Развитие речи, обучение дошкольников родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной подготовкой их к школе.
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и трудовой деятельности, в повседневной жизни. Обучение родному языку и развитие речи детей должно стать главной задачей специальных занятий.
Советскими учеными разработана система речевых занятий в разных возрастных группах детского сада; она органически включает в себя все аспекты речевого развития (фонетику, лексику, грамматику). В основе этой системы лежит комплексный подход, предполагающий решение на одном занятии разных речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. При разработке занятий основное внимание уделяется взаимосвязи всех речевых задач в каждой возрастной группе, причем на том или ином возрастном этапе эта связь выступает в разных сочетаниях. Рассмотрим их подробнее.
Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников.
Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т. е. на нахождение наиболее точного слова в речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.
Изобразительно-выразительные возможности русской лексики исключительно велики. Разнообразно используются в речи явления полисемии, антонимии, синонимии. В основе полисемии (многозначности) лежит перенос употребления одного и того же слова, имеющего несколько значений, в разные словосочетания. Синонимы помогают наиболее точно передать тончайшие оттенки мысли, они делают речь образной, выразительной, помогают избегать повторений одних и тех же слов в связном высказывании. Понимание такого явления, как синонимия, для детей дошкольного возраста вполне доступно. Особенно легко они усваивают так называемые контекстуальные (ситуативные) синонимы — слова, которые оказываются близкими по значению, по смыслу лишь в определенной языковой ситуации, в определенном контексте.
Словарные упражнения помогают формировать у детей умение произвольно отбирать слова, включать в повествование описания (времена года, погода), творчески преобразовывать выражения. Сначала это проявляется в отдельных словарных упражнениях, в дальнейшем они переносят усвоенные умения и навыки в связную речь.
Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с развитием связной речи и особенно с лексической работой. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.
Такие упражнения помогают детям уяснить грамматические формы и при составлении рассказа правильно использовать их. Чтобы добиться связного высказывания, следует давать упражнения по синтаксису, развивающие умения правильно строить простые и сложные предложения.
Занятия, в которых тесно переплетаются грамматические и лексические задания, очень полезны для построения предложений при составлении связного текста. Речь детей становится образной, они легко подбирают определения и находят для них правильную грамматическую форму.
Развитие связной речи неотделимо от воспитания ее звуковой культуры. Такие элементы, как темп, сила голоса, дикция, интонационная выразительность, по-разному влияют на связность изложения текста. Если речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо произносит отдельные звуки, «проглатывает» окончания слов, то и речь его непонятна для окружающих, ее нельзя назвать связной. Если дошкольник к тому же не владеет интонационной выразительностью, он говорит монотонно, не может отделить одно предложение от другого. Детей обязательно следует учить чувствовать правильную интонацию (просьбы, грусти, радости, удивления). Тогда им будет легче излагать задуманное.
Развитие связной монологической речи — основа речевой подготовки ребенка к школе, поскольку именно там монологическая речь становится не только объектом, но и средством обучения. Кроме того, она является основой успешного формирования у школьников письменной речи.
Связное высказывание отражает уровень умственного развития ребенка настолько, насколько у него сформированы восприятие, мышление, внимание, память, воображение. Вместе с тем такое высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.
Один раз в квартал проводятся специальные занятия по словарной работе, на которых раскрывается многозначность слов, уточняется понимание их смысла, расширяется запас синонимов и антонимов, формируется умение сочетать слова по смыслу, употреблять их при построении связного высказывания. Вот как, например, включаются словарные задания в занятие, цель которого — обучить детей составлению рассказа по картине «Осень».
Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы по содержанию, затем им дается задание подумать над ситуацией: «Осенью бывает разная погода. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень, какая она? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, идет дождь, то какими словами можно сказать об осени, какая она? {Поздняя, хмурая, дождливая, пасмурная.) Ответы детей показывают, что они не только различают признаки осени {ранняя, поздняя), но и подбирают для них образные определения. Составляя рассказ, дети используют эти слова и в описании времени года или погоды.
На некоторых занятиях ребятам предлагаются специально разработанные речевые ситуации, которые требуют определенного словесного обозначения.
«Жили-были два братца-ветра: один, старший брат,— Северный ветер, другой — Южный. Как же они были не похожи друг на друга! Как подует Северный ветер — сразу становится холодно и морозно. Какими словами еще можно сказать про этот ветер? Подберите слова, близкие по смыслу. (Холодный, морозный, ледяной, колючий.) А какими словами можно сказать про то, что делал ветер? (Дул, задувал, завывал, холодил лицо.) А второй брат, Южный ветер, был совсем другим. К слову холодный подберите слова, противоположные по смыслу. Как можно сказать про Южный ветер, какой он? (Теплый, прохладный, ласковый, нежный, приятный.) Что он делал? (Ласкал, разговаривал с деревьями, шептался с травкой.)»
Ответы показывают, что за каждым словом у детей стоит образ, они не только представляют себе, каким был ветер, а словами передают смысловые оттенки понятий холодный — теплый, называя ветер колючим и ледяным, а второй — ласковым и нежным.
От занятия к занятию задания по активизации словаря усложняются, некоторые речевые ситуации даются повторно (меняются только персонажи), словарный запас у детей увеличивается, они свободно начинают подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Иногда при составлении рассказов или сказок дошкольники используют слова, подобранные при выполнении словарных упражнений на этом же занятии, иногда они вспоминают слова и выражения, усвоенные на других занятиях. Дети начинают включать в рассказы описания времени года, погоды, леса, неба и т. п., при характеристике персонажа подбирают синонимы и антонимы (еж — умный, толковый, сообразительный, заяц — пугается, боится, трусит и т. п.).
Углубленная лексическая работа формирует у детей умение употреблять в речи слова, которые наиболее точно соответствуют контексту; кроме того, она развивает осознанность и произвольность речи.
Задача формирования грамматического строя речи тесно связана с лексической работой и также имеет непосредственное отношение к построению связного высказывания. Все эти задачи можно решать совместно.
На одном из занятий дети рассматривали картину «Заяц», им был задан вопрос: «Что можно сказать про зайца, какой он?» Дети ответили: «Серый, длинноухий, трусливый, пугливый». Первые два слова (серый, длинноухий) — это внешняя характеристика зайца, а слова пугливый и трусливый характеризуют его качества. Второй вопрос — «Какая шубка у зайца?» — более конкретный и предполагает более конкретные ответы. (Серая, пушистая, мягкая, гладкая.) Третий вопрос — «Какое у зайца может быть настроение?» — натолкнул детей на подбор противоположных по смыслу слов. (Веселое, хорошее, грустное, плохое.) Из примера мы видим, что дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в мужском, женском и среднем роде. Одновременно они подбирают разные определения, которые дают не только внешнюю характеристику персонажу, но и отмечают качества его характера. Здесь же находят и антонимы.
Воспитатель задает еще вопросы: «Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.) А как по-другому можно сказать? (Зайчишка, заинька, зайчик.) Как называются детеныши зайца? (Зайчата, зайчишки, заиньки, зайчатки.) Какие бывают зайчата? (Быстрые, шустрые, веселые, длинноухие.)»
Здесь также тесно взаимодействуют лексические и грамматические задания: согласование существительных и прилагательных множественного числа, словообразование, подбор определений. Составляя рассказ о зайце, дети называют его по-разному, подбирают наиболее точные характерные сравнения — рассказ от такого разнообразия средств становится выразительнее.
Подбор однокоренных слов (лес — лесной — лесник,- снег — снежный — снежинка — снеговик — подснежник), помимо знаний о том, что существуют слова-родственники, дает детям возможность правильно по смыслу использовать их в определенном контексте.
Особую роль при построении связного высказывания играют упражнения по синтаксису. Дети придумывают окончание предложения, начатого воспитателем. Им читают письмо зайчика, которое попало под дождь. Некоторые предложения из письма трудно прочитать. Дети помогают: предлагают свои варианты окончания предложений, которые коллективно обсуждаются (например, какое предложение больше подходит по смыслу и правильнее построено). Затем текст с этим предложением зачитывается вслух целиком. Другие дети пересказывают его — это тоже новый вариант высказывания, так как каждый ребенок строит предложение по-своему. Приведем пример этого рассказа (в скобках дан вариант детского ответа, который сами дети признали лучшим).
«Здравствуй, Тепа! Расскажу тебе о том, что случилось со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом сделали лодку, чтобы... (переплыть на другой берег). Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые... (захлестнули лодку). Мы начали кричать так громко,... (что было слышно по всему лесу). На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы оказались там... (откуда приехали). Мы стали прыгать и скакать, чтобы... (быстрей согреться). Мы высохли и согрелись, потому что... (солнышко нам тоже помогало: грело нас).
Упражнения, во время которых ребенок диктует, а взрослый записывает, приводят к тому, что малыш начинает задумываться над правильным построением предложения и старается говорить точно и интересно. Одновременно ему дают пример связи предложений с помощью разных ее типов.
Чтобы активизировать в высказывании разнообразные типы связей между его частями и внутри предложения, можно использовать на занятиях серию сюжетных картинок. Перед составлением рассказа дети выполняют задания, цель которых — закончить сложное предложение, причем начало его может относиться к одной картинке, а окончание ребята должны составить по другой картинке. Такой прием обеспечивает смысловую и грамматическую связь разных структурных частей рассказа (его начала и середины или середины и конца).
Одновременно с обучением построению связного высказывания осуществляется и работа по формированию звуковой стороны речи. В занятия включаются упражнения, которые помогают понять различные интонации (радости, грусти, просьбы и т. п.). Уже на втором занятии детям дают задание, которое связано с общим содержанием всего занятия: «Произнесите предложение "Я пойду в школу" так, чтобы было слышно, что вы рады этому, что вам хочется пойти в школу (восклицательная интонация). А сейчас скажите это так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете (вопросительная интонация)».
Аналогично придумываются задания на дифференциацию звуков рил, произнесение скороговорок с разной силой голоса и в разном темпе. Такая работа проводится, как правило, в конце занятия, чтобы дети осознавали значение правильно выбранного темпа для изложения связного высказывания, овладевали интонационной выразительностью. Приведем пример задания на подбор слов, сходных по звучанию.
— Зайка, зайка, где ты был? (За капустою ходил. Я все по лесу бродил.)
— Ты, лисичка, где гуляла? (На полянке танцевала. Под кусточком ночевала.)
— Вы, зверята, где гуляли? (На лужайке танцевали. Мы орехи собирали.)
Эти задания, помимо интонационной выразительности, развивают у детей чувство ритма и рифмы.
Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи повторяются в разных вариантах и в конечном итоге оказывают влияние на темп, дикцию и выразительность высказывания.
Приводим пример занятия, в котором присутствуют все задачи речевого развития: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического ее строя, словарная работа, развитие связной речи.
Цель. Учить детей составлять сюжетный рассказ по открытке, соблюдая структурные части (начало, середину, конец); озаглавливать рассказ. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, сравнений и определений к заданному слову. Учить детей правильно называть детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа. Закреплять правильное произношение звуков р, рь, л, ль в словах и предложениях, учить различать звуки на слух. Формировать умение менять громкость голоса, темп речи, развивать интонационную выразительность речи.
Ход занятия. Воспитатель загадывает детям загадку о белке:
Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазить. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле.
Дети отгадывают: это белка. Воспитатель обращается к детям: «Как называют детеныша белки? (Бельчонок.) Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?». Для этого надо вспомнить название детенышей животных. Я буду называть животное, а вы по очереди ответите, кто у него детеныш (один) или детеныши (если я скажу слово много или несколько, или двое, трое): лиса. (Лисенок.) У лисы лисята, несколько... (лисят). Медведь (Медвежонок.) У медведицы двое... (медвежат). Дети, обратите внимание, как образуются названия детенышей животных (лиса — лисенок, волк — волчонок). А кто знает, у каких животных название детенышей образуется по-другому? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок)».
Воспитатель спрашивает, кто детеныш у жирафа, носорога, и поясняет: «Если вы не знаете, как назвать детеныша, то можно сказать, что это детеныш жирафа или детеныш носорога».
Далее ребята отгадывают, чей хвост они видят на картинке (туловище закрыто, дети видят только хвост): лисий, беличий, волчий, медвежий, заячий.
«Посмотрите на картинку. Это зайчата. Какие они? (Пушистые, быстрые, ушастенькие, маленькие, длинноухие.) С чем можно сравнить зайчонка? (С комочком пуха, с пушком, с ватой.)
Послушайте историю про двух зайчат. Один был веселый. Как его еще можно назвать? К слову веселый подберите слова, близкие по смыслу. (Радостный, шустрый, бодрый, быстрый, задорный, оживленный.) А второй братец был невеселый, его обидели. Как про него сказать? К слову веселый подберите слова, противоположные по смыслу. (Грустный, печальный, обиженный, огорченный, задумчивый). Первый, веселый зайчик всегда радовался, и домой он не просто шел, а... (бежал, мчался, несся, летел стрелой, скакал, кувыркался). А второй, грустный зайчик тоже не просто шел, а... {плелся, шел тихо-тихо, брел, спотыкался)».
Затем воспитатель предлагает детям выбрать со стенда любую открытку, создать команду (группу детей, которая будет рассказывать: для этого надо договориться, кто начнет рассказ, кто продолжит, а кто закончит). Например, Ира выбирает Валю и Катю, они договариваются о том, как и о чем будут рассказывать.
Начинает Ира: «Утром рано, когда солнышко взошло, его лучи разбудили тигренка, которого звали Полосатик. Он потянулся и бросился будить своего братца — его звали Рыжик. Они искупались, позавтракали и стали спорить,.. (Ира замолкает и смотрит на Валю, та продолжает) кто из них старше. Полосатик рычит: «Я старше тебя!», а Рыжик отвечает: «Нет, я тебя старше». Думали они, думали, как им закончить свой спор, и придумали!..» Валя смотрит на Катю, и та заканчивает рассказ: «Решили они узнать, кто из них сильнее: стали тигрята бороться. Полосатик поборол Рыжика и сказал: «Раз я тебя положил на лопатки, то, значит, я сильнее тебя!»
В придумывании названия рассказа участвуют все дети. Из многих вариантов («Два брата», «Два тигренка», «Рыжик и Полосатик») дети выбирают последний.
После того как рассказы составили еще две команды, детям дается задание подобрать слова со звуками р, рь, л, ль. («В названии каких животных вы слышите звук р?») Затем ребята придумывают предложения, чтобы в каждом слове был заданный звук (р-рь — тигрята играют, зебра и зебрята прыгают, тигр рычит на воробья; л-ль — лисята гуляют, лиса облизывает лапу). Воспитатель предлагает закончить фразу сходными по звучанию словами: «Наш зеленый крокодил... (Взял и в лужу угодил. Шляпу новую купил. Солнце в небе проглотил.)» Затем последнюю строчку они произносят медленно или быстро, шепотом или громко.
На подобных занятиях основное внимание уделяется развитию связной монологической речи. Упражнения длятся семь-восемь минут, а итоговое занятие, которое проводится один раз в квартал и включает все речевые задачи,— десять минут. Упражнения проводятся в быстром темпе, живо и эмоционально. Дети отвечают сидя, встают только тогда, когда дают развернутый ответ или составляют рассказ.
Когда дети выполняют на одном занятии упражнения лексические, грамматические, фонетические и здесь же придумывают рассказ на тему, знакомую им по этим упражнениям, то происходит перенос усвоенных способов в новые условия и, следовательно, совершенствуется связность высказываний.
Приведем пример еще одного занятия, на котором ставятся в единстве все речевые задачи.
Цель. Учить детей составлять сказку на предложенную тему, передавать особенности сказочного жанра. Упражнять ребят в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать существительные и прилагательные в женском, мужском и среднем роде. Закреплять способы словообразования.
Развивать способность передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Ход занятия. Воспитатель читает стихотворение о весне:
Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На сугробах ломкие льдинки-кружева. Первая проталинка, первая трава.
На стенде появляется картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Дети рассматривают ее. Воспитатель задает вопросы, ребята отвечают: «Какие слова можно образовать от слова весна? (Весенний, веснянка, веснушки). Про что можно сказать весенний? (Ручеек, снежок, дождь, сад.) Весенняя? (Вода, трава, река, проталинка.) Весеннее? (Облако, солнце, небо, утро.)
Недавно была зима, было много снега. Подберите к слову снег слова-родственники. (Снежинка, снежок.) Как сказать о горке, сделанной из снега? Какая она? (Снежная.) Как называется цветок, первым появляющийся на снегу? (Подснежник.) А сейчас подберите слова, которые образованы от слова зима. Каким словом можно назвать день зимой? (Зимний.) Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.) Как ласково называют зиму? (Зимушка.) Какие слова еще вы можете назвать, чтобы было видно, что они образованы от слова зима? (Зимовать, зимовье, зимушка-зима.) Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? (Нет. Слова-родственники должны звучать похоже, а в слове «зима» нет такой части речи, которая бы звучала похоже со словом «снег».) Про что можно сказать зимний? (Сад, день, лес.) Зимняя? (Река, береза, погода.) Зимнее? (Солнце, небо, утро.)
Придумайте определение к слову весна. Какая она? (Теплая, красивая, красная, горячая, солнечная, голубая, бурливая, разноцветная, яркая.) Какое солнце весной? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное, горячее). Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее.)
Воспитатель предлагает детям придумать весеннюю сказку: «Сказка должна быть короткая и законченная. Но мы должны увидеть, что это сказка, значит, надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, деревом или животным. Можете рассказывать коллективно, только надо договориться, о чем каждый из вас расскажет, кто начнет, кто продолжит и кто закончит сказку».
Ира подбирает группу из трех детей (она, Даша и Настя) и говорит: «Я начну о том, как вырос подснежник, ты, Даша, расскажи, как солнце спряталось». Настя добавляет: «А я расскажу, кто помог подснежнику».
Начинает сказку Ира: «Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее, поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул голубой подснежник. Он протянул головку к теплому солнечному лучу и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!»
Продолжает сказку Даша: «И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежнику. Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горевал, что никто ему не поможет. Вдруг он увидел,...»
Настя продолжает: «...что летит бабочка, ей тоже было холодно. Тогда подснежник сказал бабочке: «Лети скорей к солнышку, позови его, пусть оно греет сильнее». Полетела бабочка, позвала солнышко, и оно выглянуло. Снова стало тепло, и подснежник поднял свою голубую головку».
Воспитатель обращается к детям: «Понравилась ли вам сказка, которую рассказали Ира, Даша и Настя?» (Да, они рассказывали интересно и выразительно.)
Затем организуется еще одна группа детей, им напоминают, чтобы они придумывали свои приключения и не повторяли знакомый сюжет. После того как сказку расскажут две-три группы, дается общая оценка, дети отмечают, чья сказка получилась интереснее. Все вместе придумывают название сказкам («Подснежник», «Бабочка и подснежник» (первая сказка),
«Травка и солнышко», «Приключение травки весной» (вторая сказка), «Как звери встретили весну», «Позвали солнышко» (третья сказка).
Воспитатель спрашивает: «Почему то, что вы рассказали, можно назвать сказкой?» (Потому что в ней звери и растения разговаривают, так только в сказке бывает.)
Педагог опять обращается к детям: «Сейчас я скажу вам предложение, слушайте: дождь идет». Дети должны повторить это предложение с разными интонациями, так, чтобы было понятно, что они довольны, обрадовались, им это нравится; что им совершенно безразлично, идет дождь или нет; что они недовольны, их это огорчает.
«А сейчас, — говорит воспитатель, — любое предложение скажите так, чтобы мы увидели, что вы этому рады. (Солнце светит! Грибной дождь! Ой, подснежник вырос! Весна пришла!) А теперь покажите, что вам что-то не нравится. (Опять дождь полил. Снова солнце скрылось. Туча надвигается.)»
Большинство занятий строится по тематическому принципу, т. е. упражнения и рассказы детей продолжают тему. Тематика занятий может быть разнообразной: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь детей к природе и др. Многие из этих тем дети сначала наблюдают при ознакомлении с окружающей жизнью, с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи они закрепляют знания и представления и учатся связно выражать свои впечатления и отношение к окружающему.
Развитие речи детей осуществляется не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. Так, воспитание звуковой культуры речи происходит в беседах с детьми в утренние или вечерние часы, на прогулке. Воспитатель, внимательно слушая рассказ ребенка, пришедшего утром в детский сад, обращает внимание на громкость его речи, темп, правильное использование различных средств интонационной выразительности, грамотное построение предложений.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, педагог проводит индивидуальные занятия. Если в группе есть дети с серьезными речевыми нарушениями, то их направляют на консультацию к специалисту-логопеду, который ведет дальнейшую коррекционную работу.
Вне занятий могут проводиться и словарные упражнения. Так, на прогулке можно задать детям вопрос: какая сегодня погода? (Теплая, холодная, пасмурная.) Что делают люди на улице? (Идут, спешат, торопятся, разговаривают, гуляют.) Такие вопросы стимулируют употребление прилагательных и глаголов.
Вне занятий может проводиться и работа по формированию грамматического строя речи, в частности исправление ошибок (изменение глагола хотеть, согласование существительных и прилагательных в роде, числе и т. д.). Выполняя поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, дети упражняются в правильном употреблении предлогов (в, на, за, около, под), наречий (сверху, снизу, сбоку, справа и др.).
Во время прогулки можно обратить внимание детей на явления, которые обозначаются однокоренными словами (снег, снежок, снежный, снежинка; река, речка, реченька, речушка, речной). В утренние часы можно обсудить, почему так называется тот или иной предмет (сахарница, мыльница, вешалка, умывальник).
Необходимо обучать детей объяснительной связной речи, которая является одним из важных моментов их умственного развития,
В старшем дошкольном возрасте у ребят возникает необходимость рассказать товарищу, например, как действует игрушка или по каким правилам надо играть в новую игру. Эту особенность можно удачно использовать для развития умения объяснять. Объяснение требует от ребенка прежде всего выделения и понимания главных связей и отношений в передаваемом содержании. Этому во многом помогает игра. Так, воспитатель учит ребенка правилам любой настольно-печатной игры («Детское домино», «Огород» и т. п.) и предлагает ему научить этой игре других детей. Обучающий ребенок должен назвать товарищу игру («Это детское домино»), описать, из каких элементов она состоит, рассказать, как надо играть. Постепенно у детей пяти-шести лет формируются обобщенные способы объяснительной речи. Итак, только взаимосвязь и взаимодействие всех речевых задач может привести к формированию грамотной речи и только в таком случае можно говорить о полноценной подготовке ребенка-дошкольника к успешному обучению в школе.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.