Сотни научно-исследовательских учреждений, врачи, педагоги тщательно изучают возрастные особенности детей, чтобы выработать наиболее совершенные формы и методы их воспитания. В основу этих исследований положено учение И. П. Павлова, гениального русского физиолога. В своих трудах он указывает, что развитие живого организма происходит в результате его взаимодействия с окружающей средой. Поэтому в возникновении тех или иных качеств человека главную роль играют условия, в которых он живет с детства, влияние, которое оказывает на него окружающая среда. Внешние воздействия воспринимаются организмом через нервную систему. Она развивается у ребенка с первых дней его жизни. Легко представить себе, насколько быстро идет этот процесс, если вспомнить, каким беспомощным ребенок появляется на свет и каким он становится уже к трем годам. В таком возрасте дети умеют ходить, бегать, говорить. Но всему этому ребенка необходимо обучать. Если он будет все время предоставлен самому себе, если воспитанию с первых дней жизни не будет уделено внимание, развитие ребенка пойдет значительно медленнее. Воспитание ребенка является не только личным, частным делом родителей — это их долг перед Родиной, дело большой государственной важности. Семья и семейная обстановка играют немаловажную роль в формировании личности ребенка. Родители должны хорошо знать возрастные особенности детей, знать, к чему следует приучать их в том или ином возрасте. В нашей стране родители имеют широкие возможности пользоваться литературой по воспитанию детей, консультациями врачей и педагогов. Во многих школах и детских учреждениях созданы так называемые родительские лектории, организуются специальные циклы лекций и докладов.
РЕЖИМ
Правильная организация всей жизни ребенка, правильный распорядок его дня: распределение в соответствии с возрастом часов еды, сна, прогулки, деятельного бодрствования, т. е. его режим, — необходимы для здоровья ребенка. Это обеспечивает также всестороннее развитие и организованное поведение ребенка и содействует его правильному воспитанию... Привыкнув с первых лет жизни к определенному режиму, ребенок и в школьный период, и став взрослым, будет организованным человеком, не будет тратить напрасно свое время, привыкнет правильно чередовать труд и отдых, полноценно используя каждый час, каждую минуту.
Строго выполняемый режим дня воспитывает с детства дисциплинированность, укрепляет волю, увеличивает работоспособность человека, сохраняет его силы и способности к творческой деятельности. При правильном режиме дети лучше едят, быстро засылают, и родителям не приходится прибегать к укачиванию или сидеть около кроватки, пока ребенок заснет. С первых дней жизни ребенка надо кормить в строго установленное время, как это рекомендуется врачами консультации: через каждые 3 часа, а с 3 месяцев — через 3 1/2 часа, с ночным 6—7-часовым перерывом. В 5—6 месяцев детей кормят уже через 4 часа с восьмичасовым перерывом ночью. При таком порядке ребенок просыпается для кормления в определенное время; ко времени кормления у него в желудке будут выделяться необходимые для пищеварения соки, появится хороший аппетит. В возрасте после одного года детей кормят 4 раза в день. Этот режим кормления в основном сохраняется и в школьном возрасте. Многие матери кормят ребенка перед сном, чтобы он засыпал после кормления у груди. Это, конечно, неправильно. Кормить грудного ребенка надо после того, как он выспался и находится в бодром состоянии, — тогда он лучше ест. Сытый ребенок хорошо играет, двигается, а наигравшись, быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления. Накормленный же перед сном ребенок просыпается за 1 1/2—2 часа до следующего кормления; во время бодрствования, испытывая чувство голода, он будет беспокоен, что заставляет часто матерей нарушать режим кормления и кормить ребенка раньше времени. С 12 часов ночи до 6 часов утра ребенка кормить не следует. Это важно как для правильного пищеварения ребенка, так и для того, чтобы приучить его спокойно спать ночью и дать возможность матери выспаться. Некоторые матери устраивают шестичасовой перерыв в кормлении — с 9 часов вечера до 3 часов ночи. Этого делать не следует, так как при этом режиме мать не получает полного отдыха, а ребенок привыкает просыпаться в 3 часа ночи. Дети, приученные с самого рождения к правильному режиму, всегда спокойны, не требуют криком кормления и дают покой кормящей матери. Если ребенок, приученный к правильному распорядку жизни, все же проявляет беспокойство и много плачет, — значит он нездоров или у матери недостаточно молока. Для здоровья ребенка, для его уравновешенного состояния и хорошего настроения особенно важен сон. У детей нервные клетки мозга очень нежны, они быстро утомляются от впечатлений, получаемых из окружающего мира. В зависимости от возраста это нервное переутомление проявляется по-разному: грудные дети плохо засыпают, много кричат перед сном, сон их неспокоен, просыпаясь, они плачут, плохо едят, обнаруживают общую слабость, вялость. Более старшие становятся раздражительными, капризными, плохо едят, долго не засыпают, неспокойно спят. Дети школьного возраста при нарушении режима сна становятся рассеянными во время уроков, недисциплинированными, неуравновешенными, проявляют грубость по отношению к товарищам, нетактично ведут себя со старшими.
Родители должны знать возрастные нормы продолжительности сна, необходимого для полного восстановления бодрого, деятельного состояния мозга. Так, по данным проф. Н. М. Щелованова, ребенок 2 месяцев должен спать в течение суток 16—17 часов; от 5 до 9 месяцев — 14—15 часов; от 9 месяцев до 1 1/2 лет — 13 1/2 — 14 часов; в возрасте 3 лет — 12—12 1/2 часов; В 6—7 лет — 11 —12 часов. Очень важно, чтобы родители знали, сколько времени ребенок может бодрствовать, т. е. не спать, и быть в то же время спокойным, активным, неутомленным. Так, ребенок с 3 месяцев может бодрствовать 1 1/2 часа подряд. Постепенно с возрастом период бодрствования удлиняется. Так, 5—7-месячный ребенок весело играет, бодрствует 2 часа подряд. С 7 до 9—10 месяцев дети должны спать днем 3 раза, перед каждым кормлением по 1 1/2—2 часа подряд, и играть, бодрствовать не более 2 1/2 часов. Но уже с 9—10 месяцев ребенок может без утомления бодрствовать 3 и 3 1/2 часа подряд и спать всего 2 раза в день. Такой режим остается у ребенка до 1 1/2 лет. Только после 1 1/2 лет ребенок может спать днем всего один раз. Ослабленный болезнью или недоношенный ребенок может и до 1 года 8 месяцев спать 2 раза днем. Большую ошибку делают родители, которые чуть ли не с одного года укладывают ребенка спать один раз днем. Правда, при этом ребенок спит днем примерно 3 часа подряд, но все же промежуток бодрствования у ребенка становится настолько длинным (5—7 часов подряд), что непременно приведет его к нервному переутомлению, которое проявится в его капризах, плохом аппетите, плохом сне.
С 1 1/2—2 лет ребенок уже может бодрствовать 5-6 часов подряд без утомления. Вечером ребенка нужно укладывать спать не позже 8 часов 30 минут. Бодрствование ребенка должно быть заполнено самостоятельной игрой в его уголке или общением со взрослыми, а на прогулке — с товарищами. Ежедневная прогулка должна занимать также определенное время в режиме дня. Детям старше года нужно и в холодное время года не только спать, но и гулять на воздухе. Это способствует нормальному развитию ребенка. Таким образом, с первых лет жизни ребенок начинает привыкать к порядку и в школьный период становится более организованным, собранным, приучается правильно чередовать свой труд и отдых, полноценно используя время всего дня.
КАК КОРМИТЬ РЕБЕНКА
С 5—6 месяцев надо приучать ребенка есть с ложечки. Это дается ему не сразу. Во время сосания язык у ребенка прижимается к небу, а при еде с ложечки нужно, чтобы язык не был приподнят кверху. Поэтому приходится терпеливо и настойчиво учить ребенка есть. С этим не следует запаздывать, иначе у него надолго сохранится привычка только сосать, и он в дальнейшем, будет отказываться от необходимой разнообразной пищи. С 8 месяцев ребенка надо приучить пить из чашки, а с 10 месяцев — жевать более твердую пищу, например печенье, хлеб, держа их в руке. Некоторые матери дают ребенку грудь в любое время, чтобы успокоить, усыпить, побаловать его. В результате этого дети отказываются от необходимой для них пищи, требуя только грудного кормления, что плохо влияет на развитие ребенка. Момент отлучения от груди такие дети переносят очень тяжело, между тем постепенное отлучение дети переносят совершенно незаметно. Большую ошибку делают родители, кормящие детей не в определенные часы, или те, которые дают ребенку в промежуток между приемами пищи куски хлеба, сладости и т. п. Зто перебивает аппетит, пища плохо усваивается ребенком, так как желудочный сок выделяется в достаточном количестве только в часы регулярного кормления. Много огорчений доставляют родителям дети с плохим аппетитом. Причиной плохого аппетита детей, кроме их нездоровья, является неправильное поведение родителей. Иногда мать, спеша скорее накормить ребенка, быстро сует ему ложку за ложкой в рот, не дожидаясь, когда ребенок прожует и проглотит и сам потянется к следующей ложке.
Такое кормление, когда ребенку суют ложку в полный рот или кормят насильно, протискивая ложку сквозь стиснутые губы, очень мучительно для ребенка. У него образуется боязнь ложки, боязнь момента кормления и отвращение к еде вообще. Отрицательное отношение у ребенка к еде может остаться надолго, а иногда оно переходит в болезненное явление: бывают случаи, когда у ребенка начинается рвота даже при виде приготовления к еде. Дети обычно сильно отвлекаются всем, что происходит вокруг, поэтому их надо кормить в спокойной обстановке, выключив радио, избегая громких разговоров, прихода посторонних лиц.
Если ребенок долго жует пищу и не глотает ее, то лучше густую кашу, запеканку дать ему запивать киселем, соком от компота и т. п. При плохом аппетите у детей родители часто не умеют скрыть своей тревоги, их волнение передается ребенку и еще больше снижает его аппетит. Кроме того, уже детям 2—3 лет как бы льстит вызванное ими волнение взрослых, они стараются поддержать его и кормление превращается в бурную сцену, утомляющую и взрослого, и ребенка. Многие редители для побуждения детей к еде привыкли применять всяческие уговоры: «за папу», «за маму», «еще только этот кусочек», «ешь, а то все кошке отдам», или «отдам Саше» (другому ребенку) и т. д. Иногда от ласковых уговоров и обещаний родители переходят к окрикам, угрозам, шлепкам и доводят ребенка до слез. Наконец, родители начинают тешить ребенка всякими прибаутками, целыми рассказами, и им иногда удается отвлечь ребенка в такой степени, что он механически, как бы в забытьи, глотает ложку за
ложкой. И с физиологической, и с воспитательной точки зрения подобные приемы следует признать неправильными. Когда ребенок ест, внимание его должно быть сосредоточено на еде: это повышает ее усвоение и создает у него привычку хорошо есть.
Не следует вызывать у ребенка жадность, чтобы он ел только для того, чтобы не досталось кошке или другому ребенку.
Поведение родителей при кормлении должно быть таким, чтобы у ребенка не возникало представления, что его хороший или плохой аппетит является как бы центром интереса окружающих, источником их радостей и огорчений, что, съев тарелку супа и котлетку, он может добиться любой награды. Ребенок лучше ест, если своевременно уже на втором году жизни, предоставить ему возможную самостоятельность. Это заинтересовывает ребенка, сосредоточивает его внимание на пище, пусть даже часть пищи остается на нагруднике и на личике ребенка. Если ребенок притом уже не позволяет кормить себя, крича: «я сам», можно в начале обучения самостоятельной еде докармливать его другой ложкой, делая это тактично, не снижая самостоятельности ребенка. Взрослые должны быть сдержанны во время кормления ребенка. Если ребенок уже ест самостоятельно, лучше не понукать его, не торопить, а отойти и только издали наблюдать за ним. Хорошему аппетиту содействует ряд правильных подготовительных к еде действий ребенка. Ребенок в возрасте около 3 лет должен перед тем, как сесть за стол, вымыть руки, взять свое полотенце и, вытерев руки, повесить его на место, достать свой нагрудник или салфетку, принести свою тарелку, ложку, хлеб, сеть на постоянное и удобное для еды место за столом. Все эти подготовительные к еде действия уже настраивают его на еду и несомненно повышают его аппетит. Таким образом, для создания у ребенка хорошего аппетита нужно соблюдать следующие правила: 1) организовать правильный режим кормления; 2) создавать спокойную обстановку до и во время кормления; 3) своевременно приучать ребенка есть самостоятельно; 4) давать ребенку разнообразную и вкусную пищу; ничего не давать ребенку в промежутках между кормлениями; 5) давать пищу в красивой посуде; вид пищи, ее запах содействуют повышению аппетита; 6) гулять с ребенком перед едой, но прогулка не должна быть утомительной и возбуждающей ребенка; 7) если ребенок плохо глотает сухую пищу, давать к такой пище жидкую, подливку или давать запивать ее чем-либо: соком от компота, киселем, молоком и т. д.
КАК УКЛАДЫВАТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ
Чтобы сон был полноценным отдыхом, ребенка необходимо укладывать спать только в назначенное по режиму время в соответствии с его возрастом. Ребенок должен ложиться спать в спокойном состоянии. Не следует перед сном затевать шумные игры с ребенком, забавлять его, дарить ему новые игрушки, а также огорчать его. Присутствие гостей, громкие разговоры возбуждают ребенка, и он долго не засыпает, даже если его уложить вовремя. Лучшим средством, содействующим быстрому засыпанию и глубокому сну, является чистый, прохладный воздух. Для дневного сна маленьких детей следует и в холодное время года укладывать на свежем воздухе (на балконе, во дворе) или в комнате с открытой форточкой; на ночь комната, где спит ребенок, должна быть хорошо проветрена. Полезно после ужина пойти с ребенком погулять. В помещении, где спит ребенок, не должно быть яркого света, шума, радио следует выключать, иначе нормальный сон ребенка будет нарушен. Хорошему сну и быстрому засыпанию ребенка содействует спокойная игра без участия взрослых. Такой игрой может быть игра со строительным материалом, кубиками, кирпичиками, с пирамидкой, матрешкой. Очень хорошо дать ребенку коробку с разнообразными крупными пуговицами. Дети раскладывают их, подбирают по величине и цвету, это их очень успокаивает и усыпляет. Уже с 2—3-летнего возраста ребенка следует приучать перед сном убирать свои игрушки, самостоятельно раздеваться, аккуратно укладывать белье, ложиться самому в кроватку. Такие приготовления, если они повторяются регулярно, ежедневно, располагают ребенка ко сну. Он привыкает к тому, что в определенный час кончается его «рабочий день» и наступает время отдыха.
ВОСПИТАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ
Постоянно приучая ребенка к определенным действиям, легко выработать у него ряд культурно-гигиенических навыков. В первую очередь необходимо воспитать у ребенка потребность в чистоте. Как известно, многие болезни происходят от того, что в тело человека проникают микробы. Они размножаются там и вызывают ряд заболеваний. Микробы попадают в желудок вместе с сырой водой, с пищей, приготовленной в грязной посуде, с немытыми фруктами и овощами. Невымытые руки также являются источником заболевания. В грудном возрасте еще нельзя говорить о выработке самостоятельных гигиенических навыков, но содержание тела ребенка в чистоте — его умывание, купание и систематическое проведение других гигиенических процедур — уже создает предпосылку для этого. Часто матери жалуются, что ребенок не дает себя купать, умывать. Происходит это из-за применения неправильных приемов: надо, чтобы все процедуры — купание, умывание, пеленание — доставляли ребенку приятные ощущения. Если ребенку попадает в глаза мыло или при обливании его сильной струей воды он захлебывается, если вода холодна или излишне тепла, один вид ванны может вызвать у него раздражение, плач. Внимательное и ласковое отношение к ребенку, соответствующая температура воды — все это вызывает приятные ощущения, и дети охотно идут купаться или умываться. Умывание следует также проводить умело. Надо засучить ребенку рукава, чтобы туда не заливалась вода, удобно держать его, умывать водой комнатной температуры. С 2 лет надо предоставлять ребенку возможность самому умываться, учить его мыть руки с мылом, указывая, где надо получше потереть. Если ребенка ежедневно умывают утром и перед вечерним сном, моют ему руки перед каждой едой, это превращается у него в привычку: услышав о приготовлении к еде, он сам побежит к умывальнику. Необходимо с раннего возраста приучать детей к стрижке ногтей и причесыванию волос. Делать это надо регулярно и осторожно, не причиняя боли.
Дошкольники и школьники должны ежедневно перед сном чистить зубы. Сначала ребенку приходится напоминать об этом, но через некоторое время у него вырабатывается привычка самостоятельно систематически чистить зубы. Ребенок должен есть, только сидя за столом, на месте, специально ему отведенном. У малыша должен быть нагрудник, чтобы не пачкать платья, а к 3 годам — чистая салфетка. Ребенка надо приучать к соблюдению чистоты во время еды — он должен есть так, чтобы не обливаться, не сорить на столе, не пачкать скатерть; для этого лучше положить ребенку под тарелку клееночку. Ребенок не должен брать в рот пищу, упавшую на пол; поев, он должен вытереть рот салфеткой, встав из-за стола, сказать «спасибо». К сожалению, еще можно встретиться с такими фактами, когда мать покупает на улице фрукты или сладости и тут же дает их ребенку. Нельзя допускать, чтобы ребенок ел на улице немытыми руками немытые фрукты и овощи. Надо с первых же лет жизни приучать ребенка есть только вымытые фрукты и овощи. Это поможет родителям уберечь детей от многих заболеваний. У ребенка надо создавать привычку сохранять в порядке игрушки и личные вещи. Перед сном ребенок должен аккуратно класть свою одежду на стульчик, никогда не влезать на кровать одетым. Нужно строго следить за тем, чтобы ребенок, придя с улицы, вытирал ноги, снимал калоши и верхнее платье. У ребенка 2 1/2—3 лет этот навык может уже превратиться в самостоятельную потребность, а пока он еще не закрепился, взрослые должны постоянно наблюдать за ребенком, напоминать ему и настоятельно требовать аккуратности.
Вот, например, мальчик Андрюша, 2 лет 8 месяцев, всегда в передней снимает калоши и напоминает об этом брату. Ему купили валенки. В морозный день, придя с прогулки, он долго тер одну ногу о другую, стараясь снять несуществующие калоши, пока ему не сказали, что он в валенках, которые надо снять и положить для просушки на батарею, а на ноги надеть туфли.
С раннего возраста надо приучать детей к поддержанию порядка в комнате. На втором году жизни они уже хорошо запоминают расположение предметов и у них появляется потребность видеть все на привычном месте. У ребенка должна быть вешалка для полотенца, пальто, определенные места для салфетки, игрушек, калош, валенок. Родители должны показывать детям пример аккуратности: утром, сейчас же после вставания, матери необходимо убрать постели — свою и маленького ребенка, а старших дошкольников и школьников нужно привлекать к уборке своих постелей. Школьники обязаны содержать в полном порядке стол для занятий, портфель, чистить свою одежду и обувь. Чрезвычайно важно выработать у маленького ребенка привычку проситься на горшок. Приучать ребенка пользоваться им надо уже с 6—7 месяцев. Сажать ребенка на горшок следует постоянно перед сном, после сна и в определенные часы бодрствования. При таком порядке у ребенка скоро вырабатывается соответствующая привычка, и он сам будет напоминать о своих потребностях старшим. Все гигиенические и культурные навыки, приобретенные в детстве, становятся прочными, длительными.
ИГРА И ТРУД ДЕТЕЙ
Надо с детства воспитывать у ребенка постоянное стремление к активной деятельности. Ребенок должен всегда быть занят игрой, никогда не скучать без дела. Здоровый ребенок не может обойтись без игры. Великий русский писатель Горький говорил: «...игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Игра радует, веселит ребенка, он много двигается, звонко смеется, и это уже громадная польза для него. Хорошее настроение способствует лучшей жизнедеятельности всего организма ребенка, нормальному кровообращению, дыханию, пищеварению. Когда 3—4-месячный ребенок находится в кроватке или коляске, нужно вешать над ним игрушки; играя ими, он приобретает свойственные его возрасту умения и некоторый жизненный опыт. В 7—8 месяцев, увидя издали яркие игрушки, ребенок учится подползать к ним, делая ряд новых движений. Увидев игрушки где-нибудь на стуле, на диване, ухватившись ручонками, он встает на ножки. Годовалый ребенок, ощупывая предметы, касаясь различных вещей — теплых, холодных, твердых, мягких, легких, тяжелых, много получает для своего развития. После года руки ребенка становятся более ловкими, он уже умеет открывать и закрывать матрешки, коробки, надевать колечки на палочки; с l 1/2—2-летнего возраста предметами детских игр являются куклы, мишки, собачки. Играя этими игрушками, дети обогащают свой жизненный опыт: они их кормят, укладывают спать, разговаривают с ними. После 2 лет лучшей игрушкой для детей является строительный материал — кубики, кирпичики, и чем они крупнее, тем лучше. Двухлетние дети только нагромождают один кубик на другой, более старшие уже строят определенное сооружение,— дом, гараж, поезд и многое другое. Родители должны понимать, как много дает игра детям, и сознательно ей содействовать: покупать игрушки с учетом возрастных особенностей ребенка, его развития, интересов. Купив игрушку, надо показать малышу, как лучше и интереснее ее использовать, помочь ребенку сделать игру содержательнее, разнообразнее. Родители должны вникать в существо игры, мирясь с хлопотливой, иногда неугомонной деятельностью ребенка, который старается включить в игру все окружающее. Мы не хотим этим сказать, что следует всегда играть с ребенком. Столь же важно приучить ребенка самому себе находить занятие и играть одному. Для игры ребенку необходимо выделить удобное место. В детском, уголке должны быть собраны все игрушки и вещи, с которыми ребенок играет. Ни в коем случае нельзя сваливать игрушки в ящик. Взрослые должны вместе с ребенком приводить все игрушки в порядок: собрать отдельные части, расставить все на столике, на полочке — это развивает у ребенка привычку к порядку и располагает к игре. В семьях, где воспитывается один ребенок, родители нередко превращают его в забаву, развлечение, они потакают ему во всем. В таких условиях трудно воспитать полезного члена нашего общества. Дети в этих случаях могут вырасти эгоистами, мало приспособленными к жизни, к труду. Совсем иное дело, когда в семье растет несколько детей. У них скорее проявляется чувство коллективизма, товарищества, внимание, забота друг о друге.
В раннем возрасте надо найти детям работу по их силам, развитию, которая была бы для них занимательна, интересна. Они должны уметь сами раздеваться, одеваться, застегивать пуговицы, убирать со стола после еды, вешать свои вещи и класть их на место, убирать игрушки. С какой радостью трехлетняя Танечка заявляет: «Я даже сама застегнула пуговицу сзади на лифчике!». Дети могут иметь и маленькие обязанности как члены семейного коллектива: кормить во дворе собаку, кур, поливать цветы, кормить птичку в клетке,- приносить ей воду. Дети очень любят помогать взрослым в их работе, и родители не должны этому препятствовать. Но, к сожалению, есть еще у нас семьи, где не понимают и недооценивают громадное значение раннего приучения детей к труду. Вот такой пример. Алику 8 лет. Родители его на работе, дома хозяйничает бабушка. Утром она собирает книги и тетради Алика, кладет их в портфель, надевает ему пальто, завязывает ушанку, шарф, моет калоши, чистит валенки. Когда он играет во дворе, она сидит на скамейке и всячески поучает его: «Алик, не бегай, вспотеешь! Не пачкай новый костюм. Не уходи далеко!» Папа и мама спокойны. Но разве годится для жизни, для труда такой изнеженный ребенок? Уже и теперь в игре все ребята сильнее, быстрее и смышленнее его.
О ПОСЛУШАНИИ
В семьях, где родители являются авторитетом для детей, вопрос о послушании не возникает. Однако очень часто можно слышать жалобы на непослушание ребенка. Каковы же причины такого положения? Слушаться — это значит выполнять предложенное и не делать того, что запрещено. У маленького ребенка еще слаба воля, он не может бороться со своими желаниями, не обдумывает своих поступков; если он видит какой-нибудь интересный предмет, он хватает его, не задумываясь над тем, можно ли это делать. Чтобы добиться послушания ребенка, родителям надо хорошо знать особенности детского возраста. Нельзя от маленького ребенка требовать, чтобы он сидел смирно, не бегал. Дети обычно очень подвижны, долго быть в одном положении они не могут. И поэтому нельзя на них беспрестанно кричать, как делают некоторые родители: «Не лезь, не бери, не мешай!». Лучше спрятать те вещи, которые ребенку нельзя брать, надо поставить их высоко, сделать недоступными. Одна мать рассказала нам: «Мы постарались убрать комнату так, чтобы Федя (1 год 4 месяца) не смог достать то, что ему нельзя брать. Мы повесили выше книжную полку, аптечку, заперли на ключ буфет и ящики письменного стола». Запрещая что-либо, надо сказать ребенку спокойно, внушительно «нельзя», глядя ему в глаза и стараясь привлечь его внимание, а затем проследить, чтобы ребенок действительно не делал того, что ему запрещено. Неправильно поступает мать, которая, войдя в комнату и увидев, что ребенок в грязных ботинках лезет на ее чистую кровать, кричит: «Не смей на кровать лезть!», но тут же выходит из комнаты, не добившись результата. Будет ли ребенок слушаться таких окриков матери? Конечно, нет. Запрещать ребенку надо только то, что действительно вредно его здоровью (есть немытые овощи, пить сырую воду и т. д.), или то, что опасно для него и окружающих (подходить близко к колодцу, зажигать спички, орудовать острыми предметами), а также то, что создает лишнюю работу взрослым (сорить в комнате, разбрасывать вещи, входить в дом, не вытерев ноги). Необходимо разъяснять детям, что нельзя драться, обижать других детей, мешать взрослым, если они заняты, будить уснувшего после работы отца и пр. Однако, запретив что-либо, все члены семьи должны действовать согласованно, быть твердыми и не уступать. Нельзя, чтобы мать запрещала что-нибудь, а бабушка или отец разрешали. Запрещений должно быть немного, тогда дети запомнят их.
Миле Г. 1 год 6 месяцев. Мама ей серьезно и строго сказала: «Часы на столике у кровати трогать нельзя, ни-ни!» и погрозила при этом пальцем. Девочка на другой день подошла к столику и тоже сказала: «Ни-ни!», погрозив пальчиком. Сереже Ч. было внушено, что на папином столе ничего нельзя трогать. И навсегда папин стол остался для Сережи неприкосновенным.
Так иногда воспринимает ребенок запрещение родителей. Однако надо уяснить себе, что не всегда одно предупреждение может привести к положительным результатам. Поэтому в воспитании послушания у детей надо быть строго последовательным и настойчивым. Часто невнимательное отношение родителей к нуждам ребенка может стать причиной непослушания. Например, ребенок не слушается, не хочет идти мыть руки или купаться, потому что эти моменты вызывают у него неприятные воспоминания: то ему забывают хорошенько засучить рукава и вода затекает в них, а это неприятно ребенку, или мыло попадает в глаза, или его обливают сильной струей воды при купании, причем ребенок захлебывается и пугается. Если хотя раз мать будет так невнимательна и неосторожна и доставит ребенку неприятное ощущение, то в другой раз на ее требование идти умываться или купаться ребенок не послушается мать и непременно заявит: «Не хочу». Если ребенка особенно привлекает что-нибудь, что ему не вредно, но доставляет лишние заботы и трудности родителям, то следует ли это запрещать? Приведем пример. Мать идет за покупками. Ей надо торопиться. Дома ее ожидает много дел, а малыш, которого она взяла с собой, задержался у игрушечного
магазина. Он тянется к витрине, старается остановить мать, которая, крепко держа его за руку, озабоченно спешит по тротуару. Как быть? Заставить ребенка преодолеть его естественное желание и не остановиться у витрины? Мирным путем разрешить этот вопрос почти невозможно, уговоры тоже вряд ли помогут. Обычно дело быстро доходит до окриков, дерганья за руку и пр. Выигрыш времени получается сомнительный, а вред, связанный со всяким насилием, — безусловный. Мать должна взять себя в руки, набраться терпения и дать возможность ребенку посмотреть на игрушки. Если же матери никак нельзя терять времени, она должна быть предусмотрительной и выбрать путь, на котором не встречалось бы таких непреодолимых для ребенка соблазнов, как игрушечный магазин. А вот другой случай. Одна мать жаловалась на своих детей — девочку 2 лет 8 месяцев и 8-летнего мальчика: «Девочка неугомонная — всюду суется, мешает работать. А мальчик совсем от дома отбился, все на дворе, да к товарищам ходит — его и не видишь». Мы пошли к матери на дом. У нее в квартире мы увидели чистоту и уют. Это, конечно, хорошо. Беда в том, что вся эта забота о порядке была рассчитана только на взрослых. По обстановке в квартире нельзя было определить, что в семье есть дети. Здесь не было уголка, где бы ребята могли расположить свои игрушки, книжки, поиграть и встретиться с товарищами. Этот пример показывает, что нельзя приносить интересы детей в жертву красоте и уюту. Если бы мать подумала о том, как создать в квартире обстановку, необходимую детям для их занятий и развлечений, то мальчик с удовольствием бы играл, занимался или читал дома, да и с девочкой не пришлось бы воевать. Родители обязаны позаботиться о том, чтобы создать для детей интересную и привлекательную жизнь даже в одной комнате и, что особенно важно, подобрать для них подходящий коллектив из 2—3 сверстников. Таким образом, мы видим, что непослушание детей во многих случаях происходит от того, что родители забывают об особых потребностях детей, об их естественных интересах, удовлетворению которых нельзя препятствовать. К этим интересам и потребностям необходимо относиться с величайшим вниманием и по возможности идти им навстречу. Это предупредит столкновения между родителями и детьми, создаст между ними атмосферу доверия, что несомненно окажется полезным как для умственного, так и для физического развития ребенка, для формирования его характера. Недостаточно заставить ребенка не делать того, чего ему «нельзя». Не менее важно научить ребенка выполнять то, что «надо». Ребенок должен легко соглашаться, когда ему скажут: «Надо идти домой», «Иди мыть руки», «Убери игрушки» и т. д. Часто дети отвечают на эти требования упрямым «не хочу». На ребенка 3—4 лет в этом случае действует разъяснение, почему это необходимо. Но убеждение действует только в том случае, когда между ребенком и взрослым создались хорошие взаимоотношения, полные доверия друг к другу. Это возможно лишь тогда, когда ребенок привык к тому, что взрослый идет навстречу его желаниям и интересам, а если родители чего-то требуют, значит действительно надо подчиниться. При таких отношениях взрослый лаской и убеждением сумеет добиться от ребенка всего, что нужно.
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОЙ НЕРВНОСТИ
Многие родители жалуются на неспокойное поведение детей: капризы, раздражительность, слезы из-за каждого пустяка; малыши не могут найти себе занятия, все время пристают к взрослым, ко всему тянутся, а в случае отказа кричат, иногда бросаются на пол, начинают бить ногами и т. д. Особенно часто вызывает тревогу у матери ничем не объяснимый крик грудного ребенка. В таких случаях, если мать убедилась, что видимой причины для крика нет, и если врач консультации установил, что ребенок здоров, мать не должна реагировать на крик, не должна качать ребенка, совать ему пустышку в рот, носить на руках, кррмить не вовремя, чтобы успокоить, в противном случае он с самого раннего возраста привыкнет криком добиваться своего. Неправильные приемы только на короткое время могут успокоить ребенка. Случается, что более старшие дети, обычно спокойные, веселые, бодрые, вдруг становятся плаксивыми, раздражительными. При внимательном отношении нетрудно заметить, что большей частью такая внезапная резкая перемена в ребенке происходит в связи с его заболеванием: часто бывает, что после легкого гриппа ребенок начинает плохо есть, часто плачет, капризничает. Надо в таких случаях набраться терпения и не отвечать раздражением на его капризы, а в первую очередь позаботиться о строгом соблюдении установленного режима в соответствии с состоянием и возрастом ребенка вовремя укладывать его спать, правильно кормить, гулять с ним.
Раздражительность ребенка, капризы, неуравновешенное поведение часто бывают результатом перегрузки ребенка впечатлениями, когда родители водят детей по магазинам, в кино, в гости, где много шума, разговоров. В таких случаях ребенок плохо засыпает, много плачет, становится раздражительным, капризным. Надо стараться понять причины капризов ребенка, а поняв их, устранить. Причины капризов, непослушания детей большей частью надо искать в ошибках воспитания. В некоторых семьях еще сохранились совершенно недозволенные приемы воспитания, от которых следует решительно отказаться вследствие их крайне вредного влияния на здоровье и характер ребенка. Вряд ли надо доказывать, что физическое наказание недопустимо: оно не только вредно отражается на нервной системе ребенка, но глубоко оскорбляет и озлобляет его. Ребенка нельзя наказывать, запирая в комнате, ставя в угол, лишая любимой еды и т. д. Такие приемы не достигают цели. Как уже говорилось, маленький ребенок мало задумывается над своими действиями: он слышит крик детей и бежит в коридор, хотя мама и наказывает его за это; он видит сладкое, тянется к нему и берет, несмотря на запреты. Ребенок недостаточно понимает связь между своим поведением и наказанием, видит в нем только насилие со стороны взрослых. Пугать ребенка нельзя даже в шутку, например рассказывать ему небылицы про страшного старика, который заберет его в мешок, про большую собаку, которая его съест, и т. д. Потрясение, вызванное испугом, может тяжело отразиться на нервной системе ребенка: он может начать заикаться, подергиваться; он будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Ребенка нельзя обманывать, как это иногда делают взрослые: «Ешь, вкусное варенье», — говорят ему, а дают касторку; «Мама сейчас придет, она за конфетами пошла», — говорит иной раз няня в яслях, когда мама уходит на целый день. «Сейчас тетя только посмотрит тебе спинку», — а в это время делают укол. Все это приводит к тому, что ребенок теряет доверие к взрослым, он ждет со всех сторон возможной опасности. Эта постоянная настороженность нервирует ребенка. Гораздо лучше всегда открыто сказать ребенку, даже если он поплачет, что мама придет, когда он поиграет, поест и поспит; что лекарство нужно выпить; что прививку сделать надо и что тетя постарается сделать это не очень больно. Все обещания должны быть непременно выполнены. Если грубость и резкость со стороны взрослых совершенно недопустимы по отношению к ребенку, то следует решительно избегать и чрезмерного проявления нежности и несдержанных ласк, расточаемых родителями. Если ребенка постоянно ласкают, приходят в восторг от каждого сказанного им слова, демонстрируют его родным и знакомым, восторгаются его умом, проявляют излишнее волнение, когда он слегка ушибется, не позволяют ему сделать ни малейшего усилия, то при таком воспитании у него появляется много отрицательных черт. «Заласканный» ребенок почти не способен к сосредоточенной, самостоятельной игре. Он не может перенести ни малейшей боли, всякое сколько-нибудь неприятное ощущение вызывает плач и крики. У него нет смелости, предприимчивости, ловкости в движениях. Он плохо играет с другими детьми, потому что привык быть центром внимания взрослых: ведь для того, чтобы ладить со сверстниками, надо уметь и за себя постоять, и другим уступить. Нервная раздражительность часто сказывается у ребенка в том, что он неотступно требует невозможного. Случается, что сам предмет не так уже нужен ребенку. В этой навязчивой требовательности просто сказывается привычка криком добиваться своего. Родители должны проанализировать, откуда такая крайняя раздражительность у ребенка: нет ли переутомления, возбуждения, правильно ли построен его режим дня, не болен ли он. Зная, как сильно влияет на ребенка их поведение, родители должны быть требовательны к себе, к своему поведению, не допускать резкости, грубости в своих взаимоотношениях с близкими. Если дети растут в спокойной семейной обстановке, видят вежливое, заботливое, внимательное отношение взрослых, друг к другу, они сами становятся такими же. Хорошие взаимоотношения родителей, мирная, дружеская атмосфера в семье способствуют воспитанию высоких моральных качеств у детей.
Из всего сказанного видно, что воспитание ребенка — очень сложная и ответственная задача. Успешно справиться с этим делом можно только в том случае, если уделять ему большое внимание и хорошо знать особенности развития ребенка. В детстве закладываются основы его характера. И от того, как воспитывается ребенок в раннем возрасте, в значительной степени зависит, какое направление примет его дальнейшее развитие. Дружная, организованная, трудовая семья — основа хорошего воспитания ребенка.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.