При определении задач обучения и составлении программы по изобразительной деятельности советская дошкольная педагогика исходит из общих задач коммунистического воспитания, учета развития художественных способностей детей дошкольного возраста и специфики предмета обучения — изобразительного искусства.
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.
Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.
Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.
Задачи обучения изобразительной деятельности
Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки.
Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребенок создать
обобщенный типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приемы изобразительного искусства в силу их сложности или условности.
Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет.
Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.
Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д.
Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.
Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке — это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом.
Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами.
Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения.
Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.
Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.
Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.
Принципы построения программы
Программа детского сада по изобразительной деятельности разработана на основе задач, стоящих перед обучением детей данному предмету. В ее основе — положение советской дидактики о том, что нормальное развитие ребенка зависит от правильно построенной системы воспитания и обучения. Отсутствие системы в обучении влечет за собой случайность в развитии.
«Программа воспитания в детском саду» построена с учетом общих дидактических принципов обучения. Рассмотрим те из них, которые имеют наиболее важное значение в обучении изобразительной деятельности.
Один из основных принципов построения программы — воспитывающий характер обучения. Советская педагогика не мыслит обучение вне связи с осуществлением воспитательных задач.
В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческих способностей детей. Принцип воспитывающего обучения может быть сформулирован, как единство творческих и учебных задач.
Ребенка 3—6 лет интересуют все окружающие его предметы и явления, их он стремится отобразить в своих работах. В процессе изображения ребенок глубоко и всесторонне познает предмет. Стремление дошкольника к познанию мира отмечено психологами и физиологами. И. М. Сеченов писал: «...все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира».
В программе из обилия окружающих ребенка явлений отобраны те, что имеют значение для воспитания его сознания и чувств. Например, когда детей учат рисовать дома, то наряду с задачей правильно изображать прямоугольные формы, располагать окна по одной линии, передавать некоторые архитектурные детали преследуются и воспитательные цели — прививать уважение к труду, развивать эстетические чувства детей.
Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы.
Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению.
Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений.
В младшем возрасте это отдельные предметы, хорошо знакомые детям, которые они не только зрительно воспринимали, но могли подержать в руках, ощупать их форму, ощутить вес: карандаш, мячик, баранка, флажок, лопатка и др. Все эти предметы очень просты по форме. Изображать предметы, воспринятые издали, мимолетно или со слов взрослого, младший дошкольник не может, так как представления о предмете неточны, внимание неустойчиво и ему недостаточно для создания цельного, ясного образа только зрительных или только слуховых восприятий.
Простота первых объектов для изображения необходима потому, что только такие несложные формы доступны для восприятия и воплощения в силу неразвитости руки и неумения провести анализ предмета. Все эти моменты не позволяют вводить в программу изображение предметов, имеющих в строении три части.
В программе воспитания детей младшего дошкольного возраста на первом месте стоят задачи развития руки, умений производить ею несложные движения для создания простейших форм. Координация движений руки и зрительный контроль за этими движениями — задача достаточно трудная для ребенка.
Для детей средней группы программой предусмотрено расширение материала по содержанию, поскольку изобразительные умения детей более развиты. Им уже доступно изображение фигуры человека.
В старшем возрасте, особенно в подготовительной группе, кроме бытовых и природных тем, широко используются темы из общественной жизни (праздники, труд в городе и деревне и др.), а также темы литературных произведений.
На основе запаса жизненных впечатлений дети, зная общие признаки группы предметов, могут представить сказочный, фантастический образ, относящийся к группе предметов. Например, они знают, что воробей, голубь, ворона, снегирь — птицы, у которых есть общие признаки, выделяющие их из животного мира. На основе знания этих признаков дети могут нарисовать сказочную Жар-птицу, имеющую необычную форму, цвет, но не теряющую признаков птицы. Умея рисовать человека, дети создают образы Василисы Прекрасной, Ивана-царевича и других сказочных героев.
На основе радио- и телепередач о полетах в космос дети создают яркие картины космического пространства, изображают полеты ракет на Луну, Марс, Венеру.
Выполнение этих сложных тем подготовлено постепенным освоением более знакомых и простых сюжетов. Построение программного материала от простого к сложному — один из основных дидактических принципов. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей действительности с учетом их возрастных особенностей.
Если дети младшей группы могут выделить лишь некоторые признаки предмета, то в средней группе они определяют основные признаки формы, цвета, в старшей и подготовительной группах находят не только основные признаки данного вида, но и характерные детали.
Поэтому содержание программного материала по общим для всех групп темам (изображение деревьев, домов и т. п.) будет различным в зависимости от возраста. Например, для младшего возраста при изображении деревьев программой ставится задача передать вертикальное направление ствола и горизонтальное направление ветвей. Для средней группы задача усложняется — дети должны передать толщину ствола и ветвей, цвет листьев летом и осенью. В старшей группе они должны показать в рисунках форму ствола, расположение ветвей у лиственных и хвойных деревьев, цвет ствола, листвы. В подготовительной группе при выполнении данного задания необходимо показать разницу в форме и строении деревьев разных пород, индивидуальные различия у деревьев одного вида, сделать штриховку или раскраску ствола и кроны различными цветами. Так, постепенно от передачи нескольких признаков предмета дети переходят к сложным формам изображения.
Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку.
В средней и старшей группах изображаются предметы и явления, более сложные по форме и содержанию. Прочному усвоению знаний и закреплению навыков изображения способствует повторение выученного. Материал, воспринятый неоднократно, лучше запоминается и осваивается. И. М. Сеченов писал: «...повторение так называемых однородных воздействий должно вести за собой обособление той суммы путей, которая соответствует постоянным элементам впечатления. От последнего должно таким образом отпадать мало-помалу все непостоянное и случайное... Но это еще не все. Впечатление, по мере повторения, выигрывает все более и более в легкости воспроизведения, как будто соответствующий нервный механизм делается более и более подвижным, более и более чувствительным к действующим на него точкам».
В программе воспитания в детском саду принцип повторности осуществляется как на материале для одной группы, так и в отношении преемственности между всеми группами.
Рассмотрим программный материал по рисованию для второй младшей группы. Здесь закрепляются умения в проведении прямых линий (изображение ленточки, дорожки, карандаша, забора) и округлых линий (рисование и лепка мячика, шарика, колеса, баранки и т. п.). По существу разницы между мячиком и шариком или ленточкой и дорожкой не будет: здесь закрепляются одни и те же умения, но изображение различных предметов будет способствовать сохранению интереса детей к рисованию именно этой формы.
Содержание занятий в первом квартале в каждой возрастной группе начинается с повторения материала, усвоенного в предыдущей группе, но с небольшими усложнениями. Например, дети всех групп рисуют фрукты, но если в младшей группе малыши изображают яблоко в форме простого круга, то в средней они закрашивают этот круг одним или двумя цветами, в старших группах дети передают особенности формы яблока в зависимости от его сорта.
Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов.
Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. Но это не простое повторение знакомой формы, а передача ее в действии, обусловленном сюжетом.
Повторение изученного материала всегда должно включать элементы нового, что поможет избежать однообразия в обучении. Изображая предмет в какой-то новой ситуации, ребенок начинает творчески мыслить.
Принцип повторности соблюдается и между программами по разным, видам изобразительной деятельности. Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в лепке и т. п. Например, познакомившись с круглой формой при лепке шара, дети закрепляют эти знания при выполнении аппликаций, при рисовании различных округлых предметов.
Умение передавать правильные пропорции предмета закрепляются и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Задача воспитателя — решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо прием и в каких видах изобразительной деятельности затем закрепить его.
Такое многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию.
Итак, программа по изобразительной деятельности в каждой возрастной группе строится на основе общих задач воспитания и дидактических принципов, составляющих основу системы обучения.
При планировании занятий по изобразительной деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями.
Следует обратить внимание на связь различных видов изобразительной деятельности между собой в постановке программных задач и содержании работ. Поэтому воспитатель должен продумать последовательность занятий по их видам, учесть, в каком виде изобразительных занятий ребенку легче усвоить новый программный материал. Все виды изобразительной деятельности должны быть равномерно спланированы, учтена также предварительная работа по проведению наблюдений, чтению книг, рассматриванию картин, которую необходимо организовать заблаговременно, накануне занятий. Правильно составленный план работы поможет воспитателю решить задачи художественного воспитания детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.