Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.
Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания.
Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво.
Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок и лепку. В этом возрасте ребята с удовольствием украшают изделие способом налепа — шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают им эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.
Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.
Игры с народными игрушками могут быть организованы в первую и во вторую половину дня со всеми детьми или с подгруппой. Во второй младшей группе дети уже видели много разных игрушек, однако в средней группе они продолжают встречать их с большой радостью, особенно если воспитатель сумеет интересно их преподнести. Например, незаметно от ребят воспитатель приносит в группу большую матрешку и ставит ее на видное место, но так, чтобы дети сразу не обратили на нее внимания. Через некоторое время он спрашивает их, не появилось ли в группе чего-нибудь нового, предлагает поискать. Вместе с воспитателем дети ходят по группе, ищут и вдруг видят красивую, яркую матрешку. Педагог берет ее в руки, показывает со всех сторон, говорит о том, какая она красивая, какие красивые у матрешки платок и цветы на фартуке, обращает внимание, что внутри этой матрешки есть другая, и предлагает угадать, какого цвета у нее платок и какие узоры на рукавах.
Кто-то из детей открывает первую матрешку и вынимает из нее другую, тоже яркую и красивую, ставит ее на стол, затем достает третью и т. д., пока все матрешки не окажутся на столе. Дети разглядывают постепенно уменьшающихся матрешек, устанавливают их в один хоровод, потом в два, друг за другом и парами. Зрелище красивое, яркое, запоминающееся. Под конец беседы матрешек складывают одну в другую, и опять на столе одна матрешка. Игрушка некоторое время остается в группе, и дети могут с ней играть, а воспитатель, наблюдая за ними, иногда включается в их игру и разговор.
Другой вариант знакомства с матрешками может проходить в вечерние часы. Дети собираются около воспитателя, в руках у него большая матрешка. Он предлагает детям сесть на стулья и рассмотреть всем вместе красивый наряд матрешки. Педагог обращает внимание на то, как расписана игрушка, как сочетаются фон и цвет узора. Платочек у матрешки оранжевый с синими цветами, листочки у цветов бледно-зеленые, по всему платку рассыпаны белые горошины. Рукава платья красные, а узор состоит из
желтых полос и синих точек. Красивый у матрешки фартук: он зеленый, с красными цветами и темно-зелеными листьями. А как просто и красиво написано лицо у матрешки: две тонкие полоски — брови, затем две дуги, а под ними синие кружочки — глаза, две точки — нос, маленькая дуга с поднятыми вверх концами и красными точками — рот. Все очень просто и вместе с тем красиво.
Приглашая одного из детей подойти к столу, воспитатель предлагает открыть большую матрешку и достать другую поменьше. Она тоже очень красивая. Синий платок с желтыми цветами, желтый фартук с красным узором. Следующая матрешка еще ярче, на ней другой, еще более красивый наряд. Дети рассматривают всех матрешек, выстраивая их в ряд, сами называют цвет и особенности оформления.
Таким образом игры и занятия с матрешками показывают, что дети 4—5 лет более осмысленно подходят к условной форме и окраске игрушек, чем дети второй младшей группы. Они хорошо выделяют размеры частей матрешки, их назначение. Например, говорят, что верхняя часть — это голова. На вопрос: «Как ее вылепить?» — отвечают, что это место нужно закруглить, и показывают, как это нужно сделать. На вопрос: «Нужно ли лепить руки у матрешки?» — дети отвечают, что они нарисованы и их можно тоже нарисовать палочкой. Если во время лепки игрушка стоит на столе (желательно поставить на каждый стол), то дети сравнивают свою работу с игрушкой: выясняют размеры, элементы росписи и детали. Можно отметить, что дети на пятом году жизни вполне осознанно рассматривают свою работу.
Интересно проходит занятие с точеной деревянной игрушкой — «Клюющие куры». У каждой птицы можно выделить четыре части: голову, туловище, хвост, клюв. Игрушка лаконична по форме и ярко расписана, что очень привлекает детей. Наличие нескольких комплектов этой игрушки в группе доставляет детям большую радость. Они сразу узнают всех персонажей из знакомой песенки-потешки «Петушок». И тут же начинают играть с ними.
Игры с этими игрушками могут продолжаться несколько дней. Но однажды воспитатель предлагает вылепить таких же птиц и вспоминает песенку-потешку. Перед педагогом стоит задача — научить детей не только лепить фигурки, ночи декоративно оформлять их. Умственная и творческая активность детей проявляется в том, что они, рассматривая птиц, определяют форму и размеры частей, стекой или налепами украшают фигурку. Стеки можно не раздавать детям, а сказать им, что, если они кому-нибудь понадобятся, их можно взять на столе у воспитателя. Во время лепки дети могут рассматривать игрушки со всех сторон и вносить дополнения в свою работу.
В связи с тем что форма частей, из которых состоят эти игрушки, детям знакома, способы лепки не демонстрируются.
Результат подобной работы показывает, что предварительные игры, знание формы и умение лепить приводят к тому, что дошкольники быстро ориентируются в отборе способов изображения, в делении кома глины и ритмичном нанесении узора. Причем, украшая игрушку, ребята употребляют те элементы, которые когда-то уже видели или использовали на занятиях.
С начала года детей можно знакомить не только с деревянными игрушками, но и с глиняными, в частности с изделиями дымковских мастериц. Это могут быть куклы, петушки, козлы и некоторые сюжетные композиции. Для начала можно показать детям все игрушки сразу, так как в большом количестве они оказывают более сильное впечатление. Каждая игрушка — это законченная скульптура, в ней своя роспись и свои лепные украшения. Воспитатель предлагает полюбоваться игрушками, послушать о них рассказ, который должен быть коротким и включать в себя лишь основные сведения. Например: «Далеко в городе Кирове живут мастерицы, которые делают красивые игрушки. Сначала мастерицы лепят их, а когда все куклы, козлы и петушки высохнут, они их расписывают яркими красками. Мы с вами тоже будем лепить такие же игрушки, а сейчас давайте их хорошо рассмотрим». Воспитатель берет любую игрушку и ставит ее на подставку с поворотным кругом, позволяющим показать предмет со всех сторон. Далее внимание детей привлекается к форме игрушки, ее налепам и росписи. Если рассматривают куклу, то можно подчеркнуть, что у нее маленькая головка, красивая шляпка, кофта с оборкой, расписная юбка, а в руках собачка, эта кукла называется «Барыня». Во время рассматривания петушка и козлика можно отметить налепы, которые очень украшают изделие. У петушка налепы на голове, хвосте, крыльях, их мастерица сделала вместо перышек, а у козлика — на ногах.
Далее воспитатель отмечает, что все дымковские изделия очень ярко расписаны кругами, точками и полосами. После беседы игрушки устанавливаются на одну полку так, чтобы все вместе они создавали яркую, праздничную картину.
Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие вьфазительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.
Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.
Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи.
Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.
Для детей средней группы можно использовать каргопольские игрушки: глиняные козлы, кони, зайцы, медведи, птицы и некоторые сюжетные игрушки (танцующие пары, старичок поит коня, старичок рубит дрова и т.д.), в зависимости от того, что детский сад сумел приобрести. Каргопольские игрушки, как уже отмечалось, скромны по росписи, однако детям они нравятся по своему интересному содержанию. Первое знакомство с этими игрушками можно провести в виде беседы с игровым началом.
Воспитатель говорит, что в детский сад народные мастера из Каргополя прислали игрушки, и достает их из яркой коробки, затем расставляет на столе, говоря, что эти игрушки, так же как и дымковские, сделаны из глины и расписаны красками.
Опыт рассматривания игрушек у детей уже есть, и они сами рассказывают о каждой игрушке, а воспитатель лишь уточняет выразительные стороны того или иного изделия, плавность линий при переходе одной формы в другую. Обращает внимание на то, как изображены крылья у гуся или как интересно вылеплены у собачки уши и маленький хвостик. Тут же можно спросить у детей: «А что же делает собачка?» И если они ответят: «Собачка лает» — спросить, как они догадались об этом. В случае, если дети не смогут ответить на вопрос, воспитатель сам объясняет, что у собачки открыт рот и приподнята вверх голова, а поэтому можно догадаться, что она делает. Подобная беседа учит детей понимать содержание народной пластики и ее выразительные средства. Игрушки остаются на некоторое время в группе, чтобы дети могли их рассматривать.
Для лепки можно отобрать гуся с поднятыми крыльями, собаку, зайца и медведя. Изображение этих игрушек может проходить так же, как и лепка дымковских игрушек.
Привлекательными для детей являются фигурки из Торжка. Наиболее удачными для детей 4—5 лет можно считать птиц. Они красивы как по своей пластике, так и по оформлению, основой которого являются налепы и роспись эмалями по фону обожженной глины. Детям можно показать лебедей, гусей, утку с утятами, кур и петушков с ярко расписанными хвостами. До начала занятия птицы находятся в коробке, а на столе постелена зеленая и голубая бумага, изображающая луг и озеро. Детям предлагают решить задачу: как можно разместить птиц? Дети размещают кур и петухов на лугу, всю водоплавающую птицу — в озере. Желательно вокруг озера расставить бумажные камыши и осоку, что придаст макету особую привлекательность. Игрушки этого промысла в основном яркие, приятные по колориту, но однотипные по способу оформления. В общей же массе они создают красивое, яркое пятно, что безусловно должно повлиять на развитие художественного вкуса у детей. Одна из особенностей данной игрушки — красота ее пластики. Утки, гуси, лебеди красиво изогнули или вытянули шеи, а петушок, как правило, с высоко поднятой головой. Дети 4—5 лет не способны разобраться в пластике формы, однако понять красоту они уже могут, и воспитатель должен акцентировать их внимание на этом, говоря, например, что лебедь красиво изогнул шею, а петушок плавно ее вытянул и поет. Беседа заканчивается тем, что детям предлагают через несколько дней вылепить такие же игрушки: макет остается в группе.
Для изображения можно предложить уточку с утятами, причем утку лепит воспитатель, показывая, как от куска глины овальной формы можно оттягивать нужные детали, а дети лепят утят. Все работы в конце занятия можно поставить на лист голубой бумаги, изображающей озеро или реку. К украшению игрушки дети могут подойти по-разному. Все дело в том, что утка украшена налепами, а утята расписаны по гладкой, без налепов поверхности, это и дает возможность предложить их детям для лепки. Однако тот, кто захочет украсить своих утят налепами, может это сделать.
Всегда привлекают детей богородские деревянные игрушки. Эта игрушка интересна для всех — и для маленьких, и для взрослых. Она забавна по своему содержанию, динамична, что особенно увлекает детей. Куры, клюющие зерна, мишки-кузнецы, дятел, ритмично ударяющий о ствол дерева,— все условно, но удивительно совершенно. Такие игрушки особенно нравятся детям. Деревянные медведи вызывают у них смех и веселые реплики. Эти игрушки можно давать для игры и не бояться, что дети их сломают.
Лепка по этой игрушке не проводится, так как она сложна для изображения детьми данного возраста.
Как и во второй младшей группе, кроме лепки по народным игрушкам, можно провести лепку других предметов, например рыбок, ежа, птиц. Выбор именно этих игрушек определяется тем, что их поверхность покрыта чешуей, иголками, перышками, которые, располагаясь в определенном ритме, создают декоративное оформление поверхности изделия. А имея определенный опыт в этом, дети вполне справляются с лепкой предметов недекоративного характера.
Если говорить о скульптуре как о виде искусства, то она допускает возможность декоративного подхода к выполнению. Дети средней группы, если с ними велась подобная работа, с большим вниманием и желанием вносят декоративные элементы в процесс своей лепки.
Например, вот так может быть подготовлено и проведено занятие по лепке рыбок. За день до занятия детям предлагают рассмотеть их в аквариуме. Воспитатель вместе с детьми отмечает, что рыбка овальной формы, а хвост — самая тонкая ее часть. Дети сами говорят, что поверхность любой рыбки покрыта чешуей. Педагог направляет внимание на то, что чешуйки расположены ровными рядами, и это очень украшает рыбку. Затем тут же показывает игрушечную рыбку и объясняет, что чешуя на ней тоже расположена красивыми рядами. Под руководством воспитателя дети приходят к выводу, что игрушечные рыбки, так же, как и живые, овальной формы, хвост у них тоньше, чем туловище. Далее можно спросить, как изображается чешуя. И если с детьми велась работа начиная с младшей группы, то они дают разнообразные и вполне самостоятельные ответы. В начале занятия детям показывают, как от основной формы оттянуть хвостовую часть рыбки, и спрашивают, какими способами можно нанести чешуйки, используя не только стеки, но и печатки с круглыми, квадратными и треугольными сечениями. (Печатки делают из дерева, кроме того, иногда применяют части от фломастеров и авторучек.)
Предварительная работа с детьми, использование народных игрушек, интересный инструмент для нанесения украшений благоприятно влияют на весь процесс изображения игрушек. Дети, вылепив основную форму, начинают оформлять изделие. Им нравится работать печатками, которые составляют аккуратно расположенные ряды кругов, квадратов и других форм. Но следует отметить, что на данном этапе введение печаток иногда отвлекает детей от других способов изображения чешуек. Каждому ребенку хочется работать именно этим инструментом, и он забывает о существовании других способов.
Изображение птиц и ежа проходит более самостоятельно, однако некоторым детям приходится объяснять весь процесс еще раз, и воспитатель напоминает, что перышки на крыльях у птицы расположены не хаотично, а в определенном порядке — ритме.
Постепенно в результате обучениядети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку: украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все
это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.
Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением
Торт для кукол (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить детей делать из глины торт для куклы квадратной и круглой формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять упражнение точками и полосами при помощи стеки.
Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки.
Предварительная работа, связь с другими видами деятельности детей. Поговорить с детьми, как можно сделать кукле торт. На занятиях по аппликации предложить украсить кругами и полосами квадрат и круг.
Методические приемы. Предложить детям вспомнить, какой формы бывают торты и как они украшены. Показать, как из дискообразной формы можно путем срезания сторон стекой сделать квадрат. Сказать детям, что торт можно украсить шариками и валиками, а стекой нанести точки и полоски. Попросить кого-нибудь из детей показать, как нужно работать стекой.
Уточка (по непосредственному восприятию игрушки)
Программное содержание. Учить лепить утку пластическим способом, изображая ее характерные особенности: лепить шею, голову и хвост утки путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев, делать это ритмично.
Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски, калининская игрушка на каждый стол.
Предварительная работа по знакомству с предметами народного творчества. Показать детям калининскую игрушку.
Методические приемы. Обратить внимание детей на красоту игрушки Показать, как из овоидной формы плавно вытягиваются все части утки. Опросить, каким способом можно вылепить хвост утки. Напомнить, что крылья можно изобразить стекой.
Рыбка (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить лепить рыбку из овальной формы пользуясь пластическими способами лепки. Передавать характерную форму хвоста. Плавники лепить путем налепов и оттягивания глины от общего объема. Налепами или стекой изображать глаза и чешую рыбки, располагая ее ритмично в виде узора.
Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски, игрушки, изображающие рыбок.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Наблюдение рыбок в аквариуме. Рассматривание формы рыбки-игрушки.
Методические приемы. До занятия рассмотреть с детьми рыбку-игрушку. Уточнить ее форму, пропорции, детали, красивое ритмичное расположение чешуи. Сказать детям, что они будут лепить рыбку. Показать (заготовка-овоид делается заранее), как оттягивается хвост. Предложить детям рассказать, какими способами можно вылепить детали головы. Задавая вопросы, подвести детей к тому, что чешую можно изобразить стекой или налепами, кому как хочется.
Снегурочка (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить лепить фигурку человека, пользуясь знакомыми способами лепки. Создавать сказочный образ, проявляя самостоятельность и творчество в использовании декоративных элементов.
Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Беседа о празднике новогодней елки и рассматривание иллюстраций с изображением Снегурочки.
Методические приемы. Вспомнить праздник новогодней елки и тех, кто приходил на елку. Поговорить с детьми о том, как была одета Снегурочка, как украшен ее наряд. Предложить вылепить Снегурочку, используя знакомые способы лепки, и подумать, как можно украсить наряд Снегурочки (стекой, налепами).
Птица с красивыми крыльями (лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Учить использовать знакомые способы лепки при изображении птиц в разных положениях: птица клюет зерна, птица пьет воду, птица в спокойном состоянии. Стимулировать детей к оформлению своей работы в декоративном плане: украшать подставку, крылья и хвост птицы при помощи стеки и налепов.
Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски, глиняные или деревянные точеные птицы.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Наблюдение птиц во время прогулки. Игры с деревянными народными игрушками птицами. Рассматривание и анализ игрушки.
Методические приемы. Рассмотреть с детьми глиняных или деревянных птиц. Спросить, в каком положении будет находиться туловище птицы, когда она клюет корм и пьет воду. Обратить внимание на то, как расположен узор на крыльях и подставке. Спросить детей, как можно изобразить хвост и перышки птицы, и в результате предложить вылепить птицу в разном положении.
Чашка с блюдцем (лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Учить лепить посуду, пользуясь знакомыми способами лепки, а также придумывать свои собственные как в процессе создания основной формы, так и в процессе ее украшения. Правильно передавать соотношения между предметами. Заглаживать поверхность предмета пальцем.
Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Игра с кукольной посудой, анализ формы, оформления посуды.
Методические приемы. Показать детям керамическую чашку с блюдцем. Обратить внимание на толстые стенки чашки и массивную ручку. Поговорить о том, как можно вылепить и украсить эти предметы.
Ежик (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить самостоятельно изображать ежа, пользуясь знакомыми способами лепки (лепка овала кистями рук, голову оттянуть пальцами от общей формы). При помощи стеки украшать поверхность вылепленного предмета, пользуясь умением, полученным на занятиях лепкой и во время бесед о народных игрушках.
Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На занятии по ознакомлению с окружающим провести беседу о еже и его повадках. Рассмотреть игрушку ежа, обратить внимание на то, как изображены иголки.
Методические приемы. В начале занятий вспомнить с детьми ежа, которого видели летом, поговорить о его повадках, рассмотреть изображение ежа на картинке. Спросить, чем покрыт еж, как можно изобразить иголки, как их нужно расположить, чтобы получилось красиво.
На вылепленную чашку дети средней группы наносят узор стекой.
Петушок по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Передавать форму основных частей игрушки и дополнять ее декоративными деталями. Делать украшения, выполняя их стекой, прищипыванием и налепами.
Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки, дымковские игрушки на каждый стол.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На музыкальном занятии дети поют песенку про петушка. Во второй половине дня проводится беседа по знакомству с дымковской игрушкой.
Методические приемы. В начале занятия напомнить о том, что дымковские игрушки яркие, красочные. Показать петушка. Затем уточнить овальную форму туловища и головы. Рассмотреть мелкие детали. Показать, как от овала можно оттянуть шею и голову; предложить подумать, как изобразить хвост, крылья и как украсить фигурку, пользуясь разными способами. Если дети их забыли, то показать.
Козлик по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Лепить козлика, составляя его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали.
Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки, игрушки.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На занятии по родному языку прочитать сказку про козла. Загадать детям загадки, показать иллюстрации Ю. Васнецова с изображением козла. Рассмотреть дымковскую игрушку. Методические приемы. Рассмотреть игрушку, полюбоваться ею. Показать, как нужно соединять и плотно скреплять части.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.