Этот урок и последующий учитель может построить по-разному, например: первый урок посвятить теме «Хлеб» и связанной с ней профессией хлебороба, сюда же включить работу над рассказом Э. Шима «Хлеб растет» и стихотворением С. Погореловского «Слава хлебу», а на следующем уроке работать с произведениями Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» и В. Брюсова «Работа».
Другой вариант построения уроков может быть следующим: посвятить теме «Хлеб» два урока. На первом уроке прочитать рассказ Э. Шима и рассмотреть репродукцию с картины И. Шишкина «Рожь». На втором уроке эту тему продолжить, включив в урок стихотворения С. Погореловского и Д. Родари, которыми закончить разговор о профессиях. Стихотворение В. Брюсова включить в обобщающий урок.
Подробнее рассмотрим последний вариант.
1. После проверки домашнего задания учащиеся приступают к знакомству с одной из самых древних профессий на земле — профессией хлебороба.
В короткой беседе учителю надо выяснить: что знают дети об этой профессии? Кто из родителей имеет эту профессию? Какое значение имеет хлеб в жизни человека? В ходе беседы дети смогут назвать людей самых различных профессий, благодаря которым приходит к нам на стол хлеб: колхозник-хлебороб, агроном, механизатор, который обслуживает машины, комбайнер, ученый, выращивающий новые сорта хлеба, и т. д. (названия профессий, а также пословицу «Хлеб — всему голова» лучше написать на доске, расставив во всех словах ударение).
Обобщая ответы детей, учитель говорит:
— Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Хлеб — самый важный продукт. Поэтому так важна и нужна людям профессия хлебороба, земледельца. Эта профессия не только важная, но и самая счастливая, так как хлеб нужен каждому человеку, нужен всегда.
2. Дети читают «цепочкой» рассказ Э. Шима без предварительной подготовки и отвечают на 1-й вопрос.
Необходимо, чтобы, читая это произведение, дети не только узнали, как растет хлеб, но и почувствовали радость, которую испытывают люди при виде хлебного поля. Чтобы дети, особенно городские, не видевшие поля озимого хлеба, «увидели» это поле, уместно рассмотреть какую-нибудь иллюстрацию и подумать над такими вопросами: зачем осенью сеют хлеб? Как выглядит поле осенью? В какое время года описано хлебное поле в рассказе?
Необходимо также вчитаться в текст и выделить слова, которыми автор описывает поле. Учащиеся перечитывают текст и находят такие слова: «поле будто зеленой краской залито», «яркое, веселое»; «праздничное», «веселое зеленое поле».
Когда дети поймут, почему хлеб сеют осенью, представят картину хлебного поля, они поймут и радость людей, которые идут веселым зеленым полем, улыбаются и говорят: «До чего хлеб хорош».
3. Затем составляется план, по которому текст пересказывается: когда начинают сеять озимый хлеб? Как он растет? Как зимует? Как выглядит поле с озимым хлебом весной? Одновременно проводится работа над многозначностью слова хлеб.
4. Далее учитель говорит:
— Путь хлеба от зерна до того, как он превратится в пышные булки, очень долог. Много для этого надо потрудиться и хлеборобам, и людям других профессий. У нас в стране всегда все отнсн сятся с уважением к хлебу. На Руси самых дорогих гостей встречают хлебом-солью. Это знак уважения и гостеприимства. О хлебе пишут стихи, слагают песни, рисуют картины. Давайте рассмотрим репродукцию с картины И. Шишкина.
Учащееся делятся своими впечатлениями: рассказывают, что им понравилось в картине, что произвело впечатление.
Учитель может задать такие вопросы: где и когда они видели такое поле? Похоже ли оно на то поле, о котором читали в рассказе Э. Шима? Учитель обращает внимание детей на бескрайнее поле, изображенное на картине. На переднем плане мы видим каждый колос, который полон созревшим зерном. Надо вовремя собрать богатый урожай. Сейчас на полях работают комбайны, а в то время, когда была написана картина, машин не было и все делали вручную, рожь жали серпами. Далее рассматриваются сосны, которые очень талантливо написаны художником.
Нарисованные на картине сосны могут рассказать о том, что когда-то на месте этого поля был сосновый лес. Этот лес вырублен человеком и засеян зерном.
Поле на картине выглядит золотым, так как на ней изображен солнечный день, воздух раскален и чувствуется приближение грозы. Дети сами находят примеры приближающейся грозы (низко летающие ласточки). Далее учащимся предлагается подумать, над тем, как много надо было поработать, чтобы вручную собрать урожай с такого поля.
После рассматривания картины составляется небольшой рассказ, а для слабых учащихся — несколько предложений по картине и рассказу Э. Шима о хлебном поле весной или осенью.
Учитель следит, чтобы в своем рассказе учащиеся использовали такие слова: хлебное поле, зеленое, веселое, праздничное, огромное, бескрайнее, поле не окинешь взглядом, золотое.
Чтобы дети представляли, как убирали поле раньше и теперь, учитель может использовать рисунки сельскохозяйственных орудий или загадать о них загадки. Загадку о тракторе дети найдут в разделе «Устное народное творчество».
В заключение урока учитель говорит:
— Много труда затрачивают люди, чтобы каждый день был мягкий, вкусный хлеб. В нашей стране он стоит очень дешево, чтобы каждый,человек мог купить столько, сколько он хочет, сколько ему надо. Так проявляется забота -нашего государства о нас с вами. Но и нам надо бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не бросайте хлеб,— обращается учитель к детям, — останавливайте тех, кто бросает хлеб; если видите, что хлеб валяется, подберите его и отдайте птицам.
5. Задание на дом: перечитать рассказ Э. Шима и подобрать к нему пословицу о хлебе.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.