Любой педагог, не пользуясь особыми диагностическими средствами, может определить, готов ли ребенок к школе. Объективно, хотя и приблизительно, могут также и родители оценить, насколько крепок их ребенок физически, здоров ли и ловок, хорошо ли развит умственно, умеет ли налаживать отношения со сверстниками и взрослыми, самостоятелен ли в жизни.
Воспитатель детского сада должен иметь достаточно педагогических и психологических знаний и опыта для относительно правильного определения готовности каждого ребенка к школе; при этом ему следует руководствоваться требованиями «Программы воспитания в детском саду».
Если в дошкольном возрасте ребенок развивался нормально, в стимулирующей обстановке и без какого-либо сильного вмешательства в естественное физическое и умственное развитие, то к шести годам он достигает необходимого уровня готовности к систематическому обучению.
Однако иногда в семье и в дошкольном учреждении встречаются дети, в отношении которых возникают сомнения в том, смогут ли они начать учиться в школе. Такие дети проходят особое обследование у специалиста. Он дает заключение об уровне их подготовленности к обучению. К наиболее ярким признакам недостаточной готовности относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития. Ребенок с трудом сосредоточивается длительное время, не находит себе места в детском коллективе, не умеет общаться с окружающими.
Такой ребенок даже в повседневной деятельности нуждается в посторонней помощи, он не понимает заданий и не может их выполнить самостоятельно. Как правило, ребенок не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики (особенно это касается графических заданий). Словарный запас заметно сужен, способность связно выразить свои мысли ограниченна. Он с трудом улавливает различия в свойствах предметов. У него не развита произвольная память,
он испытывает трудности при решении задач на определение отношении, на обобщение, затрудняется в разрешении проблемных ситуаций и т. п.
Причиной могут быть не только плохо стимулирующие развитие социальные условия, наследственные факторы, серьезные или длительные заболевания в дошкольном возрасте, легкая родовая травма, влияющая на работу центральной нервной системы, но и жизнь малыша в среде, способствующей возникновению неврозов. Все это может отрицательно влиять на одну из названных выше сторон подготовки к школе. На основе повторяющихся обследований определено, что в ЧССР количество не готовых к школе детей составляет десять—пятнадцать процентов.
Поступление в школу плохо подготовленного ребенка имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития. Ученик не успевает в школе и в результате проявляет отрицательное отношение и к ней, и к обучению вообще. Его физическое и психическое здоровье оказывается под угрозой. Могут появиться некоторые признаки детских неврозов: нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, головные боли по утрам и другие признаки. Поступление такого ребенка в школу приводит и к трудностям в воспитании — он пытается любым способом привлечь к себе внимание, становится негативистичным, совершает нехорошие поступки и т. д. При своевременном определении уровня готовности ребенка к школе можно помочь устранить причины подобных проявлений.
В Чехословакии подготовленность к школе могут определять специалисты различного профиля. Детский врач на обязательных осмотрах шестилеток устанавливает уровень соматической зрелости каждого ребенка. Детей с предполагаемым нарушением психической сферы либо страдающих хроническими или длительными заболеваниями органов чувств, а также отстающих в соматическом развитии он направляет на специальное психолого-педагогическое обследование. Дошкольников с серьезными психическими и физическими дефектами, а также с дефектами органов чувств рекомендует записать в специальную школу с особым уходом.
Воспитатель также систематически наблюдает за ребенком в течение его пребывания в детском саду. Если педагог замечает недостатки в физическом развитии, то предупреждает о них детского врача. Если относительно некоторых шестилеток у воспитателя появляются сомнения по поводу их готовности к школе, он рекомендует родителям обследовать их в психолого-педагогической консультации либо сам обращается за консультацией к специалисту (педиатру, психологу, педагогу и др.).
Учителя начальных классов после записи предлагают в специальной консультации обследовать тех детей, которые по просьбе родителей будут посещать школу, несмотря на то, что к 1 сентября им еще не исполнится шесть лет, а также ребят, которые не посещали детский сад, либо педагогически запущенных, страдающих физическими недостатками, имеющих дефекты речи, органов чувств, отклонение в развитии (леворукие и др.)
В районных психолого-педагогических консультациях проводится квалифицированное и комплексное определение подготовленности ребенка к школе. Эти учреждения дают консультации в сфере воспитания. Они подчиняются Министерству просвещения, непосредственное управление консультациями осуществляет районный национальный комитет; методическое руководство осуществляют областные психолого-педагогические консультации. Они помогают решать специальные вопросы психического и социального развития детей (и молодежи) и подготовки их к взрослой жизни. Областные консультации обследуют детей по запросу районного национального комитета, выдают квалифицированные заключения и могут организовать медицинское обследование дошкольников.
Районная психолого-педагогическая консультация дает индивидуальные советы педагогам школ, ученикам, родителям и опекунам по вопросам психического и социального развития детей. Специалисты консультаций разрабатывают и используют профилактические и коррекционные методы преодоления затруднений в воспитании и обучении. В случае необходимости эти методические центры помогают наладить процесс перевоспитания. При распределении в школы детей, нуждающихся в специальном уходе, названные консультации на основе тщательного обследования разрабатывают комплексный проект решения, которое одобряет районный национальный комитет.
Консультации вместе с национальными комитетами и другими общественными организациями оказывают воздействие на тех родителей или опекунов, которые отрицательно влияют на воспитание вверенных им детей. Специалисты консультаций сотрудничают с педагогами, знакомят их с новейшими достижениями возрастной психологии.
Для определения подготовленности ребенка к школе в районных психолого-педагогических консультациях используются прежде всего психологические тесты. Самыми известными и распространенными в ЧССР психологическими диагностическими средствами являются: тест школьной зрелости А. Керна (и «Ориентировочный тест школьной зрелости» Й. Ирасека и В. Тихой, который представляет собой модификацию теста Керна), «Реверсивный тест» А. Эдфелдта, с помощью которого определяется способность детей к чтению, и, наконец, Гюппингенская проверка готовности к школе. По содержанию их можно разделить на две группы:
1) тесты, определяющие уровень сформированности отдельных психических функций, которые, как предполагается, участвуют в процессе усвоения учебного материала. Каждая функция измеряется с помощью отдельного теста (так, в Гюппингенской проверке содержится 10 субтестов);
2) тесты, опреляющие общую готовность к школе (например, тест основных достижений Керна).
Сотрудники консультации всегда проводят обследование ребенка в присутствии родителей. На основании результатов обследования консультации могут рекомендовать следующие меры: а) записать ребенка в первый класс общеобразовательной школы; б) отсрочить начало школьного обучения на один год; в) зачислить ребенка в специальную группу детского сада или в школьный класс выравнивания; г) поместить ребенка в специальную школу для детей, нуждающихся в особом уходе.
Решение о том, в каком из этих учреждений ребенок будет учиться, принимает отдел школ соответствующего национального комитета на основании заключения консультации.
Запись в школу является регистрацией всех детей, которые до 1 сентября текущего календарного года достигают возраста, установленного для поступления в первый класс. Родители, опекуны или учреждение, в котором дошкольник воспитывается, обязаны сделать это вовремя. Ребенок начинает учиться в том учебном году, к началу которого ему исполнится шесть лет. Ребенок, которому исполнится шесть лет в период с начала учебного до конца календарного года, может быть записан в школу в случае, если он достаточно физически и психически развит. Если ребенок достиг шестилетнего возраста, но здоровье его ослаблено, национальный комитет на основе результатов психолого-педагогического обследования отодвигает начало обязательного обучения на один год. Обязательное обучение в школе длится десять лет.
Если поступление в школу отсрочивается на год, то по истечении этого периода ребенок проходит повторное специальное обследование и вновь решается вопрос о том, где он будет учиться. Практика показала, что в случаях, когда временное отставание в развитии имеет положительный прогноз, отсрочка школьного обучения приводит к достижению требуемого уровня готовности к школе. В случае отсрочки начала школьного обучения соответствующая организация определяет, будет ли ребенок продолжать посещать старшую группу своего детского сада или его переведут в специальную группу.
Отсрочка начала обучения в школе приведет к желаемому результату лишь в том случае, когда лица, воспитывающие ребенка, будут уделять ему особое внимание; создадут в семье и в детском саду стимулирующую обстановку для его полноценного развития; в соответствии с уровнем развития будут требовать от него самостоятельного и активного решения физических, умственных, практических и социальных задач; предоставят ему возможность обогащать личный опыт и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми; будут систематически давать мелкие поручения и требовать их выполнения; будут укреплять уверенность в своих силах и формировать положительное отношение к обучению.
Специальная программа воспитания и обучения, по которой могли бы работать воспитатели с теми детьми, для кого отсрочено поступление в школу, пока не разработана. Педагоги работают с этими детьми по существующей «Программе воспитания для яслей и детских садов», но уделяют им больше внимания. В настоящее время проходят экспериментальную проверку специальные программы, стимулирующие развитие детей, педагогически запущенных и растущих в неблагоприятных для формирования нервной системы условиях. Эти программы направлены на развитие познавательных процессов, прежде всего мышления и речи. Они используются наряду с общей программой.
Для детей с незначительными дефектами органов чувств и легкими физическими нарушениями (зрения, речи и др.) организуются специальные группы при детских садах. Для учеников, у которых обнаружены определенные недостатки, проявившиеся в отставании при усвоении учебного материала, можно в начальной школе открыть классы выравнивания. Контингент этих классов составляют дети, временно отстающие в успеваемости, но с нормальным развитием интеллекта, без очевидных физических и психических нарушений или дефектов органов чувств. Их отставание можно преодолеть с помощью интенсивных индивидуальных занятий, особой заботы и специально составленного режима.
Класс выравнивания открывается с разрешения директора школы для двенадцати—пятнадцати (но не более) учеников. Перевод ребенка в класс выравнивания осуществляется на основе рекомендации классного руководителя, заключения школьного врача и психолого-педагогической консультации. Ученик остается в классе выравнивания лишь то время, пока не будет преодолено его временное отставание. Максимальный срок пребывания ученика в таком классе — два года (но не позже окончания четвертого класса). Классы выравнивания организуются как филиалы обычных классов, от которых первые отличаются режимом и индивидуальным подходом к ученикам.
В первом — четвертом классах начальной школы также могут быть открыты специализированные классы для детей с нарушениями навыков чтения и письма, перцептивно-моторной сферы, трудностями в адаптации к школе и другими нарушениями. В таких классах школьники учатся лишь временно, а потом возвращаются в прежний коллектив.
Дети с умственными или физическими дефектами, нарушениями речи или дефектами органов чувств, с несколькими различными дефектами, трудновоспитуемые, больные и ослабленные, находящиеся в медицинских учреждениях направляются в школы для детей, нуждающихся в особом уходе. К этой группе относятся специальные школы для умственно отсталых детей, которые не могут учиться ни в обычной школе, ни в школе для детей, нуждающихся в особом уходе, и вспомогательные школы (для труднообучаемых детей). Общеобразовательная школа гарантирует индивидуальное обучение детям, которые по состоянию здоровья не могут регулярно ходить в школу, но вместе с тем имеют серьезные причины, по которым их нельзя определить в спецшколу. Как правило, такое индивидуальное обучение обеспечивает и контролирует директор школы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.