Р. Н. Хямяляйнен,
воспитатель детского сада № 29 Калининского района
Декоративное рисование занимает в детском саду значительное место.
Если содержанием предметного, сюжетного рисования и рисования по замыслу является отражение окружающей жизни, то декоративное рисование, подчиненное определенным законам орнаментального искусства, имеет свои специфические особенности как в построении рисунка, так и в его содержании. Каким же должно быть содержание декоративного рисунка детей дошкольного возраста?
В «Руководстве для воспитателя детского сада» говорится, что детей надо учить разрисовывать полосы, круги, квадраты, постепенно вводя более сложные линии, завитки, веточки; учить сочетать крупные и мелкие формы, чередуя их; располагать рисунок на листе, согласуя с формой и величиной его; составлять узор, пользуясь одной, двумя красками, и т. д. Сказано также, что именно в декоративном рисовании образец используется больше всего.
Но какие образцы? Как их составлять? Какой узор должен входить в образец? На что опираться при составлении декоративных орнаментов для детей? — эти вопросы постоянно возникают у воспитателей.
Основой декоративного рисования в детском саду должно быть народное искусство: оно доступно пониманию детей. Предметы народного искусства бытуют во многих садах в виде национальных вышивок, народных игрушек, резных и расписных деревянных изделий. Они радуют детей своей привлекательностью, яркостью, простотой орнамента.
Что характерно для содержания народного орнамента?
В ряде трудов, посвященных народному орнаменту, указывается, что всякая его деталь не случайна, а является отражением окружающей действительности. Самые беспредметные орнаменты имели и имеют свое содержание, только постепенно, с течением времени, узор видоизменялся, при отборе наиболее типического, главного увеличивалась схематизация образа, условность изображения. Поэтому даже геометрический, казалось бы совсем бессодержательный, рисунок полон глубокого значения и смысла, рожденного жизнью. Если разобраться в узорах керамики, хохломской росписи, народных вышивок с изображением цветов, ягод, листьев, то не останется никакого сомнения в реалистической основе их содержания.
Как же ставится в педагогической литературе вопрос использования традиций народного искусства и его содержания в работе с детьми дошкольного возраста?
О необходимости использования народного искусства в работе детского сада говорится в книге А. П. Усовой «Русское народное творчество», но вопрос о содержании орнамента в этой работе не затронут.
В статье Н. П. Сакулиной «Народное декоративное искусство в воспитательной работе детского сада» обстоятельно разбирается вопрос использования народного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Впервые уделяется большое внимание содержанию декоративного рисунка. Но в этой статье не дается системы использования предметов народного декоративного искусства в работе с детьми и составления декоративных образцов для рисования с детьми.
В статьях Е. И. Васильевой принципиальные положения об использовании народного декоративного искусства в работе с детьми изложены подробно, очень интересно и обоснованно, но образцы, приложенные к этим статьям, недостаточно подтверждают выдвинутые автором положения: многие из них отошли по композиции от народных образцов, которыми были продиктованы, нет в элементах образности, образцы не «читаются» детьми, непонятны им. Содержание этих образцов, как нам представляется, могло быть значительно богаче при использовании различных реалистических мотивов народного узора.
В связи с исследованием Е. Г. Ковальской на тему «Повышение художественной культуры воспитателей средствами декоративного искусства» перед нами также встала эта задача. Для решения ее нам надо было сделать содержание декоративных рисунков понятным, доступным и интересным по смыслу для каждого ребенка.
А что является понятным по содержанию и доступным по изображению? Родная природа.
Мы провели следующую предварительную работу:
1. Изучили образцы народного декоративного искусства, включающие в себя изображения различных растительных мотивов, установили манеру их трактовки.
2. Отобрали из окружающей жизни те предметы живой природы, которые были доступны детскому наблюдению.
3. Сочетали в работе живое наблюдение окружающей жизни с содержанием декоративного рисунка.
Что значит передать растительный мотив в декоративном рисунке?
Все взятые предметы в равной степени могли быть содержанием и предметного и декоративного рисования. Но декоративный узор подчинен своим законам: ритмическому расположению и чередованию деталей узора при очень упрощенной трактовке формы.
Для того чтобы изучить образцы народного декоративного искусства, мы неоднократно посещали Государственный Русский музей и Музей этнографии народов СССР. Там мы скопировали наиболее близкие и понятные детям орнаменты на керамике, образцы хохломской росписи и вышивок.
В процессе этой работы выяснилось, что большая живость изображения достигалась очень простыми приемами, которые мы использовали в дальнейшем при обучении детей декоративному рисованию: дужки, мазки боком кисти, удлиненные мазки, травка в хохломской росписи, разрастание узора от основной детали и т. п.
Просмотр всего собранного материала показал недостаточность только одних готовых образцов. Многие образцы народного декоративного искусства годились только для рассматривания детьми, для обогащения их представлений об орнаменте и его содержании, так как они были асимметричны или трудны по композиции, сложны по технике выполнения. Элементы росписи на керамике, вышивок потеряли частично свое первоначальное значение, перестали быть понятными. Декоративные сказочные растения мы, конечно, тоже брали для рисования с детьми, но не хотели ограничиться только этим. Помня, что народное декоративное искусство питалось реалистическими образами окружающего, мы хотели, чтобы и наши дети научились находить в окружающем материалы для своей творческой выдумки, своих декоративных композиций. Вот почему было решено отобрать из жизни различные мотивы и попытаться передать их приемами народного искусства.
Какие предметы вошли в наши образцы? Те, которые мы наблюдали в ближайшем окружении: осенние листья, полевые и садовые цветы, ягоды и их листья.
Встал вопрос, как их скомпановать, чтобы узор сохранил черты народного орнамента.
Народный орнамент располагается свободно и на полосе, и в круге, и в квадрате, и в прямоугольнике. Мы дали все эти формы, а элементы располагали в наиболее естественной для них композиции. Так, например, полевые цветы естественно ложились в венок, гроздья рябины хорошо украсили углы квадрата, крупный цветок георгина занял середину круглого «подноса», разбросанные в парке осенние листья в ритмическом порядке легли по всему листу прямоугольного «ковра».
Свои наблюдения с детьми мы начали проводить летом. В августе мы часто собирали бруснику, и дети научились ее узнавать по цвету, форме листьев, вкусу. Рассматривая бруснику, я обращала внимание детей на окраску ягод, на тесную гроздь, сравнивала с черникой, голубикой. Дети часто изображали сбор ягод в лесу, рисовали и отдельно ягоды, но в декоративные композиции не ввели их ни разу.
Необходимо было научить детей смотреть на ягоды как на возможный составной элемент узора.
Однажды я удалила на веточке лишние ягоды и листья, оставив тех и других по три, и обратила внимание детей на ритмичность расположения ягод и листьев. «Смотрите, дети, какую я веточку брусники нашла». Сначала дети не поняли, в чем дело: «Это брусника,— послышались голоса,— на ней ягод мало». Я предложила посчитать, сколько же ягод и сколько листьев. Совпадение количества заинтересовало детей, и они стали искать такие же веточки. Грозди в три ягоды дети находили, но листьев было много. Я предложила им удалить лишние и сложить все ветки одну за другой. Теперь детей заинтересовало такое узорное расположение веточек.
«Где мы видели такой узор?» — «На рюмочке деревянной из кукольной посуды» (хохломская роспись),— вспомнил Саша.
На следующий день при выкладывании узоров на нашей клумбе я нарисовала этот узор. Дети сделали его из шишек, мха и ягод бузины. Получившийся узор привел детей в восторг: «У всех украшено цветами, а у нас брусничкой!»
Когда же после переезда в юрод я внесла на одно из занятий декоративным рисованием веночек, сплетенный из веток брусники, дети узнали ягоды и заинтересовались венком.
«Ой, смотрите, брусника! Веночек! Как красиво!», — «Мы будем рисовать веночек?» — спросила Светлана. — «Да, таким венком из брусники можно очень красиво украсить тарелочку. Посмотрите, как я сделала (показываю детям готовый образец).
«Как красиво: ягоды, а потом листочки, как на веночке». «Как мы делали летом, помните?» — говорили дети. «И тоже три ягодки и три листочка»,— отметили они знакомое повторение элементов узора.
Занятие прошло быстро, при большой заинтересованности всех детей. Простые приемы хохломской росписи — кружки и мазки боком кисти — помогли всем детям справиться с этим заданием.
С этого времени дети стали присматриваться к встречающимся им ягодам, расценивая их как элементы будущих узоров. Внимательнее стали они и к узорам, встречающимся на предметах, в книгах. Особенно детям полюбилась хохломская роспись, где используется брусника, черника, земляника и другие ягоды. Часть детей уже ввела в свои декоративные рисунки ягоды.
Осенью распустились георгины: их было много и в детском саду и в парке. Крупные, яркие цветы самой разнообразной окраски привлекали внимание детей. Сначала они замечали цветы только одной определенной окраски, различали яркие и темно-красные, бледно-желтые и ярко-золотистые.
У многих детей были дома свои цветы, и они часто приносили их в сад.
Я договорилась с родителями, и они прислали нам георгины с переходящей окраской от светлого к темному. Их мы и рассмотрели. Детей очень заинтересовала окраска цветов от белого к густому оранжевому, огненному и красному.
Тоня З. попросила: «Нарисуем такой цветок, а то он завянет, и ничего не останется...» Я обещала. На ближайшем занятии декоративным рисованием я внесла образец: черный поднос, украшенный по кругу венком из бутонов, а в центре — георгин. Дети ахнули: «Как красиво!»— «Листочки белые, а потом желтые и оранжевые». — «Нет, — возразила Таня. — Листочки разные, как у того большого георгина ». Девочка хотела сказать, что лепестки двухцветные, но не знала, как это выразить. Разобрав расцветку георгина и расположение лепестков, я показала детям последовательность рисования и прием, при котором, макнув кисть в белую краску, а затем сразу набрав на кончик желтой, можно осуществить двухцветную окраску лепестка одним мазком. Этот новый прием очень заинтересовал детей, они рисовали с увлечением и с заданием справились все.
Следующее декоративное рисование — «Салфеточка», украшенная рябиной,— также было основано на непосредственном наблюдении с детьми.
Высокая, красивая рябина росла на нашем участке. Не один раз мы возвращались к наблюдениям, начав тогда, когда только появились листья, так непохожие иа листья других деревьев. Затем рябина зацвела, стала нарядной. Когда она отцвела, у детей на время интерес к ней упал: ягоды были мелкие, зеленые. Потом они заметили, что ягоды становятся крупнее
и желтее. Но на даче красными мы их не увидели. Тем больший восторг вызвало появление букета рябины в октябре, когда нам ее привезли с дачи. Букет мы поставили в хохломскую, «золотую», как ее называли дети, вазу. Возвращаясь к рассматриванию веток рябины, дети уже сами отметили неоднородную расцветку листьев рябины и припомнили прием, при помощи которого можно передать ее.
Скатерть, вышитую узором из веток рябины, дети встретили как что-то знакомое. На вопрос, чем украшена скатерть, дети ответили: «Вышивкой», «Узором из ягод рябины». — «Верно, эта скатерть вышита красивыми ягодами и листьями рябины. Когда у нее листья бывают такие нарядные?»
«Осенью, — сказали дети. — У букета такие же».
«Верно, у рябины такие нарядные листья и красные ягоды бывают осенью. Сегодня мы с вами украсим ваши салфеточки узором из такой нарядной осенней рябины».
Я показала последовательность рисования этого узора, а также повторно прием рисования двухцветных лепестков. Салфеточки вышли нарядными, красивыми, узор свободно и стройно расположился по углам.
Рисование на ковре узора из осенних листьев мы дали после наблюдений осенних листьев, листопада.
Залитый золотом парк находится в 25 минутах ходьбы от детского сада. Зрелище это не требует никаких дополнительных слов. Мы находили деревья в золотом, в багряном наряде. Особенно привлекали своей удивительной расцветкой кусты боярышника: оранжевые ягоды среди листьев самого разнообразного цветосочетания — от зеленого к оранжевому и от красного к фиолетовому. Мы собирали листья кустарников, деревьев, плели гирлянды и приходили в детский сад в головных уборах огненных сочетаний, с такими же букетами. Это был праздник красок. Нарядные ветки боярышника с ягодами мы долго хранили в вазе в нашем уголке.
Поэтому когда уже зимой я показала детям образец — ковер с осенними листьями, — дети живо вспомнили наши прогулки.
«Это осенние листья», — сказали они.
Саша. «Кленовый, да?»
«Нет,— возразила Таня, — маленькие очень. Видишь в середине ягоды. Это боярышник, да?»
Узор совершенно явно вызвал у детей воспоминания о знакомых, реальных образах. Но он воскресил не только образы, но и настроение, навеянное воспоминанием о ярких, радостных красках. Дети с подъемом и интересом выполняли узор на своих коврах.
Таким образом, к зиме дети привыкли связывать узор с украшением предмета. Совсем неожиданно после рисования ковра по мотивам тамбурной вышивки дети обратили внимание на то, что морозный узор на наших окнах похож на веточки, нарисованные на ковре. Часть детей попробовала на синей бумаге воспроизвести этот узор. Это навело меня на мысль, что в дальнейшем и узоры на стекле можно использовать как материал для декоративного рисования.
Весной в первой весенней граве, а также в листьях перелеска дети опять увидели элементы тамбурной вышивки. Незаметную травку, на которую раньше не обращали никакого внимания, дети теперь бережно собрали в букеты и торжественно принесли в детский сад. Взрослые, увидев эти букеты, не сразу поняли причину восхищения детей, пока им не объяснили ее. Дети научились видеть форму растений, интересоваться ею, сравнивать с другими. Они заинтересовались связью узора с окружающим, и у них появилась более яркая впечатлительность, более сильная реакция при наблюдениях. Окружающие предметы природы воспринимались как знакомое, близкое и радостное.
Летом на одном из занятий дети украшали тарелочки венком из знакомых цветочных форм — ромашек и колокольчиков. Мы нашли на даче целое поле ромашек и в них спрятались, затем сплели из них венки и составили большие букеты. Для рисования мы взяли построение узора — венком, но в усложненном образце: я дала в центре букет ромашек и колокольчиков.
К изображению декоративных форм из хорошо знакомых цветов дети отнеслись с интересом. Приемы их изображения детям также были хорошо знакомы. Построение двенадцатилепестковой ромашки и композиционное расположение цветов по кругу с распределением на шесть частей давалось повторно; расположение колокольчиков — один выше и к центру, другой ниже и из центра - было новым.
При показе я обратила внимание на расположение ромашек, колокольчиков, а также на последовательность рисования: сначала все серединки ромашек, потом все ромашки, затем соединение их в венок и стебли колокольчиков, наконец сами колокольчики и листья. Большинство детей заполнили и середину тарелочки букетом. С заданием справились все.
На даче мы ходили в лес за земляникой. Научились находить заветные места около пеньков, где всегда были две-три веточки привлекательной, душистой ягоды. Детей интересовали именно веточки: они рвали не ягоды для ягод, а ягоды для букета. На материале этих впечатлений я провела декоративное рисование — роспись подноса ягодами клубники и смородины.
Листья и ягоды земляники мы уже рассматривали во время сбора в лесу. Я обращала внимание детей (да дети и сами уже умели многое замечать), что на ветке земляники и клубники ягоды располагались отдельно, а у смородины — гроздью. Эти же формы дети видели в орнаментах на стаканчиках хохломской росписи.
Вот почему, составляя образец росписи подноса и идя от наблюдения живой формы, мы взяли манеру трактовки хохломской росписи, с ее же приемами передачи этих форм — пятном, удлиненным мазком и последующей разделкой концом кисти.
Более сложные приемы изображения компенсировались простой композицией с расчетом повторения ягод клубники в венке четыре раза. Между клубникой пластически легли грозди смородины, а пустоты заполнили листья. И опять определенная последовательность рисования: все ягоды — красной краской, затем все листья — охрой, и последующая разделка черной краской — экономили время рисования.
Проведенная нами работа показала:
1. Содержание декоративного рисунка должно быть конкретно, связано с живыми впечатлениями, с представлением
о реально существующих предметах. Это оправдано и народными традициями и конкретностью мышления детей.
2. Предметы, взятые из реальной жизни, должны быть подчинены в узоре определенным законам построения народного орнамента, с сохранением соответствия узора форме и назначению предмета, а также ритмическому чередованию формы и пятен.
3. Приемы передачи предмета в декоративном рисунке должны быть также народными, простыми и экономными, дающими возможность выполнить орнамент хорошо и быстро.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.