1. В начале урока учитель проверяет, как дети подготовились к конкурсу чтецов. Необходимо распределить детей так, чтобы сказка была прочитана целиком еще раз.
Работа над сказкой заканчивается чтением пословиц, которые дети соотносят с содержанием сказки:
«У ленивого крыша течет и печь не печет»; «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах». После разбора последней пословицы о том, что ценить человека надо по его делам, дети переходят к чтению рассказа Н. Носова «Заплатка» (заранее подготовленные дети читают весь рассказ).
2. После чтения рассказа и проверки первичного его восприятия текст читается и разбирается по частям.
1-я часть включает два абзаца и кончается словами: «Ни у кого больше таких зеленых штанов не было».
Читая эту часть, дети должны объяснить, почему зеленые штаны очень нравились мальчику. Ученики перечитывают отрывок и находят подтверждение своим словам. Объяснить значение слова защитный дети могут самостоятельно, опираясь на текст. Только затем учитель может пояснить, что защитный — это серовато-зеленый цвет. Заканчивается разбор этой части вопросом: о ком же рассказывается в этой части?
Учитель предлагает найти в тексте предложение, заключающее основную мысль. Затем это предложение как заглавие 1-й части записывается на доске. В такой же последовательности идет работа над другими частями рассказа.
Во время разбора 2-й части (до слов «Ребята увидели, что на штанах у него дырка») могут быть следующие вопросы:
— Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны? Из какого предложения можно об этом узнать? Найдите его. Как надо прочитать это предложение? Как встретила его мама? Почему? Прочитайте этот отрывок по ролям. Что решил делать Бобка? Можно ли заменить слова проворчал Бобка словами сказал Бобка? Изменится ли смысл?
Если дети будут испытывать трудности при ответе на последние два вопроса, то учитель может пояснить, что в словах проворчал Бобка выражается недовольство мальчика, так как его мама отказалась ставить заплатку, а он, вероятно, был аккуратным мальчиком и в рваной одежде ему не хотелось ходить, но и заменить солдатские штаны на другие он тоже не захотел. Зашить штаны сам не догадался, потому что делать-то ничего не умел.
Такие пояснения детям необходимо давать, так как они еще не могут самостоятельно понять и объяснить мотивы поступков действующих лиц рассказа, объяснить, почему герой поступает так, а не иначе.
В заключение эта часть озаглавливается «Как Бобка порвал свои солдатские штаны».
3-ю часть (до слов «Пошел он домой, попросил у мамы иголку...») учащиеся читают самостоятельно, шепотом, затем перечитывают по ролям. Особо надо обратить внимание на то, как вел себя Бобка. Он не просто говорил с ребятами, а оправдывался, значит, не считал себя виновным, так как слово оправдать означает признать правым, невиновным. Бобка винил во всем маму, которая отказалась зашивать брюки. Важно, чтобы ребята выяснили, прав ли Бобка в этом случае.
— Почему же Бобке стало стыдно? Как надо читать слова Бобки и слова ребят? (Дети голосом стараются показать, что ребята осуждают его, потому что он сам ничего делать не умеет.)
Далее учащиеся отвечают на вопросы:
— О чем же рассказывается в этой части? (Ответ — заглавие части — учитель записывает на доске.)
4-я часть самая большая и самая важная для понимания рассказа в целом. Анализ этой части должен быть построен на сравнении двух эпизодов: как Бобка пришивал заплатку в первый и во второй раз. Эту часть хорошо подготовить для подробного пересказа, а для этого дети должны быть очень внимательны к слову. Например, учитель предлагает детям подумать, с чем - сравнивает автор заплатку, которую Бобка пришил в первый раз. Он предлагает перечитать предложение без этого сравн€ния. Дети чувствуют, как важно каждое слово в художественном тексте, как точно найденное сравнение помогает зримо представить, как выглядела заплатка. В ходе разбора текста учитель задает такие вопросы:
— Почему Бобка стал переделывать свою работу? Как это может характеризовать его? Что о нем можно сказать? Как он отнесся к своей работе?
Перечитывая отрывок о том, как Бобка работал во второй раз, учитель просит детей обратить внимание на те слова, которые помогают представить, что работа была нелегкая. Дети, самостоятельно перечитывая текст, находят такие слова: долго возился, сопел, кряхтел. Рассказывая о том, как мальчик пришивал заплатку во второй раз, ребята подбирают слова, наиболее точно характеризующие его работу: хорошо, красиво, любо глядеть, приятно смотреть.
— Как надо прочитать слова о том, как выглядела заплатка во второй раз?
Этот вопрос не затруднит детей, если хорошо проведено сопоставление, если ребята прочувствовали радость Бобки, который добился, чтобы заплатка была сделана как следует. Далее учащиеся озаглавливают эту часть.
5-я часть —заключительная. Дети читают 4-й вопрос учебника и отвечают на него.
— Почему ребята похвалили мальчика? Как надо читать слова ребят? Что надо показать голосом?
Понравилось ли Бобке самому все делать? Из каких слов это видно?
Учитель заключает анализ текста:
— Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как. Затем дети выясняют, о чем рассказывает этот отрывок, и заглавие записывается на доске.
В классе, где большинство детей читают по слогам, разбор двух последних частей и работа над планом переходят на следующий урок. Учитель должен равномерно распределить материал на два урока, исходя из возможностей детей своего класса. После разбора каждой части детям предлагается нарисовать словесную картинку: как работал Бобка. Для этого они перечитывают соответствующую часть рассказа.
3. Заканчивая анализ текста, учитель подводит детей к пониманию основной мысли произведения:
— Подумайте и скажите, почему мальчик решил перешивать заплатку, ведь дырки уже не было на штанах. (В первый раз Бобка решил сам пришивать заплатку, потому что его высмеяли ребята, во второй раз — уже потому, что он захотел, чтобы его работа выглядела аккуратно, красиво. Самую большую радость мальчик испытал, когда на его работу было любо поглядеть.)
4. После словесных иллюстраций к 4-й и 5-й частям, в результате чего пересказана самая большая часть текста, весь рассказ пересказывается с использованием плана.
Учитель показывает детям, для чего нужен план.
План помогает правильно рассказать текст, чтобы не упустить в нем главное. План составлен в процессе анализа текста и записан на доске.
Можно предложить детям еще раз перечитать те части, которые трудны для пересказа.
Далее дети читают пословицы, записанные на доске, и выбирают те из них, которые можно было бы соотнести с какой-либо частью рассказа:
«Не игла шьет, а руки»; «Сделаешь наспех, сделаешь на смех»; «Где труд, там и радость»; «Всякая работа мастера хвалит».
5. Задание на дом: подготовиться к чтению по ролям и ответить на 5-й вопрос к тексту.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.