Е. М. Дубянская,
музыкальный руководитель детских садов № 3 и № 9 Кировского района
«Как было бы хорошо, если бы учителя пения преподавали одновременно и дикцию, а преподаватели дикции учили бы пению. Но так как это невозможно, пусть оба специалиста работают рука об руку и в близкой связи друг с другом».
К. Станиславский.
Обучение хоровому пению в детском саду, являясь основным элементом музыкального воспитания, должно в то же время готовить детей к урокам пения в школе. Дети должны прийти в школу с навыками чистого интонирования при естественном звучании голоса.
Но при обучении детей дошкольного возраста пению у педагога встречаются значительные трудности. Большая часть этих детей фальшиво интонирует. Среди них выделяется группа детей, совершенно не владеющих голосовым аппаратом и не умеющих воспроизводить звуки различной высоты, — их смело можно назвать «непоющими», потому что они интонируют все песни на одном низком звуке.
Наблюдая в течение многих лет детей дошкольного возраста, я убедилась, что у них нет ясного представления о различии между речевым и певческим интонированием. Так, новички, пришедшие в детский сад, часто высказывают желание спеть песню, а на предложение спеть знакомую песню декламируют знакомые стихи.
Первая беседа с ребенком и его ответы на вопросы уже дают представление о его вокальных возможностях. Если ребенок говорит естественным, звонким голосом, достаточно выразительным и интонирующим, то можно с относительной уверенностью сказать, что ребенок будет петь. Если же ребенок не обладает достаточной для его возраста звуковой культурой речи и говорит низким, форсированным, отрывистым голосом, лишенным интонационной выразительности, то можно с уверенностью сказать, что в его пении будут также серьезные дефекты.
Внимательно присматриваясь к детям, говорящим низким голосом и обладающим монотонной речью, можно заметить, что они делятся на две группы. К первой относятся «крикуны» — это дети, всегда и всюду говорящие форсированным, низким голосом. Воспитателям и родителям трудно заставить их говорить умеренным звуком. Ко второй группе относятся дети чрезмерно застенчивые — они всегда говорят тихо и стараются быть незамеченными.
Всем музыкальным руководителям хорошо известно, как проявляют себя на занятиях по пению дети, не умеющие говорить естественным звуком: они поют песню на одном, близком к их разговорному тону, низком звуке, ритмически подговаривая слова. Вначале их нисколько не смущает расхождение с пением остальных детей; позднее они начинают понимать, что мешают общему пению, и пытаются петь тихо. Некоторые застенчивые дети предпочитают молчать и слушать пение своих товарищей. Если на таких детей не обращать внимания, они очень долго могут петь на одном звуке и уйдут в школу непоющими.
В течение многих лет я искала эффективные способы борьбы с этим явлением.
Было ясно, что прежде всего необходимо добиться правильного звукоизвлечения, а затем уже стремиться к чистому интонированию.
На занятиях по пению с такой группой детей мне никак не удавалось вызвать звонкое, легкое, естественное для ребенка звучание. Я стала встречаться с родителями непоющих детей, чтобы установить причины неудовлетворительного звучания детских голосов. В результате моего знакомства с ними выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев сами родители и близкие ребенку взрослые говорят грубым, однотонным голосом, лишенным интонационной выразительности, иногда голосом сорванным, напряженно-крикливым, очень низко звучащим.
Известно, что ребенок не рождается с готовыми навыками разговорной речи. Первыми его учителями в развитии речи являются родители и близкие, живущие с ним люди. Если у матери сорванный, напряженный, низкий голос, если она неправильно произносит некоторые звуки и слова, то ребенок неизбежно перенимает все особенности ее речи: и неправильное произношение отдельных; звуков и слов, и тончайшие оттенки голоса, и манеру говорить, а иногда даже и тембр голоса.
Таким образом, ребенок говорит, как окружающие его взрослые, а манеру говорить непременно переносит в пение и поет с теми недостатками, какие у него встречаются и в речи.
Следовательно, не поют в большинстве случаев как раз те дети, в семьях которых отсутствует звуковая культура речи.
Причинами, оказавшими влияние на развитие речи, могут быть также заболевание носоглотки и верхних дыхательных путей, врожденные аномалии в строении голосовых связок и нарушение физического слуха.
Развитие вокально-слуховых навыков иногда задерживается из-за плохой двигательной координации ребенка и особенно у чрезмерно застенчивых детей.
Иногда причиной застенчивости и пониженного жизненного тонуса является неблагоприятная домашняя обстановка.
Владение голосом — это умение распоряжаться мышцами голосового аппарата. Если у ребенка нарушена общая координация движений (а у застенчивых детей это нарушение всегда имеется), то развитие вокально-слуховых навыков у него задерживается.
Предположение некоторых учителей пения, что дети, не способные воспроизводить голосом звуки различной высоты, являются непременно мало музыкальными детьми, совершенно опровергается практикой и наукой.
Так как влияние неудовлетворительной речи взрослых на речь подавляющего большинства наших «непоющих» детей была неоспоримым фактом и так как все дети, говорящие низким голосом, не владели певческими интонациями, нам пришлось искать средства борьбы с этими дефектами у детей. Были введены непродолжительные индивидуальные занятия с «непоющими» детьми, во время которых разучивали стихотворения, проводили игры со звукоподражанием. Успехи этих занятий превзошли все ожидания.
Если прежде, при использовании различных методов вокальной работы, «непоющие» дети включались в общее пение через полгода или через год, то сейчас дети начинают петь спустя неделю или месяц.
Понимая все значение и ценность воспитания и обучения детей в коллективе, нельзя не признать необходимости в ряде случаев индивидуальной работы с детьми.
Иногда непродолжительная беседа с ребенком в корне меняет его отношение к занятиям, поднимает активность, вызывает интерес, а главное, дает возможность педагогу лучше узнать ребенка.
В дружеской и непринужденной обстановке решила я начать индивидуальные занятия с «непоющими» детьми. Такая обстановка нужна еще потому, что даже самые маленькие «непоющие» дети отлично понимают, что они отстают от товарищей, и это обстоятельство для них не безразлично. Многим из них бывает неловко пробовать свой голос перед всем коллективом.
Начиная эту работу, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Обязательно поднять активность ребенка и вызвать у него желание хорошо говорить, хорошо читать стихи и хорошо петь.
2. Помочь ребенку отделаться от лишнего мышечного напряжения в разговорной речи, которое в большей или меньшей степени свойственно всем «непоющим» детям.
3. Стремиться перевести речь ребенка в более высокое звучание, поднять и расширить диапазон его разговорных интонаций.
Игры со звукоподражанием и разучивание стихотворений оказались хорошими средствами для осуществления поставленных задач.
Перейдя затем к пению знакомых детских песен и народных попевок с голоса, я давала их в сравнительно высоком регистре, чтобы закрепить навыки высокого звучания.
Занималась я с детьми два раза в неделю, после дневного сна.
Встреча с ребенком начиналась с небольшой беседы или шуточной игры со звукоподражанием. Увлеченный игрой «непоющий» ребенок, сам того не замечая, начинает говорить в более высоком регистре, и голос его постепенно переходит на естественное звучание. Часто случалось, что, ребенок неожиданно для себя звонким и свободным звуком отвечал, например, на задание поаукать, как будто заблудился в лесу, или промяукать, как мяукает маленький котенок, тогда как до сих пор в коллективе это ему не удавалось.
Затем мы переходили к разучиванию стихотворения, специально подобранного в соответствии с интересами ребенка. Ребенку предлагалось выучить стихотворение, чтобы прочесть его на ближайшем празднике или перед товарищами на вечере досуга. Эта перспектива вызывает у ребенка положительные эмоции, и он с готовеостью пытается пробовать свои силы в выразительном чтении стихотворения. Понятно, что приходится поощрять ребенка в его даже самых маленьких успехах.
С первого же занятия появляются у ребенка находки речевых интонаций. При последующих встречах интонации улучшаются, и к тому времени, когда стихотворение усвоено наизусть, уже видны заметные сдвиги в смысле высокого звучания и интонационной выразительности.
Выразительная разговорная речь дает возможность передать любые чувства и мысли, а поэзия как нельзя лучше помогает развитию речи. Музыкальность стиха, его ритм способствуют развитию у детей слуха, ритма, памяти, воспитанию любви к родному языку.
Как только ребенок начинает находить новые интонации в разговорной речи, следует переходить к пению попевок и знакомых песен с голоса в возможно высоком диапазоне, так как пение в низком диапазоне может повести к прежнему неудовлетворительному звучанию.
Переход от чтения стихотворений к пению легких песен и попевок происходит органично и доставляет детям радость, которую нетрудно увидеть в блеске горящих глаз. С этого момента ребенок чувствует себя на занятиях по пению полноправным членом поющего коллектива. Постепенно улучшаются его вокально-слуховые навыки, и он начинает чисто интонировать в хоре.
Труднее добиться улучшения речи ребенка в быту, которая в силу привычки еще долго остается напряженно низкой (за этим нужно неотступно следить); но стоит только напомнить ребенку, что говорить нужно звонким голосом, как он легко находит естественное звучание.
Почти все «непоющие» дети оказались достаточно музыкальными, а некоторые даже очень музыкальными.
В работу с «непоющими» детьми включились воспитатели детского сада и родители. Родители не позволяли детям громко разговаривать, говорить грубым, низким голосом и даже начинали следить за своей речью.
Вот несколько примеров из практики работы с «непоющими» детьми.
Геня, 6 лет. Говорит низким, монотонным голосом. Речь нечеткая, мало выразительная. Поет на одном низком звуке (ля—си). Мальчик вял, апатичен, редко смеется. Домашняя обстановка тяжелая. Геня являлся свидетелем грубых семейных конфликтов. Нынче осенью мать совсем ушла из дому и мальчик остался с отцом. Отец заикается, речь мало разборчивая, монотонная, низкая.
В октябре этого года я стала разучивать с Геней стихотворение Тараховской «Лестница-чудесница». Стихотворение Гене понравилось, и он очень быстро, неожиданно для себя, стал находить новые интонации голоса. Положительная оценка его успехов вызывала у него радостную улыбку. Очень скоро Геня стал чисто петь в хоре. Выявилась отличная музыкальность. Заметно улучшилось настроение. Речь стала отчетливой, Геня стал активнее на всех занятиях. При встрече с отцом я его спросила, заметил ли он, что Геня стал петь.
— Как же, как же,— ответил он,— заметил. Геня поет, слушает радио. Я очень рад его успехам, а вот раньше он никогда не пел.
Теперь уже ясно, что Геня осенью уйдет в школу поющим. Галя (пять с половиной лет). Речь монотонная, артикуляция вялая, говорит сквозь зубы. Поет на одном низком звуке. Девочка спокойная, апатичная, движения замедленные, расслабленные. Мать, отец и старшая сестра — школьница пятого класса — все говорят низким, монотонным голосом. Мать уверяет, что Галя никогда не сможет петь, так как семья немузыкальная, а старшая сестра за всю свою жизнь не спела ни одной песни. Несмотря на такое предупреждение матери, мы решили принять все меры к тому, чтобы непременно научить Галю говорить и петь правильно.
Задача была не из легких. Галя, действительно, оказалась маломузыкальной, но самой большой бедой была ее вялость и расслабленная, несобранная мускулатура.
Долго не помогали ни игры, ни стихи. Только через полгода наша Галя с нескрываемым восторгом запела в хоре. Ее разговорная речь стала звучнее и выразительнее. Улучшилась осанка. Понемногу улучшается и музыкальный слух. Теперь уже родители не сомневаются, что Галя уйдет в школу поющей.
Саша, 6 лет. Мальчик говорит и поет на одном низком, хриплом звуке. Нижняя челюсть зажата. Движения необыкновенно скованные, напряженные. Общая коорди нация движений очень плохая. Нет гибкости в суставах. После двух-трех занятий по разучиванию стихотворений и проведения игровых упражнений со звукоподражанием у Саши выявился чистый, высоко звучащий голос. Труднее всего оказалось освободиться от лишних напряжений щек, плеч и даже спины.
Саша оказался музыкальным ребенком, хотя и интонирует пока нечисто. Стал активнее и внимательнее на всех занятиях.
Все «непоющие» дети принимали участие в коллективных музыкальных занятиях.
Развитие общей музыкальности помогает «непоющим» детям улучшить музыкально-слуховые представления.
Движения в музыкальном сопровождении способствуют совершенствованию основных движений и тем самым помогают избавиться от мышечного напряжения, столь характерного для многих «непоющих» детей.
Выводы
1. Звуковая культура речи с самого раннего возраста облегчает обучение вокально-хоровым навыкам. Несомненно, что плавная, звучная, размеренная речь приближается к пению.
2. Низкая культура речи взрослых является одной из главных причин неудовлетворительной речи детей дошкольного возраста, а неудовлетворительная речь ребенка задерживает его вокальное развитие.
3. Все «непоющие» дети, в том числе и маломузыкальные, могут и должны научиться петь — нужно только знать причины, мешающие ребенку интонировать в пении. Исключение составляют только отдельные дети с заболеваниями дыхательных путей, носоглотки, голосового аппарата и с дефектами слуха.
4. В работе с «непоющими» детьми детского сада, кроме коллективных занятий по пению, нужны как временная мера индивидуальные занятия по развитию речевых интонаций. Эта работа, выполняемая музыкальными руководителями в содружестве с воспитателями детского сада и родителями, является очень эффективной.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.