Е. Г. Ковальская,
методист Ленинградского городского дошкольного методического кабинета
Педагогическая работа в детском саду представляет собой единый учебно-воспитательный процесс. И чем более тесные связи удается установить педагогу между различными разделами «Руководства», тем успешнее усваивают дети нужные знания и умения.
В данной статье мы хотели бы остановиться на месте декоративного рисования в работе по обучению детей изобразительной деятельности и подчеркнуть его связи с предметным и сюжетным рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.
Как известно, всякий орнамент не имеет своего самостоятельного значения, а предназначается для украшения какого-либо предмета, с тем чтобы усилить его эстетическое воздействие, сделать вещь красивой, радующей глаз узором и цветовой гаммой.
На занятиях декоративным рисованием воспитатели обычно говорят детям о назначении узора, который предлагается исполнить: например, украсить тарелку (круг), сделать красивую закладку маме в книжку (вертикальная полоса), нарисовать узор для платочка (квадрат) и т. д.
Но в большинстве случаев на этом и заканчивается связь узора с украшаемым предметом и декоративное рисование остается как бы в стороне от предметного w сюжетного рисования, а тем более от лепки, аппликации, конструирования. Навыки исполнения узора забываются за две недели перерыва между занятиями, а остальные виды изображения не обогащаются теми возможностями,
которые заложены в декоративном рисунке и часто представляют собой скучные, бесцветные рисунки, конструкции и объемные формы.
Между тем стремление детей к ярким и сочным цветам, к декоративности всякого изображения может быть легко удовлетворено, если воспитатели задумаются над приложением знаний и умений детей в области декоративного рисования ко всем остальным видам изображения. Тогда с удивительной выдумкой и чувством формы дети расписывают глиняную посуду и игрушки; украшают «свою комнату» узорными коврами, шитыми скатертями; с любовью выводят тонкий орнамент на платьр у мамы и т. д. Все расцветает яркими красками. От рисунков, лепных игрушек, елочных украшений, кукольной мебели становится весело глазу. Развивается выдумка, обогащается чувство цвета, а декоративный рисунок находит свое законное место в других видах изображения.
Остановимся подробнее на этих связях.
Изображению отдельных предметов дети учатся начиная с младшей группы, но в этих детских работах форма предметов еще очень примитивна, пропорции нарушаются, сходство изображения с предметом часто весьма отдаленно. Что же определит эстетический результат в таких рисунках? Конечно, цвет. Он сделает рисунок веселым и нарядным. Надо только дать детям возможность применить один-два декоративных приема при изображении отдельных предметов.
Вот дети рисуют однооконный домик самой примитивной конструкции и превращают его в очаровательную сказочную избушку, нанося мазки вокруг окна, которое сразу приобретает наличник и ставни, и вдоль краев остроконечной крыши, придавая ей резную узорность. Сразу возникает образ: в этой избушке кто-то живет из знакомых сказочных персонажей. По инициативе детей появляется колобок, зайчик или петушок, и от сухого примитивного изображения дома не остается и следа. Все ожило, повеселело и вызывает эстетический отклик не только у самого исполнителя, но и у зрителей.
В конце декабря, перед новогодним праздником, воспитательница приносит блестящие, нарядные бусы и показывает, как их можно просто и красиво нарисовать: сначала нанизать на «ниточку» бусы — мазки, а потом подвески — тоже мазки, только поставленные вертикально в промежутках между первыми мазками. За одно занятие дети рисуют несколько таких ниток, выбирая каждый раз другие цвета.
Занятие это проходит очень увлекательно, и, когда после новогоднего праздника воспитатель предлагает нарисовать елку и украсить ее бусами и огоньками, дети используют уже имеющиеся у них навыки и умения.
Элементарный узор из горизонтальных и вертикальных мазков находит самое уместное применение в изображении предмета.
Перед майскими праздниками, когда мы все любуемся украшением улиц, площадей, домов, детям дается тема «Дом с флагами». В рисунках детей дом обычно бывает украшен не только флагами, но и разноцветными точками — цветными лампочками — и красными полосами. Все это вместе придает рисунку поистине праздничный колорит.
Летом, когда дети собирают на лугах цветы и приносят букеты в свои групповые комнаты, даже малышам можно предложить нарисовать «лужок» и «букет». При этом яркие пятна цветов наносятся мазками на зелень луга или букетд. Декоративный прием, использованный при изображении самого примитивного пейзажа, дает прекрасный эстетический результат.
В средней группе дети переходят к изображению живых существ: птиц, животных, людей. От них требуется передача двух-трех самых существенных признаков предмета. Но очень важно, чтобы изображение получилось привлекательным, утверждающим веру художника в свои силы.
Наиболее соответствующими детским возможностям являются изображения, натурой для которых служат народные игрушки: в них обобщение образа и выявление главных признаков сделано уже народными мастерами, кроме того, эти игрушки обычно ярко и декоративно расписаны. Таковы деревянные игрушки токарной работы, дымковские, городецкие игрушки и другие.
С успехом могут быть использованы и современные игрушки, например танцующие девочки (автор Л. Сморгон), мягкие игрушки и многие другие.
В народном декоративном искусстве очень распространено изображение птиц в различной трактовке, в зависимости от материала, применения изображения, а также от национальных традиций. Так, например, в русском народном искусстве эти мотивы постоянно встречаются в резьбе по дереву и бересте, в хохломских и городецких росписях, в строчевой и гладьевой вышивке, в токарной и глиняной игрушке. На Украине изображение птиц широко используется в росписи на керамике, в ковроткачестве, в вышивке и т. д.
Народная трактовка очень близка детским возможностям и особенно уместна в средней группе, где требуется изображение без особых деталей и признаков породы.
Прекрасной натурой на занятиях с детьми могут служить, например, деревянные токарные птички или уточки кировской росписи. Дети легко находят простые соотношения частей тела и затем с удовольствием расписывают птичек мазками и точками, располагая их в соответствии с формой: у птички делается яркий воротничок из мазков — перышек вокруг шеи; крылышки изображаются разноцветными мазками или точками. И вся птичка становится веселой, нарядной, такой, как она и представляется воображению ребенка. При рисовании куклы в нарядном платье дети всегда тщательно выводят узоры на ткани платья; изображая петрушек, пляшущих на елке, делают им пестрые, яркие костюмы.
Изображение празднично украшенных домов и салюта просто нельзя себе представить без декоративных элементов. Флажки ритмически располагаются иа крышах, у входов; салют, взлетая в темное небо тысячами огней, отражается в окнах, и они вспыхивают желтым, красным, голубым огнем. Широки возможности применения орнамента как при рисовании по предложенной теме, так и по замыслу детей.
Жар-птица взлетает с серебряной горы, рассыпая искры по темному небу, а под горой растут лазоревые цветы, составляющие узорный орнамент. Царевна-лягушка ткет ковер небывалой красоты.
Обои, ковер, скатерть в комнате, где «живу я с мамой и папой», расписываются самыми разнообразными узорами. И современные и сказочные сюжеты содержат увлекательные возможности удовлетворения детских стремлений к яркости цвета, к ритму, и если дети получили достаточно знаний и умений на занятиях декоративным рисованием, то они всегда найдут возможность с успехом применить эти знания и в других видах рисования.
Рассмотрим возможности применения орнамента при украшении объемных предметов.
Вопрос, нужно ли раскрашивать детскую лепку, является в течение многих лет спорным. Нам представляется желательным применение украшающей росписи на таких предметах, как посуда и игрушки, которые и в народном искусстве расписываются с незапамятных времен. Вылепленные детьми чашки, горшочки, миски, расписаниые несложными узорами, сразу хорошеют, доставляют детям радость, и играть с такими игрушками им интереснее. Когда дети лепят кукол, птичек, оленей, имея в качестве натуры кировскую игрушку, то вполне закономерно желание украсить и свою игрушку яркими, веселыми узорами. Вот у куколки нарядная юбка в широкую полосу с горошками в промежутках, кофта с узором на рукавах; уточка украшена по-другому: на белом фоне хорошо выделяются голубые крылышки, на шейке желтые и красные перышки, клюв и лапы оранжевые.
Уместное применение орнамента на объемных предметах бесспорно доставит детям радость, обогатит их эстетические переживания и будет способствовать воспитанию хорошего вкуса.
Аппликация — известный вид народного искусства и главным образом именно орнаментального. В детском саду аппликации отводится значительное место, но очень мало применяется декоративная аппликация, в то время как она должна иметь место наравне с предметной и сюжетной.
В младшей группе дети составляют узоры путем простого ритмического чередования двух-трех геометрических форм. Эти занятия подводят их к пониманию структуры узора, который они будут выполнять в средней группе, уже не из геометрических форм, а из растительных элементов.
Эту связь между двумя видами изображения следует продолжать и в других группах. Так, например, в средней группе, когда дети научатся вырезывать простые овальные листья и четырехлепестные цветы, можно показать им, как при помощи многократного складывания полоски бумаги можно вырезать сразу много листьев и цветов, а затем собрать из них и цветущую ветку и узор, где эти формы будут ритмически чередоваться, образуя красивую кайму или украшая закладку маме в книжку.
В старшей группе могут быть сделаны путем аппликации более сложные и красивые работы, например «букет», выполненный совместно двумя детьми. Сначала дети вырезали от руки различные элементы: листочки разной формы, лепестки круглые и удлиненные, кружочки для серединок цветов. Все это делалось из бумаги различных цветов и оттенков. Затем дети начали обдумывать расположение узора на большом листе бумаги темного цвета. Прежде всего они собрали крупные цветы, определившие центр композиции, затем расположили более мелкие детали, добавили зелени и, передвигая отдельные формы, искали наилучшего расположения букета.
Такие искания очень полезны для понимания детьми расположения крупных и мелких форм, цветовых пятен в композиции.
Мы не останавливаемся подробнее на этом виде аппликации, так как в сборнике помещена статья С. В. Парафеевой, в которой обстоятельно рассказывается о работе по декоративной аппликации с детьми старшей и средней группы.
Можно ли применять роспись в конструировании? В большинстве случаев конструкции делаются из белой бумаги, без применения росписи, в то время как многие поделки приобретают совсем другой вид, если умело использовать цвет и орнаментирование.
Предметы, сконструированные из квадрата, деленного на 16 частей, могут быть самыми разнообразными: коробочка с крышкой, кукольные столы, стулья и пр.
Белая простая коробка не привлекательна для глаза, но если ее покрыть черной тушью, а затем нарисовать на крышке и боках узоры, родственные хохломским росписям, состоящие, например, из желтых листьев и красных ягод или цветов, то коробочка становится настолько интересной, что вполне может служить подарком маме к Новому году или к 8 Марта. Кукольный стол обычно получается без крышки и имеет незаконченный вид. Стоит только покрыть его квадратной, овальной или круглой крышкой, расписанной также в манере хохломской росписи, как он сразу преображается. При этом, конечно, надо всю конструкцию покрасить черной тушью.
То же самое можно сделать и со стульями, и тогда куклы получат нарядную и красивую мебель. Для большей прочности и красоты мебель можно покрыть после росписи светлым масляным лаком, и тогда она долго служит предметом детских увлекательных игр.
Изготовленные из прямой полосы ведерки, стаканчики можно расписать несложными узорами и использовать как елочные украшения.
Домик, склеенный из того же квадрата, деленного на 16 частей, превращается в сказочную избушку, если сделать расписные ставни и наличники, украсить узором карниз.
Можно привести многочисленные примеры занятий, на которых легко осуществлять органическое единство предмета с орнаментальной росписью, его украшающей.
Дети яснее понимают назначение узора и способы его применения на различных поверхностях и на предметах разной формы и назначения. Навыки, полученные на занятиях декоративным рисованием, закрепляются, а детская активность и инициатива находят свое выражение в самостоятельном придумывании узоров при росписи различных предметов. Все это вместе способствует всестороннему развитию детей и воспитанию их вкуса.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.