В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей — систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.
Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном воспитательном значении материалистических представлений была сформулирована А. И. Герценом: «Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы...». Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания дегей с раннего возраста русский педагог К. Д. Ушинский.
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Готовность к обучению в школе рассматривается большинством советских ученых как комплексная проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности дошкольника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития дошкольников оказываются дифференцированное восприятие, допонятийные формы мышления, умение упорядоченно ориентироваться в предметном мире. Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка. Программой предусмотрено сообщение детям старшего дошкольного возраста системы знаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физических изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), перемещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимосвязей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно-логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к растениям и животным.
Дошкольники проявляют большой интерес к физическим явлениям неживой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Остановимся подробнее на содержании таких знаний.
Формирование представлений о различных состояниях веществ (твердом, жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции) позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающей действительности.
Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предметы), которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать дошкольникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у старших дошкольников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Сообщение дошкольникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное — научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.
В биологии и философии организм и среда рассматриваются как единая система. Их тесная взаимосвязь объясняется спецификой живого организма, нуждающегося в притоке энергии извне. Взаимосвязь организмов и среды носит определенный, конкретный характер, который вытекает из специфики живого,— он выражается в четкой приспособленности живых организмов к среде обитания.
Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внешней средой. Связь третьего понятия — «многообразие организмов» — с первыми двумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития. Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кормить, растения — поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (рыбам нужна вода определенной терпературы, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В результате складывается реальное представление о живом организме.
Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы. Так, очень важно соотношение непосредственных наблюдений и организованных занятий как двух взаимодополняющих форм ознакомления с живой природой.
Наблюдения в повседневной жизни позволяют накапливать чувственные представления дошкольников о природе ближайшего окружения, углублять их знания о внешнем облике животных и растений, об особенностях их жизни, о характере взаимосвязи с внешней средой. Наблюдения должны быть организационно и структурно упорядочены, то есть тематически и последовательно сгруппированы. Наибольший познавательный эффект дают комплексные систематические наблюдения, состоящие из ряда разных, но взаимодополняющих по содержанию наблюдений на определенную тему. Например, ознакомление с птицей — обитательницей уголка природы в детском саду может включать наблюдения по темам:
1. Знакомство с птицей. Дети узнают ее название, любуются оперением, наблюдают за движениями. Воспитатель помогает охарактеризовать действия и состояние.
2. Пища для птицы. Дети рассматривают зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, тертую морковь). Воспитатель показывает, как их по мерке следует класть в кормушки. Дети наливают в специальную посуду чистую воду и ставят в клетку. Все смотрят, как птица клюет корм, пьет воду.
3. Внешность птицы. Педагог спрашивает, что у птички расположено на голове, чем покрыто тело, какого цвета перья, какие лапки и т. д. Дети отвечают, воспитатель уточняет.
4. Птичка купается. Задание дается для самостоятельного наблюдения. В клетку ставят воду, воспитатель предлагает детям самим понаблюдать, как птичка будет купаться.
5. Поведение птицы. Воспитатель обращает внимание детей на различные проявления птицы (смотрит, порхает, клюет, скачет, летает). Обращает внимание на то, какими органами она их выполняет (глазами, крыльями и т. д.).
6. Бережное отношение к птице. Педагог поясняет: около клетки нельзя шуметь — птица пугается, кормить ее надо каждый день с утра, чтобы ей не было голодно, зимой выращивать для нее зелень (овес), так как ей нужны витамины, угощать ее фруктами, на выходной день оставлять ей много корма и воды. При такой заботе птица будет веселой и здоровой.
Во время зимней подкормки на участке воспитатель и дети наблюдают за зимующими птицами: рассматривают их внешность, сравнивают по величине, окраске перьев, способам передвижения, издаваемым звукам. Педагог обязательно отмечает, что птицы прилетают на участок, потому что дети систематически заботятся о них, подкармливают в холода.
Чтобы уточнить и закрепить представления детей четвертого и пятого годов жизни о зимующих птицах, в уголке природы помещают «Календарь наблюдений за птицами». В течение двух недель ежедневно после наблюдения дошкольники вместе с воспитателем находят картинки с изображением птиц и вставляют их в соответствующие прорези на календаре. Старшие дошкольники дополнительно к картинкам фиксируют значками птиц, которые прилетали к кормушке или пролетали над участком.
Представления дошкольников о конкретных птицах систематизируются и обобщаются на специальных занятиях примерно по следующему плану: 1) рассказы детей о птице, живущей в уголке природы; 2) рассматривание «Календаря наблюдений за птицами»; 3) беседа о зимующих птицах, о способах их подкормки.
На одном из занятий проводится беседа на тему «Почему птицы могут летать». Воспитатель предлагает детям рассмотреть перья птицы. Обращает внимание на строение пера: полый стержень, плотно прилегающие друг к другу волоски, поэтому оно плотное и легкое. Дети отмечают, что такие перья имеются у всех птиц на хвосте и крыльях. Педагог демонстрирует, как по-разному падает вниз бумага: гладкая планирует, скомканная падает «камнем». На примере этой модели ребята убеждаются, что, чем больше поверхность предмета, тем дольше он летит по воздуху. Воспитатель показывает детям, как складывается и раскладывается веер, как им можно сделать «ветер». Ребята запускают бумажных голубей, наблюдают их полет (у одного из голубей крылья сложены и заклеены). Таким образом, дошкольники самостоятельно приходят к выводу, что птицы хорошо приспособлены к полету в воздушном пространстве: у них легкое тело, большая поверхность крыльев и хвоста, которыми они опираются о воздух и отталкиваются от него.
Изменение, движение, развитие — это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.
Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными рни становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы.
Работа с «Календарем наблюдений за сезонными явлениями природы» в старшей и подготовительной к школе группах проводится ежемесячно в течение одной недели. Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы (растительного и животного мира). Так же ведется работа с «Календарем наблюдений за ростом растений». Еженедельно дети под руководством воспитателя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель развития конкретного живого организма.
Важная форма работы с детьми — занятия по ознакомлению с природой. Они позволяют уточнить, расширить, привести в определенную систему чувственные представления детей. Занятия, как правило, следуют за серией конкретных наблюдений, посвященных тому или другому объекту природы (выше это было показано на примере птиц). Логично построенная педагогом беседа, постановка вопросов проблемного характера позволяют дошкольникам обнаружить взаимосвязь и взаимозависимость явлений, которые в свою очередь дают возможность увидеть сходные признаки разных объектов и сделать обобщения.
Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы обучения, как элементарные опыты, проводимые воспитателем или самими детьми, и демонстрация моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспособленности животных к среде обитания.
В детском саду программа рекомендует использовать ознакомления с явлениями неживой природы. Воспитатель демонстрирует опыты, выявляющие скрытые свойства воздуха, магнита и других физических явлений. Например, чтобы доказать, что воздух есть повсюду, педагог показывает, как можно опустить в воду стакан вверх дном и не замочить лежащую в нем салфетку. Или, погружая в воду широким концом воронку с надетым на ее узкий конец воздушным шариком, воспитатель обращает внимание ребят на то, как он постепенно раздувается, т. е. заполняется воздухом, выходящим из воронки под давлением воды.
Знакомство со свойствами воздуха, воды, земли наиболее эффективно проходит во время целенаправленных игр со специально подобранными предметами (например, бег с «парусом», с вертушкой, протягивание лодочки или шишки сквозь толщу воды и т. д.). Особенности функционирования предметов в той или иной среде позволяют обнаружить ее важные физические свойства, приспособление к которым дети наблюдают и у животных (способность птиц к полету в воздухе, рыб к плаванию в воде и пр.). Эти же закономерности демонстрируются на конкретных моделях (например, модель маскировки), выявляющих скрытые от глаз особенности живых организмов.
Организация труда дошкольников в живом уголке, на огороде, в цветнике создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочных навыков гуманного отношения к живому. Например, дежурные по уголку природы сеют в маленькие горшочки овес, за которым потом наблюдают и ухаживают. Когда зелень вырастает, ее помещают в клетку для птички, морской свинки или черепахи. «Зеленые витамины», выращенные в холодное время года,— это действенная забота о животных. Итак, усвоение относительно небольших по объему, но глубоких природоведческих знаний о разнообразных связях и явлениях, опора на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников обеспечивают всестороннюю готовность каждого ребенка к практической деятельности, направленную на сохранение и рациональное использование природы. Такой подход, сочетающий систематическое обучение и надлежащие воспитательно-образовательные мероприятия, служит основой формирования у детей к моменту перехода их в школу познавательных интересов, начал материалистического взгляда на природу, который в дальнейшем может перейти в атеистическую убежденность и экологическое мировоззрение.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.