Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Связь рисования со всей воспитательной работой в детском саду


"Художественное воспитание в детском саду"
Сб-ник статей. Из опыта работы детских садов Ленинграда.
Гос. учебно-педагогич. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

А. П. Королева,
воспитатель детского сада № 39 Московского района.
Консультант
Ю. И. Зейлигер

Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется повседневно. Оно заключается в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, в воспитании культуры поведения, умения замечать красоту окружающей жизни, эмоционально ее воспринимать, в развитии творческих способностей детей.
Одним из действенных средств эстетического воспитания является изобразительная деятельность, и в частности рисование. Но только тогда занятия рисованием могут дать определенные результаты как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в отношении качества детских рисунков, когда они тесно связаны со всей воспитательной работой, когда задачи эстетического воспитания разрешаются в процессе всех видов деятельности ребенка, а изобразительные занятия углубляют полученные, восприятия и в свою очередь делают их более образными, уточняют представления детей об окружающем мире. Такая взаимная связь всех разделов работы, общность задач обеспечивает единство педагогического воздействия на ребенка. У детей вырабатывается способность эмоционально воспринимать окружающее, желание отражать свои впечатления, а самый процесс рисования становится активным, творческим процессом.
Необходимо наряду с этим обучение рисованию проводить систематично, обеспечивая повторность и постепенное усложнение. На основе анализа своей работы мне хотелось конкретизировать выдвинутые мною положения.
Средняя группа. Сентябрь месяц. Дети недавно вернулись с дачи. Несколько человек впервые пришли в детский сад...
Много времени проводим на воздухе: совершаем прогулки по улицам, в сад, к находящимся поблизости огородам. Во время прогулок дети наблюдают изменения природы: листья на деревьях пожелтели, дни становятся короче, холоднее и т. п.
Эти представления закрепляю беседой об осени, рассматриванием картин, разучиванием стихотворений. Так, например, стихотворение «Листопад» я впервые читаю детям в саду во время сбора листьев, потом разучиваю его с детьми. На занятии рисованием дети изображают дерево в осеннем уборе. Показываю детям прием рисования и при этом вызываю воспоминание о дереве, которое мы рассматривали.
Затем мы устанавливаем продолжительное наблюдение за этим деревом, за изменениями, которые постепенно происходят с ним. Собираем желтые листья, наблюдаем, как в ветреную погоду усиливается листопад и ветви дерева оголяются. И, наконец, дерево голое — только рельефно выделяются на фоне неба сучья и ветки.
На одном из занятий рисуем дерево без листьев — простым карандашом.
Наступает период, когда дерево как постоянный объект наблюдений перестает представлять интерес для детей. В это время в центре внимания детей во время прогулок — машины, дома, люди. Их мы и рисуем.
Но при осуществлении других программных задач мы не раз возвращаемся к деревьям. Так, например, провожу с детьми дидактическую игру на сравнение и определение величин — толстый, тонкий, высокий, низкий и т. д. А на прогулке предлагаю детям самим поискать деревья с толстыми, тонкими стволами, высокие, низкие...
Таким образом, закрепляя эстетические представления детей, мы обращаем их внимание на разнообразие признаков окружающих предметов, вызываем интерес к рассматриванию привычных предметов. Эти вновь увиденные признаки находят свое отражение в рисунках детей.
...Выпал снег. Деревья под инеем. Опять они «новые», красивые. Ярко выделяется каждая веточка. Любуясь ими, еще раз уточняем основные признаки дерева.
...Вечерняя прогулка. Все деревья, постройки, заборы и даже стены домов покрылись пушистым слоем инея. Ветви деревьев образовали кружевную белоснежную арку. В вечерних сумерках это создало такую таинственную, торжественную красоту, что дети, войдя под нее, издают дружный возглас восхищения.
«Как красиво, будто в сказке»,— восхищается Люда.
«Как дворец волшебный», — добавляет Вова.
«Как в гостях у Деда Мороза», — говорит Таня.
Красота окружающей природы воскрешает в памяти детей знакомые им сказочные образы, что в свою очередь делает восприятие окружающей реальной действительности более ярким. А чтение сказки, которую я провожу с детьми на следующий день после наблюдения, вызывает опять воспоминания и разговоры о том, «как вчера было красиво».
Говорим о том, как должно быть красиво зимой в лесу, когда все деревья стоят под снегом. Вывешиваю в группе картину «Зима». Подбираю соответствующие картинки для рассматривания. А через некоторое время провожу занятие рисованием на тему «В лесу зимой».
Так, на основе конкретных наблюдений приучаю детей рисовать и то, чего они не видели, а только представляют, воображают. Перед Новым годом внесли в группу маленькую елку. Рассматриваем елку и сопоставляем ее с лиственным деревом, вычленяем характерные признаки расположения ветвей и т. п. Такой анализ обостряет восприятие детей, способствует более правильному и осмысленному изображению предмета.
Рисуем нашу елку с натуры. Пусть изображение ее несовершенно, но дети ясно представляют себе образ. Они елку трогали, смотрели, радовались ей, много говороли о ней, отгадывали загадки.
Мы делаем игрушки для елки, сами ее украшаем. Затем рисуем елку с игрушками.
После веселого, принесшего много радости праздника рисуем петрушку, полюбившегося детям. Когда я сказала, что будем рисовать петрушку, дети с весело загоревшимися глазами дружно, в один голос, сказали: «Ой, как хорошо». Петрушку нарисовали все дети и красочно, декоративно раскрасили.
После рисования петрушки детям легче стало изображать фигуру человека. В рисунках детей начали появляться люди в движении — конькобежцы, лыжники.
Уже в средней группе я стараюсь дать детям и некоторые композиционные умения, научить расположению рисунка на полосе. Я провела дидактическую игру вокруг елки на пространственные отношения — ближе, дальше, впереди, за елкой, под елкой и т. д. Игра прошла очень эмоционально: дети становились в одну линеечку, в хоровод, рассыпались по всей площадке, наблюдали, как елка загораживает человека, человек загораживает елку и т. д.
Вечером дала детям колпаки петрушек, и они вновь устроили веселую игру вокруг елки.
После этого предложила детям нарисовать петрушек вокруг елки. Накануне вечером я нарисовала при детях несколько вариантов этой темы и обратила их внимание на то, что про одно и то же можно рисовать по-разному.
Я всегда стремилась к тому, чтобы восприятия детей были многогранными, включала по возможности восприятие в непосредственную деятельность детей, чтобы повысить их эмоциональность.
В этот период я предлагаю иногда детям отразить в рисунке литературные образы. Например, нарисовать иллюстрации к стихотворению Маршака «Февраль».
Рисуют дети и иллюстрации к сказкам: «Лиса, заяц и петух», «Колобок». Дети уже понимают, что всякое действие происходит на фоне определенной обстановки, и приучаются, прежде чем рисовать главных персонажей, думать над тем, где происходит действие. Зайка избушку построил в лесу, значит нужно нарисовать деревья, ичбушку и, наконец, персонажей.
Весна. Пробуждение природы. В уголке распустились ветки тополя и березы. Рисуем распустившуюся веточку березы. На каждом столе — по ветке. Дети рассматривают, считают, сколько листочков, как расположены жилки на каждом листочке. Когда в саду стала распускаться береза, дети сами замечали появление нежной зелени.
Дети уже чувствуют красоту природы. Идя на прогулку, спрашивают: «А что мы сегодня пойдем смотреть? Мы хотим посмотреть, какими стали березки». Если есть возможность, я удовлетворяю желание детей. После нескольких наблюдений рисуем березу весной, в прозрачной зелени, а потом ветку с распустившимися сережками — с натуры.
В летних условиях расширяются возможности для наблюдений, закрепляются полученные зимой изобразительные навыки. Дети свободно располагают предметы на широкой полосе: «Цветы на лужайке», «Дети в лесу» и т. п.
Учитывая развитие детей, провожу с ними и более сложные наблюдения; так, например, выходим на опушку леса, рассматриваем лес, в котором находимся, отмечаем, что деревья все высокие, а вот тот лес за полем кажется маленьким. Все с интересом смотрят. Я говорю, что там такие же высокие деревья, как и здесь, только они далеко и кажутся маленькими. «Хотите, пойдем туда, посмотрим?» Расстояние около полутора километров дети прошли легко, и лес, в который мы пришли, оказался высоким, а тот, откуда мы пришли, стал низеньким, маленьким. Мы видим отсюда еще совсем узкую полоску леса, находящегося за несколько километров. Дети сами обратили на это внимание. Я же добавила, что этот лес еще дальше и поэтому нельзя даже различить отдельных деревьев, просто полоска видна и к тому же даже незеленая.
«Голубая полоска... серая... синеватая...» — говорят дети,
В лесу мы собираем ягоды, цветы и возвращаемся домой радостные.
В данном случае я не стремилась, чтобы дети отразили все виденное в рисунке, но многие дети усвоили мои объяснения, запомнили, поняли и в старшей группе уже осознанно изображали полоску леса вдали.
Осень следующего года. Дети перешли в старшую группу. Продолжаем наблюдения за явлениями окружающей жизни, природы. Часто предметом наблюдений являются те же объекты, что и в средней группе, но задания мы даем другие. Рассматривая, например, осеннее убранство деревьев, мы направляем внимание детей на цветовую гамму осенней листвы. На занятиях дети рисуют уже не отдельные листочки, а общую форму кроны дерева.
Обогащается опыт детей, расширяются их изобразительные возможности, композиционно усложняются рисунки детей. Систематически проводимые разнообразные наблюдения окружающего обогащают опыт детей, способствуют более осознанному и эмоциональному восприятию литературных произведений. Более полно и выразительно отражают дети содержание литературных произведений и в рисунках, причем передают подчас мельчайшие подробности пейзажа, обстановки, в которой происходит изображаемое ими действие. Так, например, в рисунках к стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы» один мальчик нарисовал «страшную черную тучу», из которой льется дождь.
У детей появился особый интерес к литературным произведениям, и часто, слушая, они уже представляют себе, какую к нему можно нарисовать картинку, рассказывают после чтения об этом, описывая словами задуманное содержание.
Однажды я прочитала им стихотворение: «Не ветер бушует над бором». На другой день по собственной инициативе Вова нарисовал Мороза, шагающего с дерева на дерево в густом лесу, занесенном снегом.
Есть рисунки, в которых зима изображена в образе убегающего человека, а за ним — на цветущей поляне в цветах — «весна» и т. д.
В рисунках по замыслу много сказочных и литературных сюжетов, персонажей сказок Пушкина.
Особенно обогащаются наблюдения летом, при этом я стараюсь научить детей видеть и любить красоту окружающей их природы и приблизить их изобразительную деятельность к натуре.
Часто, собираясь на прогулку, я заранее вызываю у детей интерес к тому месту, куда мы идем, даю направление дальнейшим самостоятельным наблюдениям детей. Например, мы собираемся на поляну. Я говорю детям, что сегодня мы пойдем в очень красивое место: на опушке леса овраг, крутые склоны, на склонах цветы, ягоды, внизу маленький ручеек.
Интерес у детей возбужден. А придя на полянку, они бегают по склону оврага, перепрыгивают через ручеек, собирают землянику, рвут цветы. Они находят красивые места, приглашают всех посмотреть.
Часто совершаем прогулки в лес — там я учу детей различать породы деревьев, определяя их по цвету коры, форме листьев.
Для того чтобы дети ощутили прохладу леса, мы после пребывания на солнечной поляне отдыхаем в чаще леса, укрываемся под деревьями от дождя. Усевшись под березками, плетем венки и т. д. Внимательно рассматриваем березки — они разные: стройные и тонкие, развесистые, плакучие; некоторые стволы растут наклонно, есть и двуствольные и трехствольные деревья.
На следующий день берем с собой в лес карандаши, бумагу, картонные подкладки и рисуем с натуры двуствольную березу. Дети в восторге.
У меня всегда во время прогулок есть карандаш и блокнот, и часто при детях я делаю некоторые зарисовки с натуры. Дети принимают в этом активное участие — всматриваются внимательно в натуру, замечают все подробности.
Лес явился для нас источником самых разнообразных впечатлений: мы наблюдали, как пасется скот, как косят траву, сами сушили ее, потом отдыхали на сене. Эти впечатления дети используют в рисовании на разные Темы, например «Мальчики скачут на водопой».
Особенно интересными были прогулки к реке. Мы ходили туда в разное время дня и в разную погоду. В жаркую погоду дети бегали босиком по воде, принимали солнечные ванны, наблюдали, как катаются на лодках по реке, любовались блестящей зеркальной поверхностью воды, отражающей солнце.
В пасмурную погоду дети отметили, что вода темная, серая; вечером в тихую погоду поверхность воды гладкая, ровная, в ней отражаются и деревья, и люди, и дома. Наблюдали мы речку и в ветреную погоду, видели, как на ней появляются волны.
Иногда брали с собой трубки, сделанные из бумаги, и в них рассматривали реку. Остановившись на каком-либо пейзаже, видном в трубку, я предлагала детям описать его; сообща рассматривали какой-нибудь пейзаж. Затем дети рисовали, добавляя иногда к этому пейзажу то, что в данный момент замечали: ворона прилетела и села на березу, самолет пролетел и т. п.
После многократных наблюдений я предложила однажды детям нарисовать «Ветер на речке».
Рисунки получились очень разнообразные и выразительные: по реке ходят волны, деревья гнутся от ветра, лодка опрокинулась вверх дном и т. п.
Все эти богатые впечатления, радостные переживания, новые знания, которые дети получают, находят свое отражение в настроении детей, в отношении их к окружающему, в их речи и в ярких, красочных рисунках. Многие из полученных впечатлений, несомненно, запомнятся им на всю жизнь.
У детей появилась привязанность к любимым местам.
Мать Вовы была очень удивлена, когда во время прогулки по лесу, в день посещения родителей, Вова остановил ее у реки и сказал: «Смотри, как красиво растет береза, а рядом с ней елка наклонилась над рекой. Жаль, что у нас нет с собой карандаша и бумаги».
«И как это он замечает все красивое! — говорит мать. Я бы прошла мимо и не обратила внимания на эти деревья: растут себе и растут...» А перед отъездом Вова заставил мать, несмотря на то что моросило, пройтись по лесу, чтобы «попрощаться с любимыми полянками».
В заключение я вновь хочу подчеркнуть, что только при условии единства педагогического процесса, при условии использования всех средств воздействия на ребенка можно осуществить задачу всестороннего формирования личности ребенка, в частности его эстетического воспитания.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +