Изобразительная деятельность детей 5—6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.
Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям.
Начиная со старшей группы занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.
Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.
Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками. Воспитатель выбирает из того, чем располагает детский сад. Однако детей надо познакомить хотя бы с двумя игрушками каждого вида.
Мы уже говорили о том, что все предметы народного прикладного искусства основаны на определенных традициях и особенностях, которые желательно знать воспитателю. Так, планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, украинские миски, посуда производства «Гжель» и. т. д.
Знакомство с декоративной посудой и лепка ее детьми
В беседе о посуде могут участвовать все дети или группа детей. Сначала воспитатель говорит о том, для какой цели предназначена та или иная посуда, а затем проводит беседу о ее форме и росписи. Так, посуда производства «Гжель» почти всегда белая и расписана синими цветами, роспись простая, но иногда усложнена завитками и затейливыми ножками. Украинская посуда представляет собой кринки, кувшины, кумганы и расписные блюда, которые используются не только как вазы для фруктов, но и украшают комнату. Роспись украинской посуды яркая, однако гамма красок довольно сдержанная. Тут можно встретить орнаменты белого, коричневого и зеленого цветов со всеми их оттенками.
Предметом первой беседы с детьми могут быть украинские тарелки. На одну из них можно положить яблоки, а другую поставить так, чтобы был виден узор. На стол можно постелить скатерть, салфетку или дорожку с украинской вышивкой. Дети подходят к столу и рассматривают все предметы. Основное в оформлении тарелок — орнамент. С него и нужно начинать разговор. Края тарелки украшены полосами, кругами и точками, а посередине крупные сказочные цветы со множеством лепестков коричневого, белого и зеленого цветов. Но не только цветы входят в орнамент тарелки, тут есть стебельки, бутоны, листья. Затем воспитатель обращает внимание детей, что с обратной стороны каждая тарелка имеет углубление, благодаря чему ее можно повесить на стену как украшение. После беседы детей угощают яблоками. Тарелка из-под яблок оказывается такой же красивой, но на ней другой орнамент. Дети рассматривают его. Одну тарелку воспитатель может оставить на столе, а другую повесить на стену.
Для беседы о посуде лучше всего подобрать несколько сосудов разной формы, но одного промысла или завода. Это делается потому, что несколько нарядных предметов скорее вызовут у детей эмоциональный отклик, а кроме того, появляется возможность сравнить их между собой как по форме, так и по орнаменту. Посуду можно поставить на стол, накрытый красивой скатертью или салфеткой. Предметы расставляются на столе так, чтобы они не заслоняли друг друга и красиво сочетались между собой. Например, знакомя детей с посудой гжельского производства, можно поставить на стол дисковидный чайник, сахарницу и кружку, квасник, солонку и медовицу. Воспитатель рассказывает о том, для чего предназначен каждый предмет и как он называется. Из рассказа дети узнают, что такую посуду делают в селе Гжель, расположенном недалеко от Москвы. Создают посуду мастера-художники, которые прославились своими изделиями на весь мир.
Воспитатель берет по очереди каждый предмет в руки и предлагает рассказать о нем. Сначала ребята говорят о форме, а потом и о росписи. Например, ребенок старшей группы может дать такую сравнительную характеристику двух предметов. «У молочника плоские стенки, красиво выгнута ручка, а стоит он на маленьких ножках. В «ем ставят на стол молоко. Сахарница с выпуклыми стенками, оттянутыми краями и маленькой крышкой. У молочника расписаны только две плоские стенки, а сахарница вся расписана». Затем воспитатель обращает внимание детей на элементы росписи.
Нужно объяснить детям, что крупные цветы сочетаются с более мелкими деталями — бутонами и лепестками. После беседы посуда остается в группе, чтобы дети могли еще раз ее рассмотреть.
Знакомство с декоративной посудой не должно ограничиваться подобными беседами. В дополнение к ним желательно использовать цветные слайды, просмотр которых хорошо организовать во второй половине дня. Можно также устроить выставку образцов посуды разных промыслов, с которыми познакомились дети. Для этого нужно иметь от восьми до десяти предметов и красиво расположить их на столах или полках. Цель такой выставки заключается в том, чтобы дети, зрительно сопоставляя разные сосуды, умели видеть разницу между ними, а по характеру форм и росписи смогли определить место изготовления.
Знакомство детей с декоративной, художественно оформленной посудой чередуется с обучением их лепке этих предметов из глины. Ребята 5—6 лет могут вылепить чашку с блюдцем, кружку, блюдо и маленькую вазу для весенних цветов. От детей не требуют умения создавать посуду в каком-либо определенном стиле. Они должны уметь вылепить предмет и украсить его рельефом при помощи стеки или налепов, не передавая характерных черт того или иного промысла. Что касается окраски сосудов, то это зависит от того, какими материалами для этой цели пользуются в детском саду. Если имеется ангоб, то расписывают посуду сразу после лепки, а в том случае, если окраска ведется гуашью, эта часть работы переносится на занятие по декоративному рисованию после того, как все поделки высохнут.
Лепка посуды вызывает у детей интерес. Их увлекает возможность выполнять предметы для игры и украшения групповой комнаты. Лучше всего начать с лепки тарелки, как наиболее простой формы для изображения.
Лепка тарелки. Знакомясь с украинской тарелкой, дети узнали о форме, способах росписи. За день или два до занятия ребят предупреждают, что они будут лепить красивые тарелки. В свободное от занятий время им предлагают сделать рисунок тарелки на бумаге, придумать узор и способ росписи. Эта предварительная работа должна подготовить детей к самостоятельной лепке.
В начале занятия воспитатель предлагает детям подумать о размерах тарелки, о форме краев и способах оформления. Те, у кого заготовлены эскизы, достают их и, просмотрев еще раз, обдумывают ход работы, затем подходят к ведру с глиной и берут сколько нужно. Все эти самостоятельные действия детей необходимы для сохранения творческой направленности всего занятия.
Первый этап работы, как правило, у всех детей будет одинаков. Они делают диски толщиной примерно один сантиметр, а потом края поднимают вверх или оттягивают. Следующий этап — формовка края. Здесь уже могут быть разные решения, так как края тарелок бывают разные: ровные и фигурные. У каждого ребенка свой вариант тарелки. Воспитатель, помогая советами в отношении техники лепки, не должен мешать детям использовать собственные изобразительные средства. Вылепив тарелку, дети отглаживают ее поверхность мокрой тряпочкой. Затем дети приступают к творческой работе — наносят узоры. После этого наносят узор налепами или прорисовывают его стекой-палочкой. Расписывать тарелку лучше всего мягкими кисточками разной толщины, употребляя ангоб или гуашь.
С обратной стороны тарелки дети с помощью воспитателя делают отверстия для шнура толстой проволкой или палочкой. Вылепленные изделия бережно переносятся на стол, и дети рассматривают их, сравнивая с украинскими тарелками.
Лепку кружки и чайного сервиза можно провести сразу после беседы о «гжели». За два или три дня до занятия внимание детей вновь привлекают к той посуде, которую они уже рассматривали.
Воспитатель говорит о том, что гжельские мастера делают еще кружки и вазочки, и показывает эти предметы. Оба предмета красиво расписаны, а вылепить их можно одним способом. Каждый ребенок выбирает для лепки один из предметов. Воспитатель предлагает подумать, как можно украсить свою работу, чтобы она стала красивой и привлекательной. Наводящими вопросами он просит детей назвать, какие украшения могут быть на кружке или вазочке. И все вместе приходят к выводу, что предметы могут быть оформлены рельефно или расписаны. Дети рассматривают ручки кружки и вазочки и замечают, что у кружки ручка с завитками, а у вазочки — с налепами. У вазочки рельефные края, и стоит она на маленьких круглых ножках.
После такой предварительной подготовки воспитателю остается лишь напомнить или показать, как скрепляются детали каждого предмета. Для этого педагог берет заранее вылепленные части: диск — дно, длинную толстую ленту для стенки, которая получается из расплющенного валика глины, и соединяет их, плотно примазывая одну часть к другой. Если лента окажется длиннее окружности дна, то лишняя часть срезается стекой, а если короче, то добавляется недостающий объем. Концы тенты соединяются как снаружи, так и внутри. Далее из глиняного валика делают ручку и прикрепляют ее к изделию. Кружка готова. Следующий этап — обработка кружки мокрой тряпкой для получения гладкой поверхности, после чего можно приступить к украшению.
Показ способов соединения займет немного времени, и дети вполне успеют справиться с заданием. Важно, чтобы ребята действовали самостоятельно не только при выборе предмета для лепки, но и могли определить количество глины, придумать элементы украшения и способ техники оформления (высокий или низкий рельеф). Ребенок должен понять, что если он будет украшать предмет налепами, то сможет обойтись и без росписи, если — с росписью, то сначала должен стекой наметить узор. После чего изделие просушивается и обжигается в муфельной печи, а уж потом расписывается гуашью.
Для закрепления способов лепки посуды ленточным способом рекомендуем предложить детям вылепить чайный сервиз. Для этого предварительно нужно рассмотреть слайды с изображением красивых сервизов, затем уточнить предметы, из которых состоит сервиз, и декоративные элементы, входящие в оформление.
Каждый ребенок получает задание и выполняет один из предметов сервиза. Причем воспитатель тоже включается в работу и берет на себя лепку чайника. При такой организации занятия дети чувствуют ответственность за выполненную ими работу и стараются выдерживать предметы по размеру и по украшению. Все предметы устанавливаются на большой поднос, дети любуются выполненной работой. Когда изделия просохнут, их обжигают и расписывают.
Беседа о народной игрушке и лепка с нее
Дымковская игрушка. Знакомство детей с народной игрушкой одного промысла проходит в течение 2—3 бесед. На первом занятии дети рассматривают игрушки, а воспитатель рассказывает о том, где находится промысел и какие игрушки там делают. Для первой беседы подбираются однофигурные и сюжетные игрушки. Скульптурки устанавливаются так, чтобы они были хорошо видны со всех сторон, для чего используется подставка с поворотным кругом. Воспитатель рассказывает детям, что все игрушки выполнены народными мастерами в городе Кирове на фабрике игрушек. Сначала игрушки лепят, после того как они высохнут, их обжигают в муфельных печах, затем расписывают яркими красками. Игрушки данного промысла украшены большим количеством мелких декоративных деталей, поэтому после беседы дети могут подойти поближе и рассмотреть все подробнее.
В следующей беседе воспитатель рассказывает, как делают такие игрушки, причем он показывает способы лепки. Дети сидят на стульях, поставленных полукругом, а перед ними воспитатель; на его столе игрушки, глина, стека и мокрая тряпка. Ребята наблюдают, как воспитатель делает уточку, козлика, собаку, куклу и другие игрушки. Воспитатель берет такие же ранее вылепленные игрушки и помещает их в муфельную печь для обжига. Затем игрушки покрываются белилами и расписываются гуашью. Дети наблюдают все этапы работы и таким образом становятся свидетелями выполнения игрушек. Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они сами лепить такие же игрушки, и предлагает подумать, какую фигурку лучше изобразить. Обычно дети называют разные игрушки, но педагог останавливается на тех, которые проще для изображения, имеют несложное строение. Так, для начала можно предложить ребятам вылепить козла или барашка, в зависимости от того, какие игрушки есть в детском саду. Если в детском саду имеется набор слайдов о народных игрушках, в конце беседы можно рассмотреть их. Делать это рекомендуется в вечерние часы. Детям нравится рассматривать яркие слайды, слушать рассказ об игрушках и самим участвовать в разговоре. Внимание их следует направить на содержание игрушек, их роспись, на лепные украшения.
Как правило, такие беседы хорошо подготавливают детей к предстоящей лепке, и в начале занятия воспитателю остается лишь напомнить общий способ изображения, который часто подсказывает сама игрушка, например туловище и ноги можно вылепить из одного куска глины, а остальные части — прикрепить к туловищу. Народные игрушки козел или барашек во время занятия стоят на подставках, дети могут в случае необходимости подойти к ним, чтобы лучше рассмотреть их, пользуясь поворотным кругом.
Тема следующей лепки — кукла. Для детей 5—6 лет можно подобрать куклу «Франтиху» или «Нянюшку с младенцем». Игрушки
стоят перед детьми, и воспитатель старается объяснить ребятам разницу между ними. Лепка фигурок начинается с конуса. Голова, шея и средняя часть туловища выполняются из верхней половины.а юбка из нижней. Из валиков лепят руки. Все мелкие детали делают путем налепа. Объясняя детям способы изображения, можно спросить их, не помнят ли они, как надо делать куклу, и если ребята не смогут ответить, то нужно показать им, как из конусообразной формы делается основа, т. е. наметить быстрым движением руки все основные части фигурки (голову, шею, туловище, юбку). Руки ребята лепят сами.
Дети берут нужное количество глины и начинают работать над формой. Вылепленные игрушки устанавливается на полку или специальную лесенку для обозрения и анализа. Качество выполнения игрушек определяется не только тем, как сделана основная форма и мелкие детали, но и тем, как обработана (отглажена) поверхность мокрой тряпкой. Роспись хорошо ложится лишь на гладкую поверхность.
Последующие этапы работы (обжиг, грунтовка белилами и роспись) выполняются с воспитателем в свободное от занятий время. Дети наблюдают за всем ходом работы.
Познакомив ребят с игрушками одного промысла, можно начать знакомить с другой игрушкой.
Каргопольская игрушка. Беседу о каргопольской игрушке хорошо проводить в сравнении с дымковской, что поможет детям лучше понять особенности каждого промысла. Дымковская игрушка статична, она как бы замерла в одном положении, а каргопольская — динамична: старичок собирает грибы, рубит дрова или поит лошадь. Отличает каргопольскую игрушку и скромность оформления (без налепов и яркой росписи). После сравнения игрушек детям можно рассказать о том, что город Каргополь находится на севере, он окружен лесами, где много птиц, зверей и грибов. В этом городе талантливые умельцы, которые в своих мастерских длинными зимними вечерами делают забавные игрушки для маленьких детей. Способы выполнения каргопольских игрушек мало отличаются от тех, которые применяют в других промыслах, а поэтому нет надобности посвящать занятие их демонстрации.
Через несколько дней после беседы дети могут лепить игрушки. Опыт лепки дымковской игрушки, как уже отмечалось, должен помочь детям под руководством взрослого разобраться в способах изображения, а также понять особенности формы. Дети могут вылепить самые разнообразные фигурки: барыню, собачку, уточку, коня, старика с корзиной грибов. Динамика народной игрушки дает возможность детям перейти к изображению фигурок с более сложными движениями. Так, от лепки танцующих фигурок можно перейти к изображению танцующих детей. Причем предварительно ребята сами могут показать танцевальные движения.
Лепка собачки по игрушке даст возможность подвести детей к изображению щенка, которого они видели на прогулке. Каргопольская лошадка поможет детям в лепке коня.
Обучая детей лепке по народной игрушке, важно научить их основам изображения, и если ребенок понял, как изображается собака, то вылепить коня ему не трудно. Задача воспитателя — помочь детям разобраться в соотношении частей: голова относительно небольшая, шея короткая, высокие ноги и массивное туловище. Понять эти соотношения детям 5—6 лет еще сложно. Особенно им трудно вылепить шею и голову в нужных пропорциях, поэтому удобнее всего лепить эти части из одного куска, а туловище и ноги из другого, т. е. так же, как это делают народные мастера. Ребенок может лепить и по-своему. Но в конце занятия ему надо сказать и показать, что есть другой способ изображения, и тоже очень хороший.
Филимоновская игрушка. Знакомство с этой игрушкой можно провести в форме интересной игры-загадки. Все игрушки стоят на столе и загорожены красивой маленькой ширмой. Воспитатель берет за ширмой одну фигурку и предлагает детям рассказать, кого она изображает, описать ее выразительные особенности, форму, пропорции, мелкие детали и способ росписи. Когда все игрушки окажутся на столе, воспитатель говорит детям, что такие забавные фигурки делают в деревне Филимоново, поэтому игрушка и называется «филимоновская». Мы уже говорили, что эта игрушка очень условна, и только по одному или двум признакам ребенок может определить, кого она изображает. Так, корова изображается на толстых, коротких ногах с длинной шеей и маленькой головой с тугими, крутыми рогами. Игрушка забавна и вызывает детей на веселую, непринужденную беседу. Из-за большой условности формы детям можно предложить для лепки лишь самые понятные по своим пропорциям игрушки: женские фигурки, коня с наездником, кота с гармошкой и аналогичные по трудности фигурки.
Калининская игрушка интересна по своему пластическому решению: утки с утятами, гуси и лебеди. Игрушки украшены на-лепами и расписаны эмалью, что делает их очень привлекательными. В старшей группе этими игрушками украшают групповую комнату, их можно лепить, любуясь пластикой перехода одной формы в другую. Лепят птиц из целого куска глины и украшают налепами, ритмично располагая их по объему созданной фигуры. Исходной формой любой птицы является овоид, из которого вытягиваются шея, голова и хвост. Гребешок и крылья изображаются налепами. Выразительность птицы зависит от поворота шеи и головы. Ребенок во время лепки учится изображать не только форму, но и характерное движение птиц.
Богородская игрушка также относится к народной художественной пластике. Мы уже говорили, что эти игрушки выполнены с тонким юмором, а главный герой их — медведь, изображенный в виде мудрого, доброго и забавного зверя. Большая часть игрушек движущаяся, это и делает их особо выразительными. Богородские игрушки часто изображают героев сказок или выполняются на тему событий, близких и понятных детям. Медведица с медвежонком смотрят, как летит спутник, мишка красит кистью ракету, медведь-дискобол, медведь с гармонью, мишка качает воду из колонки и другие. Каждая скульптура — законченное произведение искусства, где народный мастер нашел меру в решении формы, композиции и динамики.
Знакомство детей с этой игрушкой проходит в два приема. Сначала организуется небольшая выставка, где воспитатель в роли экскурсовода рассказывает о том, что такие забавные игрушки делают мастера-резчики по дереву в деревне Богородское, недалеко от Москвы.
Самое интересное для детей — получить эту игрушку в. руки и поиграть с ней, привести ее в действие. После того как дети удовлетворят свое любопытство, с ними можно поговорить и об особенностях игрушки. В беседе могут участвовать все дети или подгруппа. Небольшой группе детей легче объяснить и показать особенности игрушки: форму, мелкие детали головы и рельефную фактуру. Богородская игрушка своей выразительностью производит на детей сильное впечатление, в результате чего ребята лепят не только фигурки медведей, но и других животных.
В начале занятий воспитатель лишь напоминает о тех игрушках, которые они видели, или демонстрирует две из них. Способы лепки показывать не следует, так как определенный опыт у детей есть, и они должны сами найти способ изображения.
Декоративные пластины
Как правило, декоративные пластины — это рельефы с изображением на них узоров и орнаментов, куда входят растительные элементы или жанровые сценки с изображением людей и животных. Несколько пластин приносят в группу, предлагают ребятам посмотреть на них и помочь повесить их на стену. После этого пластины рассматривают. Воспитатель снимает одну из пластин и дает детям провести по ней рукой. Дети на ощупь воспринимают рельеф, а воспитатель предлагает подумать, как его следует лепить. Если вопрос окажется сложным, то воспитатель объясняет, что сначала надо сделать пластину; потом выполнить какое-либо изображение. Воспитатель рассказывает, что бывают пластины с изображением цветов, птиц, насекомых и даже зверей. А во второй половине дня можно показать слайды из набора «Русский изразец». Рассмотреть можно не больше 4—5 слайдов. Важно выделить форму изразца, декоративные элементы и то, как они создают узор. Предложение вылепить подобные пластины обычно радует детей, и они с нетерпением ждут этого дня. За день до изготовления пластинок их предупреждают о предстоящем занятии и просят подумать о том, что они будут лепить. На занятии по декоративному рисованию ребята могут нарисовать пластинки и как бы заранее продумать их содержание. Ввиду того что дети незнакомы с техникой выполнения пластины, ее нужно показать заранее.
Вечером в свободное от занятий время воспитатель собирает около себя детей и предлагает им посмотреть, как он будет лепить пластинку. Дети садятся на стулья полукругом, а воспитатель подходит к столу, на котором лежит все необходимое — доска, лист бумаги, глина, стека и мокрая тряпка для обработки поверхности изделия. Затем берет ком глины и помещает его на бумагу, ладонью или кулаком ударяет по глине и расплющивает ее до одного сантиметра толщиной. Далее берет стеку, разглаживает поверхность и обрезает края так, чтобы они стали ровными. Пластина готова, теперь ее можно украсить путем налепа. Дети видят, как воспитатель накладывает маленькие детали на поверхность пластины и концом стеки прикрепляет их к ней. В процессе работы воспитатель может попросить детей посоветовать, как расположить элементы узора, как их укрепить и сделать отверстие для шнурка, чтобы можно было пластинку повесить на стену. Подобные вопросы создают непринужденную обстановку, и дети становятся как бы соучастниками выполненной работы.
Такая предварительная работа освобождает воспитателя от длительного объяснения на занятии и увеличивает время самостоятельной работы детей. В начале занятия нужно напомнить детям о способе, каким следует лепить пластинку, попросить их хорошо подумать, с чего они начнут и как будут пользоваться рисунком, который выполнили на занятии по декоративному рисованию.
Если в детском саду имеются два сорта глины — красная и белая, то изделия можно окрашивать ангобом. Начинать лепить пластины можно в январе, так, чтобы они были готовы к 23 февраля или к 8 Марта в качестве сувениров.
Примерное перспективное планирование занятий по декоративной лепке в старшей группе
1-й квартал
Лепка по непосредственному восприятию предмета (три занятия): «Козел» (по каргопольской игрушке); «Уточка» (по калининской игрушке); «Дымковская кукла».
Лепка по представлению (два занятия): «Тарелка»; «Миска».
Лепка по замыслу (одно занятие): «Ваза для фруктов».
2-й квартал
Лепка по непосредственному восприятию предмета (два занятия): «Кружка с узорами»; «Конь» (по каргопольской игрушке) или «Петушок» (по дымковской игрушке).
Лепка по представлению (два занятия): «Сказочная рыбка», «Декоративная пластина».
Лепка по замыслу (одно занятие): «Предмет, которым можно украсить групповую комнату».
3-й квартал
Лепка с натуры (одно занятие): «Ваза для весенних цветов», или «Олень» (по каргопольской игрушке); или «Конь с наездником» (по филимоновской игрушке).
Лепка по представлению (одно занятие): «Сказочная птица».
Примерные занятия по декоративной лепке
Козел (по каргопольской игрушке)
Программное содержание. Передавать выразительные особенности игрушки (немного удлиненная шея, маленькая по сравнению с туловищем голова; рога, уши, короткий хвост). Туловище и ноги козла лепить из одного куска глины. Пользоваться стекой. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Каргопольская игрушка.
Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Показать каргопольскую игрушку.
Методические приемы. В начале занятия рассмотреть с детьми игрушку, уточнить форму частей, пропорции, обратить внимание на то, как устойчива игрушка: козел стоит, расставив ноги немного в стороны. Показать плавность перехода частей фигурки. Спросить, как это можно сделать. Предложить детям обдумать ход работы. Во время лепки они могут подходить к столу воспитателя и рассматривать игрушки со всех сторон.
Уточка
Программное содержание. Лепить уточку пластическим способом, передавая ее характерные особенности (овальное туловище с маленьким хвостиком, удлиненная шея и маленькая головка с клювом). Закреплять умение украшать предмет налепами, создавая из них красивый узор на крыльях.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпки, игрушка уточка.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Беседа о народной игрушке из Торжка.
Методические приемы. Рассмотреть уточку, подчеркнуть пластичность ее формы и красоту узора, показать способ лепки утки из овоида путем вытягивания шеи и головы (овоид подготовлен заранее). Показать, как налепы при помощи стеки прикрепляются к основе.
Дымковская кукла
Программное содержание. Лепить дымковскую куклу, пользуясь натурой. Передавать ее выразительные особенности: юбка колоколом, плавно переходящая в верхнюю часть туловища, относительно маленькая головка в шляпке, в руках у куклы муфта (или какой-нибудь другой предмет). Кофта у куклы с воротником и оборкой. Учить детей лепить куклу из конусообразного куска глины, а во время лепки деталей пользоваться налепами.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, дымковская кукла.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Беседа с детьми о дымковской игрушке. Предварительный показ способа изображения.
Методические приемы. Вспомнить, как дети рассматривали кукол, и предложить еще раз рассмотреть их. Попросить рассказать, как нужно лепить куклу, и, если ребята не вспомнят, показать, как голова, шея и средняя часть туловища делаются из верхней части, конуса, а из нижней лепят юбку. Сказать, что все мелкие детали можно вылепить путем налепа, и предупредить о том, что кукол будут обжигать и раскрашивать, а поэтому их нужно хорошо обработать мокрой тряпочкой.
Тарелка
Программное содержание. Изображать тарелку, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно придумать форму края тарелки. Сделать роспись по заранее составленному эскизу. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпочкой, отглаживая поверхность изделия. Учить окрашивать предмет ангобом.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Рассматривание украинской посуды и беседа о ее выразительных особенностях. На занятии декоративным рисованием подготовить эскиз узора для расписной тарелки.
Методические приемы. Вспомнить расписные тарелки, уточнить их форму и узоры на них. Сказать, что дети, которые приготовили эскизы, могут ими воспользоваться. Показать способ росписи ангобом, предупредить о том, что дно и края тарелки должны быть толстыми.
Миска
Программное содержание. Лепить миску из кома глины, передавать ее характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью. Расписывать миску ангобом с внутренней или внешней стороны.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, ангоб, кисти, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Рассматривание украинской посуды и беседа о ее выразительных особенностях.
Методические приемы. Вспомнить, какие расписные миски дети видели, и предложить рассказать об их форме и росписи. Спросить, как можно вылепить миску и каким орнаментом расписать.
Ваза для фруктов
Программное содержание. Учить детей, проявлять самостоятельность в выборе темы и творчество при выполнении ее. Использовать опыт в отборе форм, украшений и способов лепки.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, влажные тряпочки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Беседа об осени, о том, кто собирает урожай фруктов.
Показать, как можно красиво расположить фрукты в вазе. Поговорить о том, какие бывают вазы.
Методические приемы. Предложить придумать красивый сосуд для фруктов и самосоятельно вылепить его.
Кружка с узорами
Программное содержание. Лепить кружку ленточным способом, передавая характерную форму и украшения. Закреплять умение заглаживать поверхность мокрой тряпкой. Учить видеть красоту предмета, делать декоративное оформление путем налепов.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Кружка.
Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Беседа о декоративной посуде, о том, кто ее делает. Предварительный показ способов лепки.
Методические приемы. Спросить детей, кто делает посуду. Показать кружку, поговорить о форме и пропорциях, предложить вспомнить и рассказать, как нужно лепить кружку. В том случае, если дети не вспомнят, показать на заранее подготовленных формах (диск —дно, длинный пласт в виде ленты — стенка кружки, глиняный валик — ручка). Обратить внимание на элементы узора и на то, как они располагаются на поверхности кружки.
Конь (по каргопольской игрушке)
Программное содержание. Лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Лепить пластическим способом — из одного куска глины туловище, шею и голову. В процессе лепки передавать выразительные особенности игрушки: маленькая голова, опущенная вниз; изогнутая шея с гривой; удлиненное туловище и прямые ноги, немного расставленные в стороны.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Каргопольская игрушка конь.
Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Показать и рассказать об особенностях каргопольской игрушки.
Методические приемы. Рассмотреть несколько игрушек и уточнить выразительные особенности, которые дети должны передать. Сказать, что дети уже знают, как лепить туловище и ноги животных из одного куска глины, но есть еще один способ. Из одного куска вылепить туловище, шею и голову. Показать этот способ, подчеркивая красоту пластики при переходе одной части в другую. Предложить детям остальные части фигурки и детали оформления изобразить самостоятельно.
Петушок (по дымковской игрушке)
Программное содержание. Учить от общей формы (овоида) вытягивать шею и голову петуха, а затем путем налепов изображать гребешок, крылья и хвост. Закреплять умение плотно скреплять части, устанавливать фигурку на подставку.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, дымковская игрушка петушок.
Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Беседа о дымковских игрушках.
Методические приемы. Рассмотреть игрушку-петушка, спросить о его выразительных особенностях. Попросить подумать, как можно вылепить петушка. Игрушка остается на подставке или поворотном круге, дети могут подходить и рассматривать игрушку по мере необходимости.
Сказочная рыбка
Программное содержание. Передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками и т. д. Учить самостоятельно пользоваться знакомыми способами лепки.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки разной формы для нанесения узора, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Рассматривание рыбок в аквариуме, игрушечных пластмассовых и резиновых рыбок.
Методические приемы. Вспомнить с детьми рыбок в аквариуме и декоративных, игрушечных рыб, спросить, чем отличается сказочная рыбка от настоящей. Предложить вылепить сказочную рыбку по собственному представлению и подумать, какими способами можно лепить рыбку.
Декоративная пластина
Программное содержание. Учить детей во время лепки пользоваться предварительно созданным эскизом. Лепить пластину, хорошо отглаживая ее мокрой тряпкой и стекой. Украшать налепами или росписью ангобом.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, доски, стеки, кисти, эскизы.
Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Показ декоративных пластин и беседа о них. Предварительный показ способов изготовления.
Методические приемы. Вспомнить с детьми, как рассматривали пластины. Спросить, как такую пластину можно вылепить.
Если дети забыли, то напомнить, показав основные операции. Предложить достать эскизы и начать лепку.
Предмет, которым можно украсить групповую комнату
Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать предмет для лепки, которым можно украсить комнату, а во время выполнения собственного замысла проявлять самостоятельность в нахождении способов лепки, активность и творчество при создании формы предмета и декоративного оформления. Подвести детей к тому, что каждый из них вносит частицу труда в общее дело.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, тряпки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Беседа об оформлении групповой комнаты.
Методические приемы. Предложить детям вспомнить, какие существуют предметы для украшения комнаты, где их помещают, и сказать, что каждый может вылепить любой предмет для украшения комнаты. Предложить подумать, какой это будет предмет, каким способом его удобнее вылепить и как украсить.
Ваза для весенних цветов
Программное содержание. Лепить ленточным способом вазу для весенних цветов. Передавать форму предмета и украшать его налепами. Уметь пользоваться натурой.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Рассмотреть вазы, отобрать те, которые подойдут для весенних цветов. Красиво расположить цветы в вазах.
Методические приемы. Рассмотреть 2—3 вазы, уточнить их форму и пропорции. Попросить подумать, каким способом можно вылепить каждую из них. Путем наводящих вопросов подвести детей к тому, что самый удобный способ для выполнения — ленточный. Обратить внимание на то, как красиво вылеплено у каждой вазы горлышко.
Олень (по каргопольской игрушке)
Программное содержание. Учить детей во время лепки сравнивать свою работу с натурой. Передавать особенности формы, пропорций и деталей, пользуясь знакомым способом лепки.
Материалы и оборудование. Глина, стеки, станки, мокрая тряпочка. Каргопольская игрушка олень.
Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Рассмотреть каргопольскую игрушку, рассказать о ее декоративном оформлении.
Методические приемы. Рассмотреть игрушку, уточнив путем вопросов особенности ее формы, пропорции и детали. Попросить детей подумать, каким способом можно вылепить оленя. Если они будут затрудняться, то предложить вспомнить, как лепили козла. Сказать, что оленя можно вылепить таким же способом.
Сказочная птица
Программное содержание. Лепить предмет, передавая его форму, пропорции и характерные детали. Создавать образ, используя знания и умения при украшении предмета налепами и росписью ангобом.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, кисти, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и связь о другими видами деятельности детей. Наблюдение птиц на прогулке. Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных птиц.
Методические приемы. Предложить детям представить сказочную птицу и подумать, чем она может отличаться от обыкновенной. Напомнить, что перья птицы ритмично и очень красиво располагаются на спине и крыльях и что изобразить их можно путем налепов и росписи. Предложить самостоятельно украсить крылья.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.