Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Основные условия подготовки детей к выразительному пению


"Художественное воспитание в детском саду"
Сб-ник статей. Из опыта работы детских садов Ленинграда.
Гос. учебно-педагогич. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Ф. Д. Бомаш,
музыкальный работник детских садов № 1 и № 20, Ленинского района
(младшая группа)

В целях правильного музыкального воспитания детей дошкольного возраста в «Руководстве» определен тот минимум навыков и знаний, которые должен получить ребенок в детском саду.
Но в «Руководстве» очень мало говорится о воспитании выразительности детского исполнения, а в методических указаниях по младшей группе об этом вовсе не упоминается. При всей необходимости работы над техникой исполнения все же надо помнить о том, что она нужна для основного — возможности передать воспринятый художественный образ, — а об этом иногда забывают, и работа над навыками становится самоцелью.
Моя статья не претендует на исчерпывающее исследование затронутого вопроса, он труден вообще, особенно в работе с дошкольниками.
Воспитание выразительности я считаю одной из важнейших педагогических задач: выразительное пение и движение ребенка обычно свидетельствуют о том, что он эмоционально откликнулся на данную музыку, что он отметил наиболее существенные, характерные для данного произведения черты. Выразительностью детского исполнения я проверяю правильность педагогического пути: выбора песни, доступности используемых приемов и методов работы.
Большая эмоциональная отзывчивость приближает ребенка к более яркому восприятию музыки; ожидание привычных ярких музыкальных впечатлений порождает повышенную эстетическую требовательность, воспитывает вкус и слух, развивает музыкальные способности.
Все это не случайно, а следствие систематической работы по музыкальному воспитанию и, главное, работы над выразительностью. Я стремлюсь, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал музыку во всей совокупности характерных для нее средств выразительности, создающих данный музыкальный образ.
Научившись целостно воспринимать музыкальный материал, ребенок и в исполнении песни стремится передать музыкальный образ; для этого ему нужно выполнить те или иные музыкальные оттенки, которые в данном образе подчеркиваются.
Нередко бывает, что воспитатели добиваются чистоты звучания, хорошей дикции, правильного произношения текста и в то же время в целом исполнение не производит должного впечатления, потому что не выражено основное — содержание, а этого можно добиться сочетанием или выделением отдельных, характерных для данной песни, оттенков.
Возьмем для примера три колыбельные песни из нашего репертуара:
1) «Баю-баю, баю-бай, ты, собаченька, не лай»(русская народная).
2) «Спать пора» — Давиташвили (грузинская).
3) «Котя, котенька-коток» (русская народная).
Общими для всех чертами выразительности являются напевность, неторопливость, некоторое метроритмическое, как покачивание, однообразие. Но в каждой из этих «колыбельных» своя индивидуальная особенность.
В первой — ярко выраженное в конце песни, отличающееся по мелодии от первого куплета заключение — постепенно затихающее укачивание.
Во второй — мелодия песни сравнительно с первой гораздо большего диапазона (там — кварта, здесь — септима), более широкого дыхания; отчетливо выражена грузинская мелодия с усилением звучности припева в первой части его и мягким окончанием, характерным для многих грузинских песен «на, ни на, ни, на». Эта песня требует при исполнении сочетания звучности различной силы.
Своеобразие третьей песни и трудность для детского исполнения заключается в движении второй мелодической фразы по квартам вверх и в ладовой окраске ее («Котя, серенький хвостою»). Несмотря на кажущуюся -несложность, требуются хорошие певческие навыки, хорошее дыхание, чтобы спеть ее напевно, звучно и з то же время мягко, четко, выделяя рисунок второй музыкальной фразы.
Итак, в каждом отдельном случае, чтобы выразительно исполнить песню, ребенок должен чутко реагировать на то, что является оригинальной сущностью данного музыкального образа, наиболее яркими средствами выразительности, их сочетания. Сначала он их должен почувствовать, а для выразительного исполнения и понять. Для этого надо так показать песню, чтобы выпукло (но естественно, без утрирования) выделялись и средства выразительности. Надо также, чтобы вокальные возможности ребенка не мешали его стремлению к выразительному исполнению, чтобы он научился владеть своим голосом.
Однако, начиная музыкально-воспитательную работу с детьми трех лет, мы только подводим их к музыке, только закладываем фундамент для будущих творческих возможностей и проявлений музыкальной выразительности. У малышей еще нет достаточного количества музыкально-слуховых представлений, нет умения пользоваться своим голосом, нет речевых умений, необходимых для пения, поэтому мы начинаем с накопления музыкальных впечатлений.
В этот первый период — период знакомства с музыкой — ребенок воспринимает все явления жизни очень эмоционально. Ближе всего ребенку игровая деятельность, поэтому я воздействую на него всеми возможными средствами выразительности.
В соответствии с возрастными особенностями малыша следует вначале говорить не о пении (так как это область, в которой он меньше всего может себя проявить), а о тех методах и приемах, которые подведут его к этому при переходе в среднюю группу. Вторым этапом является возникновение певческой активности не у отдельных детей, а у большинства группы. Возникновение пения — наиболее сложной для малыша формы активности — говорит и о появляющемся у детей сознании (они прислушиваются к исполнению воспитателя и стараются выполнить полученные указания), о закреплении у них музыкально-слуховых представлений.
Третий этап (второй год музыкальной работы в младшей группе) характеризуется тем, что применение дополнительных приемов уступает место непосредственно музыкальному воздействию. Музыкальный опыт значительно расширяется за счет многообразия музыкальных произведений, и тем самым ребенок обогащается, различными формами музыкальной выразительности. В сочетании с развитием певческих навыков это кладет начало выразительному пению.
Внимательное слушание рояля, широко раскрытые глаза, полная поглощенность слышанным свидетельствуют о большом, повышенном интересе к музыке. Этот интерес надо упрочить, тогда будет создана внутренняя эмоциональная база, которая подготовит ребенка к обучению; будет создана благодатная почва для внедрения навыков, будет облегчен дальнейший процесс музыкально-воспитательной работы.
Это тем более важно, что говорить об исполнительских возможностях детей в этот период не приходится. Проверяя в течение многих лет пение детей, пришедших в детский сад (не сразу, а после двух-трех недель), я сталкивалась с тем, что из группы в 20—25 человек, только двое-трое, самое большое четверо, могут спеть чисто песенку (начинаю с «Петушка»). Остальные «поют» либо говорком, не в лад подхватывая концы фразы, либо шепчут, либо вовсе молчат.
Процесс накопления музыкально-слуховых представлений до активного включения в пение проходит очень различно, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. У некоторых детей этот период длится два-три месяца. Меня это не волнует: пусть помалкивают, но внимательно слушают, забывая теребить пальчиками край передника. А чтобы неустойчивое внимание малыша было еще сильнее приковано к песне, к музыке, я должна исполнить ее максимально выразительно.
Иногда я сопровождаю или предваряю песенку выразительной речью («присказкой»). Обыгрываю игрушку. Обыгрываю песенку движением.
Приведу несколько приемов обыгрывания песни и игрушки. Так, например, при исполнении «Петушка» обращаюсь к игрушке: «Петушок, петушок, покажи деткам, как ты песенку поешь»,— и сама за петушка задорно и заливисто кукарекаю. В следующий раз предлагаю и детям присоединиться. «Да как же ты красиво поешь, тонко да звонко». (Этой репликой сразу направляю внимание детей на высокое звучание, поощряю его.) «И я тебе песенку спою» (пою, обращаясь к петушку, ласково поглаживая его — простейшая драматизация).
Другой вариант игрового оформления. Подзываю наименее активного ребенка, с тем чтобы расшевелить его, или, наоборот, слишком непослушного, чтобы он не мешал остальным: «Вова, иди сюда. Смотрите, дети, Вова будет спать, а я буду песню напевать, а петушок придет и разбудит его». Пою «Петушка», тихонько покачивая Вову, который уютно притулился сбоку и добросовестно зажмурил глазки.
И дети с новым вниманием слушают песенку (потому что появился новый раздражитель, углубляющий их впечатления).
По окончании песни тихонько подсказываю детям: «Кричите петушками, звонко да тонко!» Разноголосое «кукареку» будит Вову, я его поворачиваю лицом к детям и сообщаю радостную новость: «Вот он и проснулся». Вова, улыбаясь, идет удовлетворенный на место. Как бы застенчив ни был ребенок, он с удовольствием выполняет эту пассивную роль.
Игрушка и игра первое время неотделимы от песни и слушания музыки (которая дается с движением), и я не огорчаюсь от того, что большая доля радости и восхищения падает иногда не на песню и музыку, а на конкретное и живое игровое оформление. Однако по мере того как ребенок привыкает к музыкальному звучанию и сам включается в пение, я постепенно уменьшаю дополнительные элементы, которые применяла в целях углубления музыкальных впечатлений и задержки детского неустойчивого внимания. Но долго еще, если я вижу, что дети утомились, использую то шутку, то «присказку». Например, в песне «Корова» (муз. Раухвергера) начало бывает таким: «Коровушка, коровушка, дай молочка, дай молочка Пете, Гале и т. д.» (вызываю хорошо сидящих детей, но, так как при таком вступлении все дети замирают, следующий раз в воспитательных целях выбираю тех детей, которых надо поощрить за проявленное усилие в поведении).
Можно «премировать» включением в песню детей лучше поющих.
Несмотря на то что я все больше направляю внимание ребенка непосредственно на музыку и во втором полугодии, для освежения восприятия даваемого материала применяются различные варианты игрового оформления, уже более усложненного.
Так, например, когда я вначале знакомлю детей с содержанием песни «Кисель», то сопровождаю объяснение движениями: «варю кисель», помахивая воображаемой ложкой, «летаю соколом», «забиваю крыльями», растерянно развожу руками в конце. Конец должен быть хорошим, поэтому я приговариваю: «А внуки-то приедут, киселя-то попросят, свари, бабушка, еще киселя». Песенка начинается сначала и заканчивается первым куплетом. Пробую «кисель», хвалю и угощаю детей.
В одно из последующих занятий даю новый вариант. Вводится несложный реквизит: косынка бабушке, ей же — маленький горшок и ложка. Желающие становятся «бабушкой» и «соколом». Игра развертывается несколько иначе. Когда я пробую «кисель», то выражаю мимикой, что кисель очень вкусен, и напутствую бабушку: «Раздавай помаленьку, чтобы всем хватило, и я его поем». Этот момент для детей самый пленительный: они охотно «едят» из горшочка, «киселя» остается мало, и, когда горшочек попадает ко мне, на моем лице отражается разочарование. Однако я не поддаюсь унынию: найдя на донышке остатки, сосредоточенно выскабливаю их и под дружный смех детей, ловко орудуя ложкой, приканчиваю «кисель».
Что детям так нравится в этой игре? Разнообразие переживаний, настроений, а главное — юмор.
Еще одно замечание к проводимым с детьми играм: Педагог своим отношением к игре создает эмоциональный настрой у детей, своим примером заражает их и повышает активность.
Возросшая активность самих детей выражается очень различно. Саша один из немногих детей, который полгода молчал (он пришел в детский сад, когда ему еще не было трех лет), а к концу года запел, хотя и не чисто интонируя мелодию. У него стойкий, непоколебимый интерес к «Зиме» Карасевой и «Кукле» Старокадомского, которые он просит исполнить на каждом музыкальном занятии. Если желание его не может быть выполнено, то, уходя, он с укором напоминает, что песни про Ваню и про куколку спеть забыли. Саша особенно реагирует на проявление юмора.
Леночка, обладая хорошими певческими навыками, менее активна в игре и в движении.
Эти индивидуальные особенности детей воспитателю знать совершенно необходимо, чтобы найти «ключ» к каждому из них, чтобы умело влиять на него в нужный момент.
Когда песня сопровождается драматизацией (в любой группе, тем более у малышей), я не претендую на хорошее исполнение: если внимание у них поглощено игрой, они не могут одновременно думать о качестве исполнения. При уже сложившихся навыках чистого пения ребенок может сопроводить драматизацию (игру) правильно исполняемой мелодией, но полной выразительности, различных музыкальных оттенков он дать в это время не может. Даже в старшей группе полной выразительности можно добиться только тогда, когда песня становится единственным объектом внимания.
К концу первого года малыши — только активные наблюдатели выразительного пения, правда, уже появляются отдельные попытки к певческой (наиболее трудной для них) выразительности. Так, в песенке «Жук» некоторые дети правильно передают трудную интонацию «плача». Их вокальные возможности к этому уже подготовлены за исключением четырех-пяти человек (болевших или пришедших позднее), в нормальных условиях они все поют чисто в пределах ми—ля, си-бемоль.
Второй год работы над выразительностью характеризуется тем, что непосредственно в пении рабенок может дать не только точность звучания, но и оттенки. К сожалению, репертуар для этой цели подобрать очень трудно. Значительно расширяется область музыкального восприятия. В течение года дети получают большое количество новых ярких музыкально-художественных впечатлений и в основном песни самого различного характера.
Одним из условий, влияющих на развитие выразительности у малышей, является контакт в работе музыкального руководителя и воспитателя. В данном случае музыкальные способности воспитателя не играют решающей роли: они развиваются в процессе совместной работы. Важно, чтобы он хорошо понимал задачи музыкального воспитания и поддерживал в группе те начинания, которые закладываются на музыкальных занятиях. Важно также, чтобы он и сам работал над выразительностью речи, с которой так связано правильное исполнение песни. При таком контакте успех проводимой с малышами работы несомненен.
Если контакта нет, то музыкально-воспитательная работа почти не имеет никакого эффекта: от занятия к занятию дети многое забывают, и навыки (особенно певческие) в такой группе намного ниже возможных.
При работе с малышами особенно важна степень их организованности и наличие навыка внимания: этот навык воспитывается на музыкальных занятиях. Но если он уже выработан, то материал осваивается гораздо быстрее — ведь для этого необходима неотрывная наблюдательность.
Итак, ко времени перехода детей в среднюю группу у них созданы предпосылки для выразительного пения:
1. У них имеется достаточный запас разнообразных музыкально-художественных впечатлений.
2. Они очень эмоционально воспринимают музыку.
3. Более сознательно ориентируются в средствах выразительности прослушиваемых и исполняемых песен.
4. Обладают певческими навыками, чисто интонируют мелодию в пределах фа—си, обладают навыками напевности и легкого, подвижного пения, четко, правильно произносят текст песен.
5. У них выразительная речь и движения.
6. Они правильно передают общий характер песни.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +