Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе детского сада. Что касается декоративной лепки, то возможности ребенка на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем.
Как же осуществляется знакомство детей первой младшей группы с изделиями народных умельцев, в чем связь этой работы с обучением детей использованию декоративных элементов в своей лепке? Прежде всего для детей этой группы нужно определить набор игрушек. Это могут быть семеновские матрешки, загорские точеные деревянные игрушки, некоторые глиняные изделия каргопольских мастеров.
Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых воспитатель спрашивает детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагают расставить игрушки в определенном порядке, построить для матрешек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрешки и гладкие точеные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей. Особенно нравится малышам, когда на столе много игрушек. Одна или две игрушки почти не привлекают внимание ребенка, интерес к ним быстро пропадает. Играя с матрешками, они говорят воспитателю, что матрешек много, они большие и маленькие, у матрешек есть глаза, нос, красивые платки, а рассматривая точеных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный.
Воспитатель, знакомя детей с игрушками, каждый раз ставит перед ними новые задачи. Например, создавая на столе целую композицию, он использует матрешки и елочки из дерева или картона. Дети сравнивают игрушки, находят елку, по размерам соответствующую матрешке, или прячут маленькую матрешку за большую елку так, чтобы игрушка не была видна. Такое задание можно давать одному ребенку или группе детей из 3—5 человек, причем каждый ребенок, беря матрешку, должен сначала посмотреть на нее, потом на елки и из них выбрать ту, которая соответствует размеру матрешки.
В тех случаях, когда не все матрешки по размеру соответствуют высоте елок, воспитатель может попросить ребенка постепенно, путем сравнения найти ту елку, которая нужна. Таким образом, дети учатся играть с матрешками, усваивать их размер, форму, решать поставленные перед ними задачи и запоминать способы их решения.
Воспитатель добивается от детей активности в использовании игрушек, умения слушать рассказ и задание воспитателя. Например, воспитатель, предлагая детям точеные деревянные игрушки, ставит их на стол и говорит: «Дети, жила-была кукла Катя, у нее круглая головка и красивое платье. Катя пошла в лес и увидела птичку. Сначала одну, потом другую, затем прилетело много птиц. Какой формы голова у птицы? А какой у нее хвост?» Все вопросы сопровождаются действием руки и пальцев, которые подчеркивают форму и размеры предметов.
Постепенно дети начинают достаточно хорошо ориентироваться в форме предметов и размере их частей. Например, если воспитатель демонстрирует точеных птиц, среди которых одна с длинным хвостом, и просит показать ее, то дети делают это безошибочно. В дальнейшем они учатся самостоятельно пользоваться игрушками, которые педагог располагает на видном месте, играть с ними, передвигая с места на место, сопровождая игру звуками.
В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки. В этом случае будет уместно снова использовать игрушку. Например, воспитатель говорит: «У меня есть птичка и кукла, вы хорошо знаете их (показывает), мы с ними играли. Я сейчас из глины сделаю еще одну куклу и еще одну птичку. Посмотрите, как я буду их лепить». Дети с любопытством наблюдают за действиями воспитателя, а он задает им вопросы и направляет их внимание на форму частей и процесс изображения. Кроме того, на подобных занятиях выделяются выразительные элементы игрушек. Например, им говорят, что у птицы красивые, большие, круглые глаза, длинный клюв и яркие полоски на крыльях. Необходимо отметить, что малыши под руководством воспитателя активно воспринимают эти выразительные элементы игрушек и по окончании лепки сами просят взрослых дополнить выполненную игрушку деталями. Иногда можно наблюдать и такое: малыш сам обводит пальцем наиболее яркие части игрушки и тем выделяет ее выразительные стороны.
Дети хорошо понимают назначение игрушек. Однако лучше начинать с деревянных игрушек, наиболее удобных для игр и понятных детям данного возраста. Так, из загорских игрушек рекомендуется отобрать матрешки, точеные шарики, мисочки-вкладыши, точеные грибы. Из игрушек подольского производства — грибы, куклы в длинных платьях, точеных птиц. Из глиняных игрушек хорошо воспринимаются детьми каргопольские игрушки: уточка, гусь, собака, заяц.
Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее. Стремление малыша к украшению своей работы воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.
Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением
Украсим столбики для забора
Программное содержание. Учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек. Приучать к тому, что вылепленные изделия можно использовать для общей игры.
Материалы и оборудование. Глина, палочки, доски, расписной домик из картона или бумаги.
Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Игры с матрешками.
Методические приемы. Заинтересовать детей лепкой столбиков. Рассмотреть домик, полюбоваться им и сказать, что домик красивый и забор должен быть тоже красивым. Спросить, как можно украсить столбики при помощи палочки, и показать, как это делается. В конце занятия все вместе устанавливают столбики вокруг дома.
Колесики для пирамидки
Программное содержание. Учить соединять концы вылепленного валика, затем украшать изделие, чтобы оно было красивым, ритмично располагая точки и насечки. Приучать осмысленно пользоваться стекой, нанося ею узор.
Материалы и оборудование. Глина, палочки, доски.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Игры с пирамидками. Целенаправленное обследование круглых форм. Игры с народными игрушками.
Методические приемы. Спросить, как из глиняного валика сделать колесико для пирамидки. Если дети не смогут сразу ответить, нужно показать им, как это сделать. Затем предложить малышам украсить колесики, нанося узор палочкой-стекой.
Напомнить детям, как они украшали печенье и пряник. В процессе занятия следить, как дети украшают свои изделия.
Пряник для мишки
Программное содержание. Учить наносить узор в виде полос, действуя ребром стеки. Закреплять умение лепить форму диска.
Материалы и оборудование. Глина, палочки, доски.
Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Рассматривание керамической тарелки с узорами из полос, дуг и других элементов.
Методические приемы. Воспитатель говорит малышам, что к ним в гости приехал мишка и он хочет, чтобы его угостили красивыми пряниками, а так как пряников нет, то их нужно сделать самим. Воспитатель берет подготовленную дискообразную форму и ребром стеки наносит полосы. По мере выполнения основной формы (диска) детям дают палочки. В конце занятия педагог берет красивую тарелку, которую дети рассматривали накануне, складывает на нее пряники, ставит около мишки, сидящего за столом.
Красивое печенье для кукол
Программное содержание. Вызвать у детей желание украсить предмет. Учить наносить узор на поверхность предмета, действуя палочкой. Закрепить умение лепить форму диска путем расплющивания куска глины между ладонями.
Материалы и оборудование. Мягкая, хорошо подготовленная глина, доски и короткие, удобные для детской руки палочки.
Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Рассматривание узоров на матрешках и организация игр с ними.
Методические приемы. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они рассматривали красивых матрешек, затем говорит, что сегодня они будут для них лепить печенье. Показывает малышам печенье и объясняет, что оно украшено маленькими точками, которые можно сделать палочкой (показывает). Задают вопрос: как можно сделать такое украшение? Воспитатель напоминает, как нужно лепить печенье, и предлагает это сделать самим. Затем предупреждает, что палочку детям дадут тогда, когда они сделают печенье, разрешает лепить несколько штук печенья. В процессе лепки педагог следит за тем, как дети лепят, и по мере необходимости дает им палочки. В конце занятия все печенье складывают на красивое блюдо, воспитатель хвалит детей и предлагает угостить печеньем кукол.
Лепка куклы из двух шариков
Программное содержание. Учить палочкой наносить мелкие детали (глаза, рот, нос) и украшения на платье куклы. Закреплять умение лепить предмет из двух округлых форм. Вызвать у детей интерес к украшению формы и дополнению куклы такими частями, как руки в виде шариков или валиков — в зависимости от желания ребенка.
Материалы и оборудование. Глина, палочки, доски.
Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Рассматривание дымковских или деревянных расписных кукол. Игра с ними.
Методические приемы. Предложить детям рассмотреть куклу, состоящую из округлых форм, и попросить вылепить ее. Напомнить, что платье куклы можно украсить точками и полосками, и сделать это с помощью палочки.
В ходе занятия педагог помогает некоторым детям выполнить узор (нанести точки и полоски). В конце занятия дети ставят свои изделия на заранее подготовленный лист зеленой бумаги, изображающий лужайку.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.