Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Понятие готовности ребенка к школе


Поддьяков Н. Н. и др. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР»
Москва-Братислава, 1989 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Обязательное обучение в школе, которое в ЧССР начинается с шести лет, предъявляет к ребенку определенные требования.
Очевидно, его можно записывать в школу лишь тогда, когда он достиг такого уровня развития, который гарантирует, что ребенок успешно справится с требованиями этого воспитательно-образовательного учреждения.
В специальной литературе довольно точно определяются содержание и критерии готовности ребенка к школе, однако представления родителей и воспитателей детских садов различны по поводу того, какие именно стороны личности и как необходимо развивать при подготовке ребенка к систематическому обучению.
Проведенный в Братиславе опрос взрослых, участвующих в воспитании детей, показал, что для большинства родителей решающим условием успешного обучения школьника является общее его развитие, т. е. хорошее здоровье, физическая закалка, умственная и социальная развитость.
Некоторые взрослые считают, что основным фактором школьных успехов является только умственное развитие. Свое мнение они мотивируют тем, что, в частности, в первом классе детям бывает трудно усвоить содержание всех учебных предметов, а также и тем, что научно-технический прогресс вообще предъявляет высокие требования к умственным способностям человека.
Достаточное число опрошенных считает важным прежде всего поднимать уровень физического и умственного развития ребенка. Меньшее число родителей главный упор делают на социальную развитость дошкольника, имея в виду уровень его эмоционально-нравственного развития.
Усилия родителей при подготовке детей к школе направляются, как правило, на те способности и умения, которые прямо связаны с процессом обучения.
Они подчеркивают, что необходимо, во-первых, научить ребенка сосредоточиваться, быть внимательным, во-вторых, пополнять его знания, развивать память, мышление и речь, в-третьих, усиливать его интерес к школе.
Некоторые считают, что надо поощрять и укреплять волевые качества ребенка, добиваясь, чтобы он был настойчив и прилежен, или же формировать дисциплинированность, активность, т. е. поведение в целом. Как частный момент включается и развитие ручных умений.
Большинство взрослых не считают нужным учить детей читать и писать перед поступлением в первый класс, поскольку впоследствии, находясь в школе, ребенок может потерять интерес к обучению, станет невнимательным на уроках.
Они не учат детей читать и писать еще и потому, что не знают требований школы и опасаются учить ошибочно, не так, как учат в школе. Чтение и письмо — это сугубо школьные виды деятельности, считают родители, и их освоение должно осуществляться под руководством специально подготовленных учителей.
Другая категория родителей стремится научить ребенка читать и писать еще до поступления в первый класс. Они обосновывают это тем, что требования школы, предъявляемые к ребенку, и темп обучения в первом классе настолько высоки, что заранее освоенные навыки помогут детям справиться с любыми заданиями, а следовательно, снять лишнее напряжение.
Есть и такие родители, которые учат ребят читать из честолюбивых побуждений: в начале учебного года их ребенок опередит своих сверстников и благодаря этому займет в формирующемся коллективе более выгодное положение.
Опрос воспитателей детских садов, работающих с ребятами пяти-шестилетнего возраста, показал, что многие при подготовке детей к школе отдают предпочтение физическому и умственному развитию. Нацеливая воспитательно-образовательную работу на формирование мышления, речи и познавательных процессов, педагоги обогащают детей основными знаниями о природе и обществе. Они, как и родители, считают, что высокий уровень умственной и физической готовности поможет уберечь ребят от затруднений в этих сферах.
Меньше внимания при этом уделяется воспитанию таких качеств личности, как воля и дисциплинированность.
Как же определяют ученые готовность к школе? В педагогической и психологической литературе она трактуется как общая развитость личности, позволяющая ребенку включиться в систематический процесс воспитания и обучения и успешно освоить .его содержание, как целостная система свойств и качеств, которые должен приобрести дошкольник в своем физическом, умственном и эстетическом развитии.
Уровень подготовки предполагает определенную степень зрелости всего организма и нервной системы, благодаря которой ребенок может справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками.
Вместе с тем существенное значение имеют приобретенный запас элементарных знаний об окружающем мире, простейшие навыки практической и умственной деятельности, уровень развития мышления, речи и познавательных интересов, уровень сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств.
Психологи выделяют следующие стороны общей готовности к школе: физическая, интеллектуальная, социально-нравственная (или эмоционально-социальная) и мотивационная.
Начальная школа предъявляет свои требования к уровню готовности ребенка к систематическому обучению. Одно из требований — это изменение режима дня, характерного для дошкольного детства. До школы посещение детского сада и продолжительность пребывания ребенка в нем могли регулироваться в зависимости от семейных условий. Однако посещение школы обязательно — на занятия ребенок должен приходить ежедневно.
Дошкольник занимается в течение дня различными видами деятельности, организация и содержание которых ему интересны. В основном ребенок играет или занимается делом по собственному усмотрению. Он может менять ход своих занятий и игр и по времени, и по содержанию.
В школе же большая часть первой половины дня занята систематическим обучением; кроме того, определенную часть второй половины дня необходимо затратить еще и на подготовку уроков. В школе ограниченны те виды деятельности, которыми ребенок может заниматься по собственному выбору и интересам.
Он должен подчиниться расписанию уроков и школьному порядку. В любую погоду он обязан приходить в школу вовремя, приносить учебные принадлежности, приспосабливаться к условиям школьного обучения (например, в удовлетворении основных физиологических потребностей).
На уроке ему предстоит сидеть определенное время спокойно, сосредоточенно работать, а на переменах за относительно короткое время восстанавливать свои силы.
Организация и содержание обучения в школе требуют высокого уровня развития навыков и умений, способного обеспечить самостоятельную работу ученика. Для успешного овладения письмом у ребенка, например, должна быть развита мелкая моторика пальцев.
Таким образом, для физической и психической адаптации к школьной жизни необходимо иметь прежде всего крепкое здоровье, способность организма сопротивляться заболеваниям, физическую закалку и выносливость. Для систематического обучения не менее важным является умственное развитие, точнее, общая психическая готовность к школе.
Ребенок в первом классе усваивает основы трех предметов (чтения, письма и математики), приобретает элементарные системные знания о природе и обществе. Он должен поступить в школу с определенными представлениями о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения. Полноценное усвоение учебного материала, соответствие обучения возможностям ребенка зависят и от его способности осуществлять те умственные процессы, из которых состоит обучение.
На успехи ученика влияет уровень развития познавательных процессов и функций: восприятия, представления, воображения, памяти и мышления, а также привычка заниматься умственной деятельностью. Ребенок должен обладать способностью анализировать: при восприятии предметов отделять существенное от несущественного, обобщать и классифицировать наблюдаемые явления и т. п.
Ему необходима находчивость, сообразительность, самостоятельность. У ребенка появляется интерес к умственной деятельности, если она доставляет ему удовольствие.
Успех обучения в значительной степени зависит также от уровня развития речи ребенка, от богатства его словарного запаса, от того, умеет ли он самостоятельно, связно, четко, выразительно и грамматически правильно высказываться. Речь является основным компонентом умственной деятельности и средством, с помощью которого ребенок выражает результаты этой деятельности. Важной предпосылкой достижения положительных результатов в учебе является любознательность.
С поступлением в школу претерпевает изменения не только организация жизни и основная деятельность ребенка, но и его общественное положение. Ребенок переходит из знакомого ему коллектива сверстников и взрослых с установившимися в нем определенными отношениями в общество незнакомых ребят и взрослых.
В прежнем коллективе он занимал определенное место, знал свои права, обязанности и преимущества, а в формирующемся школьном обществе ребенок должен снова утверждать себя. Его обязанности и права определяются уже намного точнее и жестче, чем в дошкольный период, их соблюдение положительно оценивается по другим критериям, чем те, к которым он привык.
Одним из важных критериев оценки деятельности ребенка не только в школе, но и в семье, в кругу ровесников, становится успех в обучении. Выставление оценок и аттестация являются общественно значимыми актами и имеют форму официального документа.
Поскольку в школе ребенок продолжительное время находится без родительской опеки, он должен обладать соответствующим своему возрасту уровнем эмоциональной независимости и развития воли, уметь контролировать и ограничивать импульсивное поведение, владеть собой.
Начальные трудности при обучении в школе легче преодолеваются, если ученик хочет учиться, положительно относится к работе и стремится к ней. Сила воли ему нужна и для регулярного и успешного выполнения всех школьных обязанностей.
Налаживанию контактов с другими детьми, формированию приятельских отношений с одноклассниками и активному участию в жизни коллектива во многом способствует знание и соблюдение правил и норм общественной жизни, сформированность положительных черт характера.
Общая готовность к школе предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, т. е. у него должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы (умственной, эмоциональной, волевой или практически-действенной) может быть причиной неуспевания в школе или отсрочки поступления в школу.
Вместе с тем, чтобы дети в первом классе полностью усвоили содержание учебных предметов (чтения, письма, математики), они должны владеть и некоторыми специфическими знаниями, навыками и умениями. Так, например, при обучении математике учитель рассчитывает на то, что дети умеют различать цвет, форму, величину, количество предметов, а при обучении письму умеют правильно обращаться с письменными и рисовальными принадлежностями, знакомы с выполнением графических упражнений. Знания, навыки и умения такого типа составляют специальную готовность к школе.
Общая и специальная подготовка не противоречат и не исключают друг друга. Специальная подготовка детей к усвоению содержания основных учебных предметов исходит из общей подготовки, соответствует ей и опирается на нее, и наоборот, содержание специальной подготовки должно строиться так, чтобы способствовать общей готовности к обучению.
Особое внимание следует, обратить на неправомерность одностороннего развития какой-либо сферы личности (как правило, интеллектуальной); также недопустимо интенсивно тренировать специфические умения. Взрослым всегда надо помнить о том, что форсированное развитие, при котором не учитываются возрастные особенности, является вредным.
Дошкольный возраст имеет огромное значение для целостного формирования личности человека прежде всего потому, что в этот период закладывается основа всех ее сторон.
Если надлежащим образом не использовать благоприятные условия, которые в этом возрасте создаются для гармонического формирования личности, то в более старшем возрасте бывает очень трудно устранить задержки или отклонения в развитии.
В ЧССР шесть лет считаются возрастом, когда ребенок способен адаптироваться в новой обстановке и успешно участвовать в учебном процессе. Возраст с которого можно начать учиться в школе, был определен эмпирически, однако обучение с шести лет имеет в нашей стране давнюю историческую традицию.
Так, Я. А. Коменский считал, что седьмой год жизни — это возраст, когда ребенок должен начать учиться в школе, чтобы он не испортился от безделья.
Пять-шесть лет воспитания и образования в материнской школе (имеется в виду воспитание ребенка матерью в семье) он считал достаточным и оптимальным сроком для свободного воспитания нравов, ума, умений и речи.
Кроме возрастного критерия, показателями физической готовности является общее состояние здоровья и основные антропометрические данные — рост (к шести годам он должен быть не менее 110 см), масса тела (20 кг), окружность грудной клетки (при выдохе не менее 55 см), изменение соотношений отдельных частей тела, процесс роста и созревания костей, смена зубов.
Подготовленный к школе ребенок физически вынослив, способен пребывать длительное время на свежем воздухе в любую погоду, он обладает основными двигательными умениями, имеет правильную осанку, может контролировать свои движения, соблюдать гигиену.
О развитости познавательных процессов говорит дифференцированность восприятия и понимания общественных и природных явлений, способность наблюдать, правильно называть повседневные предметы и явления, определять взаимосвязи между ними. Ребенок должен уметь связно выражать свои мысли, творчески и самостоятельно думать, решать задачи, опираясь при этом на конкретный наглядный материал.
Пяти-шестилетние дети должны уверенно себя чувствовать и вне семьи. Сформированные культурные навыки помогут им осуществлять совместную с ровесниками деятельность, налаживать элементарные отношения с представителями более широкого социального окружения.
Ребенка надо научить самостоятельно одеваться, есть, содержать в чистоте и порядке свои вещи. Он должен понимать важность труда взрослых, положительно относиться не только к личным делам, но и к труду для общего блага. Любое дело ему следует выполнять сосредоточенно, укладываться в отведенное на данную деятельность время, придерживаться общих установок и своего замысла.
У ребенка следует сформировать эстетическое восприятие, чувства и вкус, интерес к соответствующим возрасту художественным произведениям, развить стремление к эстетическому оформлению окружающей его обстановки.
Его надо научить чувствовать красоту музыки, художественного слова, живописного произведения; владеть элементарными выразительными средствами, специфическими для отдельных видов искусства; петь, точно воспроизводя мелодию; рисовать карандашами и красками, лепить; знать считалки, поговорки, загадки, сказки, рассказы и уметь их пересказывать; бережно относиться к книгам.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +