе. Большинство родителей и воспитателей считает, что надо начинать готовить к школе с трехлетнего возраста и усилить подготовку на последнем году перед поступлением в первый класс.
Однако другие придерживаются мнения, что ребенка следует готовить только на последнем году перед школой. Некоторые родители предполагают, что подготовка к школе начинается с момента поступления их ребенка в детский сад.
Кто же должен готовить детей к школьной жизни? В детских садах воспитатели понимают, что подготовка должна идти на протяжении всего дошкольного возраста. Это они и делают в соответствии с требованиями программы.
Однако непосредственно перед поступлением или сразу после записи в школу они особо сосредоточивают внимание на подготовке к ней: стараются исправить ошибки в произношении, в грамматике речи детей, систематизируют их знания, укрепляют правильную осанку, упражняют в навыках работы с мелким материалом и т. д.
И все же семья — это первая социальная среда, в которой ребенок находится после рождения. Близкие малышу люди удовлетворяют его основные физиологические потребности и обеспечивают условия его развития. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт и навыки, необходимые для жизни в обществе.
Семейное воспитание, как правило, осуществляется длительно и непрерывно и отличается особой эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом. Поэтому решающую роль в подготовке к школе играет семья.
Представления родителей о том, кто должен готовить детей к школе, различны. Половина из них считает, что этот процесс должен осуществляться при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, поскольку каждая ячейка имеет свою специфику и может дополнить друг друга: родители эмоционально тесно связаны с ребенком, хорошо его знают, а в детском саду он проводит большую часть дня, живет в коллективе сверстников, обстановка детского сада напоминает школьную.
Эти родители считают, что семья или детский сад вне связи друг с другом не смогут оптимально справиться с задачей. Однако есть родители, стремящиеся перепоручить подготовку детей исключительно детскому саду, а другие, наоборот, всю ответственность берут на себя.
Кое-кто из родителей считает, что в подготовке детей к школе играют определенную роль, помимо названных, и другие факторы, прежде всего присутствие остальных членов семьи.
Запись в школу начинается во второй половине декабря и проводится по месту жительства. На входной двери в группу детского сада вывешиваются большие объявления — плакаты.
В этот день дети с особым волнением ждут родителей, хотят сообщить им новость и просят прочитать, что написано большими четкими буквами. Как прочитать им официальное сообщение, как их познакомить со строгим текстом, чтобы первое прикосновение к школе оказало на них благоприятное эмоциональное влияние?
Родители громко читают: «Запись в школу». Дети протестуют: «Там такого нет, ведь тогда должно бы быть З (запись), а там О!» Родители поправляются: «Объявление».
Дети узнают, что через две недели после Нового года их запишут в школу, что все родители должны с шестилетними детьми в указанные дни прийти в школу и принести с собой свидетельство о рождении.
И вот ребенок с родителями шагает первый раз в школу — записаться. Ручка крепко держится за мамину или папину руку, вопросы прекратились, в глазах ожидание, даже тревога.
«Мама, спроси меня еще раз!»— требует сын или дочь. Чтобы малыш успокоился, родители уже не в первый раз задают вопросы, на которые, вероятно, при записи придется отвечать: «Как тебя зовут? Где ты живешь? Когда ты родился? Как зовут твоих родителей?» Правильно ответив, дети успокаиваются.
Сколько вопросов, представлений и опасений проносится в голове родителей, когда они шагают по заснеженной дорожке: «Как ребенок начнет учиться? Хорошо ли он подготовлен к школе? Как будет привыкать к новой обстановке? Какая у них учительница? Надо ли иначе организовывать жизнь в семье, когда он пойдет в первый класс?»
А о чем думает будущий школьник? Трудно догадаться. У него только одно точное представление — о красивом школьном портфеле, который получил в подарок.
В красиво убранную школу приходят целыми семьями: ведь записаться в первый класс — это большое событие. В этот праздничный день в школу могут прийти и воспитатели детского сада. Перед входом всех встречают пионеры и провожают в помещение, где проводится запись.
Светлый, чистый коридор, на стенах висят интересные стенгазеты, звучит приятная музыка. Вот класс, в котором дети будут учиться: низкие парты со стульями, доска и около нее две незнакомые учительницы.
Всех поприветствовав, они просят взрослых заполнить анкету, а детям дают цветные карандаши, бумагу и предлагают нарисовать что-нибудь красивое или составить композиции из цветной мозаики.
Родители сообщают в анкете основные данные о составе семьи, о ребенке, о семейной обстановке, указывают на возможность проявления отрицательных привычек у будущего школьника.
Взрослые садятся рядом с детьми за парту. «Мама, я нарисую братиславскую крепость, принцессу и нашу страну». «Отлично,— звучит одобрение.— Такой рисунок непременно понравится учителям и ребятам. А знаешь ли ты, в какой стране ты живешь?» «В хорошей»,— отвечает ребенок.
Сдав анкету, родители получают список или письменную информацию о том, что надо приготовить для ребенка к началу учебного года. Учителя обращаются к детям: «Что же ты для нас нарисовал? Какого цвета мотылек? Какое у принцессы платье? Ты рисунок даже подписал! А где ты живешь?»
Затем благодарят за красивые рисунки и предлагают выбрать один из подарков, приготовленных для них, будущих первоклассников, старшими школьниками. Это миниатюрные поделки из бумаги, кусочков ткани, веревок, пластилина, дерева или интересные книги.
В конце торжественной процедуры можно дать концерт, подготовленный к этому дню старшими школьниками.
При записи в школу не проверяется уровень умственного и физического развития детей, они не подвергаются никаким экзаменам. Все, что ребята делают по просьбе учителя, должно вызвать и укрепить их интерес к школе. В этот день они получают конкретные представления о размещении классов, об их оборудовании и т. д.
Большинство детей еще не знают, каким образом будет организовано обучение, и не представляют себе школьный распорядок дня; однако они с нетерпением ожидают, что быстро научатся читать, писать и считать, будут заниматься физическими упражнениями, получать отличные отметки, играть на переменах с новыми друзьями, мечтают больше узнать о животных, растениях, буквах алфавита, о русском языке, о летчиках и космонавтах, транспортных средствах, городах, планетах, о том, как печатают книги, как делают вещи, машины, откуда берется электричество, как живут дети других национальностей и т. д.
Я. А. Коменский в своей книге «Материнская школа» в главе о том, как родители и воспитатели должны готовить ребят к школе, пишет, что все человеческие дела, если ими заниматься с пользой, требуют осмотрительности и должной подготовки: это естественно — существо, владеющее разумом, ничего не должно делать без обдумывания, для чего это нужно и что за этим может последовать, если поступить так или иначе.
Поэтому и родителям следует отдавать своих детей в школу обдуманно: они должны сами уяснить, что предстоит ребенку делать, и открыть ему глаза, чтобы и он поразмыслил о том же самом. Помимо содержания всесторонней подготовки, Коменский наметил для родителей следующие задачи:
1) вызывать у детей радость при мысли о том, что они пойдут в школу, будут вместе со сверстниками учиться и играть;
2) объяснять детям, в чем заключается смысл обучения в школе, знакомить их с видами деятельности, которыми им предстоит заниматься;
3) формировать у детей уважение и доверие к будущим учителям. Как же современные родители готовят детей к школе? Мы уже писали, что большинство из них признает общее развитие личности одним из условий успешного обучения в школе. Тем не менее самым главным они считают умственное развитие ребенка, поэтому во время занятий с ним стремятся развивать его знания, речь, мышление и память.
На следующее по значимости место они ставят развитие умений, непосредственно связанных с усвоением письма.
Чаще всего родители читают детям сказки, учат с ними стихи, беседуют, считают и играют в логические игры, реже — занимаются с ними трудом, спортом, пением или танцами.
Родители предпочитают занятия еще и потому, что они являются средством развития тех свойств и способностей детей, которые, по их мнению, сформированы у дошкольника еще недостаточно: сосредоточенность, терпеливость, выдержка, дисциплинированность. Указанными видами деятельности дети с удовольствием занимаются.
При поступлении в школу между детьми существуют немалые различия, причиной которых является неправильное или дилетантское воспитание. В этом процессе родители порой испытывают немало затруднений. Прежде всего они не знают, каким образом надо устранять рассеянность ребенка, его неспособность к длительному сосредоточению внимания, как укреплять волю, учить его аккуратности и вызывать интерес к делам, которые надо делать в силу необходимости.
Дети, которые в семье получают достаточно разнообразные впечатления и с которыми родители систематически занимаются, в школе более спокойны, сосредоточенны, аккуратны и прилежны.
В учебной деятельности честолюбивы, имеют широкий круг внешкольных интересов, они самостоятельнее, сообразительнее и добросовестнее в выполнении школьных обязанностей, чем ребята, с которыми предварительно мало занимались. Дети, долгое время находящиеся в запущенной воспитательной среде, отстают по общей готовности к школе в среднем до полугода.
Основная задача семьи в подготовке детей к школе — обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка.
Исключительную роль в подготовке детей к школе играет детский сад.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +