1. На этом уроке беседу по содержанию учитель начинает вопросами: как заканчивается сказка? Почему эта история закончилась для Федоры благополучно? Кому из вас сказка понравилась? Какие картины вы живо представляете себе, читая эту сказку?
Учитель может записать конец сказки на доске или использовать коллективки, чтобы дети имели возможность прочитать сказку целиком.
2. Разбор сказки идет по частям. Сказка довольно большая по объему, поэтому учитель называет номер части, над которой идет работа. Это позволит детям лучше ориентироваться в сказке. Перед чтением каждой части учитель выясняет, каково ее содержание, какую интонацию надо выбрать, как лучше прочесть те или иные строки, что надо показать при чтении. Поиск правильной интонации чтения подводит детей к анализу сказки.
1-я часть является вступлением. Здесь описывается невероятное событие: бегство посуды. После чтения 1-й части выясняется, о чем же говорится в этой части, чего испугалась коза, чему она удивилась, какие слова передают ее испуг.
Чтобы дети могли лучше представить картину бегства посуды, они перечитывают эту часть еще раз и пытаются показать голосом удивление, страх козы. Поскольку текст читается хором и поочередно, все дети практически овладевают правильной интонацией.
Во 2-й части обращается внимание детей на мастерство писателя, на то, как он изображает движение, бегство убегающей посуды, используя большое количество глаголов. Учащиеся читают эту часть целыми словами, отмечают слова действующих лиц, с тем чтобы легко находить нужные строки в тексте.
Учитель обращает внимание на то, как писатель точно подбирает слова, например:
— С чем сравнивается кочерга? Почему она не идет, не бежит, а скачет? Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз употребляет автор слово держи? Почему так?
Дети начинают понимать, что некоторые слова автор повторяет несколько раз не только потому, что иначе будет нескладно, но и потому, что он хочет передать очень быстрое движение, это стремительное бегство посуды, например кастрюля бежит так, что не может удержаться, она убегает от неряхи, как от страшного чудовища.
Далее учитель предлагает детям сначала рассказать, какие звуки могут издавать чайник с кофейником, а лотом прочитать, как это передано в сказке. Повторяющиеся согласные в словах (прием аллитерации) помогают им представить, как бегут чайники и какие характерные звуки они при этом издают.
В строках об утюге важно обратить внимание детей на то, что утюг «покрякивает», так как он более тяжелый, чем другие вещи, и бегать ему не так уж легко. В следующих строках описано бегство стаканов и блюдец. Учитель предлагает устно нарисовать картинку, подумать, какое слово больше всего подходит для передачи движения чайной посуды: почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся.
Автор очень точно находит слово несутся, так как блюдца круглые, они мчатся, не могут остановиться и налетают, натыкаются на стаканы. Он вводит ряд слов, передающих звон разбившейся посуды. Перед чтением текста учитель ставит такую задачу: передать голосом, показать, что блюдца быстро несутся, мчатся, создавая сутолоку, беспорядок, и прочитать слово «дзынь-ля-ля», когда блюдца несутся вдоль улицы, весело (ведь им еще весело бежать, они не знают, что их ждет впереди), а потом, когда они начинают налетать на стаканы и разбиваться, слово «дзынь» прочитать грустно (не так уж весело, когда приходится убегать из дома).
Так же разбираются и остальные строки сказки. Перед чтением каждой строки должна быть поставлена посильная исполнительная задача. Надо обратить внимание детей, что самоварише является как бы руководителем бунта посуды, и подумать, каким голосом он может призывать посуду спасаться от неряхи, грязнули, лентяйки.
Дети перечитывают часть, в которой изображено бегство посуды, и стараются передать голосом общую сутолоку, быстроту, стремительность движения посуды, желание посуды поскорей уйти от хозяйки, которая не умеет обращаться с вещами, беречь их и ухаживать за ними.
Далее дети переходят к чтению 3-й и 4-й частей сказки. Порядок работы тот же, что и при чтении 2-й части: выясняется, о чем говорится в этой части, какие картинки можно нарисовать к ней. В процессе разбора этой части дети отвечают на такие вопросы:
— Чем же возмущалась посуда? По своему ли желанию она ушла из дома? Как вы представляете себе кухню, где была посуда? Выберите все ответы посуды, подумайте, каким тоном надо прочитать их.
При чтении этой части учитель использует и чтение по ролям, и хоровое, и индивидуальное перечитывание целыми словами.
Перед перечитыванием части в целом учитель ставит перед детьми такую задачу: постараться передать при чтении желание Федоры вернуть посуду и возмущение посуды, ее нежелание вернуться к неряхе Федоре.
В 5-й части передается самое напряженное действие. Здесь показано горе Федоры, ее отчаяние. Это горе, отчаяние и надо передать при чтении. Учитель может сам дать образец такого чтения. Но выразительное чтение детей должно больше опираться не на подражание, а на вдумчивый разбор и понимание текста.
Читая и разбирая эту часть, дети отвечают на вопросы и выполняют следующие задания: о чем рассказывается в этой части? Как вы представляете себе Федору? Сравните свой рисунок с иллюстрацией. Что вы можете сказать о Федоре? Каково ей? При чтении голосом передайте, как вы относитесь к ней. Справедливо ли она была наказана? Покажите голосом, что ей очень плохо.
Далее учащиеся приступают к чтению 6-й части. — Что произошло с посудой в дороге? Покажите голосом, каково ей было в дороге. Какой вы видите Федору здесь? Какое «чудо» случилось с ней? Почему с ней произошла такая перемена? Как надо читать эти строки? Сравните, какой Федора была раньше и какой стала. Как к ней относилась посуда раньше и теперь?
Далее дети выполняют задание 4. Учитель следит за тем, чтобы в ответах правильно употреблялись слова: трудолюбивая — ленивая, аккуратная, опрятная — неряха, грязнуля. Затем можно предложить нарисовать устную картинку: как стала выглядеть кухня Федоры.
3. В заключение урока учитель спрашивает о том, когда же пришла радость к Федоре. Обобщая ответы детей, учитель говорит о том, что Федора стала трудиться и труд принес ей радость: вся посуда засверкала, засияла, кухня стала чистой, на такой кухне и посуде радостно жить.
4. Задание на дом: найти наиболее понравившийся отрывок и подготовиться к конкурсу чтецов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.