Ж. Д. Романова,
воспитатель детского сада № 1 Фрунзенского района
Изобразительная деятельность призвана воспитывать эстетические чувства детей и давать радость от результатов исполнения рисунка, лепки, аппликации. В частности, рисунок должен радовать найденной формой, гармоническим цветосочетанием, стройным композиционным расположением.
Но как осуществить эти задачи при сравнительно малых возможностях детей дошкольного возраста? Не останавливаясь на различных изобразительных занятиях, я хочу поделиться опытом своей работы по обучению детей изображению предметов и явлений природы на основе живого наблюдения.
Детский сад, в котором я работаю, расположен в центре города и как раз в том районе, где мало зелени (Лиговский проспект). При малых возможностях наблюдения природы в городе, когда приходилось ограничиваться внесением комнатных растений и их рассматриванием (примула, ветки мимозы и пр.), мне казалось особенно важным максимальное использование с этой целью летних месяцев. Наша дача расположена не в столь живописном месте (ст. Горская), но все же у нас там есть цветник, а на ближней полянке растут полевые цветы; недалеко расположен небольшой лесок, где можно полюбоваться березками, большими и маленькими елочками.
Есть у нас также возможность показать детям труд колхозников.
Летом воспитанники старшей группы уже чувствуют себя завтрашними школьниками, они становятся как-то старше, физически крепнут и делают заметные успехи в общем развитии. Вот в это время мы и решили провести с детьми более сложные наблюдения в природе и попробовать научить их некоторым новым приемам работы при изображении как отдельных предметов, так и пейзажа в целом.
Мы поставили своей задачей установить единство и преемственность в наблюдении и изображении предметов и явлений природы и найти те простые приемы, которые дали бы наибольший эстетический результат в детских рисунках.
Прежде чем приступить к работе, мы составили небольшой список тех наблюдений в природе, которые мы будем проводить летом, с последующим использованием этих наблюдений в рисовании. При этом мы предусмотрели, что будем наблюдать раньше и что потом (в связи с зацветанием и отцветанием растений, началом и концом полевых работ и т. д.).
Предварительно мы сами осматривали объект и решали, что является изображаемым в данном предмете, что нет, чтобы при наблюдении фиксировать на этом внимание детей, причем и наблюдение и рисование шли у нас от простого к сложному.
Вот примерный перечень отобранного материала:
1. Колокольчик.
2. Ромашка.
3. Декоративный букет.
4. Лилия.
5. Лупин.
6. Декоративный букет.
7. Гусь.
8. Девочка гонит гусей.
9. Сенокос.
10. Елочка.
11. Березка.
12. Лес.
13. Белая и оранжевая лилии.
14. Декоративный букет.
15. Рябина.
16. Маки.
17. Декоративный букет.
При наблюдении мы подчеркивали красоту самого растения, собирали в букет несколько однородных растений (например, колокольчиков), обращали внимание на то, какие они нежные, как опускается немного вниз цветок, какой у него тоненький стебелек. Мы всегда (если возможно) вносили растение в группу, чтобы дети без помехи могли сами его рассмотреть хорошенько. Так рассматривались все цветы для декоративных букетов.
Начали мы с самого простого — колокольчика и ромашки. Те и другие цветы мы неоднократно наблюдали в поле, приносили букеты их в группу для украшения.
После наблюдения было проведено два предметных рисования: сначала рисовали колокольчики, а потом ромашки; дети легко справились с этим заданием.
При наблюдении и рисовании ромашки так же, как и колокольчика, мы обращали внимание на цвет, количество лепестков, тычинок (у ромашки мы говорили просто — серединка крупная желтая), на стебли, выясняли, есть ли листья на стебле и какие. Вечером накануне дня рисования я говорила: «Дети, идите, я вам покажу, что мы будем завтра рисовать». Они собирались около меня, и я рисовала с натуры цветок, упрощая изображение и делая его таким, каким они должны будут его рисовать на следующий день. При этом я обращала внимание детей на размер цветка, на его расположение на бумаге.
Дети прекрасно запоминали, как и с чего нужно начинать рисовать, как держать кисть, брать краску.
На следующий день я показа не делала, а ограничивалась объяснением или просто напоминанием, с чего мы начинаем и чем заканчиваем рисунок. Перед глазами детей была натура, к которой и предлагалось обращаться при исполнении рисунка.
Таким методом мы пользовались в течение всего лета, и он дал хорошие результаты.
После предметного рисования мы проводили рисование букета в целом. Накануне я показала детям, как скомпановать цветы в букете, чтобы было видно, что это действительно букет, а не разбросанные в беспорядке цветы.
Вот как я примерно проводила такой показ вечером, в свободное время:
«Дети, подойдите ко мне, я сейчас вам покажу, как мы будем рисовать букет из колокольчиков и ромашек». Дети становились так, чтобы всем было видно, причем краски, воду, подкладку они мне приносили сами и всегда смотрели на мою работу с большим интересом и вниманием.
Я сказала детям, что сначала мы будем рисовать ромашки. «Берем желтую краску и делаем серединки, но не близко друг к другу, так как иначе не хватит места для лепестков. Потом путем мазков боком кисти рисуем лепестки. Между ромашками вписываем колокольчики, но так, чтобы было похоже на букет: вверху побольше, а внизу поменьше цветов, потому что букет всегда суживается, чтобы удобно было взять его в руку или поставить в воду».
После того как нарисованы все цветы, начинаем рисовать стебельки, причем внимание детей обращается на заслоняемость одного цветка другим. «Поэтому, — объясняю я, — проводить стебельки по цветкам нельзя, а нужно за цветком, тогда будет впечатление букета; внизу все стебельки соединяются, как будто их кто-то брал в руку...
Ну вот букет готов, завтра мы его будем рисовать».
На следующий день я ставила букет на стол и говорила: «Сегодня мы с вами будем рисовать этот букет. Давайте вспомним, с чего мы будем начинать наш рисунок». Дети всегда очень хорошо запоминали последовательность рисования и после краткого повторения приступали к работе. Такой прием экономил время для рисования, так как длительный показ и объяснения занимают много времени, а объяснить и показать нужно очень подробно: как держать кисть, сколько брать краски, как ее накладывать, — только тогда рисунок действительно будет хорошим. Свой рисунок я показывала только в начале занятия, чтобы напомнить, как выглядит букет. Все дети очень старались и после занятия с большим интересом рассматривали свои работы, делились впечатлениями.
Все остальные занятия строились в основном по такому же плану, но я остановлюсь еще на трех из них: на рисовании декоративного букета из лилий и лупинов, на изображении нашего леса и сенокоса.
Сначала мы рисовали букеты, а потом перешли к изображению пейзажа, так как последний более сложен по своему построению и приемам исполнения. После рисования первого букета, мы провели еще два занятия: на первом рисовали лилию, на втором — лупин.
Прежде чем начать рисовать эти растения, мы их внимательно рассмотрели. Я обратила внимание детей на яркую окраску цветка лилии, характерные крапинки на листьях и неоднородность окраски лепестка (у чашечки — темно-красный цвет, который потом сливается с оранжевой окраской самого лепестка), на длинный пестик и пять тычинок с большими пыльниками в виде утолщенной палочки. Кроме того, мы подробно рассмотрели стебель и листья, тоже очень характерные — лапчатого строения.
На следующий вечер я нарисовала при детях лилию с натуры, причем обратила их внимание на то, что лепестки у чашечки очень узкие, в середине сильно расширяются, а на концах сужаются. Вместе с детьми я пересчитала лепестки лилии и показала, как нужно с них начинать рисовать: три лепестка вверху, три внизу; у основания — кончиком кисти, затем на полный нажим кистью плашмя и к концу опять кончиком кисти. Потом красной краской начала отделывать лепесток внизу: кончиком кисти осторожно наносила ее на основание и полусухой кистью, аккуратно размазывая, сводила на нет, чтобы красная краска слилась с оранжевой окраской самого лепестка (если лепестки будут чуть влажные, это даже лучше: легче размазать краску). Потом этой же красной краской наносим точки, держа кисть вертикально и работая ее кончиком. Концом же кисти рисуем тонкие тычинки и пестик и в последнюю очередь рисуем стебелек и листья зеленой краской, тоже все кончиком кисти.
На следующий день я опять дала занятие без показа, только напомнила, как и с чего начать рисунок. Натура, как всегда, присутствовала на занятии.
С заданием справились все дети и очень радовались, что нарисованные ими цветы были похожи на настоящие.
Лупин рос у нас на клумбе, мы не раз его поливали, наблюдали, как постепенно распускаются все новые и новые цветы. Я принесла в группу один цветок, и мы его рассмотрели поближе. Обратила внимание детей на то, что весь цветок состоит из множества отдельных маленьких цветочков, к концу кисти уменьшающихся в размере. У лупина характерные лапчатые листья на длинных стеблях.
Передо мной встала трудная задача — как нарисовать цветок так, чтобы это было просто и в то же время создалось впечатление лупина, — ведь сам цветок по построению довольно сложен.
При показе я сказала, что в верхней части соцветия мы будем рисовать цветки просто точками, мелкими и крупными, ведь издали не видно, что в их середине, а у более крупных нарисуем сначала кружочек, а потом от кружочка хвостик полукругом.
Я волновалась, будет ли уместен такой прием, но он оказался удачным: дети его поняли и хорошо справились с работой, добившись выразительного изображения цветов лупина. В каждом цветочке они поставили белые точки, которые заметили при рассматривании натуры.
При рисовании букета из лилий илупина, я дала детям большой лист бумаги (мы вообще бумаги не жалели и учили детей делать крупные, сочные изображения), подобрала фон так, чтобы букет выглядел ярче. Затем составила нужные оттенки красок: оранжевую, две зеленые, красную, синюю, белую.
При показе я сказала детям, что букет должен быть большим, во весь лист, а цветы крупные, яркие, как в настоящем букете.
Первыми я нарисовала лилии — они самые яркие, еще раз показала, как их надо изображать и кстати экономить время: пока сохнет один цветок, начинать другой, потом отделывать одновременно оба цветка (т. е. рисовать сначала одной краской, а потом другой); пока сохнут лилии, нужно рисовать лупин, причем, каждый цветок в соцветии отделать белой точкой: так он выглядит рельефнее, наряднее.
После того как будут нарисованы цветы, приступим к рисованию зелени. У букета стебли все идут книзу к середине. Чтобы сделать букет ярче, я дала зеленую краску двух тонов: темного и светлого. Объяснила детям, что букеты украшают красивой травкой, показала, как это делается; в самый последний момент к букету добавляются мелкие белые цветы, и он принимает совсем другой вид.
На занятии дети очень старались. Я не торопила их и предупредила, что цветы можно располагать на бумаге по собственному усмотрению, кто где хочет, а не обязательно так, как у меня.
С заданием справились все, даже новенькие (6 человек), которые на летний период были переведены ко мне из средней группы; конечно, они рисовали не так, как старшие дети, но я от них и не требовала большей сложности исполнения.
Дети всегда с нетерпением ожидали того дня, когда будем рисовать, и, видя, что я ставлю на стол букет, краски, собирались сами, зная, что я буду что-нибудь показывать.
Вова как-то заявил: «Я очень полюбил рисование».
Надо сказать, что оно действительно очень увлекало детей. Во время рисования в группе стояла абсолютная тишина, и только изредка кто-нибудь спрашивал меня: «Хорошо?» или задавал вопросы по ходу изображения. Если исправить ошибку по какой-либо причине оказывалось невозможным, огорчение было очень велико, вплоть до слез, но я всегда старалась как-нибудь помочь ребенку, чтобы у него не испортилось настроение.
Дети всегда с удовольствием рассматривали по окончании занятия свои рисунки, высказывали много верных критических замечаний.
Далее мы перешли к наблюдению пейзажа в целом, вычленению нового в наблюдении, но такого, которое доступно изображению детьми. Ведь не все, что видит ребенок, он может изобразить, поэтому мы старались взять то, что доступно, и научить таким приемам, которые помогут детям изобразить увиденное.
В связи с этим встал перед нами вопрос, как и что наблюдать, с тем чтобы потом можно было это использовать для изображения в детских рисунках.
Наступила пора сенокоса на нашем участке и в поле. Мы не раз наблюдали косьбу, сушку травы, метание копен, причем всегда наблюдение совпадало с солнечным, ярким днем.
Я обращала внимание детей не только на то, как косят и суша г сено, но и на окрестный пейзаж, подчеркивала, что вдалеке лес темнее, чем вблизи, копны сена тоже другого оттенка, чем трава,— темнее.
Рассматривали мы и небо; в яркий, солнечный день оно синее, яркое; по небу плывут облака, но они не совсем белые, в некоторых местах есть серый тон.
При показе объясняла детям, как раскрасить бумагу, чтобы были небо и земля, причем для неба отводилось меньше места, чем для земли. Траву закрашивали более светлым тоном, который я специально подбирала так, чтобы по возможности приблизить его к естественной окраске травы. Бумагу я выбрала по качеству грубую, негладкую, так как на такой бумаге лучше сохнет краска и при дальнейшей работе не размазывается; изображения на ней не расплываются.
После того как были нарисованы небо и земля, я показывала, как рисовать облака: округлой формы, белой краской, быстрыми, сочными мазками. Лес вдали я учила изображать короткими, вертикальными мазками, концом кисти, темной краской. Мазки делаются неровные, так как и лес вдалеке неровный.
Потом рисовали копны — вблизи больше, а вдалеке меньше, у копен лежит рядами неубранная трава, которую колхозники ворошат граблями. Колхозников мы рисовали в заключение; я очень боялась, что дети не справятся с заданием, но они справились и довольно легко.
После того как мы рисовали сенокос, можно было перейти к изображению леса. Так же, как и в предыдущий раз, начали с предметного рисования, с изображения березы.
У нас на участке растет много берез, самых разнообразных по строению, группами и в одиночку, молодых и старых. На все это я обратила внимание детей и прежде всего, конечно, на характерные признаки — белый ствол с черными полосами, причем у самого основания совсем черный, но постепенно переходящий в серый; на сучья, идущие вверх, и висящие ветви.
Мы рассматривали березу в разное время дня и в разную погоду (в солнечную и пасмурную). Я показала детям, что та сторона березы, которая освещена солнцем, ярче, а в тени темнее и поэтому цвет листьев на дереве кажется разным.
При рисовании березы я обратила внимание детей на новые приемы изображения для передачи разных оттенков неба и травы.
Я показала детям во время прогулки лес вдалеке и подчеркнула, что у леса небо светлее, а чем выше, тем темнее; трава у леса темнее, а около нас светлее.
При показе я объяснила детям, как нужно рисовать небо: взять на кисть синей краски и вверху листа провести широкую полосу, потом набрать на кисть воды и размазать эту полосу водой до середины листа, и у горизонта небо получится светлее. Точно такой же прием я применила при рисовании травы, причем краска была дана двух оттенков — темно-зеленая и светло-зеленая; траву рисовали более светлым тоном, а лес — темно-зеленой краской (лес вдалеке).
На фоне этого пейзажа начали рисовать березу; сначала ствол и самые большие сучья белой краской, потом черной краской — ветки и темные пятна на стволе. По ходу работы показывала, как нанести черную краску на ствол у его основания и как постепенно размазать краску до серого цвета. Далее показывала, как концом кисти быстро нарисовать листву, причем с солнечной стороны более светлую. Затем нарисовали немного травки у дерева.
Примерно так же мы рисовали и елочку. При наблюдении мы обращали внимание на величину и расположение веток, на то, что ветки по цвету не все одинаковые: одни светлые, другие темные, в зависимости от освещения солнцем.
Так же, как и при рисовании березы, елочку изображали на фоне неба и травы. Я показывала детям, как рисовать ее, начиная сверху: вверху ветки короткие и вдут вверх, чем ниже, тем ветки длиннее и опускаются книзу, хвоя у ствола длиннее, а на концах ветвей короче. Показала, как нарисовать ветки темной и светлой краской, чтобы елочка получилась пушистая, густая, как настоящая. После того как были нарисованы береза и елка, мы приступили к изображению леса. Предварительно провели экскурсию в лес.
Во время экскурсии я обратила внимание детей на то, что в лесу растут разные деревья: ель, береза; что деревья неодинаковые по высоте; что под деревьями растут маленькие елочки, мох, лесные цветы; в лесу много пней; между деревьями вьются тропинки.
При рисовании леса сначала заполнили фон неба, затем нарисовали облака. Так же, как в предметном рисовании, дала высокий горизонт и показала детям, как расположить предметы на листе бумаги: вдалеке деревья маленькие, вблизи — выше.
Мы вспомнили вместе с детьми, что деревья в лесу разные (дети сейчас же назвали березу, у которой два ствола расходятся почти сразу от земли); ели бывают высокие, тонкие и маленькие, пушистые приземистые.
Тогда я предложила нарисовать лес так, как они его запомнили, и использовать при этом те приемы, которым научились на предыдущих занятиях: применение двух оттенков краски, размывание краски водой при покрытии фона и т. д.
Изображение леса получилось интересное, но у большинства оказалась одинаковая композиция: почти у всех двуствольная береза была в рисунке слева, тропинка вилась в определенном направлении. Сначала меня это смутило, но затем я поняла, что лес, который мы рассматривали, со стороны полянки был виден всем детям одинаково, а мой набросок с натуры тем более зафиксировал в памяти детей определенное расположение отдельных деревьев и целых групп.
Все дети были горды тем, что у них получился лес именно таким, каким они видели его вчера с полянки, и эти рисунки доставили детям настоящие эстетические переживания.
Работа, проведенная нами в течение трех летних сезонов, убедила нас в следующем:
1. Выполнение при детях рисунка с натуры в свободное и удобное для этого время (прогулка, вечернее время летом и т. д.) приносит большую пользу, так как дает возможность без торопливости воспроизвести на глазах детей натуру в плоском рисунке, сопровождая этот процесс словесными пояснениями хода исполнения. Это привлекает внимание всех детей, поднимает интерес детей к рисованию, пополняет их знаиия о приемах и деталях изображения.
2. Сравнительно высокие эстетические результаты в детских рисунках могут быть достигнуты простыми приемами изображения при условии, если эти приемы помогают закреплению и осмыслению предшествовавших наблюдений. В противном случае эти приемы могут дать только внешний эффект чисто механическим путем, без понимания детьми того, что они помогают легче изобразить увиденное.
3. Указания воспитателя в отношении композиционного расположения рисунка должны быть ясными, точными и даваться в соответствии с наблюдаемой натурой.
4. Особой заботой воспитателя при подготовке к занятию должио быть приготовление красок соответствующих светлотных и цветовых оттенков с тем, чтобы найденные оттенки наиболее способствовали выразительной передаче натуры.
В отдельных случаях можно привлекать к этому и детей, но само приготовление нужных красок следует производить всегда на глазах у детей, сопровождая свои действия словесными пояснениями. При этом условии у детей воспитывается интерес к цветовой стороне рисунка и понимание необходимости разнообразия оттенков для более верной передачи натуры.
5. Детские рисунки, изображающие природу, даже при большой их выразительности имеют плоскостную декоративную трактовку и исполняются условными упрощенными приемами при большой обобщенности растительных форм, что устанавливает непосредственную связь между предметным, сюжетным и декоративным детским рисунком. В заключение следует сказать, что вся эта работа может иметь известный успех только при условии систематического повышения воспитателем своей художественной культуры и изобразительных умений, неуклонного роста в области эстетического образования.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.