Изобразительная деятельность детей 6—7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.
Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Мы уже отмечали, что фигурки, выполненные народными мастерами,— это прекрасное средство воспитания художественного вкуса, развития представления и фантазии. Ребята с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами и глазурью, они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы.
В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды — из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки — изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза). Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел.
Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые углубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству. Отбор предметов декоративного характера проводится с учетом того, что со многими из них дети уже знакомились в старшей группе. Для ребят 6—7 лет подбираются экземпляры с более сложной формой и росписью. Декоративные тарелки и блюда могут быть расписаны сказочными цветами, птицами и рыбами. Расширяется набор дымковских кукол: водоноска, франтиха под зонтиком, также доярка с коровой; наездник на коне, индюк с расписным хвостом и многие другие. Из каргопольской игрушки детям можно показать старичка, который поит коня, мужика-сеятеля, тройку и Полкана — сказочного полузверя, получеловека. Из филимоновских игрушек хорошо использовать лису с петухом, танцующие пары и другие образцы, которые дети еще не видели. Из калининских можно отобрать курицу с затейливым хохолком и петуха. Из богородских игрушек детям будут интересны «Медведь и заяц идут в школу», «Баба-яга», «Медведь-футболист», «С добрым утром». Перечень игрушек может быть более разнообразным, но воспитатель отбирает лишь то, чем располагает детский сад.
Занятия по знакомству детей с народным прикладным искусством и декоративной лепке в данной группе являются продолжением той большой работы, которая была проделана в предшествующих группах. Поэтому дети 6—7 лет должны быть подготовлены к восприятию новых, более сложных образцов народного творчества, к усвоению новых способов лепки и росписи.
Основные задачи декоративной лепки — научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера.
Декоративное искусство условно. Приобщение детей к народному искусству естественно отражается на их мыслительной деятельности во время лепки. Так, среди детских работ можно увидеть украшенные налепами крылья и хвост сказочной птицы, шерсть барашка изображается ровными ритмичными рядами рельефа, что придает фигуркам законченный, декоративный вид. Следовательно, в подготовительной группе можно ставить задачу — подвести детей к некоторой условности в решении образа, которая проявится в оформлении предмета рельефом, росписью.
Знакомство с декоративной посудой и лепка ее детьми
Предметом первой беседы может служить украинская посуда. Но если в старшей группе разговор шел лишь о декоративных тарелках, то в подготовительной группе можно предложить расписную миску, кринку и горшочек.
Все эти предметы красиво расписаны. Блюдо коричневого цвета, орнамент из цветов, листьев и птиц выполнен белым и зеленым цветом. Блюдо покрыто глазурью и от этого блестит. Горшочек и миска тоже расписаны глазурью, но по красному фону обожженной глины. В узор входят точки, круги и растительные элементы.
Посуды много, и воспитатель устраивает магазин, изображая продавца, а дети — покупателей. Все предметы ставятся на стол или полку. Воспитатель рассказывает о назначении каждого сосуда: в кринке держат молоко, в миску можно положить овощи и фрукты, а горшочек предназначен для хранения масла или сметаны. Затем говорит, что такую посуду делают из глины украинские мастера в гончарных мастерских. Сначала на гончарном круге лепят сосуд, затем расписывают его, сушат и обжигают в большой печи, которая называется горн.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, подумать об их назначении, форме и росписи и ставит условие, чтобы «покупатель» рассказал о предмете, который он хочет купить: для чего он ему нужен, какой формы и как украшен, т. е. какие элементы узора входят в орнамент и какого они цвета? Если по описанию, которое сделал ребенок, можно догадаться о каком предмете идет речь, то его «продают» — покупатель получает карточку с изображением предмета. Если ребенок допускает неточности, но предмет, который он описывает, вполне понятен, то кто-либо из детей дополняет его рассказ. В конце игры воспитатель говорит детям, что теперь они знают много разной посуды и могут сами сделать такую же, предлагает организовать гончарную мастерскую и вылепить посуду для кукол и игры в магазин.
За день или два до занятия посуду вновь приносят в группу и предлагают детям подумать, как ее можно вылепить. Способ лепки миски и блюда дети знают; с них и можно начать работу. Занятие может проводиться в виде игры в гончарную мастерскую. Все дети — мастера-гончары. На каждом рабочем месте станок с поворотным кругом, банка с ангобом, кисть, стека и мокрая тряпочка. Дети начинают работать, а воспитатель вопросами и советами руководит их деятельностью, стараясь сохранить индивидуальность изображения каждого ребенка. Уже в дошкольном возрасте дети в рисунках и лепке проявляют свое отношение к тому, что изображают. Одни лепят крупные формы, другие — мелкие.
Некоторые используют большое количество декоративных элементов, а другие — очень мало. Одни тщательно заглаживают поверхность, а другие этого не делают. Такими моментами определяются разные психофизиологические особенности детей, что ведет к индивидуальным проявлениям каждого ребенка. В связи с этим педагог должен бережно относиться к тому, как использует ребенок способы лепки, как отбирает декоративные элементы для росписи и как располагает их на поверхности изделия. Нужно знать каждого малыша, чтобы правильно руководить его деятельностью: развивать именно то, к чему он больше склонен, и наоборот, стараться помочь ребенку преодолеть те трудности, которые возникают у него в связи с особенностями его развития. Так, зная, что некоторые дети увлекаются узорами и заполняют ими всю поверхность предмета, воспитателю следует задать вопрос, который бы помог ребятам более четко расположить узор и выделить кайму по краю сосуда и около дна. Можно объяснить, что предмет намного красивее выглядит, если узор расположен по краю, середине, а не заполняет весь предмет.
Некоторые дети не хотят (не умеют) выбирать наиболее удобный способ лепки. Воспитатель может спросить ребенка, чем его привлекает выбранный им способ лепки, и предложить подумать, нет ли способа поудобнее.
Следующее занятие — лепка горшочка и кринки — проходит также в виде игры в гончарную мастерскую. Воспитатель разбивает детей на маленькие группы, и все вместе еще раз рассматривают посуду, рассуждают о том, как можно вылепить и расписать горшочек и кринку. В начале занятия перед детьми ставится задача выбрать сосуд и подумать, какой способ лепки лучше применить, чтобы получилась нужная форма. Однако если дети не смогут ответить, то наводящими вопросами воспитатель должен подвести их к тому, что для лепки горшочка исходной формой может быть шар, а для лепки кринки — шар и цилиндр. Затем он спрашивает, как из шара и цилиндра сделать кринку. Показывает, как выбрать стекой глину из подготовленных форм, чтобы сосуды получились полыми.
Работа над кринкей требует от детей умения сопоставлять части по размеру, действовать осторожно, не нарушая формы, особенно при соединении частей. Однако можно предложить детям и другой способ лепки. Нижняя часть кринки делается так же, как и у горшочка, а верхняя, цилиндрическая, наращивается кольцами — круговым налепом.
Рабочее место каждого ребенка оборудуется так же, как и на предыдущем занятии, а глину дети могут взять сами в нужном количестве. Воспитатель руководит работой ребят, направляя их действия. Так, если во время лепки горшочка ребенок начал сразу выбирать глину из шарообразной формы, то воспитатель может переключить его внимание на горшочек, используемый в качестве натуры, и объяснить, что сначала нужно из шара вылепить форму горшочка, а уже потом выбирать из него глину. Воспитатель следит, чтобы стенки сосудов дети оставляли толстыми, иначе они могут потрескаться, когда изделие будет сохнуть.
Украшая свою работу, одни дети просто копируют орнамент с горшочка, а другие придумывают собственный. В обоих случаях взрослому приходится направлять действия детей. В первом случае нужно проследить за техникой росписи, а во втором, учитывая
индивидуальные особенности каждого, нужно осторожно спросить о том, какие элементы ребенок включит в орнамент и как он хочет их расположить. Эти вопросы задаются детям доброжелательно, спокойно и заинтересованно. Получив ответ, воспитатель не уводит ребенка от его замысла, подсказывая собственное решение, а лишь осторожно направляет его на дальнейшее обдумывание всего хода работы: какие элементы можно добавить к узору, как расписать горлышко горшочка и как расположить элементы узора на самой его широкой части?
Вылепленную посуду педагог и дети рассматривают, оценивают форму и роспись и ставят в сухое место, чтобы она хорошо просохла.
Горшочек и кринки сушатся, а тарелки и миски уже готовы для обжига. Вместе с детьми воспитатель загружает муфельную печь и обжигает, а на другой день все вместе вынимают еще теплые изделия. Посуда изменила свой цвет, стала звонкой, каждому интересно взять в руки свое изделие и рассмотреть его.
Пока работы сохнут и обжигаются, можно подготовить полку для изделий. Вылепленная посуда красиво устанавливается на полках и дети могут начать игру в магазин или дополнить ею сервировку кукольного стола.
Гжельская посуда настолько интересна своей декорировкой, что с детьми подготовительной группы можно рассмотреть снова те же предметы, которые были в старшей группе. Внимание детей направляют на множество оттенков синего кольбата, которым расписаны изделия. Воспитатель сравнивает цвет росписи с цветом неба и воды в разную погоду.
Далее воспитатель с детьми рассматривает налепы, их расположение на крышке или стенках сосуда. Так же как и в старшей группе, вечером ребятам можно показать слайды. Причем показать не только посуду, но и скульптуру, которую тоже делают в Гжели: «Баба на возу», «Всадник на сказочном коне», «Рыба-кит» и т. д. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя увидели фантазию мастера, обратили внимание на причудливость формы, на красоту изгибов ручек у мисок и крышек на сосудах. Эти мелкие детали дети смогут внести и в свою лепку, если воспитатель сумеет увлечь, заинтересовать их своим рассказом. Можно рассказать о том, что в основе многих сосудов лежит форма диска. Например, квасники, кумган, молочник, чайник имеют дисковидную форму, т. е. они плоские. Эту посуду легко расписывать.
В конце беседы и просмотра слайдов воспитатель предлагает вылепить эти сосуды. Накануне, перед лепкой, детям вновь можно показать слайды, но ограничившись предметами дисковидной формы. Просмотр слайдов на данном этапе помогает уточнить общие очертания формы, лучше понять рисунок деталей и всю роспись в целом. Каждый сосуд имеет свои особенности: у молочника горлышко короткое, а у квасника — длинное. У молочника носик короткий, а у квасника — тонкий и красиво изогнут. Квасник закрывается крышкой, а молочник — нет. Квасник отличается и по форме, он сделан в виде кольца, по которому красиво располагается орнамент из цветов и листьев.
Во время просмотра слайдов можно поговорить и о способах лепки сосудов. Детям задают вопросы, как сделать основную форму чайника, молочника (толстьщ диск) и квасника (толстое кольцо), как дополнить эти формы деталями (горловина, носик, ручка и ножка).
Воспитатель предлагает выбрать предмет для лепки и придумать для него узор. Детям нравится лепить посуду полой, так как предмет приобретает свой смысл, делается как бы настоящим. Но сделать ребенку это трудно. Чтобы у него не пропал интерес к изделиям, можно предложить стекой сделать небольшое углубление через горлышко сосуда.
Кроме дисковидных сосудов, дети лепят кружку и вазу способом кругового налепа. В начале занятия ребятам показывают массивную, керамическую кружку и маленькую цилиндрическую вазу для весенних цветов. Воспитатель объясняет, что удобнее всего эти предметы лепить из колец, которые укладываются одно на другое и плотно примазываются друг к другу. Что касается выполнения мелких деталей и украшений, то дети это делают сами, творчески подходя к изображению.
Лепка сосуда из колец требует большого внимания. Все валики делаются одной толщины. Длина валиков зависит от формы сосуда, но два из них должны соответствовать длине окружности дна. В начале занятия воспитатель показывает этот способ лепки: берет заранее подготовленный диск — дно сосуда, глиняный валик и соединяет обе части, затем примазывает второй валик и замазывает место соединения так, чтобы его не было видно. Остальные валики дети могут сделать и присоединить к основе сами. После объяснения воспитатель предлагает выбрать предмет для лепки и подумать о его размерах и украшениях. Если у детей свежи впечатления о посуде гжельского производства, то они смогут вылепить интересные кружки и вазы.
Прежде чем ребята приступят к оформлению сосудов, нужно проверить, хорошо ли они подготовили для этого поверхность изделия. Украшением может послужить роспись или налепы. Вылепленные кружки и вазы дополняют кукольный уголок и полки «магазина», одна из ваз может украсить стол воспитателя.
Беседа о народной игрушке и лепка с нее
В подготовительной группе, так же как и в старшей, народная игрушка может быть представлена прежде всего дымковской игрушкой. Внимание детей направляется на пластику формы, плавность перехода одной формы в другую и на то, как своеобразно украшены фигуры налепами и росписью. Более тщательно дети рассматривают оборки у кукол, прически и головные уборы, думают над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня.
Для того чтобы дети ярче восприняли игрушки, лучше запомнили их выразительные особенности, можно сделать красивую выставку и сказать, что мастера из города Кирова прислали в подарок игрушки и просят ребят сочинить про каждую игрушку интересный рассказ. Способы преподнесения игрушек детям могут быть самыми разнообразными, и воспитатель, хорошо зная ребят группы, должен творчески подойти к проведению такого занятия. Поощряя детей к рассказам об игрушках, педагог может быть первым рассказчиком, т. е. он дает образец рассказа. Потом рассказывают дети, желательно записать их рассказы.
Для подобного занятия хорошо подобрать однофигурные игрушки и композиции из 2—3 предметов (например, «Емеля на печи», «Курица с цыплятами»). Но если таких игрушек в детском саду не окажется, то в дополнение к выставке можно использовать иллюстрации из книг или открытки с изображением этих игрушек. Во второй половине дня хорошо рассмотреть слайды, и дети опять смогут выступать в роли рассказчиков.
Процесс лепки фигурки детьми 6—7 лет такой же, как и у дымковских мастериц, т. е. из лентообразной формы — пластины — лепят юбку в виде полого колокола, а верхнюю часть куклы (голову, шею и кофту) — из одного куска глины. Руки и детали
изображают отдельно и прикрепляют к поверхности фигуры. Такую полую игрушку легче делать, она быстрее сохнет, а во время росписи ее удобно держать в руках. Детям нравится, что они лепят так же, как народные мастера. Они стараются сделать свою работу похожей на те образцы, которые им показывают. Когда работа обожжена или хорошо высушена, ее грунтуют эмульсионными белилами или белой гуашью с добавлением в нее казеинового клея, чтобы белила в дальнейшем не осыпались.
Следующий этап — роспись куклы. Расписывать можно непосредственно по образцу тех кукол, которые есть в детском саду, или можно предложить окрасить фигурку по собственному замыслу.
Лепка дымковской игрушки проводится с натуры, после анализа формы, пропорций и деталей. Рассматривая игрушку, воспитатель направляет внимание ребят на раскрытие содержания образа, его выразительность. Например, предлагая вылепить куклу-водоноску, надо рассказать, что изображает фигурка, спросить детей, все ли видели, как носят воду на коромыслах. Обратить внимание на красоту и стройность всей фигурки, рассмотреть положение рук, детали одежды, забавно раскачивающиеся ведра на коромысле.
Анализ игрушки может быть проведен за несколько дней до занятия и в начале его. На занятии натура (дымковская кукла) ставится перед каждым рядом столов на уровне глаз ребенка и время от времени поворачивается так, чтобы ребята могли воспринимать ее со всех сторон. Каждый раз, показав другую сторону игрушки, воспитатель возвращает ее в прежнее положение и дети продолжают работу.
В качестве натуры всегда используются дымковские игрушки, т. е. подлинные произведения народных умельцев. Фигурки, созданные воспитателем или детьми, ни для анализа, ни в качестве натуры применять нельзя, так как подобные изделия являются лишь копией с произведений народных художников. Дети будут повторять ошибки и неточности, которые, как правило, имеют место в подобных изображениях. Фигурки, выполненные детьми, можно предлагать для игр, так как ребята всегда любят свои изделия и с удовольствием играют с ними.
Все дымковские игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, бараны, олени, медведи изображаются одним способом: туловище и ноги лепятся из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому показ приемов лепки демонстрируется лишь тогда, когда ребята впервые лепят игрушку. Достаточно показать детям, как лепить козла, и затем объяснить им, что конь, медведь, барашек выполняются тем же способом. Однако частое использование однотипной народной игрушки может привести к тому, что и работы детей будут однотипны по форме и способу лепки. Например, после того как дети вылепили петуха по народной игрушке, все прочие птицы могут быть сделаны по этому же принципу. И если предложить детям вылепить сказочную птицу и не подкрепить их опыт знанием других объектов, не относящихся к дымковской игрушке, дети опять будут лепить петуха. Это говорит о том, что, знакомя детей с народной игрушкой, следует подбирать ее так, чтобы изображение, например птиц было по возможности в нескольких вариантах: петухи с разными хвостами, индюки большие и маленькие, куры, утки. Подобный подбор предметов даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов лепки. Кроме того, использование народной игрушки возможно лишь на основе подкрепления опыта детей игрушками и скульптурой малой формы, не относящимися к народным промыслам, иллюстрациями из книг, картинками, а также наблюдением живых объектов.
Знакомство детей с каргопольской игрушкой можно провести в тех же формах, что и в старшей группе, или объединить с музыкальными занятиями (как тематическое занятие по народной игрушке), или организовать вечер развлечений. Каргопольская игрушка скромна по росписи, а музыкальное и литературное сопровождение поможет их воспринять более ярко. К подобным вечерам воспитатели разучивают с детьми стихи, потешки, рассказы об игрушках. Соответствующим образом украшают зал. На центральной его стене укрепляют панно с изображением глиняных коньков, козлов и уточек. Рядом на столах народные игрушки. Для того чтобы создать впечатление лесного края, откуда «пришли» игрушки, в простенках между окнами помещают нарисованные елки, березки, а под ними разные грибы.
В оформлении зала, в подготовке элементов костюмов принимают участие и сами дети. Они расписывают орнаментом небольшие полосы бумаги, которые прикрепляются к платьям и рубашкам. Красят картонные елки, грибы. Такое сотворчество взрослых и детей ведет к тому, что все увлекаются подготовкой к развлечению. Дети выполняют задание, ждут с нетерпением начала развлечения как большого события и запоминают его надолго.
Вечер начинается с того, что дети входят в зал под спокойную народную музыку, рассматривают выставку игрушек, где экскурсоводом может быть ребенок школьного возраста или сам воспитатель. Все садятся на стулья, а экскурсовод рассказывает о мастерах каргопольской игрушки. Ребятам говорят о том, что Архангельская область знаменита не только лепкой игрушек, но и тем, что там сочиняют песни, потешки, загадки. Следуя сценарию, дети читают стихи, отгадывают загадки, водят хороводы и поют песни. В концерте принимают участие и взрослые. Воспитатель может прочитать сказку, а музыкальный руководитель — спеть народную песню. Заканчивается вечер общим хороводом или подвижной игрой, после чего все, взявшись за руки, выходят из зала.
Выставка игрушки переносится в групповую комнату, чтобы дети могли внимательно ее рассмотреть.
По прошествии некоторого времени для подкрепления знаний о каргопольской игрушке можно показать слайды, а дети самостоятельно расскажут об игрушках. На отдельных игрушках хорошо остановиться более подробно: уточнить содержание, выделить выразительные стороны. Например, детям будет интересно узнать, что изображает фигура «Сеятель». Сеятель идет по полю и одной рукой держит лукошко, а другой разбрасывает зерна ржи. Нужно обязательно объяснить, что так сеяли зерно очень давно, когда не было еще специальных машин сеялок. Теперь в каждом колхозе или совхозе есть такие машины и они быстро засевают огромные поля, а игрушка лишь напоминает людям о том, как это было раньше.
После подготовительной работы можно предложить лепку каргопольской игрушки. Это может быть лепка по представлению или с натуры. Лепка по представлению по мотивам народного творчества дает возможность творческих проявлений детей. Нужно вспомнить игрушки, мысленно выбрать объект для изображения, отобрать способы лепки и вести работу так, чтобы она была в стиле каргопольской игрушки. Лепка по непосредственному восприятию требует более точного отношения к форме, пропорциям и способам изображения.
В начале занятия воспитатель ставит игрушки перед каждые рядом столов на подставку с поворотным кругом. Игрушки могут быть разные, но одной трудности изображения. Воспитатель, поворачивая круг, показывает игрушку со всех сторон и вместе детьми выясняет ее особенности. Далее он говорит, что каждый может, если ему необходимо, подойти и рассмотреть изделие поближе. Путем вопросов воспитатель уточняет способы изображу ния предметов, и дети начинают работу.
Показывать способы изображения не следует, так как у ребят уже есть определенный объем знаний и умений. Важно, чтобы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Воспитатель следит за ходом работы и помогает тем, кому трудно.
Для лепки детям лучше всего предложить композиции: «Старик поит коня», «Мужик-сеятель», «Танцующие пары». Ребенок 6—7 лет более осознанно относится к изображению формы и характера действий, а поэтому внимание каждого направляется на характерные особенности фигурок. Если дети получили соответствующую подготовку, то все они справятся с заданием.
Выполненные игрушки хорошо отглаживаются влажной тряпочкой; высушиваются, обжигаются в муфельной печи и раскрашиваются гуашью в свободное от занятий время. Затем устраивается магазин игрушек, выставка детских работ для родителей.
В том случае, если в дошкольном учреждении нет каргопольской игрушки, можно обратиться к филимоновской, которая своей яркостью всегда доставляет детям радость.
Трудно рекомендовать перечень игрушек, так как любая из них может быть использована в работе с детьми подготовительной
группы. Мы уже говорили о том, что эта игрушка по сравнению с другими, пожалуй, самая условная как по форме, так и по росписи. И прежде чем предлагать ее детям, воспитателю нужно подумать, как выделить особенности каждой игрушки. Так, рассматривая фигурку «Лиса с петухом», нужно отметить длинную, пластичную шею лисы с маленькой головкой, вытянутой мордой и острыми ушами. Окрашена лиса по-филимоновски яркими полосами. Основной цвет окраски — оранжевый. В передних лапах она держит зеленого петуха. Все это воспринимается как образы из русской сказки «Кот, петух и лиса».
Очень забавны игрушки «Кошка с котенком», «Кот с гармонью», «Конь с двумя наездниками» и «Чудо-олень с ветвистыми рогами». Перед собой олень держит петуха, на спине у него курица, а на хвосте цыпленок. Удивительная фантазия мастера захватывает дошкольника, он увлеченно рассматривает игрушку. Любопытна и «Дама под зонтиком». Зонтик сделан из расплющенного куска глины и мягкой проволоки, а укреплен он на подставке, которую дама держит в руке.
Каждую игрушку нужно рассматривать отдельно. Так, «Конь с двумя наездниками» требует особого внимания. Тут нужно рассмотреть коня, наездников, собачку в руках у одной из фигурок, птицу и зонтик у другой. Конь расписан красными полосами по желтому фону, а фигурки — одна в красном, а другая в зеленом наряде. У фигурок маленькие головки с удивительными головными уборами.
Среди филимоновской игрушки много и однофигурных скульптурок. В них также подмечаются характерные особенности: короткие, толстые ноги, длинные, вытянутые шеи и маленькие головы у животных.
Первое знакомство с игрушкой можно провести в виде настольного театра, так как филимоновская игрушка по своей фантастичности и сказочности очень подходит для этого. Нужно подготовить красиво расписанную, в стиле филимоновской росписи, сцену со шторой или створками, которая ставится на стол. Игрушки лежат в коробке, и дети их не видят. Воспитатель говорит, что из деревни Филимоново к ним приехали артисты и очень хотят с ними познакомиться. Штора отодвигается, около елочки стоит фигурка лисы. Детям предлагают придумать о ней рассказ. Педагог дополняет рассказ сведениями о мастерах, которые делают игрушки. Все вместе вспоминают сказку «Кот, петух и лиса». Штора задвигается, готовится новая игрушка. Для каждой игрушки свои декорации. Например, «Кошка с котенком» — около сказочного домика, а «Конь с наездниками» — на фоне деревенской улицы. Мелкие игрушки: коровы, бараны, петушки и куры — объединяются на одной сцене. Воспитатель руководит рассказами детей и направляет их внимание на особый характер игрушек.
Преподнесенные таким интересным образом филимоновские игрушки будят фантазию детей и развивают их воображение. Ребята по-новому подходят к созданию игрушек; такая деталь, как зонтик, в руках одной из фигурок, дает возможность ребенку использовать этот прием во время лепки других фигурок. Филимоновская игрушка помогает ребенку понять, что можно очень простым способом вылепить много забавных предметов.
Воспитатель предлагает детям, взяв за основу филимоновскую игрушку, вылепить для театра такие же красивые, забавные игрушки. Каждый должен выбрать предмет для изображения, вылепить его и расписать. Занятие начинается с того, что с детьми вновь рассматривают игрушки, останавливаясь лишь на их характерных особенностях и способах лепки.
Лепка по представлению в данном случае не проводится, так как в силу своей условности филимоновская игрушка трудна для этого вида работы. После того как игрушки выполнены и пройдут необходимую обработку (обжиг, роспись), они могут занять свое место на сцене настольного театра и на выставках детских работ.
С калининской игрушкой детей знакомят начиная со средней группы. В подготовительной группе к известному уже ассортименту игрушек добавляют петушка и кур.
Если присмотреться к калининским птицам, то можно увидеть, что каждая из них имеет свое оформление и свой особый характер. Петушок и куры стоят на подставках, гуси, лебеди и утки — без подставок, у гусей — красные лапы, а у лебедей и уток лапок не видно. У петуха большой красный гребешок. У кур гребешки маленькие, но сделаны очень забавно, в виде чепчиков, что делает их очень важными и смешными. У гусей, уток и лебедей хохолки разного цвета: желтые, красные, голубые. Крылья почти у всех птиц в налепах ярко расписаны эмалью. Ритмично украшены спины и хвосты птиц. Ребенок 6 лет может понять характер действия каждой птицы: петушок вытянул шею и поднял голову — он поет; уточка с гордо поднятой головой спокойно плывет со своим семейством; лебедь с желтыми и голубыми налепами на спине круто повернул шею и смотрит, нет ли какой опасности; курочка в чепчике важно стоит среди всех птиц и очень довольна собою; другая курица вытянула шейку и смотрит, как поет петух; гусь вытянул шею и смотрит на солнышко.
Образное описание каждой игрушки могут сделать сами дети под руководством воспитателя. Основная задача состоит в том, чтобы научить детей видеть и подмечать эти выразительные особенности. В заключение беседы воспитатель говорит, что таких птиц можно вылепить и так же красиво украсить налепами и расписать. Птицы остаются в группе, и дети могут любоваться ими.
Калининскую игрушку лучше всего лепить из красной глины, чтобы работы детей были похожи на те, которые они рассматривали, да и роспись на фоне красной обожженной глины будет ярче и эффектнее выглядеть. Перед занятием игрушки устанавливаются на подставки. Лепка начинается с вытягивания формы из овоида.
Украшения ребята могут делать по собственному замыслу, но в основу нужно брать принцип данной игрушки, т. е. налепы. Во время работы воспитатель не мешает детям проявлять свое творчество, однако внимательно следит за тем, чтобы форма была хорошо отглажена мокрой тряпкой, а налепы прочно прикреплены к поверхности изделия, что достигается примазыванием их к основе стекой или пальцем. Роспись птиц проводится гуашью после обжига.
Знакомство детей с богородской игрушкой начинается с того, что воспитатель рассказывает об этом промысле и демонстрирует игрушки. Ребят можно спросить, не помнят ли они, как называются эти игрушки и где их делают. Ответы уточняются и воспитатель добавляет, что мастеров, которые делают такие игрушки, называют резчиками по дереву. В их руках липовые бруски превращаются в чудесные игрушки. Сначала бруски обрубают, потом ножом и стамесками дорабатывают форму. Детям можно показать иллюстрацию с постепенным выполнением фигурки и отметить, что процесс изготовления игрушки очень трудный, а поэтому с ними нужно обращаться бережно. После беседы детям дают игрушки, и они играют с ними.
Для второй беседы можно отобрать игрушки на темы русских народных сказок, например «Баба-яга около избушки», «Мужик и медведь», фигурки из сказки «Вершки и корешки» и многие другие. Воспитатель, собрав детей, читает отрывок из сказки, а дети должны выбрать соответствующую игрушку и продолжить сказку.
Другим вариантом может быть занятие, проведенное с использованием слайдов. Детям показывают диапозитивы, и они называют сказку и рассказывают об игрушках. Одновременно воспитатель вопросами направляет их рассказ на выделение выразительных сторон игрушек: особенности формы, положения, расположения фигурок, строения орнамента. На занятиях дети учатся связывать изобразительное творчество народных мастеров с устным народным творчеством, которое помогает понять им и глубину образа игрушки и ее композиционные особенности.
Третье занятие посвящается игрушкам на общественные и бытовые темы: «Медведь-футболист»; «Медведь и заяц идут в школу»; «Медведь едет на самокате»; «С добрым утром» и другие, которые имеются в детском саду.
Занятие начинается с того, что детям предлагают посмотреть на игрушку и придумать маленький рассказ. Воспитатель может записать его. Подобные занятия развивают фантазию детей, творческую активность и наблюдательность, так как для того чтобы придумать рассказ, нужно точно определить характер действия, понять юмористическую сторону игрушки. Например, в игрушке «Мишка-дискобол» много забавного — медведь стоит на правой ноге, а левая нога приподнята. Передними лапами он держит диск. Морда медведя выражает напряжение. Но вот под действием специального приспособления фигурка резко поворачивается, диск летит в сторону. Медведь уже твердо стоит на двух лапах. На морде медведя — удовольствие. В игрушке «Медведь под душем» также много юмора. Мишка стоит под душем, вся его фигура вытянулась, он поднял голову, прижал к затылку уши,— он весь в ожидании предстоящего удовольствия. Под планкой, на которой установлена фигурка, раскачивают груз, и медведь постепенно оживает, он беспорядочно двигает лапами и, чем сильнее раскачивается груз, тем характернее и забавнее движения медведя.
В таком плане можно разобрать каждую фигурку, но для этого воспитатель должен сам хорошо понять смысл каждой игрушки, уяснить для себя ее внешние выразительные особенности и смысловое содержание.
Лепка по мотивам богородской игрушки не требует показа способов изображения. Дети должны хорошо представить форму головы и туловища медведя и то, какое положение занимают части фигуры во время действия механизма.
Игрушки ставят на стол, и дети могут лепить, взяв их за образец. При необходимости они подходят к игрушке и уточняют те детали, которые им не понятны.
Вариант занятия может быть и другим. Перед детьми ставится задача: «А что же еще может делать медведь?» Такая постановка вопроса поможет детям самостоятельно выбрать тему, но на примере богородской игрушки они будут учиться лепить фигурку в каком-нибудь интересном и забавном положении. Они научатся работать над формой и декоративным изображением фактуры. Дети приступают к работе, а воспитатель руководит работой каждого, сохраняя индивидуальность их творческого подхода к изображению.
Русский изразец и лепка декоративных пластин
Декоративные пластины, созданные керамическим производством, ведут свое начало от русского изразца. Детям 6—7 лет можно рассказать о том, что в старину изразцами украшали печи в комнатах и стены домов. Изразцы делали из глины, окрашивали ангобами и глазурью, они ярко блестели на солнце, отчего все становилось нарядным, праздничным.
В настоящее время изразцы не делают, но изготавливают красивую керамическую плитку, которой украшают станции метро и подземные переходы на улицах. Декоративные пластины и панно делают для украшения вестибюлей Дворцов культуры и других
общественных мест. Детям можно показать набор слайдов, на которых изображены старинные печи, красиво выложенные изразцами: Особо следует выделить их декоративность. Воспитатель отмечает красоту сочетания чв орнаментах листьев, цветов, плодов и птиц.
Для показа хороши удивительные по красоте изразцы XVII-XVIII веков, с лепным орнаментом и расписные без лепнины. Таким образом, дети узнают разную технику выполнения изразцов.
Следующее занятие — рассматривание современных декоративных пластин. Удобнее всего рассматривать пластину, когда она нашла свое место на стене. Двух-трех пластин вполне достаточно, чтобы провести беседу с ребятами. Заведующая детским садом вносит пластины в группу и говорит, что их можно повесить на стену для украшения групповой комнаты.
Детям напоминают, что в прошлом году они уже рассматривали пластины, только они были с другим рисунком. Дети сами рассказывают о том, что они видят, а воспитатель дополняет их рассказ. Все вместе вспоминают, как можно сделать эти пластины из глины, и договариваются о проведении лепки на следующем занятии. Воспитатель напоминает ребятам, что пластинка может быть с изображением одного предмета, с орнаментом или небольшим сюжетом, т. е. ребята получают задание придумать пластинку с интересным украшением.
На занятии декоративным рисованием дети по заданию воспитателя создают предварительный эскиз пластинки. Так как ребенок 6 лет может более тщательно работать над глиняным изделием, это задание можно разделить на два занятия. На первом — дети изготавливают пластину, а на другом — работают над рельефом и росписью. За день до лепки дети вместе с воспитателем готовят глину и ангоб. Размоченную, мягкую глину тщательно перебирают руками, очищая ее от примесей и делая более эластичной. Затем делают ангоб, разводя водой глину в стеклянных банках и размешивая ее палочками до густоты сметаны. Подготовленная глина складывается в полиэтиленовые мешочки или бак, а банки с ангобом плотно закрываются крышками. На другой день дети приступают к работе над пластинками.
На первом занятии воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что они говорили о пластинках, просит еще раз посмотреть на свои эскизы и объясняет, что по форме и размеру пластина должна соответствовать эскизу, и говорит, что на данном занятии они выполнят лишь часть работы: делают пластинку, а рисунок на ней и рельеф будут выполнять в следующий раз. Далее воспитатель берет ком пршы, кладет его на доску и ладонью или кулаком ударяет по глине так, чтобы получился пласт толщиной в 1 — 1,5 см (ударять по глине рекомендуется не только для придания формы, но и для того, чтобы из нее вышел воздух, так как в противном случае во время обжига пластина будет раскалываться). Затем воспитатель выравнивает пластину стекой. После этого дети начинают изготавливать свои пластинки, сравнивая их с предварительными эскизами. Выполненные пластинки померцают в полиэтиленовые мешочки, чтобы они не высохли до следующего занятия.
На втором занятии перед каждым ребенком на столе лежат эскиз и пластинка. Воспитатель показывает, как нужно аккурат-нр нарисовать узор на пластинке палочкой, сравнивает получившийся узор со своим рисунком на бумаге и объясняет, как работать с рельефом. Для этого берет кусок глины и в зависимости от, рисунка, придает ему нужную форму. Например, если узор состоит из цветов и листьев, то выполняется форма листа или лепестка цветка, затем вылепленная форма накладывается на рисунок пластинки. Воспитатель показывает, как можно примазать края рельефа к пластинке пальцами или стекой. В ходе занятия учит детей пользоваться эскизом, неоднократно обращается к нему, сравнивая с тем, что получилось на пластинке.
Если дети затрудняются в выполнении рельефа, воспитатель показывает им способы лепки (индивидуально).
Создать рельеф на пластине можнб и другим способом: на гладкую поверхность наносится узор, а Лишняя глина вокруг него осторожно удаляется стекой, как бы выскабливается. В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью. Такой рельеф более прочно держится на пластинке, но для детей 6—7 лет этот способ еще сложен, особенно если узор состоит из мелких элементов. Обработка рельефа подобной техникой требует точных движений стекой. Обычно дети снимают глины больше, чем нужно, из-за чего пластины получаются тонкими, рисунок узора сбивается и требует исправлений, а фон приходится дополнительно обрабатывать, заглаживать пальцем или стекой. Но, несмотря на трудности, этот способ можно показать детям, когда изображение на пластине состоит из крупных элементов, а фон составляет меньшую часть (например, если пластина квадратная и на ней большой декоративный цветок или пластина прямоугольной формы к на ней изображен крупный предмет: гриб мухомор, бабочка, цыпленок и т. п.). Этим же приемом может пользоваться воспитатель, когда делает декоративные пластины для оформления группы.
Не менее интересной частью работы является окраска изделия ангобом. Мягкими кисточками разной толщины дети наносят густые пятна ангоба на пластину, которая еще не просохла. Для того чтобы краситель лег ровно, кисть с ангобом прижимают к поверхности изделия и тут же поднимают. Процесс повторяют несколько раз до тех пор, пока ангоб не заполнит всю закрашиваемую поверхность. В конце занятия пластины кладут на общий стол, и дети с воспитателем рассматривают их. На углы каждой пластины надо положить по комочку глины, чтобы, высыхая, пластины оставались ровными. Воспитатель предлагает сделать это дежурным.
Занятия декоративной лепкой могут проходить по замыслу и по представлению детей. Задания для них подбирают по декоративной направленности (например, сюжет «Сказочная птица», при изображении которого дети проявляют свое умение решать форму необычно и сказочно, украшать ее рельефом или росписью). Как правило, ребята заимствуют способы лепки и оформления у народной игрушки, но в то же время дополняют их собственной выдумкой. Можно предложить им вылепить Василису Прекрасную, где украшается рельефом и росписью сарафан, рукава, головной убор. Интересна лепка на тему сказки А. Ершова «Конек-Горбунок». По этой сказке хорошо вылепить «Жар-птицу», «Рыбу-кит». Занятия декоративной лепкой учат детей вносить декоративность в любую свою работу. Так, во время лепки девочки можно украсить ее платье, красиво расположить волосы, а в руки фигурке дать корзину, цветок или зонтик.
При изображении зверей, птиц, рыб дети также могут использовать опыт, полученный на занятиях по декоративной лепке. Это проявляется в общем подходе к изображению и к оформлению своей поделки. Если ребенок лепит животных по памяти, он исходит из того, что видел в действительности, но мелкие детали, отдельные части и фактуру он может расположить в определенном ритме, т. е. учитывая наблюдения предметов народного творчества и занятия по декоративной лепке. Так, познакомившись с богородской игрушкой, ребенок перенесет свои знания об оформлении поверхности игрушки на другие предметы. В результате этого изделия детей приобретают законченный вид и некоторую условность.
Не менее интересным занятием может быть изготовление бус, подвесок и брошей для кукол и взрослым в качестве подарка к праздникам. Эти занятия проводятся по замыслу детей, причем если с ребятами ведется систематическая работа по декоративной лепке, они с успехом выполняют подобное задание. Желательно сначала показать украшения из керамики. Среди них можно найти много таких, которые по форме и декору будут вполне доступны для выполнения детьми. Лучше всего подобрать круглые и фигурные бусы, подвески с налепами и расписные, а броши — круглые, овальные и прямоугольные. Эти украшения вынимают из красивой шкатулки, раскладывают на столе, и дети вместе с воспитателем думают о том, как их вылепить.
Занятия можно провести по-другому. Воспитатель говорит, что скоро 8 Марта — женский праздник и дети могут приготовить подарки мамам, бабушкам и сотрудникам детского сада.
Ребята лепят украшения теми способами, которые они усвоили на занятиях по декоративной лепке. Предварительно дети рисуют эскизы будущих украшений, а затем думают над тем, какими деталями (цветок, лепесток и т. п.) можно украсить, например, брошь. При помощи стеки они придают форму куску глины, обрабатывают ее, лепят и прикрепляют к ней украшения. Брошь можно расписать ангобом. С обратной стороны броши делают углубление для булавки. В бусах или подвесках делают отверстия для шнурка. После соответствующей обработки (сушки, обжига, росписи) каждый берет свою работу, продергивает шнурок или вместе с воспитателем приклеивает булавку. Затем все изделия складывают в шкатулку и оставляют до торжественного дня.
Примерное перспективное планирование занятий по декоративной лепке в подготовительной к школе группе
1-й квартал
Лепка с натуры (два занятия): «Горшочек», «Конь с наездником» (по дымковской игрушке) или «Мужичок поит коня» (по каргопольской игрушке).
Лепка по представлению (два занятия): «Солонка», «Подставка для кисточки» или «Конь-огонь».
2-й квартал
Лепка с натуры (два занятия): «Чайник», или «Молочник», или «Квасник» (по украинской посуде); «Дымковская кукла».
Лепка по представлению (три занятия): «Декоративная пластина»; «Василиса Прекрасная»; «Посуда для кукол» или «Кулон, брошь» (в подарок маме к дню 8 Марта).
3-й квартал
Лепка с натуры (одно занятие): «Старичок с лукошком» (по каргопольской игрушке) или «Фигурки, сидящие на пеньке» (по дымковской игрушке).
Лепка по представлению (два занятия): «Декоративные птицы» (по калининской игрушке), «Мишка» (по богородской игрушке).
Горшочек
Программное содержание. Учить лепить горшочек, передавая его характерную форму и строение. Уметь пользоваться стекой-петлей, тщательно заглаживать поверхность мокрой тряпкой и расписывать изделие ангобом (или гуашью после обжига). В процессе лепки, сравнивать свою работу с натурой, стараться передавать пластику формы.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки. Горшочек.
Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Показать украинскую посуду, рассказать об особенностях ее оформления.
Методические приемы. Рассмотреть горшочек. Уточнить форму: верхняя часть — округлая, нижняя — удлиненная. Обратить внимание на то, как вылеплено горлышко и как расположены элементы росписи. Сказать, что полосы, листья и цветы располагаются ритмично. Спросить детей, как лепить горшочек. Вопросами подвести их к тому, что сначала нужно вылепить круглую форму, оттянуть нижнюю часть, взять стеку-петлю (или стеку-ланцет) и выбрать глину так, чтобы получилась полая форма. Подсказать детям, как можно аккуратно и красиво заделать горловину сосуда. Для этого берут глиняный валик и укрепляют его по краю отверстия. Напомнить, что прежде чем переходить к росписи, надо сделать поверхность изделия гладкой.
Конь с наездником (по дымковской игрушке)
Программное содержание. Лепить народную игрушку, пользуясь натурой, передавать ее выразительные особенности: у коня удлиненное туловище, высокая шея с маленькой головкой, грива (из скрученного валика), высокие ноги и хвост. Учить лепить фигурку наездника. Самостоятельно отбирать способы лепки.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Глиняная игрушка «Конь с наездником».
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Рассматривание дымковских игрушек. Игра в магазин народной игрушки.
Методические приемы. Рассмотреть игрушку, отметить ее детали, предложить обдумать способы лепки и приступить к работе. В процессе работы дети могут подходить к натуре и рассматривать ее со всех сторон.
Мужичок поит коня (по каргопольской игрушке)
Программное содержание. Лепить, пользуясь натурой. Передавать выразительные особенности игрушки: туловище коня удлиненной формы, плавно изогнутая шея, голова опущена, ноги короткие; у старичка вытянуты вперед руки, бородка клинышком. Учить детей устанавливать фигурки на подставку, применять знакомые способы лепки.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Каргопольская игрушка.
Предварительная работа и знакомство детей с предметам народного творчества. Беседа о каргопольской игрушке.
Методические приемы. Рассмотреть игрушку. Предложить отметить ее выразительные особенности и подумать о возможных способах изображения. Сказать, что сначала лучше вылепить подставку, а потом остальные предметы. Напомнить, что гриву коня лепят, оттягивая глину от общего объема шеи.
Солонка
Программное содержание. Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно придумывать форму солонки, лепить и декоративно решать ее (солонка может быть в виде маленькой мисочки с крышкой, в форме цветка с поднятыми лепестками-ручками, солонку можно расписать ангобом и украсить налепами).
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство с предметами народного творчества. Показать различные варианты декоративной
посуды.
Методические приемы. Предложить детям вспомнить и рассказать, какая солонка у них дома и какие солонки они видели. Сказать, что каждый должен придумать и вылепить красивую солонку, самостоятельно найти способы лепки и приемы украшения солонки.
Подставка для кисточек
Программное содержание. Учить детей самостоятельно придумывать форму подставки для кисточек так, чтобы ею было удобно пользоваться. Придумать узор и украсить им подставку.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Беседа о посуде производства «Гжель».
Методические приемы. Напомнить детям, что подставка должна быть устойчивой, тогда ею будет удобно пользоваться. Предложить украсить подставку налепами и расписать ангобом. Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется, напоминает (индивидуально), с чего начать лепку.
Конь-огонь
Программное содержание. Учить, пользуясь знакомыми способами лепки, создавать образ по представлению и передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику).
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Показать различные народные игрушки, предложить детям составить о них рассказ.
Методические приемы. Предложить детям подумать, каким и в каком положении может быть «Конь-огонь» (в спокойном, во время бега, скачек и т.д.). Напомнить, что в зависимости от положения всей фигурки надо лепить голову, гриву и хвост. Все фигурки обжигаются в муфельной печи и по желанию детей расписываются.
Чайник (по гжельской посуде)
Программное содержание. Учить лепить чайник (дисковидный), передавая его характерную форму и лепные детали, красиво и пластично выполнить носик, ручку, крышку. Аккуратно примазывать части, готовить изделие для росписи. (Роспись предполагается провести после обжига на занятии декоративным рисованием.)
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки разной формы, мокрые тряпочки. Чайник.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Беседа о посуде гжельского производства.
Методические приемы. Рассмотреть чайник, полюбоваться его формой, лепными деталями и росписью. Отметить, как красиво изогнут носик, как выгнута ручка, какой удивительный цветок на крышке чайника. Сказать, что форма у чайника — дисковидная. Спросить, как нужно лепить диск. Предложить внимательно рассмотреть чайник, подумать над способами лепки и приступить к работе. Сказать, что все работы будут обожжены и расписаны.
Молочник (по гжельской посуде)
Программное содержание. Учить лепить молочник, передавая его характерные особенности: дисковидную форму, узкое горлышко, широкий, плавно изогнутый носик, с лепным украшением ручку и маленькие ножки. Самостоятельно находить способы лепки и сравнивать свою работу с натурой.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, дисковидный молочник.
Предварительная работа и знакомство с предметами народного творчества. Беседа о посуде гжельского производства.
Методические приемы. Рассмотреть молочник и отметить его форму и роспись. Попросить детей рассказать, какими способами можно вылепить молочник. Объяснить, почему молочник называется дисковидным. Сказать, что все изделия будут обожжены в печи и расписаны на занятии декоративным рисованием. Предложить детям еще раз внимательно рассмотреть молочник. Обратить внимание на все его выразительные стороны и приступить к работе.
Квасник (по украинской посуде)
Программное содержание. Учить, пользуясь натурой, лепить декоративный сосуд — квасник. Уметь анализировать форму, вычленять ее основные части и детали. Самостоятельно отбирать способы изображения, передавая выразительные стороны предмета.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, квасник.
Предварительная работа и знакомство с предметами народного творчества. Беседа о посуде украинских мастеров.
Методические приемы. Рассмотреть квасник. Обратить внимание на его изобразительные особенности: форма в виде кольца, высокое горлышко с крышкой, красиво изогнутые ручка и носик, налепы в виде птиц и шариков. Предложить обдумать способы лепки и приступить к изображению.
Дымковская кукла «Птичница»
Программное содержание. Учить, пользуясь натурой, лепить дымковскую куклу, передавать ее выразительные особенности (форму головы, туловища и юбки), пропорциональные соотношения частей, положение рук и дополнительные детали (кокошник с украшением, оборка на фартуке, рукавах). Лепить колоколообразную юбку.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, дымковская кукла.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Игры с игрушками мастеров народного творчества.
Методические приемы. Рассмотреть куклу. Уточнить особенности ее формы и деталей. Показать способ лепки юбки из пласта глины. Обратить внимание на то, как прикрепляется юбка к туловищу, спросить, как лепить оборки для фартука и кофты. Напомнить, что форму нужно хорошо загладить мокрой тряпкой, так как после обжига работы будут расписываться.
Декоративная пластина
Программное содержание. Учить новому способу лепки пластины — путем выбирания глины стекой. Во время лепки пользоваться эскизом. Уметь красиво располагать предметы на пластинке.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Беседа о предстоящем утреннике, посвященному Дню Советской Армии. На занятии рисованием выполнить эскизы по замыслу детей. Рассматривание декоративных пластин и беседа о них.
Методические приемы. Достать эскизы и внимательно рассмотреть их. Сказать, что сначала нужно вылепить пластину, затем на ее поверхности нарисовать предмет (танк, коня, самолет и т. д.) и стекой вокруг рисунка выбрать глину. После объяснения можно частично показать процесс этой операции. Напомнить, что после обжига пластины будут расписаны и поэтому нужно очень аккуратно отгладить их поверхность.
Занятие можно разделить на две части: а) подготовка пластины; б) нанесение рисунка и выполнение рельефа.
Василиса Прекрасная
Программное содержание. Учить лепить сказочный образ, используя свои знания и умения по декоративной лепке. Передавать форму, изображать одежду, украшать предмет декоративными элементами в виде рельефа или росписи.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Лепка дымковской куклы. Чтение сказки «Василиса Прекрасная» с иллюстрациями художника И. Билибина.
Методические приемы. Предложить вспомнить образ Василисы Прекрасной, ее наряд, прическу, дополнительные детали. Напомнить способы лепки дымковской куклы и попросить подумать, как можно использовать их, изображая Василису Прекрасную. Каждый может украсить свою фигурку рельефом или росписью.
Кулон, брошь (в подарок маме к 8 Марта)
Программное содержание. Учить лепить по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия. Выполнять рельеф путем налепа, расписывать ангобом. Работу выполнять аккуратно. Палочкой делать отверстие для шнурка.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Беседа о предстоящем празднике. На занятии декоративным рисованием нарисовать эскиз броши или кулона.
Методические приемы. Внимательно рассмотреть эскизы. Подготовить пласт глины и стекой вырезать нужную форму, после чего украсить налепами. Напомнить, что налепы нужно хорошо прикреплять к основе. Каждый может сделать по две броши.
Посуда для кукол
Программное содержание. Учить лепить чашки, блюдца и другие предметы чайного сервиза, самостоятельно придумывать форму, декоративное оформление и красиво располагать украшение на поверхности сосуда.
Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Знакомство детей с декоративной посудой гжельского и украинского производств. Просмотр слайдов и беседа о посуде и способах ее оформления.
Методические приемы. Вспомнить, какую посуду рассматривали. Предложить самостоятельно придумать красивую форму сосуда для чайного сервиза. Сказать, что каждый предмет можно украсить, и уточнить расположение узора на разных предметах. В процессе занятия помогать детям советами, задавать вопросы, направляющие на решение замысла.
Старичок с лукошком (по каргопольской игрушке)
Программное содержание. Учить лепить сидящую фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук, соблюдать во время лепки фигуры ритм в расположении ее частей, самостоятельно выбирать способ изображения.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, каргопольская игрушка «Старичок с лукошком».
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Знакомство с каргопольской игрушкой.
Методические приемы. Рассмотреть игрушку. Направить внимание детей на характерное положение рук и ног. Спросить, как можно вылепить бороду, и предложить подумать о последовательности изображения и способах лепки. Напомнить о правилах лепки с натуры.
Декоративные птицы
Программное содержание. Учить самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Знакомство с игрушками разных промыслов.
Методические приемы. Предложить вылепить декоративную птицу и спросить детей, как они себе ее представляют. Напомнить, что птица может быть в любом положении и выразительность ее будет зависеть от украшений на голове, шее, крыльях и спине. Напомнить детям, что все налепы нужно хорошо прикреплять к основе.
Мишка (по богородской игрушке)
Программное содержание. Учить самостоятельно проявлять творчество на заданную тему и на основе знаний о богородской игрушке создавать образ медведя в динамике. Самостоятельно определять нужное количество глины. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия.
Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Рассматривание богородских игрушек. Составление детьми рассказа о богородском мишке.
Методические приемы. Вспомнить богородскую игрушку, ее выразительные особенности. Уточнить содержание разных богородских игрушек. Предложить придумать разнообразные положения фигурки мишки.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.