С проблемой временного образа и действия в лепке ребёнка связан вопрос движения, динамики. Передаёт ли ребёнок движение в форме изображаемого предмета?
В литературе о детской лепке подчёркивается её статичность, симметрическое расположение частей, «фронтальность», «статика образа», которая компенсируется динамикой содержания. Этим ещё раз ошибочно подтверждается независимость формы от содержания. Несомненно, на первый взгляд детская лепка может показаться статичной. Но простоту ритмической структуры нельзя отождествлять с неподвижностью.
Выводы А. В. Бакушинского и других исследователей по данному вопросу объясняются тем, что ими не проявлено достаточного внимания к содержанию детского творчества, которое часто переводит детское творчество из плана изобразительного действия в план реального действия (игрового). В этом случае статическая форма перестаёт быть таковой: ребёнок производит с ней реальные манипуляции, продиктованные смысловым содержанием хода действия.
Так, фигуру стоящего человека («дяденьку») ребёнок сажает - на стул; чтобы он вошёл в маленькую дверь дома, его сгибают, а если нужно, складывают вдвое. «Тётеньку», которая «стирает бельё», ребёнок наклоняет к корыту и т. д. Это совершенно очевидное изменение формы под влиянием динамики содержания, реально осуществляемое ребёнком в процессе его работы, осталось незамеченным исследователями детской лепки.
Анализируя указанную динамику, мы, однако, должны подчеркнуть, что она ещё очень далека от зрительной динамики скульптурной формы, а потому её характер не столько изобразительный, сколько реально-выразительный, действенный, моторно-смысловой. И всё же это факт динамики формы, при которой её статическая основа в целом не нарушается.
Кажущаяся противоречивость сочетания двух моментов — статики формы и динамики содержания — разрешается ребёнком в полном единстве: изобразительную статику формы он подчиняет реальной динамике смыслового действия, выводя и форму из статики. План изобразительного и реального действия объединяются.
Проблема движения может быть рассмотрена со стороны: а) изменения формы под влиянием реального действия, с ней производимого (игрового); б) влияния динамики техники на динамику формы; в) со стороны внутренней динамики образа, который живёт в психике ребёнка и даёт свой отпечаток в лепке ребёнка, и, наконец, г) со стороны совершенно сознательной работы ребёнка над изображением движения формы.
На реальное изменение формы под влиянием изменения действия мы указали выше. Что касается влияния динамики техники на форму, то следует указать, что таковое влияние, несомненно, существует, но оно также не результат зрительно поставленных задач, а лишь непосредственное отражение техники. Однако ребёнок замечает эту динамику и сейчас же наполняет её содержанием.
Приведём ряд примеров динамики, рождённой техникой работы над формой.
Ксана (4 лет) слепила девочку. В процессе прикрепления ног одна получилась почти перпендикулярно к другой. Ксана взглянула и сказала: «Она бежит к маме».
Толя (7 лет) слепил «дяденьку», который несколько раз падал. Толя энергично прижал его, «дяденька» наклонился вперёд. Толя посмотрел и сказал: «Он идёт». Он же слепил мальчика с руками в сторону; при вертикальной установке фигуры одна нога выдвинулась вперёд, фигура встала. Толя посмотрел и сказал: «Мальчик танцует».
Галя (7 лет) слепила красноармейца на коне и, чтобы конь лучше стоял, ноги внизу немного прижала друг к другу. Взглянув ещё раз, она сказала: «Сейчас поскачет».
Все указанные фигуры действительно обладают определённой динамикой, полученной случайно благодаря действию технического порядка.
В более раннем возрасте также часто можно наблюдать, как дети удачно ассоциируют форму, случайно полученную от моторного воздействия на материал. Так было с Галей, когда расплющив своё дерево, она сказала: «Мальчик лезет», — она увидела в расплюснутых палочках 2 ноги, напоминающие данный динамический образ. Другая девочка трёх с половиной лет, скатав палочку и желая её поставить вертикально, прижала её, и загнувшийся конец напомнил ей гуся, который моется. Движения руки при обработке материала часто рождают такие случайные формы, которые удачно ассоциируются с тем или иным динамическим образом. Внутренняя динамика образа, отражённая в лепке ребёнка, обычно оказывается полуслучайной, полусознательной. Так, весёлая, подвижная Рита семи лет лепит девочку, при этом повёртывает её руки, прижимает у талии, расставляет ноги, «чтобы лучше стояла»; голова ей особенно удалась; она её несколько раз трогает, случайно повёртывает. Окончив, она посмотрела и сказала: «Девочка идёт, она смотрит».
Наконец, в лепке детей шести-семи лет мы можем наблюдать изображение фигуры в движении. Таких примеров вполне сознательного решения динамической формы мы имеем немало. В лепке к этой задаче дети данного возраста подходят быстрее, чем в рисунке (в изображении на плоскости). В рисунке, как мы указывали, ребёнок с трудом передаёт каждый новый признак движения (поворот ног, головы, движение рук и т. д.). В лепке задача решается проще, так как ребёнок путём реального передвижения ног, рук, путём проб добивается некоторого эффекта движения. В группе детей шести-семи лет, где мы проводили эксперимент, большинство детей в лепке перешли от схематического к реалистическому изображению с попыткой передать динамику формы. Смелая лепка фигур крупного размера, большое внимание к наблюдению живых объектов, чуткое, конкретное руководство дали положительные результаты.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.