При анализе изображения предмета в детском рисунке мы указывали на значение проблемы времени в осуществлении образа. Если в рисунке ребёнок находил подчас сложные формы решения передачи действия во времени (многоэпизодность в одном рисунке), то в лепке нет надобности прибегать к такому способу изображения. Реальное создание формы (в объёме и пространстве) позволяет ребёнку просто, непосредственно или при помощи игры решать данную задачу. Мы заметили, что игра в лепке и временной принцип — разные процессы.
Так, например, различно решаются два сюжета: а) «дяденька живёт в доме», с которым ребёнок развернул подлинную игру (дяденька гулял, уходил в дом, спал, опять выходил из дому) и б) «корова прибежала, посадила девочку на рога, девочка плачет», с которым, по существу, никакой игры не было, но процесс лепки носил временной характер: девочка и скамеечка были вылеплены раньше, затем появилась корова, и девочка была снята со скамейки и посажена на рог коровы, далее девочка заплакала, и в глаза её были влеплены две длинные слезы. Ни малейшего игрового настроения и тенденции видоизменять, различно комбинировать это трагическое происшествие обнаружено не было. Да и тема, пожалуй, не располагает ребёнка к игровому настроению. Процесс же данной лепки был явно временной, построенный на игровом принципе (развёртывание реального хода действия).
Примеров двух типов решения при развёртывании действия (во времени) мы имеем большое количество, и, повидимому, оба они являются закономерными не только в лепке, но и вообще в изобразительном творчестве ребёнка. При этом мы заметили, что временной игровой принцип оказывается более устойчивым, чем непосредственное разыгрывание действия (игра): он сохраняется вплоть до перехода ребёнка к зрительным позициям изображения. Он сохраняется и в лепке взрослых, не обучавшихся лепке. Повидимому, этот путь является первичным и более простым для неумелого художника.
Тенденция реальной передачи действия (во времени) в двух вариантах в процессе развития видоизменяется. Принцип временной (игровой) в пластическом образе является её длительным спутником. Он возникает с первым ассоциативным появлением образа в доизобразительном периоде, где игровое действие ребёнка сливается с изображением. Но и здесь мы имеем два решения: либо ребёнок действует сам «за самолёт» (летает по комнате, держа изображение предмета в руке), или же он лишь содействует действию образа: сидя за столом, он заставляет «самолёт» летать над столом, «автомобиль» ездить по столу и т. п. Наблюдая множество подобных игр с лепкой, мы не настаиваем на их обязательной последовательности в том смысле, что сначала ребёнок непременно действует за предмет («летает»), а затем при своём содействии заставляет сам предмет действовать. Эти разновидности в осуществлении действия во время наших наблюдений чаще определялись общей ситуацией процесса лепки; так, мы замечали, что когда лепка приходит к концу, дети с удовольствием развёртывают игру с личным участием (летают с «самолётом», пыхтят, двигаясь по комнате с комочком, обозначающим «машину», и т. п.); когда они увлечены ещё процессом лепки, то довольствуются движением руки (полёт «самолёта» над столом, движение «машины» по столу). Обычно и воспитатель несочувственно относится к беганию по комнате («с самолётом») во время лепки. И это законно.
Таким образом, если по психологической градации действие за предмет является первичным, а содействие движению самого предмета — вторичным, в жизненной ситуации эти близкие друг другу градации могут нарушаться, повидимому, без ущерба для
процесса лепки. В дальнейшем, когда ребёнок переходит к изображению по замыслу, он целиком остаётся на позиции соучастника. Пример с «дяденькой», который живёт в «доме», и подобные ему иллюстрируют это положение.
Наблюдения показывают, что дальнейшее развитие детской лепки, сохраняя игровой (временной) принцип в показе действия, не переходит непременно в игру, а превращается в своеобразный «приём» ребёнка при осуществлении им пластического изображения предмета, который он продолжает мыслить живым, действующим во времени. Об этом говорит пример «корова посадила девочку на рога».
Иногда кажется, что ребёнок просто лепит ту или иную фигуру, предмет, как отдельный статический образ, и лишь по случайно брошенным репликам или пояснениям узнаёшь, что и эти отдельные фигуры мыслятся ребёнком в действии.
Так, Катя пяти с половиной лет отдавая воспитательнице слепленную ею девочку с цветочком, пояснила: «Она гулять ходила» (цветок сорвала). Витя семи лет слепил собачку. Никакого ни игрового действия, ни признаков временного образа не было, но когда ему предложили поставить собачку на общую доску рядом с Вериной кошкой, он наотрез отказался, пояснив: «Она не любит кошек, она не хочет». Подобные примеры можно было бы умножить. Они говорят о том, что предмет в сознании ребёнка оживает, действует во времени, проявляет своё отношение к окружающему. Даже неподвижные предметы (яблоки, грибы, баранки) связаны обычно с конкретной жизненной ситуацией: «яблочки, которые мама с рынка принесла»; «грибы мы собирали в лесу»; «баранки тётя подарила, из булочной принесла» и т. п. Эти факты — живая иллюстрация психологии детского мышления данного возраста, так ярко проявляемого в творчестве ребёнка.
Таким образом, проблема изображения предмета, действующего и переживающего, не покрывается игрой в процессе творчества ребёнка. Игра является лишь одной из форм проявления - «временного образа».
Временной образ в творчестве ребёнка может проявляться следующим образом: прямое развёртывание действия (игра); ход действия изобразительно фиксируется, но не разыгрывается («корова посадила девочку на рога»); действие лишь поясняется словами («она гуляла»); если это предметы неодушевлённые и действовать не могут, они связываются с действием, которое с ними производят («яблочки, которые мама принесла с рынка»; «грибы мы собирали в лесу» и т. д.); сигнализация о живых свойствах предмета без прямого обозначения временного признака, но при явной связи с жизненной ситуацией, происходящей во времени («она (собака) не любит кошек», «она не хочет» стоять рядом с кошкой — несомненно, ребёнок мыслит жизненные факты, свидетельствующие о нелюбви собаки к кошке). Таким образом, нами обнаружено пять различных форм выявления временного образа в детском творчестве, и, по всей вероятности, они не исчерпывают их разновидности. Игровая форма временного образа в лепке наиболее ярко проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда они ещё мало озабочены зрительным эффектом своей работы. Центром их внимания является живой предмет, который так конкретен в пластическом материале. Однако и в этом возрасте изобразительный процесс (создание формы, выражающей то или иное содержание, проблема техники) является ведущим; к нему направлен детский интерес. В данном периоде ребёнок продолжает с лёгкостью превращать одну форму в другую, один образ в другой, но качество этих превращений носит уже иной характер, более осмысленный, не случайный: налицо зрительное внимание к форме, находчивость ребёнка, более широкий кругозор. Проблема техники также начинает серьёзно интересовать ребёнка. У детей шести-семи лет наблюдается дальнейшее усиление интереса к качеству формы; образ ещё мыслится во времени; игра убывает; речь изменяет свой характер — становится более комментирующей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.