В советской дошкольной педагогике широко обсуждается проблема совершенствования воспитательно-образовательной работы на занятиях. В процессе обучения педагог имеет возможность формировать у детей осознанное отношение к учению, нравственно-волевые качества: настойчивость, организованность, старательность, активность, дисциплинированность и т. д. В особенностях поведения, в мотивах и способах деятельности проявляются не только знания и умения дошкольников, но и их отношение к указаниям педагога. Более активным оказывается не тот ребенок, который имеет больший запас знаний и умений, а тот, у которого, помимо знаний, развиты сосредоточенность, внимание к каждому слову педагога, воля, дисциплинированность. Последняя предполагает не только послушание, но и сознательное управление своим поведением. Однако такое поведение следует отличать от пассивности ребенка, который внешне кажется уверенно спокойным, но желания отвечать не выражает, не стремится участвовать в общей беседе, не проявляет никакой инициативы.
Формирование активности связано с развитием интереса к предлагаемой работе. Интерес может быть обусловлен внешними развлекательными моментами, тогда он тормозит развитие волевых усилий, а может быть связан с желанием учиться, познавать новое — последнее служит основой для формирования мотивов учения. Поэтому воспитателю должно быть небезразлично, какие интересы побуждают детей к деятельности.
Опираясь на программный материал, воспитатель постепенно, в течение года, формирует у дошкольников представления о том, что занятия способствуют приобретению знаний. В обращении к детям это звучит примерно так: «На занятиях можно узнать много нового и интересного». Предлагая новый прием работы, воспитатель разъясняет: «Сначала мы резали бумагу только по прямой линии. Тогда все дети научились владеть ножницами. А потом я показала вам, как вырезать по сгибу. Ваши работы стали разнообразнее. Сегодня я познакомлю вас с новым приемом. И вы сможете вырезать более сложные, интересные поделки». В процессе объяснений педагог сравнивает прежние умения детей с настоящими, подчеркивает, что достичь более высокого уровня им помогли занятия. Подобные беседы положительно влияют на развитие познавательных интересов ребят.
Если воспитатель умело пользуется различными методическими приемами, творчески продумывает содержание занятий, радуется успехам каждого ребенка, всякий раз подчеркивая совершенствование его индивидуальных умений и знаний, то такой педагог добивается достаточно высокого уровня активности ребят.
В старших группах воспитатель разъясняет, каким должно быть отношение к его заданиям, указаниям, вопросам, нацеливает на приобретение новых знаний и умений: «Чтобы узнать, как поступают настоящие товарищи, надо внимательно послушать новый рассказ». Или: «Чтобы научиться изображать новый узор, надо постараться аккуратно нарисовать все линии». Так у детей формируются представления об отношении к учению, о необходимости прилагать волевые усилия.
Их активность растет не под влиянием обилия развлекательных приемов — она связывается с пониманием ответственности за результат, с совершенствованием нравственно-волевых качеств.
Недостатки активности дошкольников объясняются разными причинами. Некоторые дети не могут проявить активность, поскольку им не хватает знаний. Но если не привлекать их к общей беседе, не возбуждать желания отвечать, то это приведет и к пробелам в знаниях, и к неразвитости нравственно-волевой сферы: отсутствию умения преодолевать трудности, самостоятельно справляться с заданием. В итоге у детей растет неуверенность в себе, пропадает интерес к учению.
v Мы не имеем возможности подробно обсудить приемы, связанные с индивидуальной работой по обучению детей. В педагогической литературе разработан ряд методов воздействия на дошкольников, которые по каким-либо причинам несколько отстали в уровне знаний от группы (например, еще раз повторить вопрос, заменив его наводящим или подсказывающим, предложить такому ребенку более легкий вопрос, позаниматься с ним отдельно и т. д.).
Причинами недостаточной активности могут быть также нерешительность, неуверенность ребенка в себе либо недостаточная сосредоточенность. В подобных случаях, чтобы добиться успеха в обучении и сформировать недостающие у ребенка качества, нужно подбирать индивидуальные средства воспитания. Прежде всего необходимо поддержать самый простой, робкий ответ малыша, ибо это вселяет в него уверенность, а положительная оценка побуждает и в дальнейшем принимать участие в общей беседе. Кроме того, ребенка следует побуждать к ответу, спокойно разъяснять ему, почему надо стремиться высказываться.
Например:
У Лены нет желания беседовать, и руку она не поднимает. Воспитатель обращается к ней персонально и, когда она отвечает на поставленный вопрос правильно, хотя и нерешительно, одобряет ее ответ:
— Леночка, тебе надо быть смелее. Я предложила ответить, и ты хорошо, правильно ответила. А если бы я не спросила? Ведь могло показаться, что ты не знаешь!
— Ребята, кто может ответить, тот всегда должен поднимать руку. Иначе я думаю, что вы не знаете.
Если ребенок внешне пассивен, то воспитатель настойчиво побуждает ответить.
— Лена, послушай, как ответит Леша. (Леша отвечает верно.)
— А теперь попробуй ответить ты.
Лена встает и нерешительно, тихо повторяет. Воспитатель:
— Вот уже лучше.
И Лена стала отвечать.
Одобрение воодушевляет детей. Они начинают поднимать руку, чтобы ответить на следующие вопросы воспитателя. Необходимо сразу заметить и поддержать их желание. Если ответы содержат ошибки надо помочь их исправить. Однако делать это следует тактично, приучая так же поступать и ребят.
Нередко ошибаются дети, плохо усвоившие программу. Поэтому задача заключается в том, чтобы исправить их ответ, ибо ошибку слышали все дети, и в то же время не допустить снижения активности остальных отстающих. Как поступает взрослый?
Дима принял предложение ответить, но ошибся. Воспитатель замечаний ему не сделал, а попросил его послушать, как на тот же вопрос ответят другие. Удачный ответ сверстника воспитатель одобрил:
— Вот так и надо отвечать: четко, громко, уверенно. Молодец, Максим.
Затем предложил ребенку, допустившему ошибку, ответить снова. Дима ответил неуверенно, но правильно. Воспитатель поддержал его:
— Молодец, товарищей слушал хорошо, понял свою ошибку и исправил ее.
Можно попросить более слабого повторить ответ, т. е. поупражняться в нужном действии. Иногда ребенок допускает ошибку тогда, когда он недостаточно внимательно выслушал вопрос, и здесь тоже возникает подобная ситуация. Как поступает педагог?
Саша поднял руку, получил разрешение отвечать, вышел на середину, но молчит. Воспитатель знает, что он должен сначала назвать рассказ, а затем пересказать его.
— Дети, помогите Саше. Как называется рассказ?
Поднимают руки почти все. Но Саша вспомнил сам и назвал. Опять молчит. Воспитатель:
— Кто сейчас поможет?
Дети начинают рассказывать, Саша снова затрудняется продолжать пересказ.
— Саша, ты немного поспешил поднять руку. Надо было послушать ответы товарищей. Ты еще не очень уверенно отвечаешь.
Наташа защищает сверстника:
— Первому очень трудно отвечать. Воспитатель:
— Правильно, мы ему и помогли поэтому. Садись, Саша. Ребята, кто может пересказать?
Делая разного рода замечания, воспитатель обращает внимание ребенка на всю группу. Например:
— Лиза, надо отвечать громче. А то ребята не слышат. Я кого-нибудь спрошу, и он ошибется, потому что не услышал тебя.
Важно поддержать активность тех детей, которые всегда стремятся отвечать. Невнимание к ним может отрицательно влиять на самочувствие. Чтобы этого не случилось, воспитатель положительно оценивает их поведение.
Лена, Света, Оля на каждый вопрос воспитателя поднимают руки. Он их не может спросить, так как перед ним стоит другая задача. Но чтобы не снизить стремление девочек отвечать, отмечает:
— Вижу, как Лена, Света и Оля все время стараются ответить. Молодцы, девочки, вы хорошо занимаетесь. О ком я еще могу так же сказать?
Это поощрение положительно воздействует на всю группу.
На вопрос воспитателя Лена подняла руку и ответила верно. Воспитатель:
— Ребята, послушайте, как хорошо Лена запомнила и фамилию автора, и название рассказа, который мы в прошлый раз читали. Ты, Лена, очень внимательно занималась на прошлом занятии. Постарайся поднимать руку чаще и не волнуйся. Твои знания будут все время радовать и меня, и ребят.
В процессе общей беседы, обсуждения ребенок может ошибаться, отчего в группе появляется смех. Воспитатель должен предупредить появление насмешек, иронии со стороны сверстников, ибо в противном случае резко снижается активность неуверенных детей.
Слава ошибается при ответе: называет брусок кубиком. Саша:
— Какие еще кубики! Воспитатель:
— Саша, ты невежлив! Так ты не поможешь Славе, а только обидишь его.
На вопрос воспитателя почти все дети захотели ответить, стали поднимать руки. Оля руку не подняла. Воспитатель:
— Оля, а ты не знаешь?
— Нет, я знаю, но думаю, вспоминаю. Некоторые дети засмеялись. Воспитатель:
— Почему вы засмеялись? Оля думает над вопросом, вспоминает. Разве это по-товарищески?
Педагог учит детей проявлять сочувствие к ошибке товарища, разъясняет, как следует поступить, чтобы помочь ему.
Рома ошибся в счете двойками. Воспитатель:
— Кто посоветует, как поступить Роме? Саша:
— Не надо было называть число 5, мы же двойками считаем. Воспитатель:
— Рома, ты понял ошибку?
Рома утвердительно кивает головой. Воспитатель:
— Пожалуйста, попробуй сначала.
Рома опять ошибается. У некоторых детей это вызывает досаду, раздражение. Воспитатель снисходительно и подбадривающе улыбается:
— Рома запутался немного. Ничего, с каждым может случиться.
Если группа не проявляет достаточной активности (т. е. на вопрос воспитателя выражают желание ответить лишь несколько детей), можно обратиться к ребятам в следующей форме: «Я прошу поднять руку тех, кто еще не готов ответить на мой вопрос. Я хочу знать, с кем еще надо позаниматься». Такая чуткость педагога вызывает у детей необходимость отвечать, а в случае незнания — обращаться к взрослому за помощью.
Когда дети достаточно активны, воспитатель выражает одобрение и подчеркивает, что они стали больше знать, многому научились, потому что помогали друг другу. Подобные замечания способствуют установлению коллективистских взаимоотношений в группе. Если дошкольники активны, точно отвечают на предлагаемые вопросы, то занятие идет в быстром темпе. Воспитателю необходимо показывать свою заинтересованность в ответах ребят — это вызовет их ответную реакцию. И радость станет общей. При обучении детей способам оказания товарищеской помощи воспитатель должен учитывать, что часто дошкольники, проявляя готовность помочь, на самом деле выполняют задание вместо сверстника. Поэтому им приходится разъяснять на конкретных примерах, как нужно поступать в том или ином случае.
Антон пересказывает. Воспитатель останавливает его, обращается к детям:
— Кто продолжит?
Слава поднимает руку, но, получив разрешение ответить, молчит.
— Ты не помнишь, где остановился Антон?
— Да.
— Ребята, кто поможет?
Андрюша повторяет последние слова из пересказа Антона, чуть-чуть продолжает дальше и останавливается, глядя на Славу.
Слава продолжает пересказ и заканчивает его. Воспитатель:
— Молодец, Андрюша: и Славе помог, и сумел вовремя остановиться, чтобы дать ему возможность ответить.
Так же поступают и другие дети. Воспитатель оценивает результаты занятия:
— Я рада, что вы оказались хорошими товарищами, помогли друг другу отвечать, а для этого всегда надо быть очень внимательными...
Приведенные примеры демонстрируют не только приемы активизации дошкольников, но и характер общения воспитателя с детьми, от которого зависит положительно-эмоциональная атмосфера всего занятия: ребята не ощущают огорчений при неудачных ответах, их ошибки не становятся предметом осуждения, а исправляются в тактичной форме, в коллективе создается благоприятная обстановка, что вызывает желание принять дальнейшее участие в решении общей задачи.
Формирование нравственно-волевых качеств протекает более успешно в условиях, когда детям понятна значимость занятий. В подготовительной к школе группе она связывается как с прежними мотивами (с возможностью узнать что-то интересное), так и с новыми (с предстоящим поступлением в школу).
Воспитатель обращается к детям:
— Я вам говорила о том, что в этом году вы научитесь рисовать разные узоры. Вы уже умеете рисовать волнистую линию, дугу, а сегодня вы узнаете, как рисуется завиток.
Дети стараются, но завиток получается неровным. Некоторые начинают переживать, другие жалуются: «Не получается». Воспитатель:
— Ребята, новое всегда дается трудно, но надо стараться, тогда обязательно получится. Посмотрите, почему вы делаете ошибку. (Показывает наиболее сложный элемент завитка.) Теперь попробуйте еще раз.
Некоторым детям воспитатель оказывает помощь, всячески подбадривает, не допуская, чтобы дети бросили работу.
Всякий раз, когда у ребят показ нового образца, проверка правильности выполнения задания вызывают тревогу, воспитатель обращает на это особое внимание.
При показе образца Рома высказывает опасение:
— Ой, как трудно! Воспитатель:
— Не очень! А если немного трудно, так для этого и занятие! Как же научишься, если не будешь преодолевать трудности?
После выполнения задания воспитатель вновь обращается к ребенку:
— Рома, очень трудно было?
— Оказывается, не очень.
— Недаром говорят, что, «если очень постараться, если очень захотеть, можно на гору взобраться, можно в космос полететь!».
Дети улыбаются, настроение приподнятое.
Добиваясь от дошкольников более точных ответов, воспитатель разъясняет им, что слушать следует внимательно каждый вопрос и ответы товарищей. А для этого надо быть сосредоточенными, старательными.
Педагог помогает каждому выполнить задание, довести дело до конца, преодолеть трудности. В то же время он пытается понять, почему ребенок не дает нужного ответа, что в задании для него является сложным, и, учитывая его особенности, умело воздействует на него.
Слава отвечает неверно. Воспитатель обращается к нему:
— Слава, какой вопрос я задала? Слава не отвечает.
— Кто напомнит Славе вопрос?
Сережа повторяет вопрос, и Слава отвечает верно. Воспитатель:
— Вот как внимательно надо слушать каждый вопрос. Я подумала, что ты не знаешь, о чем мы здесь говорили, а, оказывается, ты не слушал вопрос. Будь внимательнее, не отвлекайся!
Оценивая ответы детей, результаты работы, воспитатель подчеркивает их положительное отношение к занятиям, умение проявлять волевые качества.
Дети несколько утомились. Задание оказалось трудным. Побуждая ребят к дальнейшей работе, воспитатель оценивает их деятельность:
— Как приятно посмотреть на вас: все подросли, хорошо занимаются. И Антон за всеми успевает, и Света старается, и Андрюша не забывает, как надо кисть держать, и Саша теперь аккуратно рисует.
Воспитатель подчеркивает значение старательности, аккуратности, стремления добиваться результата, чтобы быть готовым к поступлению в школу. Так, он использует на занятии оценку результатов деятельности: «Мне понравилось, как сегодня занималась Света: как настоящая школьница! Почти на все вопросы старалась отвечать. То же можно сказать и про Лизу, и про Женю».
В случае, если результаты работы детей отражают их недостающие умения и потому в них реализованы не все требования, воспитателю следует не упрекать ребят, а сконцентрировать их внимание на недостатке: «Сегодня на занятии мы учились рисовать завиток. Не у всех он получился ровным, потому что вы рисовали его первый раз. Но все очень старались, и я рада. В следующий раз вы еще поучитесь, и узоры будут интереснее».
Добиваясь от детей внимательного отношения к заданиям, воспитатель прибегает после объяснения к встречному вопросу: «Кому что непонятно?» Каждую просьбу ребенка пояснить тот или иной момент педагог поддерживает, оценивает положительно и разъясняет остальным ребятам. Такие просьбы свидетельствуют о стремлении ребенка лучше выполнить задание.
Воспитатель спросил:
— Кому что непонятно? Максим:
— Покажите, пожалуйста, как флажок вырезать. Педагог отметил:
— Правильно, я этого не показывала. Давайте вместе подумаем, как лучше его вырезать.
Тщательная предварительная работа педагога приводит к тому, что требование точности выполнения задания не вызывает у детей затруднений. Однако иногда они становятся слишком придирчивыми к своей работе и малейшее несоответствие в результатах их очень волнует. Воспитатель в таких случаях разъясняет причины неудач и, если они были связаны с нехваткой умения, старается успокоить ребенка: «Первый раз не получилось — не огорчайся! Надо еще поучиться. Посмотри, я покажу опять».
Педагог положительно оценивает настойчивость и терпение детей при достижении результата: «Ребята, Лиза не могла сделать пилотку, хотя и очень старалась. Однако работу не бросила, а снова и снова переделывала, просила меня помочь ей — и добилась хорошего результата. Молодец! Всегда так поступайте, как Лиза!»
Если же ребенок не проявляет беспокойства при некачественном выполнении работы, следует обратить на это особое внимание: — Ты, Слава, совсем не старался. Мог сделать и не сделал. Меня это очень огорчило. А тебя даже не потревожило то, что задание не выполнено! Нельзя так! Надо переделать! Ребята, а что надо сделать, чтобы хорошо выполнить задание? Посоветуйте Славе.
Дима: «Надо потренироваться». Света: «Еще и еще поучиться».
Обращать внимание следует и на формирование волевых усилий. Воспитатель учит детей не спешить, внимательнее слушать вопрос. Оля отвечает неверно. Воспитатель:
— Оля, повтори задачу. Оля повторяет.
— А теперь реши ее снова.
Оля отвечает правильно. Воспитатель:
— В первый раз ты допустила ошибку, а сейчас исправила ее, молодец. Наверно, сначала поспешила, а теперь хорошо подумала. Замечания отдельным детям все чаще разъясняются с позиции интересов коллектива.
На предложение ответить Оксана молчит. Воспитатель:
— Кто напомнит Оксане, о чем я спросила? Дети напоминают, и Оксана отвечает. Воспитатель:
— Оксана, видишь, как много времени потребовалось, чтобы ты смогла ответить. Ведь это только оттого, что ты была невнимательна. Всех задержала — это плохо.
В старших группах педагог продолжает формировать дисциплинированность, понимая под этим не пассивное послушание, а активную деятельность, сопряженную с выдержкой, необходимой в обращении со сверстниками. Формирование дисциплины связывается с воспитанием уважения к сверстникам, развитием умения учитывать их потребности и желания, способностью подчинять свое поведение интересам коллектива. Добиваясь от детей правильного поведения, педагог объясняет, что их недостатки мешают всей группе. Например, на занятии Света выкрикивает ответ. Воспитатель останавливает ее: «Света, зачем ты кричишь? Помешала и мне, и всем ребятам».
На некоторых занятиях возникает необходимость учить детей сдерживать себя, оставаться спокойными, чтобы дать возможность робкому ребенку ответить, поучиться, поупражняться.
Дети пересказывают текст второй раз.
Воспитатель обращается к ним:
— Ребята, теперь отвечать будет легче, потому что рассказ вы уже знаете. Но надо заставить себя сидеть спокойно, слушать товарищей, не мешать им и быть готовыми прийти на помощь.
Воспитывая устойчивые навыки поведения, педагогу необходимо не упускать ни одного случая невнимательного отношения детей к ответам товарищей.
Саша отвечает. Света подняла руку, но отвернулась в сторону. Воспитатель:
— Света, ты слышала, что ответил Саша? Света несколько смущена: «Нет!» Воспитатель:
— Конечно. Как же ты могла слышать, когда во время его ответа отвлеклась? Разве теперь ты знаешь, правильно ли хотела ответить на мой вопрос?
Во втором полугодии замечание о дисциплине звучит более категорично и мотивируется отношением к товарищам: «Андрюща, стыдно отвлекать товарищей. Почему ты им мешаешь?» Однако чаще замечание звучит в общем виде: «Ребята, мне неприятно, что некоторые дети мешали всем заниматься. Даже стыдно было делать им замечания. Сейчас не хочу их называть. Я уверена, что они поймут свою ошибку и постараются больше так не делать».
Если раньше дошкольникам разъяснялись нормы поведения на занятиях, то в дальнейшем такие разъяснения сокращаются, а деятельность детей все более соответствует установленным правилам.
Занятия обычно проходят со всем коллективом детей. Поэтому нередко возникают ситуации, в которых создается возможность формирования устойчивого положительного отношения к сверстникам. В конкретных ситуациях воспитатель разъясняет, как следует поступать, чтобы проявить к товарищу уважение, предупредительность, вежливость, чуткость.
Воспитатель обращается к детям:
— Ребята, как нам поступить? У Наташи нет темно-коричневой краски, и она очень огорчается, что не может точно передать в рисунке цвет.
Максим:
— Пусть мои краски возьмет, а я буду вместе с Антоном рисовать. Хорошо, Антон? Антон согласен. Воспитатель:
— Вы меня радуете: становитесь дружными, сами догадываетесь, что надо поступать по-товарищески.
Андрей не решается вырезать узор. Маша хочет ему помочь. Воспитатель:
— Конечно, товарищи всегда помогают друг другу. А как ты ему сможешь помочь? Маша:
— Я ему одну сторону вырежу и покажу, как надо, а он другую сам вырежет. Воспитатель:
— Правильно решила: и поможешь, и поучишь.
Лиза затрудняется складывать бумагу. Воспитатель обращается к ее сверстнице:
— Галя, что же ты не поможешь Лизе? Ты же знаешь, что она долго не ходила в детский сад, поэтому знает меньше, чем другие дети.
Галя показывает Лизе на своей выкройке способ складывания бумаги. Это замечание воздействует на всех детей, они начинают обращать внимание на работу соседей.
Для формирования внимательного отношения к сверстникам особое значение приобретает прием, с помощью которого воспитателю удается представить, как важен ответ каждого для общего решения задачи. «Ребята, как много мы сегодня узнали про Север! Саша вспомнил рассказ, который ему читала мама. Марина и Дима рассказали о телевизионной передаче. Сережа жил в Якутии. И теперь каждый из вас узнал много интересного. Послушайте, какой рассказ получился из ваших ответов». На основе детских сообщений и с учетом программного содержания занятия составляется общий рассказ. Итак, используя практические примеры, мы постарались показать, как в процессе обучения детей на занятиях формируются их нравственно-волевые качества, положительное отношение к учебе, уважение к сверстникам.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.