В Чехословацкой Социалистической Республике создана развитая система воспитания и образования молодежи и взрослых. Воспитание и образование являются делом всего общества. В нем принимают участие семья, государство, общественные организации, администрация, хозяйственные учреждения, средства массовой информации и другие социальные институты.
Основой народного образования является единая система школ и воспитательных учреждений, осуществляющих политехническую и трудовую подготовку. Дети учатся с шести и до шестнадцати лет. Для школ одной и той же ступени или направления (общеобразовательного или профессионального) на всей территории республики предусмотрены единые учебные планы, программы и учебники, в которых, помимо общих педагогических принципов, учитываются национальные особенности. Дошкольные учреждения работают также по единой программе воспитания.
Обучение в школах ведется на чешском или словацком языке. В дошкольных учреждениях, начальных и средних школах, которые посещают дети венгерской, украинской и польской национальности, обучение ведется на их родном языке, но при этом особое внимание обращается на овладение чешским и словацким литературным языком.
Все учреждения воспитательно-образовательной системы общедоступны и бесплатны, условия поступления в них для всех граждан ЧССР одинаковы, невзирая на национальность, пол, материальную обеспеченность и социальное происхождение. Политика социалистического государства направлена на содействие гражданам в получении высшего образования.
Чехословацкая воспитательно-образовательная система включает:
ясли и детские сады для детей до шестилетнего возраста;
основные общеобразовательные школы двух ступеней: первые—четвертые классы, пятые—восьмые классы;
средние школы (гимназии, средние специальные училища, техникумы, консерватории);
высшие учебные заведения;
учебные заведения для воспитания и образования взрослых.
Детям и молодежи, нуждающимся в особом уходе, предоставлена возможность учиться в специальных учреждениях. В Чехословакии имеются также школы музыкальные, художественные, с углубленным изучением иностранного языка и другие воспитательно-образовательные и общественные учреждения, действует система педагогических консультаций.
Дошкольные учреждения располагают целостной системой воспитательно-образовательной работы с детьми до шести лет. Существуют различные их виды: ясли, детские сады, ясли-сады и детские комнаты. Они создаются национальными комитетами по территориальному принципу или социалистическими предприятиями (ведомственные или кооперативные дошкольные учреждения).
Дошкольные учреждения осуществляют общественную и воспитательную функции. Они обеспечивают уход за детьми в то время, когда родители работают или заняты общественными делами; это позволяет женщине-матери участвовать в трудовой, политической, культурной и общественной жизни наравне с мужчинами. Благодаря систематическому воспитательному процессу, проводимому в дошкольных учреждениях, формируются основы личности ребенка, обеспечивается его всестороннее развитие и подготовка к школе. Первое дошкольное учреждение — ясли — обеспечивает, помимо воспитания, лечебно-профилактический уход за детьми. Его сотрудники осуществляют заботу о полноценном физическом и духовном развитии малышей до трехлетнего возраста. С детьми работают медицинские сестры и няни с соответствующим медицинским образованием. Руководят яслями органы здравоохранения.
Дошкольники старше трех лет посещают детские сады. Оздоровительная и педагогическая работа здесь проводится с учетом достижений воспитания детей в семье и в яслях.
В детских садах дошкольники находятся в основном днем, однако есть и круглосуточные, и круглогодичные дошкольные учреждения. Воспитание детей умственно отсталых, с дефектами органов чувств, физическими дефектами или дефектами речи осуществляется в садах, предназначенных для детей, нуждающихся в специальном уходе. Для больных или ослабленных организуются детские сады при медицинских учреждениях.
При записи в детский сад отдается предпочтение детям, которым исполнилось пять лет, чтобы у них была возможность хотя бы в течение года подготовиться к обучению в школе. Для тех из них, кто не может регулярно посещать детский сад, за полгода до начала школьного обучения организуются подготовительные отделения. Дети с дефектами органов чувств, ранее не посещавшие дошкольные учреждения, должны начать посещать детский сад в том году, в котором им исполнится пять лет.
Государственное управление детскими садами осуществляется посредством школьного ведомства министерства, которое направляет их деятельность. В зависимости от количества детей детский сад может иметь одну или несколько групп. Если по месту жительства нет яслей, в детском саду разрешается открыть группу для малышей до трех лет.
В детских садах группы формируются по возрастному принципу: чаще всего это группы трех-четырехлетних, четырех-пятилетних и пяти-шес-тилетних детей. В саду работают воспитатели со средним специальным педагогическим образованием (окончив учебу по программе восьмилетней школы, учащиеся продолжают специальное обучение в течение четырех лет и заканчивают его экзаменом на аттестат зрелости).
Уход за детьми осуществляют два воспитателя, каждый работает по шесть часов ежедневно. Детским садом руководит директор.
Ясли-сады являются новым, перспективным типом дошкольных учреждений. Они могут быть дневными или круглосуточными. В ясельных группах работают медицинские сестры, в группах детского сада — воспитатели.
Детская комната открывается тогда, когда нет условий для организации детского сада (небольшое количество детей). Ее можно открыть, если поступило минимум десять заявлений на устройство детей в возрасте от двух до шести лет. Детская комната может работать сезон или круглый год.
Национальный комитет или социалистическое предприятие открывает детский сад, если от родителей получено минимум двадцать заявлений. При организации детского сада учитывается не только реальная, сиюминутная потребность, но и перспективная. Круглосуточный детский сад начинает функционировать при условии, если в определенном микрорайоне минимум двадцать детей вынуждены пребывать в такого рода учреждении. Ясли-сад открывается, если в нем нуждается двадцать дошкольников и шестнадцать детей раннего возраста.
Дошкольные учреждения (кроме сезонной детской комнаты и подготовительных отделений) работают по рабочим дням круглый год, учреждения интернатного типа работают непрерывно. Работа этих учреждений прекращается раз в год, как правило, в летние месяцы, на срок две — максимум четыре недели. В это время сотрудники сада находятся в отпуске, в помещении производится ремонт и т. д. Время работы дошкольного учреждения определяет его директор по согласованию с финансирующей сад организацией. Он руководствуется временем работы большинства родителей и требованиями правильного режима дня (многие учреждения работают с семи до семнадцати часов).
Запись детей, которые с сентября будут посещать дошкольное учреждение, производится до конца мая, а запись на подготовительное отделение — в январе.
В одну группу детского сада принимают максимум тридцать детей. Если же в группе есть малыши до трех лет, их общее количество не должно превышать двадцати пяти человек. В группе круглосуточного детского сада может быть максимум двадцать детей. В подготовительном отделении должно быть минимум пятнадцать детей, в исключительных случаях его можно открыть и при меньшем их числе.
Во всех детских садах детям предоставляется питание. В дневных детских учреждениях они получают второй завтрак, обед и полдник, в круглосуточных, кроме этого, первый завтрак и ужин. В каждом детском саду дети могут получать также и первый завтрак, если этого желают их родители и позволяют условия работы учреждения.
Медицинское и санитарное обслуживание в детском саду обеспечивают врач и гигиенист. Воспитатели обязаны соблюдать гигиену, следовать санитарным инструкциям, обеспечивать условия охраны здоровья детей. Конкретно они должны следить за состоянием здоровья ребят в течение всего их пребывания в саду, обеспечивать уход за больным ребенком, соблюдать чистоту и порядок в помещении и на участке, проверять регулярность посещения детского сада детьми и пр. Воспитатели отвечают за здоровье и безопасность ребят в течение всего их пребывания в детском саду.
Распорядок дня детей в дошкольных учреждениях соответствует требованиям педагогики, психологии и физиологии. Основная задача установления распорядка дня заключается в обеспечении правильного режима. Детский сад не может начать работать раньше шести часов утра; дети должны обеспечиваться вкусной, калорийной пищей; для них обязателен послеобеденный сон; в саду должна царить атмосфера радости и заботы.
В режиме дня каждой возрастной группы основное место занимает игра. Для обеспечения полноценного физического развития дети регулярно занимаются физическими упражнениями (утренняя зарядка, физкультурные минутки и занятия по физической культуре). Они ежедневно гуляют на свежем воздухе (минимум два часа в первой половине дня, после дневного сна они играют на участке до прихода родителей). С детьми систематически проводятся оздоровительно-закаливающие процедуры.
Занятия — основная форма обучения дошкольников. Они проводятся в каждой возрастной группе ежедневно (в младшей группе — десять—пятнадцать минут, в средней — пятнадцать—двадцать минут, в старшей — два занятия по двадцать—тридцать минут с пятнадцатиминутным перерывом). В дошкольном учреждении дети занимаются различными играми-забавами и другой интересной самостоятельной деятельностью (по желанию). Режим дня устанавливает директор после обсуждения с педагогическим коллективом детского сада и родителями. Приводим примерный режим дня для детей пяти-шести лет.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.