А. П. Королева,
воспитатель детского сада № 39 Московского района.
Консультант
Ю. И. Зейлигер
Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется повседневно. Оно заключается в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, в воспитании культуры поведения, умения замечать красоту окружающей жизни, эмоционально ее воспринимать, в развитии творческих способностей детей.
Одним из действенных средств эстетического воспитания является изобразительная деятельность, и в частности рисование.
Но только тогда занятия рисованием могут дать определенные результаты как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в отношении качества детских рисунков, когда они тесно связаны со всей воспитательной работой, когда задачи эстетического воспитания разрешаются в процессе всех видов деятельности ребенка, а изобразительные занятия углубляют полученные, восприятия и в свою очередь делают их более образными, уточняют представления детей об окружающем мире.
Такая взаимная связь всех разделов работы, общность задач обеспечивает единство педагогического воздействия на ребенка. У детей вырабатывается способность эмоционально воспринимать окружающее, желание отражать свои впечатления, а самый процесс рисования становится активным, творческим процессом.
Необходимо наряду с этим обучение рисованию проводить систематично, обеспечивая повторность и постепенное усложнение.
На основе анализа своей работы мне хотелось конкретизировать выдвинутые мною положения.
Средняя группа. Сентябрь месяц. Дети недавно вернулись с дачи. Несколько человек впервые пришли в детский сад...
Много времени проводим на воздухе: совершаем прогулки по улицам, в сад, к находящимся поблизости огородам. Во время прогулок дети наблюдают изменения природы: листья на деревьях пожелтели, дни становятся короче, холоднее и т. п.
Эти представления закрепляю беседой об осени, рассматриванием картин, разучиванием стихотворений. Так, например, стихотворение «Листопад» я впервые читаю детям в саду во время сбора листьев, потом разучиваю его с детьми. На занятии рисованием дети изображают дерево в осеннем уборе. Показываю детям прием рисования и при этом вызываю воспоминание о дереве, которое мы рассматривали.
Затем мы устанавливаем продолжительное наблюдение за этим деревом, за изменениями, которые постепенно происходят с ним. Собираем желтые листья, наблюдаем, как в ветреную погоду усиливается листопад и ветви дерева оголяются. И, наконец, дерево голое — только рельефно выделяются на фоне неба сучья и ветки.
На одном из занятий рисуем дерево без листьев — простым карандашом.
Наступает период, когда дерево как постоянный объект наблюдений перестает представлять интерес для детей. В это время в центре внимания детей во время прогулок — машины, дома, люди. Их мы и рисуем.
Но при осуществлении других программных задач мы не раз возвращаемся к деревьям. Так, например, провожу с детьми дидактическую игру на сравнение и определение величин — толстый, тонкий, высокий, низкий и т. д. А на прогулке предлагаю детям самим поискать деревья с толстыми, тонкими стволами, высокие, низкие...
Таким образом, закрепляя эстетические представления детей, мы обращаем их внимание на разнообразие признаков окружающих предметов, вызываем интерес к рассматриванию привычных предметов. Эти вновь увиденные признаки находят свое отражение в рисунках детей.
...Выпал снег. Деревья под инеем. Опять они «новые», красивые. Ярко выделяется каждая веточка. Любуясь ими, еще раз уточняем основные признаки дерева.
...Вечерняя прогулка. Все деревья, постройки, заборы и даже стены домов покрылись пушистым слоем инея. Ветви деревьев образовали кружевную белоснежную арку. В вечерних сумерках это создало такую таинственную, торжественную красоту, что дети, войдя под нее, издают дружный возглас восхищения.
«Как красиво, будто в сказке»,— восхищается Люда.
«Как дворец волшебный», — добавляет Вова.
«Как в гостях у Деда Мороза», — говорит Таня.
Красота окружающей природы воскрешает в памяти детей знакомые им сказочные образы, что в свою очередь делает восприятие окружающей реальной действительности более ярким. А чтение сказки, которую я провожу с детьми на следующий день после наблюдения, вызывает опять воспоминания и разговоры о том, «как вчера было красиво».
Говорим о том, как должно быть красиво зимой в лесу, когда все деревья стоят под снегом. Вывешиваю в группе картину «Зима». Подбираю соответствующие картинки для рассматривания. А через некоторое время провожу занятие рисованием на тему «В лесу зимой».
Так, на основе конкретных наблюдений приучаю детей рисовать и то, чего они не видели, а только представляют, воображают.
Перед Новым годом внесли в группу маленькую елку. Рассматриваем елку и сопоставляем ее с лиственным деревом, вычленяем характерные признаки расположения ветвей и т. п. Такой анализ обостряет восприятие детей, способствует более правильному и осмысленному изображению предмета.
Рисуем нашу елку с натуры. Пусть изображение ее несовершенно, но дети ясно представляют себе образ. Они елку трогали, смотрели, радовались ей, много говороли о ней, отгадывали загадки.
Мы делаем игрушки для елки, сами ее украшаем. Затем рисуем елку с игрушками.
После веселого, принесшего много радости праздника рисуем петрушку, полюбившегося детям. Когда я сказала, что будем рисовать петрушку, дети с весело загоревшимися глазами дружно, в один голос, сказали: «Ой, как хорошо». Петрушку нарисовали все дети и красочно, декоративно раскрасили.
После рисования петрушки детям легче стало изображать фигуру человека. В рисунках детей начали появляться люди в движении — конькобежцы, лыжники.
Уже в средней группе я стараюсь дать детям и некоторые композиционные умения, научить расположению рисунка на полосе.
Я провела дидактическую игру вокруг елки на пространственные отношения — ближе, дальше, впереди, за елкой, под елкой и т. д. Игра прошла очень эмоционально: дети становились в одну линеечку, в хоровод, рассыпались по всей площадке, наблюдали, как елка загораживает человека, человек загораживает елку и т. д.
Вечером дала детям колпаки петрушек, и они вновь устроили веселую игру вокруг елки.
После этого предложила детям нарисовать петрушек вокруг елки. Накануне вечером я нарисовала при детях несколько вариантов этой темы и обратила их внимание на то, что про одно и то же можно рисовать по-разному.
Я всегда стремилась к тому, чтобы восприятия детей были многогранными, включала по возможности восприятие в непосредственную деятельность детей, чтобы повысить их эмоциональность.
В этот период я предлагаю иногда детям отразить в рисунке литературные образы. Например, нарисовать иллюстрации к стихотворению Маршака «Февраль».
Рисуют дети и иллюстрации к сказкам: «Лиса, заяц и петух», «Колобок». Дети уже понимают, что всякое действие происходит на фоне определенной обстановки, и приучаются, прежде чем рисовать главных персонажей, думать над тем, где происходит действие. Зайка избушку построил в лесу, значит нужно нарисовать деревья, ичбушку и, наконец, персонажей.
Весна. Пробуждение природы. В уголке распустились ветки тополя и березы. Рисуем распустившуюся веточку березы. На каждом столе — по ветке. Дети рассматривают, считают, сколько листочков, как расположены жилки на каждом листочке.
Когда в саду стала распускаться береза, дети сами замечали появление нежной зелени.
Дети уже чувствуют красоту природы. Идя на прогулку, спрашивают: «А что мы сегодня пойдем смотреть? Мы хотим посмотреть, какими стали березки». Если есть возможность, я удовлетворяю желание детей. После нескольких наблюдений рисуем березу весной, в прозрачной зелени, а потом ветку с распустившимися сережками — с натуры.
В летних условиях расширяются возможности для наблюдений, закрепляются полученные зимой изобразительные навыки. Дети свободно располагают предметы на широкой полосе: «Цветы на лужайке», «Дети в лесу» и т. п.
Учитывая развитие детей, провожу с ними и более сложные наблюдения; так, например, выходим на опушку леса, рассматриваем лес, в котором находимся, отмечаем, что деревья все высокие, а вот тот лес за полем кажется маленьким. Все с интересом смотрят. Я говорю, что там такие же высокие деревья, как и здесь, только они далеко и кажутся маленькими. «Хотите, пойдем туда, посмотрим?» Расстояние около полутора километров дети прошли легко, и лес, в который мы пришли, оказался высоким, а тот, откуда мы пришли, стал низеньким, маленьким. Мы видим отсюда еще совсем узкую полоску леса, находящегося за несколько километров. Дети сами обратили на это внимание. Я же добавила, что этот лес еще дальше и поэтому нельзя даже различить отдельных деревьев, просто полоска видна и к тому же даже незеленая.
«Голубая полоска... серая... синеватая...» — говорят дети,
В лесу мы собираем ягоды, цветы и возвращаемся домой радостные.
В данном случае я не стремилась, чтобы дети отразили все виденное в рисунке, но многие дети усвоили мои объяснения, запомнили, поняли и в старшей группе уже осознанно изображали полоску леса вдали.
Осень следующего года. Дети перешли в старшую группу. Продолжаем наблюдения за явлениями окружающей жизни, природы.
Часто предметом наблюдений являются те же объекты, что и в средней группе, но задания мы даем другие. Рассматривая, например, осеннее убранство деревьев, мы направляем внимание детей на цветовую гамму осенней листвы. На занятиях дети рисуют уже не отдельные листочки, а общую форму кроны дерева.
Обогащается опыт детей, расширяются их изобразительные возможности, композиционно усложняются рисунки детей. Систематически проводимые разнообразные наблюдения окружающего обогащают опыт детей, способствуют более осознанному и эмоциональному восприятию литературных произведений. Более полно и выразительно отражают дети содержание литературных произведений и в рисунках, причем передают подчас мельчайшие подробности пейзажа, обстановки, в которой происходит изображаемое ими действие. Так, например, в рисунках к стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы» один мальчик нарисовал «страшную черную тучу», из которой льется дождь.
У детей появился особый интерес к литературным произведениям, и часто, слушая, они уже представляют себе, какую к нему можно нарисовать картинку, рассказывают после чтения об этом, описывая словами задуманное содержание.
Однажды я прочитала им стихотворение: «Не ветер бушует над бором». На другой день по собственной инициативе Вова нарисовал Мороза, шагающего с дерева на дерево в густом лесу, занесенном снегом.
Есть рисунки, в которых зима изображена в образе убегающего человека, а за ним — на цветущей поляне в цветах — «весна» и т. д.
В рисунках по замыслу много сказочных и литературных сюжетов, персонажей сказок Пушкина.
Особенно обогащаются наблюдения летом, при этом я стараюсь научить детей видеть и любить красоту окружающей их природы и приблизить их изобразительную деятельность к натуре.
Часто, собираясь на прогулку, я заранее вызываю у детей интерес к тому месту, куда мы идем, даю направление дальнейшим самостоятельным наблюдениям детей. Например, мы собираемся на поляну. Я говорю детям, что сегодня мы пойдем в очень красивое место: на опушке леса овраг, крутые склоны, на склонах цветы, ягоды, внизу маленький ручеек.
Интерес у детей возбужден. А придя на полянку, они бегают по склону оврага, перепрыгивают через ручеек, собирают землянику, рвут цветы. Они находят красивые места, приглашают всех посмотреть.
Часто совершаем прогулки в лес — там я учу детей различать породы деревьев, определяя их по цвету коры, форме листьев.
Для того чтобы дети ощутили прохладу леса, мы после пребывания на солнечной поляне отдыхаем в чаще леса, укрываемся под деревьями от дождя. Усевшись под березками, плетем венки и т. д. Внимательно рассматриваем березки — они разные: стройные и тонкие, развесистые, плакучие; некоторые стволы растут наклонно, есть и двуствольные и трехствольные деревья.
На следующий день берем с собой в лес карандаши, бумагу, картонные подкладки и рисуем с натуры двуствольную березу. Дети в восторге.
У меня всегда во время прогулок есть карандаш и блокнот, и часто при детях я делаю некоторые зарисовки с натуры. Дети принимают в этом активное участие — всматриваются внимательно в натуру, замечают все подробности.
Лес явился для нас источником самых разнообразных впечатлений: мы наблюдали, как пасется скот, как косят траву, сами сушили ее, потом отдыхали на сене. Эти впечатления дети используют в рисовании на разные Темы, например «Мальчики скачут на водопой».
Особенно интересными были прогулки к реке. Мы ходили туда в разное время дня и в разную погоду. В жаркую
погоду дети бегали босиком по воде, принимали солнечные ванны, наблюдали, как катаются на лодках по реке, любовались блестящей зеркальной поверхностью воды, отражающей солнце.
В пасмурную погоду дети отметили, что вода темная, серая; вечером в тихую погоду поверхность воды гладкая, ровная, в ней отражаются и деревья, и люди, и дома. Наблюдали мы речку и в ветреную погоду, видели, как на ней появляются волны.
Иногда брали с собой трубки, сделанные из бумаги, и в них рассматривали реку. Остановившись на каком-либо пейзаже, видном в трубку, я предлагала детям описать его; сообща рассматривали какой-нибудь пейзаж. Затем дети рисовали, добавляя иногда к этому пейзажу то, что в данный момент замечали: ворона прилетела и села на березу, самолет пролетел и т. п.
После многократных наблюдений я предложила однажды детям нарисовать «Ветер на речке».
Рисунки получились очень разнообразные и выразительные: по реке ходят волны, деревья гнутся от ветра, лодка опрокинулась вверх дном и т. п.
Все эти богатые впечатления, радостные переживания, новые знания, которые дети получают, находят свое отражение в настроении детей, в отношении их к окружающему, в их речи и в ярких, красочных рисунках. Многие из полученных впечатлений, несомненно, запомнятся им на всю жизнь.
У детей появилась привязанность к любимым местам.
Мать Вовы была очень удивлена, когда во время прогулки по лесу, в день посещения родителей, Вова остановил ее у реки и сказал: «Смотри, как красиво растет береза, а рядом с ней елка наклонилась над рекой. Жаль, что у нас нет с собой карандаша и бумаги».
«И как это он замечает все красивое! — говорит мать. Я бы прошла мимо и не обратила внимания на эти деревья: растут себе и растут...» А перед отъездом Вова заставил мать, несмотря на то что моросило, пройтись по лесу, чтобы «попрощаться с любимыми полянками». В заключение я вновь хочу подчеркнуть, что только при условии единства педагогического процесса, при условии использования всех средств воздействия на ребенка можно осуществить задачу всестороннего формирования личности ребенка, в частности его эстетического воспитания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.