А. М. Христолюбова,
воспитатель детского сада № 4 Фрунзенского района
В советском детском саду большое место отводится игре. Среди разнообразных игрушек, имеющихся в распоряжении детей, большой любовью пользуются игрушки-самоделки.
Дети с увлечением сооружают различные конструкции, а затем организуют игру с ними. Ведь самое интересное — это сделать игрушку без помощи взрослых.
О том, что дети должны играть и играют с поделкой — общеизвестно, но мало освещен в литературе вопрос о творческой игре на занятиях по конструированию. Вот на этом мне и хотелось бы остановиться.
Обучение конструированию осуществляется на занятиях.
Чтобы систематизировать этот процесс, я рекомендую начинать обучение детей конструированию с полоски бумаги (сгибать на две части, на три, четыре части) и в то же время усложнять и конструкцию, а затем перейти к квадрату. Вся система и состоит в подборе приемов и конструкций по восходящей линии трудности. Благодаря постепенному усложнению дети легко усваивают необходимые умения и знания, а затем претворяют их в часы игр и дома.
В моей работе неразрывны два момента: 1) обучение изготовлению поделки на занятии и 2) тут же на занятии игра с нею.
Безусловно, дети играют в часы игр, играют и дома и на прогулке, но моя цель — раскрыть содержание творческих игр на занятиях, указать роль воспитателя и показать, каково влияние конструирования на творческие игры детей на занятиях, в часы игр и дома.
Я давно замечала, что дети очень любят строить и играть в часы игр, но такое желание у них появляется и на занятиях по конструированию. Не один раз, сделав коляски, вагончики, стулья и т. п., дети тут же начинали тихо играть. Но методика работы не позволяла мне разрешить детям тут же на занятии играть с поделкой: это нарушало систему обучения, и мне казалось, что получалось как-то несерьезно. Но опыт убеждал в другом. Быстро усвоив рекомендуемые мной приемы, дети легко делали игрушку. Увлеченные и заинтересованные поделкой, удивленные результатами работы, они, естественно, начинали играть с поделкой.
Видя, что детей остановить трудно, я стала оставлять время в конце занятия для того, чтобы дети могли поиграть с поделкой. Делала я это потому, что чувства детей проявлялись очень сильно, и в эти минуты дети вознаграждали себя за все свои труды, старание и напряжение. Они делали игрушку и мечтали тут же испробовать ее, а я не хотела мешать им.
Эти игры вначале были очень просты: дети вертели игрушку в руках, возили по столу, из ладошек делали домик и там прятали свою игрушку. В дальнейшем они ставили несколько игрушек рядом и устраивали нечто вроде магазина: «Чья лучше сделана?», «Кто хочет, чью купить игрушку?» и т. д.
От занятия к занятию интерес у детей возрастал, так как они знали, что им разрешат играть с их поделкой.
После такого занятия, на котором дети могли удовлетворить свое стремление к игре, они легко покидали рабочее место, легко расставались с поделкой, но бережно ставили ее на определенное место, уверенные, что смогут еще поиграть с ней в часы игр и дома.
Меня заинтересовали игры детей с поделкой, и я стала продумывать занятие не только с обучающей стороны, но и с точки зрения создания условий для этих игр. Конечно, я не могла знать, как будут играть дети, но дать им дополнительные предметы я могла. Из картона я сделала елочки и вставила их в подставочки, чтобы они стояли, сделала пионерские мачты (примитивно), вырезала из бумаги кукол разной величины, подобрала мелких игрушечных зверушек и т. д. Все это по мере необходимости я выставляла на стол, чтобы дополнительные предметы способствовали развертыванию содержания игры.
Например, в средней группе на первом занятии я дала детям сделать из полоски бумаги пионерскую палатку. Работа эта, простая для взрослых, оказалась достаточно напряженной для пятилеток. Когда дети выполнили работу, я предложила поставить палатки на стол и обратила внимание, что палаток много. Затем, уточнив назначение палаток, я предложила детям поиграть в пионерский лагерь. «Дети, на столе у вас много палаток. Из них вы можете сделать пионерский лагерь. Вот вам пионерские мачты (ставлю по одной на стол), вот вам елочки, чтобы лагерь получился в лесу, а теперь вы сами из всего этого сделайте пионерский лагерь.
Дети жадно следили за теми предметами, которые я ставила на стол, и с удивлением слушали меня. Затем с удовольствием стали играть.
Каждая группа детей стала по-разному строить свой пионерский лагерь: одни ставили елочки в середине, а палатки кругом; другие — елочки по сторонам, а палатки в середине; третьи — мачту в середине, елочки в разных местах, а палатки в ряд и т. д.
Я незаметно дала детям маленьких пионеров (бумажных кукол), и тут радости не было конца. Дети водили по всему лагерю своих кукол, укладывали в пионерские палатки, ходили с ними в лес и собирали ягоды, грибы и т. д.
Вот наблюдения за Люсей М.
Люся. Ой, кукла приехала в лагерь (рассмеялась). Ты устала? Идем спать.
Вова (сосед Люси). А я сперва кормить буду свою куклу.
Люся (выслушав). И я сперва буду кормить. (Люся проделывает движения руками, будто кормит куклу.) Ну, поела? Идем теперь, маленькая, спать. Тебе тут будет хорошо, я тебе палатку построила (кладет в палатку и разговаривает). Тебе хорошо? Поспишь, мы с тобой гулять пойдем.
Другая запись (на том же занятии).
Вова. А я первый увидел, что пионеры приехали в лагерь. Ну, здравствуйте (кивает головой и нежно берет куклу за руку). Вот лагерь, здесь будем жить. Сперва покушаем. Сегодня у нас каша с молоком (кормит своей рукой куклу, произнося губами звуки). В палатке будем спать, сидеть (думает)... играть, отдыхать... (вспомнил что-то, положил куклу). Надо одеяло положить (вытаскивает из кармана конфетную бумажку и накрывает куклу в палатке). Вот одеяло... Ну, вот я вас уложил, спите, а я пошел по делам. (У Вовы оказались две куклы, он их уложил в одну палатку и стал смотреть, что делают другие.)
Дети играли каждый по-своему — коллективной игры не было. Эти творческие игры на занятии были проявлением индивидуальных способностей детей: одни смело и интересно играли со своей игрушкой, другие — очень примитивно, но те и другие были рады, так как после этого игрушку разрешали унести домой.
Я убедилась, что на занятии, хотя и можно разрешать детям играть с поделкой, но каждый раз нужно продумывать условия для этих игр.
Мне удалось записать некоторые интересные творческие игры детей на занятиях по конструированию как в средней, так и в старшей группе.
Вот один из примеров.
Дети средней группы делали стол и скамеечку из бумажной полоски. Все с работой справились.
Воспитательница. Дети, много столов и скамеечек изготовила наша мастерская. Кто знает, что делают за столом? (Уточняет.) А что делают со скамеечкой? (Уточняет). Правильно. Я дам вам бумажных куколок, поиграйте с ними (раздает детям).
Костя (удивленно смотрит, а затем говорит). И мне дадите? (Получил куколку, рассматривает ее, а затем оглядывается по сторонам). А что мы будем делать?
Валя. Играть будем.
Костя. А как? Как хочешь?
Валя. Как хочешь. Я буду порядок делать для кукол (передвигает стол к середине, туда же ставит скамеечку, дует, будто подметает). Скоро гости придут...
Костя (слушал, слушал, смотрел долго). Можно я приду в гости?
Коля (рядом сидящий). Валечка, и я.
Валя. Да, а как я посажу всех вас?
Костя. А давайте сдвинем столы вместе и наших кукол посадим! (Дети обрадовались, стали сдвигать столы, ставить в ряд скамеечки.)
Валя. Я — мама, а это моя дочка. Она пригласила вас, будто на праздник, день рождения. Садитесь, пожалуйста. (Валя водит свою куклу, кланяется всем, приглашает к столу, а затем сгибает свою куклу пополам, сажает за стол.)
Костя. Мой сыночек кушает торт (делает движение руками и губами).
(Дети, перебивая друг друга, смеясь, переговариваются — кто что ест.)
Валя. А теперь отодвинем столы и сделаем праздник. (Отодвигает столы, и куклы начинают плясать и петь. Остальные дети, сидящие за этим столом, примыкают к Вале, Косте и Коле.)
Эта игра так понравилась детям, что они продолжили ее на прогулке, причем плясали уже не только куклы, но и сами дети.
Другая запись на том же занятии.
Люся. Наши дети ходят в детский сад, им обедать надо.
Коля. Нет, давай лучше в «дочки-матери».
Люся. Ладно. Ты как будто папа и пошел на работу, а я дома. Ты не сиди, иди на работу.
Коля. Куда идти? (Затем немного отодвигается от стола.) Я будто близко работаю, ладно, Люся? (Люся кивает головой и все время продолжает разговаривать с куклами.)
Люся. Сейчас мы будем кушать. Коля, ты уже как будто пришел.
Коля. Ладно (пододвигает стул).
Люся. Иди мой руки (усаживает кукол за маленький бумажный стол). Вот и сидите, я дам вам есть (делает движение руками, будто подает еду). Вот суп, котлеты, а на третье компот.
Коля. Люсенька, лучше кисель, я не люблю компот.
Люся. Ну, а теперь спать (увидев спичечные коробочки, делает из них кровати для кукол). А ты, Коля, понарошку спи на столе (показывает, как положить голову на руки).
Вот еще запись игры с гармошкой, изготовленной из полоски бумаги (средняя группа).
Воспитательница. Дети, гармошка получилась у всех. Юра, скажи, что такое гармошка?
Юра. Это музыкальный инструмент, на нем играют.
Воспитательница. Правильно. Давайте и мы поиграем на наших гармошках для кукол (воспитательница усаживает кукол перед детьми и предлагает что-нибудь спеть и сыграть. Дети сперва не решаются).
Люся (начинает). «Скачет между травками». Дети постепенно подхватывают мелодию. Растягивая и собирая свою гармошку, дети с увлечением поют и играют.
Воспитательница. Дети, сыграйте что-нибудь веселое, а наш Михаил Потапович потанцует.
Детям понравилось предложение, и они весело заиграли: «Ля-ля-ля». А воспитательница водила медведя (игрушку) и проделывала с ним плясовые движения. Все радостно смеялись. Некоторые дети даже сами выбежали и начали плясать. Воспитательница дала немножко порезвиться, затем предложила спрятать гармошки, а на прогулке еще поиграть.
Когда занятие закончилось, дети наперебой стали просить разрешения взять гармошку домой. Воспитательница разрешила.
Можно было бы описать еще ряд творческих игр с поделками непосредственно на занятиях по конструированию, но уже из приведенных видно, что поделка, сделанная своими руками, желанный предмет для игры, а эмоции, которые она вызывает, должны быть удовлетворены. Интересно и то, что поделка влияет на выбор игры, содержание которой каждый раскрывает по-своему.
Не на всех занятиях можно развернуть игру, но ребенку достаточно даже повертеть поделку в руках, поднять ее вверх, посмотреть самому и показать другим.
С большим удовлетворением дети играют с поделками и в часы игр. При этом условия для игр они создают сами. Часто одна игра переходит в другую, меняется место действия, но поделки используются все те же. Уходя домой, дети обязательно берут игрушку с собой.
Дети средней группы более индивидуальны, но и они объединяются для игры по два-три человека (игра общая, а игрушка отдельно у каждого).
В старшей группе дети играли дружнее: они сами распределяли роли, выбирали место и т. д.
Дети средней и старшей групп делали на занятии грузовую машину.
В средней группе содержание игр было очень несложно. Дети, не выпуская из рук свою машину, играли в гараж. Каждый ребенок был шофером. Все выезжали из гаража и все возвращались обратно. Игра заключалась в том, что грузовая машина ехала, гудела и т. д.
Игра на ту же тему в старшей группе протекала уже совсем по-другому. Дети объединялись в группы, и в каждой группе игра протекала по-разному. Первая группа (Вова, Юра, Коля, Нина, Витя) сделала на столе настоящую улицу. Мелкий строительный материал был использован для построек города. Здесь были арки, дома, мосты, улицы, сады, гараж. Дети сделали город на двух столах так, что края столов были свободны, а центр весь застроен. Вот по краям и двигались машины. Дети ходили вокруг столов друг за другом, но у каждого была своя цель поездки: Витя возил картофель в магазин, Костя — дрова в детский сад, Нина — камни для загородки, Юра — катал детей (кукол) в машине.
Вова взял на себя роль начальника над всеми. Все дети были одновременно и шоферами, и рабочими, если нужно. Например, когда у них рушился мост, они останавливали машины и чинили его. Если отклеивалось колесо, то здесь же его приклеивали, и игра продолжалась. Поводив грузовики, дети ставили свои игрушки в гараж и уходили «спать». Отдыхали немного, а затем опять брали из гаража свою машину и снова начинали играть.
Вторая группа играла иначе. Дети соорудили большую постройку из крупного строительного материала. Они вывбдили свои машины из гаража, возили их в разных направлениях и снова ставили в гараж. Здесь их ремонтировали, чистили, мыли и закрывали на ночь.
Интересно, что при посещении детей дома я находила у них разнообразные игрушки, сделанные с помощью родителей. Так, отец Гени заинтересовался нашей колясочкой из спичечной коробочки и смастерил из такой же коробочки и бумаги «Победу».
Старшему брату Бори очень понравилась мебель для кукол, и он сделал два маленьких настольных телефона.
Отец Вити был водителем машины с краном. Он помог Вите сделать такую же машину из спичечных коробков, использовав наши приемы. Витя потом делал эту машину в детском саду и даже научил своих товарищей.
Так работа по конструированию вышла за пределы детского сада.
Следовательно, роль воспитателя должна заключаться в том, чтобы не только систематизировать материал по конструированию, но и, осуществляя обучение на занятиях, продумывать создание условий для творческих игр с поделкой.
В часы игр следует помогать детям закреплять полученные навыки и подсказывать темы игр, в которых они могли бы использовать свои поделки.
Кроме того, воспитатель может своим примером увлекать детей на самих занятиях: «Я приду к вам с Михаилом Потаповичем в гости». Или: «Вы будете играть, а наша кукла Светлана будет танцевать». Участие воспитателя не всегда обязательно, но оно может быть вполне уместно, когда нужна поддержка или подсказка интересного варианта игры. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что для закрепления у детей интереса к конструированию необходимо устанавливать связь между обучением приемам конструирования и игрой с поделками, изготовленными на занятии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.