Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Игры с декоративной мозаикой и их связь с декоративным рисованием


"Художественное воспитание в детском саду"
Сб-ник статей. Из опыта работы детских садов Ленинграда.
Гос. учебно-педагогич. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

С. В. Парафеева,
воспитатель детского сада № 7 Калининского района

В «Руководстве для воспитателя детского сада» предусмотрено в старшей группе 20 занятий по аппликации. Эти занятия сводятся главным образом к тому, чтобы научить детей, пользуясь различными приемами, передавать контурное изображение предметов; декоративной аппликации уделено очень незначительное место.
В народном искусстве различных национальностей аппликация известна с давних времен: например, бумажная аппликация Китая, аппликация из кожи в Татарской республике, кошмовые ковры в Индии и Казахстане, аппликация из бумаги польских крестьянок. Русские народные мастера украшали накладным шитьем (аппликацией) кафтаны, платья. Роспись различных предметов при плоскостной трактовке очень близка к аппликации. Следовательно, аппликация является одним из видов декоративного искусства, подчиненного законам орнамента.
В детских садах проводится декоративное рисование — детям предлагаются различные формы, которые надо заполнить орнаментом: найти центр, украсить края, распределить узор вправо или влево от основной оси, горизонтально или вертикально.
При этом воспитатели предлагают детям придумать узор и сразу исполнить его на бумаге, без предварительных проб и исканий, между тем каждый художник вначале пробует, ищет красивую композицию, приятное для глаз сочетание тонов.
Мы решили попробовать дать детям возможность находить различные варианты орнамента, поупражняться в сочетании красок и деталей в зависимости от цвета и формы фона. Для этого мы использовали декоративную аппликацию.
Было разработано следующее пособие, которое мы называли «декоративной мозаикой»: круги плотные диаметром 18 см, квадраты плотные — 18X18 см, полосы плотные — 25X18 см и мелкие детали. На этих различных формах выкладываются (без наклейки) вырезанные из цветной бумаги мелкие растительные формы, взятые из орнаментов народного искусства: владимирское шитье, белая гладь, украинская настенная роспись.
Дети выкладывают узоры на форме, выбранной по собственному желанию, учатся композиции, подбору цвета в зависимости от оттенка фона.
Нам хотелось проследить, как повлияет игра с декоративной мозаикой на декоративное рисование по замыслу.
Когда мы дали мозаику детям, они очень заинтересовались ею. Подолгу сидели они, раскладывая детали, пробуя на разных формах составить какой-то орнамент.
Вначале без наших указаний ничего не получалось, так как дети брали первые попавшиеся формы, не обращая внимания на фон. Композиция была некрасивая, цветосочетания неприятные.
Нужно было научить детей составлять орнаменты из отдельных деталей.
Вся эта работа проходила в вечернее время, и дети восприняли декоративную мозаику как настольную игру. Часто можно было слышать, как дети с утра уже договаривались о том, что они вечером будут играть в мозаику. Воспитатели садились играть вместе с детьми. Взрослые подбирали композицию, объясняя при этом, как нужно составлять узор и почему взят тот или иной цвет деталей. Дети начинали пробовать составлять узусами. Вначале они копировали тот, который был сделан затем постепенно стали добавлять что-то свое.
От детей можно было уже услышать критические за мечания. Света (7 лет) смотрит на узор Наташи и говорит: «Наташа, твой узор даже и не нарисовать Он некрасивый. Кто же кладет на красный фон красные цветы?!»
Из этого замечания видно, что хотя детям еще не предлагалось нарисовать такой узор, но у них уже возникала мысль о возможности использовать найденные в игре с мозаикой узоры в декоративном рисовании.
На одном из занятий детям было предложено расположить и наклеить по образцу веточки красной смородины на полосе и веточки черной смородины в круге. Цель этого занятия — показать возможные варианты композиции в круге и на полосе при использовании однородных деталей. Обращалось внимание на то, как ярко выделяются темные ягоды и листья на сером фоне.
Постепенно у детей стали появляться интересные узоры и приятные для глаз цветосочетания, причем с цветосочетаниями дети справились гораздо раньше, чем с композицией: для темного фона дети брали детали светлых тонов, и наоборот, и ритмически располагали их в узоре. Дети полюбили игру с декоративной мозаикой. Каждая небольшая удача вызывала у них радость.
Однажды Толя долго сидел, передвигая формы, и вдруг вскочил со стула: «Смотрите, смотрите, как хорошо виден ландыш на черном фоне. Я тарелочку украсил веточками ландыша». Он звал всех детей по очереди к столу посмотреть «тарелочку» с ландышами.
Через несколько дней Саша придумал интересный узор на сером фоне. Он обрадовался и позвал меня посмотреть, как у него получилось. «Я придумал как сделать «георгин». Посмотрите, как красиво! Вот так подушку можно вышить и будет красиво очень».
Я предложила мальчику наклеить узор на бумагу, а потом подарить маме для вышивки подушки. Такое «открытие» Саши очень порадовало меня, так как это доказывало, что свои умения в аппликационной работе дети связывают с использованием узора для украшения вещи. Играя с мозаикой, теперь они уже выкладывали сложные орнаменты на полосе, квадрате и круге.
После того как детям была дана возможность поупражняться в построении различных узоров, в подборе цветосочетаний, было проведено декоративное рисование по замыслу. Детям предложили круги разного цвета: нужно было выбрать «тарелочку» и украсить ее узором. Нам было интересно узнать, насколько игра с декоративной мозаикой повлияет на декоративные работы детей по замыслу. Оказалось, что декоративная аппликация и декоративное рисование тесно связаны друг с другом. Дети брали знакомые по декоративной мозаике формы и воспроизводили в рисунке узоры, которые они нашли во время игры с мозаикой, или формы декоративной мозаики переплетались в узоре с приемами изображения декоративных элементов в рисовании. Дети не затруднялись с чего начать, смело начинали с каймы, с центра.
Не ограничиваясь подбором узора без наклеивания, мы предложили детям составить узор, а затем наклеить его. Для этого вначале давались готовые формы, затем дети стали вырезать формы сами, складывая бумагу в несколько рядов. От использования орнамента на плоскости мы перешли к украшению объемных форм. Форма круга была знакома детям, поэтому мы взяли круглые коробочки, в которых хранился счетный материал и предложили детям украсить их.
Дети, вырезая формы, использовали в качестве образца имеющуюся в группе хохломскую утварь. Коробочки были покрашены в красный или черный цвет и затем на них наклеивали вырезанные формы.
Эта работа опять вызвала большую эстетическую радость. Дети получили огромное удовольствие от результатов своей работы. Накопленный материал: коробочки, плоскостные квадраты, «тарелочки», полосы — закладки в книгу и ковры, выполненные на цветной бумаге большого размера, — дал возможность организовать творческую игру в магазин художественных изделий.
Дети раскладывали на «прилавках» художественные изделия, развешивали ковры. Приходили «покупатели», выбирали то, что больше всего нравилось. Игра эта жила в коллективе продолжительное время.
Затем для кукольного театра понадобился сказочный домик. Я предложила детям украсить его аппликацией. Работа выполнялась коллективно. Каждому, кто приходил, дети, показывая домик, с гордостью говорили: «Посмотрите, как мы украсили домик! Это мы сделали сами все вместе. Ведь правда домик, как сказочный?» В подарок младшей группе дети сделали ширму для кукольного театра: натянули гладко материал и на нем иаклеили яркие нарядные узоры из цветных лоскутков.
Мебель из плотной бумаги, сделанная на занятиях по конструированию, частично была расписана по хохломским мотивам, частично украшена аппликацией. Поделки эти дети использовали в игре. Так аппликация как вид искусства вошла в игру, в жизнь детей. Дети получали удовольствие от того, что видели красивые вещи и научились делать их сами.
Этот вид работы установил связь между игрой и занятием. Из 20 занятий аппликацией только три носили декоративный характер: украшение тарелочки, коробочки и пригласительных билетов родителям на елку. Но возможность комбинировать узоры из различных деталей, данная детям в игре, оказала значительное влияние на орнаментальное рисование и способствовала развитию художественного вкуса детей.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +