Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей


В. Б. Косминская и др.
"Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"
М., «Просвещение», 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru

Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации.
Марксистско-ленинская эстетика определяет искусство как средство познания и отражения окружающего мира при помощи художественных образов. Творческая деятельность художника начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой для художественной деятельности служит окружающая действительность.
Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме. Поэтому восприятие жизни художником должно объединять познавательную и эмоциональную стороны.
Восприятие окружающей действительности художником имеет специфические особенности. Обычно при восприятии предмета мы чаще всего ограничиваемся узнаванием вещи, так как главным для нас является ее назначение и использование. В процессе узнавания, как указывал И. М. Сеченов, человек как бы накладывает образ того, что видит в настоящий момент, на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним. Художник, всякий раз воспринимая предмет с целью последующего его изображения, всесторонне изучает его форму, цвет, пространственное расположение.
Внешние качества предмета имеют существенное значение для художника, так как образ, создаваемый им, должен быть ярким, живым, конкретным. Чем богаче опыт художника, тем полноценнее будет и его творчество, так как каждое новое восприятие включает не только материал, непосредственно воспринимаемый в данный момент, но и его взаимодействие с предшествующим опытом; каждое восприятие проходит как бы через призму прошлого опыта, отбрасывая то, что не имеет значения и уже известно, и вбирая в себя новый материал, обогащаясь им.
Известный советский живописец К. Ф. Юон писал, что своеобразие восприятия художника в том, что он должен внимательно подмечать в жизни все обычное и необычное, все выразительное и типичное и отражать в своих произведениях. Таким образом, создание полноценного художественного образа предполагает обобщение, представляющее собой мысленное объединение сходных по каким-то признакам, качествам предметов и явлений действительности.
Обобщение в изобразительном искусстве предполагает целостное восприятие объектов и явлений. Народный художник Б. В. Иогансон писал: «Увидеть явление в его целом, схватить и держать это целое в орбите непрестанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого — и композиционного, и колористического — это и есть основа основ искусства».
Целостность зрительного восприятия имеет огромное значение не только в процессе непосредственного изображения, но и в процессе зрительного восприятия картины. Здесь, так же как и в процессе изображения, восприятие целого (идея, содержание, сюжет картины) зависит от восприятия его отдельных частей (композиционных групп, цветовых и тональных пятен и т. п.) и одновременно восприятие отдельных частей зависит от восприятия целого.
Как отмечалось, восприятие действительности не является пассивным актом, простым зеркальным отражением внешних черт воспринимаемых объектов. Правдивость искусства зависит от умения художника правильно отобразить, объяснить явления жизни. Великий мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их».
Для художника важно не только самому понять и прочувствовать сущность предмета или явления, но и изобразить затем их так, чтобы они были правильно поняты зрителями, вызвали те же чувства, то же отношение, которые испытывал художник: в этом заключается общественная ценность произведений искусства.
Отношение к чему-либо всегда характеризуется эмоциональным состоянием. К. С. Станиславский говорил о необходимости для творческой деятельности актера иметь эмоциональную память, с тем чтобы в нужный момент вызвать соответствующие чувства. Актер выразит их интонацией, словами, жестами. Мастерство художника-живописца, скульптора будет заключаться в том, чтобы благодаря многогранному использованию изобразительных средств созданный образ волновал, воспитывал зрителей.
Таким образом, творческая работа художника предполагает наличие достаточно большого запаса жизненных впечатлений. Высокая культура восприятия делает его творчество правдивым и убедительным, позволяет ему реалистически передать в художественных образах явления окружающего мира.

Значение развития восприятий для изобразительной деятельности детей


Детское изобразительное творчество также базируется на культуре восприятий. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.
Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.
Известный советский психолог Б. М. Теплов отмечает особый характер восприятий, связанных с последующим изображением: «В изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
Поэтому художественное воспитание всегда связано с воспитанием способности наблюдать.
Развитие восприятий, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.
Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и телепередач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях лепкой, рисованием и т. п.. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Роль полученных таким образом представлений особенно велика в старших группах, незначительно увеличивается количество занятий по замыслу детей и расширяется тематика их работ.
Расширение тематики детских работ связано с решением и второй задачи по развитию восприятий — уточнением представлений о предметах. У детей 5—6 лет повышается критическое отношение к своей работе, их не удовлетворяет отсутствие сходства с изображаемым предметом, что обычно бывает обусловлено неясностью представлений. Способность изображать предметы требует детального их изучения, которое возможно при проведении целенаправленных наблюдений до занятия или в процессе его. Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изобразительной деятельности может быть организовано в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей — познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.

Сенсорная основа развития восприятий


Для творчества детей, как и для любой творческой деятельности, огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т. д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие — второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога — научить ребенка видеть, т. е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств.
Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание в советской педагогике понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.
Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура — умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.
Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя. Известный психолог А. В. Запорожец пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех или других анализаторных систем, однако, для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе»
Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размеры, цвет, положение в пространстве. И. М. Сеченов считал, что результаты зрительного анализа тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению.
Такое мнение справедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного представления недостаточно одного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значение расстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этого предмета, при восприятии формы — положение предмета в пространстве по отношению к нашему глазу, при восприятии цвета — освещенность и т. д.
И если взрослый человек на основании прежнего опыта может более или менее правильно понять кажущиеся нам изменения во внешнем виде предмета, то ребенок не может проверить образы восприятия, сопоставляя их с полученными ранее. Далеко расположенный предмет он иногда воспринимает как реально маленький, а падающую тень — как грязное пятно.
Задача воспитателя развивать способность зрительного восприятия — понимание этих кажущихся изменений. Для этого надо дать возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет не только зрением, но и при помощи других анализаторов.
Включение нескольких анализаторов помогает уточнению представлений. Чаще всего на помощь зрению привлекается осязание. Если позволяют размеры предмета, надо дать возможность детям ощупать его. Осязание поможет воспринять то, что сложно для зрения,— объем, фактуру.
В тех случаях, когда нельзя взять предмет в руки, надо включить мускульное чувство, предложить детям издали обвести в воздухе рукой контуры предмета. Подобное восприятие формы поможет в дальнейшем при изображении ее, так как память сохранит это движение и поможет руке его воспроизвести.
При восприятии цветущих растений, плодов имеет значение и обоняние. Этим обогащается общее представление об объекте восприятия.
Развитие анализаторов, как уже указывалось, не может идти самопроизвольно. Основой сенсорного воспитания является обучение детей общему способу восприятия — обследованию, что дает детям возможность в дальнейшем самостоятельно анализировать и выделять основные качества предмета.
У ребенка 2—3 лет такая способность еще не развита. Выделяя отдельные качества предмета, наиболее заметные и яркие, он дает им характеристику по аналогии с другими предметами: круглый, как яблоко, красный, как ягодка, и т. п.
Исследования сенсорного развития ребенка показали, что даже в младшем возрасте можно воспитать способность видеть отдельные свойства предмета в качестве общего признака, присущего группе предметов.
Дети старшего дошкольного возраста способны к обобщениям, классификациям с выделением общих признаков как эталонов, в которых сконцентрированы общие свойства.
Для изобразительной деятельности очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу — геометрическую форму. Такие же эталоны помогают совершенствованию чувства цвета, пропорций и др.

Методика проведения обследования предметов


Восприятие свойств и качеств предметов, необходимых для дальнейшего изображения этих предметов, требует ознакомления детей со способами обследования.
В разных видах изобразительной деятельности цели обследования будут различными. Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур, части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета. Перед лепкой обследуется объемная форма со всех сторон, слитность и расчлененность ее массы. Для конструирования важно пропорциональное соотношение частей, связь их между собой.
Сам процесс обследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:
восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);
обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем — мелкие, определяется их форма);
определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей;
выделение цвета;
рассматривание вновь всего предмета в целом.
Конечно, такое деление процесса восприятия на этапы услов« но и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач. При повторном изображении такого детального обследования не требуется, проводится только зрительный анализ изображаемого предмета или возможно только словесное описание, а затем дети изображают по представлению, без натуры.
Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Например, у всех деревьев направление ствола вертикальное, ветви расположены под углом к нему; у большинства животных туловище овальной формы.
Как же должно проходить восприятие формы предмета? Оно познается как зрительно, так и с помощью осязания. Надо учить ребенка глазом или движением руки последовательно охватывать одну часть за другой, обрисовывая контур. В младших группах обязательно включать движение руки, которое поможет детям и при рисовании. У старших детей движения более координированы и подчинены контролю зрения, для них вполне доступно зрительное восприятие контура, они могут проследить основную линию контура. Дети четырех лет не могут этого сделать, их внимание переходит от одной детали к другой, что затрудняет правильное изображение предмета.
Легче всего выделяется такой признак формы, как округлость. Воспринимается она осязанием, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке. В рисовании или аппликации восприятие рукой всей массы круглой формы предмета менее эффективно, чем обведение округлости по контуру.
Движения, производимые при восприятии предмета с гранями, носят другой характер. Здесь они имеют остановки, перерывы на углах, после чего изменяется направление движения. Такое обследование формы, начиная с одночастных несложных предметов, можно проводить с детьми первой младшей группы. Для более старших ребят надо чаще включать зрительное обследование.
Это положение вполне объясняется данными психологии о различной роли зрения и осязания на разных этапах возрастного развития ребенка. Если для младшего дошкольника большое значение в познании формы имеет осязание, то у старшего дошкольника ведущим является зрительное восприятие, а рука служит вспомогательным органом.
Восприятие величины доступно в простых формах уже младшему дошкольнику. Он легко определяет понятия «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна. В рисунке величина изображается им в большей части случайно. Произвольная передача величинных соотношений доступна детям старшего возраста (5—6 лет) благодаря развитому зрительному контролю. Восприятие величины, включающее вопрос о пропорциональных соотношениях, также требует и зрительного, и осязательного способов обследования. Причем показатели зрения, осязания должны проверяться в сравнении зрительным путем и действенным — прикладыванием одной части к другой.
Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить вычленять из целого части, их соотношения между собой (и пропорциональные, и по положению в пространстве).
Восприятие пространственных отношений с целью дальнейшего их изображения — наиболее сложная задача для освоения детьми. Целенаправленное восприятие пространства проводится с детьми старшей и подготовительной групп, причем легче ими осваивается, если процесс восприятия проходит одновременно с рисованием. Интересный опыт такой работы описан в исследовании Л. А. Раевой.
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относится к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке, аппликации одним из главных выразительных средств. И когда дети хорошо обследуют все другие свойства предмета, надо обратить их внимание и на цвет. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Исследования по сенсорному воспитанию показали, что уже в 5 лет дети способны запомнить и выделить при восприятии все цвета спектра, а в 6—7 лет они могут понять, как высветлить насыщенный тон до получения разнообразных оттенков.

Организация и методика руководства восприятиями


Организация и методика проведения наблюдений с детьми связана с целым рядом условий. Прежде всего должна быть учтена связь предстоящих восприятий с предшествующим опытом детей. Важно выяснить, было ли это явление (или предмет) в опыте детей ранее или наблюдение является первичным.
Первичное знакомство всегда более поверхностно, включает в себя задачу создания общего представления о предмете и окружающей его обстановке. В новой обстановке детям трудно сосредоточиться, так как процессы торможения, необходимые при этом, у них вырабатываются недостаточно быстро.
При первичном наблюдении нельзя ставить узкую цель. Восприятие должно быть широким, включать разнообразные связи и отношения между различными объектами. Первичные наблюдения создают общие представления, иногда очень яркие, но недостаточные для изображения.
Например, на первой прогулке в лес, даже с детьми старшей группы, нельзя ставить задачу рассмотреть деревья определенных пород, с тем чтобы потом рисовать их. Детей будет многое отвлекать от наблюдения. Только при повторных прогулках по лесу можно предложить ребятам определить, чем елка отличается от сосны или береза от осины.
В результате повторных наблюдений восприятие может стать достаточно ясным, четким и конкретным. Повторность углубляет и облегчает процесс восприятия, запоминания и воспроизведения наблюдаемого предмета, явления. И. М. Сеченов объясняет это тем, что от первоначальных впечатлений постепенно отпадает все непостоянное, случайное.
Необходимым условием организации восприятий является также включение в восприятие эстетических чувств. Иногда в практике встречаются случаи, когда воспитатели считают, что только первичное наблюдение предмета или явления должно быть наиболее интересно, эмоционально подано, а при повторных наблюдениях ставятся узкие познавательные цели. Это неверно, так как развитие эстетических чувств также требует упражнения, иначе они не будут глубокими, а это скажется на проведении занятий по изобразительной деятельности. У детей не будет заинтересованности, особого эмоционального настроя.
Так, в приведенном выше примере посещения леса в первый раз дети будут любоваться деревьями, цветами, травами, живыми существами, населяющими его. Надо обратить их внимание на красоту затененных уголков и игру солнечных лучей на лесных полянках, листве деревьев и кустарников, яркость оперения птиц, прислушаться к многообразным звукам леса, на все, что вызывает восхищение природой.
При повторном посещении, когда перед детьми поставлена более узкая цель — познакомиться со строением деревьев, следует при рассматривании их обратить внимание на то, какая березка красивая, как ярко выделяется ее белый ствол на фоне зелени, какой раскидистый, могучий дуб, как причудливы очертания его кроны. Хорошо вспомнить при этом и прочитать знакомые поэтические произведения.
Большое значение в организации восприятий имеет включение в восприятие активной детской деятельности. Действия детей в разных формах должны быть предусмотрены при каждом восприятии, причем в эту активную деятельность должны быть включены различные анализаторы.
Например, при восприятии цветущего луга недостаточно только издали полюбоваться им, хотя и это тоже необходимо. Чтобы полностью осознать и почувствовать его красоту, дети должны побегать по лугу, нарвать букет цветов, спеть песню или поводить хоровод. Все это воспитатель учитывает во время занятий. «Вспомните, ребята, каким большим и красивым был луг, как весело мы бегали. Эти цветы, которые стоят Сейчас в красивой вазе, вы нарвали сами. А помните, из травы были видны только головки цветов. Нарисуйте этот чудесный луг»,— говорит воспитатель, обращаясь к детям.
Для активизации восприятий надо придавать действиям там, где это уместно, игровой характер. Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций усиливает познавательный процесс. Большое значение в проведении наблюдений имеет слово воспитателя и речь самих детей.
Воспитатель должен продумать свое объяснение так, чтобы привлечь внимание детей к объекту наблюдения, выявить его качества, вызвать определенные чувства, обобщить виденное и, наконец, на занятии по изобразительной деятельности постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления. Необходимо продуманно пользоваться словом. Объяснение должно заставлять ребенка мыслить.
Педагог не должен сам давать подробную характеристику увиденному, надо, чтобы дети сами смогли заметить главное, выделить и понять отдельные элементы в воспринимаемом.
Уточняя с детьми характерное, основное, следует чаще пользоваться сравнениями: они делают более пбнятньщ содержание объекта и расширяют эстетические суждения детей. Сравнение, вызывая в памяти знакомый образ, устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, облегчает осознание видимого. Уточнение в данном случае воспринимаемой формы поможет детям правильнее передать ее в рисунке.
Иногда воспитатель предлагает самим детям сделать объяснение. Например, он обращает внимание детей на то, что черные стволы деревьев выделяются на белом снегу, и спрашивает их: «Почему это деревья такие черные?» Вывод дети сделают сами: «Снег кругом белый-белый, вот деревья и кажутся черными».
Уточнению восприятий, их эмоциональности способствует использование литературных образов. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, причем не навязчиво, не сухо, дидактично. А это помогает большему запоминанию.
Художественный образ заставляет работать эмоциональную память, а это в свою очередь способствует созданию выразительных рисунков.
Так, воспитатель на полянке, любуясь с детьми стройной березкой, напомнил им знакомую песню, и ребята сами встали вокруг березы, спели песню. С каким удовольствием они потом рисовали эту березку.
Художественный образ, данный в песне, и одновременное наблюдение способствуют образованию яркого представления.
Место и роль слова воспитателя зависят от возраста детей. В младшем возрасте, где их внимание еще неустойчиво, слово должно совпадать по времени с моментом восприятия. Тогда оно будет более осмысленным, поможет выделить главное. В более старшем возрасте воспитатель дает установку на наблюдение и предоставляет детям возможность самим давать подробную характеристику наблюдаемому объекту.
Следовательно, слово включается как неотъемлемый элемент в процессе восприятия и способствует уточнению представлений и активизации детского мышления.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +