В. П. Захарова,
воспитатель детского сада № 18 Ждановского района
Изобразительная деятельность закрепляет знания и представления детей об окружающей жизни и поэтому тесно связана с другими видами детской деятельности. На различного рода изобразительных занятиях у детей воспитывается наблюдательность, умение рассматривать предметы, вычленять их из множества других; детей приучают разбирать (анализировать) предмет по частям, выделять его характерные особенности и свойства.
Так, уже в младшей группе дети знают, что грибок надо сделать из ножки и шапочки; что снежная баба состоит из трех шаров или кругов, постепенно уменьшающихся кверху; что у домика есть стены, крыша, окна, дверь и труба. На занятии аппликацией дети, составляя из частей мишку, узнают по очертаниям передние и задние ноги и т. п.
Работа по рисованию, лепке и аппликации с детьми младшей группы ведет от непосредственного восприятия к обозначению словом. Дети учатся правильно называть предметы, определять их цвет, размер, форму, ориентироваться в пространстве.
В начале года многие дети указывают форму и расположение предмета движением руки, но постепенно, овладевая нужными словами, начинают пользоваться ими. Они говорят, например, что ленточки прямые, длин-яые; что лесенка высокая и у нее много ступенек; что баранки и сушки желтые и круглые; баранки большие, а сушки маленькие; что мячик круглый, один бочок у него красный, а другой синий; что морковка толстая, а к хвостику становится тонкой и т. п.
Кроме того, занимаясь с детьми, показывая им, как надо лепить, рисовать карандашом или кистью, воспитатель употребляет новые слова и выражения, обозначающие действия и приемы работы, а также расположение предметов в пространстве. Так, например, при наклеивании флажков к нарисованной воспитателем веревочке дети должны наклеить их под линией, а при наклеивании елочных бус — наклеить их на проведенную линию.
В лепке тоже приходится осваивать ряд понятий; например, что значит разделить кусок глины пополам, на две части, на много кусочков; понимать наименование действий: скатать столбик, шарик, сжать его, вдавить пальцами, выщипнуть, согнуть и т. п.
Н. П. Сакулина пишет, что рисование и лепка, как и другие виды деятельности, имеют свой словарь, свои доступные пониманию детей термины, без знания которых не может быть ни взаимного понимания между педагогом и ребенком, ни овладения знаниями и умениями в этих видах деятельности.
Наблюдая за работой воспитателей, мы замечали различные упущения, сделанные ими в проведении изобразительных занятий, в особенности в руководстве рисованием.
Одна молодая воспитательница, показывая в младшей группе, как нарисовать заборчик, называла проводимые кистью полосы горизонтальными и вертикальными линиями, совсем не думая о том, понятны ли ее слова детям.
В другом случае воспитательница, боясь оказаться не понятой детьми, только показала и назвала предмет, внесенный для изображения, после чего молча провела показ, предоставляя детям зрительно, без словесных пояснений, воспринять последовательность выполнения задания.
В третьем случае при проведении показа воспитательница использовала названия предметов, изображавшихся детьми ранее и совершенно не относящихся к изображению нового предмета — домика. Она проводила показ так: «Нарисуем два столбика, тут и тут — это будут стены; потом проведем ленточку от одного столбика к другому — это будет потолок, а внизу еще одну ленточку — это пол. Теперь нарисуем горку в эту сторону и горку в другую сторону — вот и получилась треугольная крыша» и т. д. При таком объяснении представление о доме и его частях путалось у детей с представлением о столбиках, ленточках, горках.
Встречаясь с воспитателями младших групп, я пришла к выводу, что, планируя занятия по рисованию, аппликации и лепке, большинство из них не обдумывают заранее пояснительный текст, не учитывают доступность новых слов и понятий, а также не вносят необходимых пространственных представлений, слов, направляющих движение ребенка.
Все эти ошибки в работе воспитателей побудили меня поделиться своим опытом работы по проведению изобразительных занятий с детьми младшей группы.
Принимая детей трех лет в начале учебного года, я часто сталкивалась с тем, что дети плохо понимали речь взрослых. Во многих случаях ребенок реагировал не на слова, сказанные мной, а на интонацию голоса, на мимику моего лица.
Так, например, близнецы Таня и Валя каждый раз, когда я начинала им что-либо объяснять, смотрели на меня с несколько испуганными лицами, но стоило мне улыбнуться, и лица их прояснялись в ответной улыбке, в глазах загорались веселые огоньки. Если же я не улыбалась, а заканчивала те же слова требовательным строгим тоном, обе девочки начинали плакать, считая, что в чем-то провинились.
Очень частое отражение на детских лицах полного непонимания моих слов привело меня к желанию помочь им, используя для этого наравне с остальной работой и занятия по изобразительной деятельности, на которых легко устанавливается связь между наглядным образом, действием и словесным обозначением.
Возможность несколько удлинить первую часть занятия за счет очень быстрого выполнения заданий детьми создавала условия для знакомства с теми предметами, которые им приходилось изображать, а также способствовала расширению знаний и представлений детей, связыванию их со словами.
На первом занятии лепкой, знакомя детей со свойствами глины, которую можно мять, разрывать на части, гнуть, я показала детям, как раскатывать между ладонями «колбаски». Процесс выполнения задания я сопровождала словесным описанием всех своих движений:
«Вот я пальцами оторву кусочек глины, положу его на середину руки — на ладонь, а ладошкой второй руки прикрою и буду раскатывать вот так — от пальцев к ладони и обратно. Покажите мне все, как нужно делать». Имитация движений помогала детям осваивать нужное движение рук, способствовала тому, что, получив глину, они сразу же приступали к работе, а многократное повторение показа со словесным объяснением действия закрепляло представление о том, что значит «катать глину между ладонями».
На втором занятии, закрепляя умение раскатывать глину прямым движением между ладонями, я дала лепку «баранок» и «сушек». Показав в начале занятия эти предметы, я спросила: «Что это?» Баранку назвали все ^ети, сушку — только трое. На вопрос: «Какие они?» дети ответили: «Кругленькие». Определяя цвет, несколько человек сказали: «Белые», исходя из представления о белом хлебе. И только после сравнения с моим белым халатом согласились, что баранки и сушки желтые. Далее я уточнила с детьми величину предметов: баранка — большая, сушка — маленькая, сравнила, что больше, что меньше.
Показывая, как надо слепить баранку и сушку, я снова повторила прием раскатывания колбаски, указав, что для баранки надо сделать более длинную колбаску и свернуть ее, наложив один кончик на другой.
Малыши лепили с увлечением, но у многих баранки оказались мелкими, так как дети раскатывали маленькие кусочки глины (это было легче). Четверо не сумели правильно соединить концы колбасок и просто сжали их, поэтому баранки не пqлyчилиcь круглыми.
Показывая мне свою работу, часть детей объяснила, сколько и каких предметов они слепили, но новое для многих слово «сушка» большинство детей заменяло определением «маленькая бараночка».
На этом занятии дети закрепляли умение катать глину между ладонями, учились свертывать колбаску в круг, соединяя и прижимая друг к другу оба конца, уточняли представление о величине, узнали новое слово «сушка».
На следующем занятии, обучая детей катанию из глины шариков, я использовала в качестве натуры клюкву. На мой вопрос «Что это?» большинство детей ответило: «Ягодки».— «А как они называются? Какие они?» — «Красные», — сказал только один Саша. — «Правильно. Эта ягода называется клюква. Давайте скажем теперь все вместе».
Далее, желая, чтобы дети определили форму клюквы, я долго перекатывала несколько крупных ягод с ладони на ладонь и только после сравнения их с маленькими шариками, мячиками, получила ответ: «Круглые, кругленькие».
Уточнив с детьми, что ягоды клюквы красные и круглые, я показала, как надо их лепить, сопровождая свои действия словесным объяснением: «Сначала нащиплю глину пальцами на кусочки, потом каждый из них буду катать между ладонями, вот так. Вот какая у меня получилась ягодка».
Скатав несколько шариков, я предложила детям сложить ладони вместе и потом, не расцепляя их, поворачивать одной ладошкой по другой кругом. Тем детям, которые не уловили движения, я показывала, взяв их руки в свои.
Дети работали с большим старанием. Правда, у шести человек ягоды получились веретенообразные, но полные блюдца скатанных ягод очень радовали детей.
После занятия, когда дети вымыли руки, я предложила им попробовать из тарелки принесенную мной клюкву и сказать, сладкая она или кислая. Итак, на этом занятии дети научились катать шарики и одновременно узнали, что ягоды клюквы красные, круглые, кислые.
Показ того предмета, который дети будут изображать в лепке или рисовании, вызывал определенный интерес и помогал мне собрать внимание всех детей4 в то время как словесное сообщение темы занятия не привлекало внимания детей всей группы.
Для того чтобы дети понимали мои объяснения, я заранее подбирала понятные для них определения, названия. Поэтому, наметив содержание занятия, я старалась подготовку к нему проводить в присутствии детей, а иногда и при непосредственном их участии.
Например, перед наклеиванием воздушных шариков к нарисованным ниткам я утром, до завтрака, при детях вырезала цветные кружки, попутно проверяя умение детей правильно распознавать основные цвета, а потом нарисовала на листе бумаги черным карандашом «ниточки» и приклеила к каждой из них по шарику. Дети с интересом следили за моей работой, подсказывая, какого цвета шарик еще не наклеен. Закончив наклеивание, я начала надписывать листы для работы детей и рисовать на них «нитки» для шариков. Дети интересовались, кому я рисую, радовались «своим ниточкам», приглашали товарищей посмотреть, как рисуют «их ниточки», напоминали, кому я еще не надписала бумагу для работы.
После завтрака, когда дети сели на свои места для занятия, я только прикрепила к доске наклеенные мной «шарики» и спросила нескольких детей, какого они цвета. После этого дети сразу приступили к работе, так как уже точно знали, что и как им нужно делать.
На первое занятие рисованием красками я принесла красные ленточки и, показывая одну из них, спросила: «Что это?» — «Бантик», — ответила Таня. Я спросила еще нескольких детей, и все они повторили то же название.
Тогда я завязала ленточку бантиком и сказала: «Вот я завязала бантик. А теперь что получилось?» Я потянула за кончики, и ленточка снова стала прямой. «Это ленточка,— сказала Лена. — Мне мама из ленточки бантик на головку завязывает».
Несколько девочек поддержали Лену, а Коля заявил: «У меня тоже есть бантик на новом костюме, он тоже из ленточки».
«Вот мы и нарисуем сейчас красками много таких красивых ленточек. Посмотрите, как мы их будем рисовать». Я приколола ленточку кнопками и стала показывать, как рисовать, сопровождая словами все свои действия.
«Возьму кисточку повыше железного конца вот так, между двумя пальцами, а сверху накрою третьим. Теперь помешаю ею краску в блюдечке, а потом отожму о краешек, чтобы краска не капнула; приложу кисточку к бумаге вот так и от пальчиков слева направо проведу красную ленточку. А теперь снова помешаю кисточкой краску и снова отожму ее о край и нарисую еще одну ленточку, опять от пальчиков слева направо. И еще одну, и еще... Вот как много красных ленточек я нарисовала».
Закончив объяснение, я предложила детям повернуть стульчики к столам, взять правильно кисти и показать мне, как они будут от пальчиков слева направо рисовать ленточки. Проверив движение рук у всех детей, поставила на столы краску, и дети сразу приступили к работе.
После занятия, рассматривая свои рисунки, разложенные на столах, дети пробовали сами оценить их.
— Вот хорошие ленточки! — показывая на работу Андрюши, радовалась Оля.
— А у Тани плохие ленточки, они все упали,— отметил Сережа.
— Посмотрите, тут у Ирочки одна ленточка разорвалась,— заметила Лена.
Высказывания детей показали мне, что их уже можно привлекать к оценке работ, учить видеть, что сделано хорошо, а что неправильно, и выражать это соответствующими словами.
Перед рисованием заборчика я во время игр сделала заборчик из лучинок: на две длинных планочки прибила гвоздиками ряд коротких и разрешила желающим по очереди забивать до конца вбитые мною неполностью гвозди.
— Мы помогаем вам делать заборчик,— сказал Сережа.
— Много гвоздей вбили,— похвалился Витя вошедшей няне.— Посмотрите — вот, вот и вот.
— А вы его покрасите? — спросила меня Олечка.
Я ответила утвердительно, принесла краску и покрасила заборчик в зеленый цвет, не называя его. Многие дети определили окраску забора правильно, но некоторые назвали забор синим, а Витя заявил, что он желтенький.
Выяснив, кто из детей еще не знает зеленого цвета, я сказала, что краска у меня зеленая, и заборчик стал тоже зеленым.
При показе изображения заборчика на занятии я соблюдала ту же последовательность, что и при поделке его. Сначала провела от пальчиков слева направо в длину всего листа две линии — «дощечки»: одну — повыше, другую — пониже, потом через них сверху вниз более короткие, сопровождая все свои действия словесными пояснениями, указывая, что и в какой последовательности я изображаю.
«Всем видно, как я прижимаю кисть выше верхней дощечки и веду ее вниз? Еще раз сверху вниз, одна перекладинка близко к другой... Много-много перекладинок. Вот какой хороший заборчик получился».
На этом занятии все дети справились с заданием и выполнили его в показанной мной последовательности; только у двух «перекладинки» оказались замкнутыми между длинными «дощечками», и дети сразу отметили, что у них заборчики, «как лесенка, которая упала». При повторном рисовании красками ленточек я внесла ленточки другой расцветки, причем взяла одну из них длинную, а другую короткую. Рассматривая ленточки, дети сначала сказали, что одна — большая, а другая — маленькая и только после объяснений стали говорить, что одна из них — длинная, другая — короткая.
При показе изображения я, проводя линии слева направо, все время повторяла: «Длинная — короткая, длинная — короткая», давая детям зрительно воспринять ритмичное чередование двух размеров, связать их длину с многократным словесным определением.
Большая часть группы справилась с чередованием безошибочно, несколько человек сбилось с ритма только к концу листа и лишь двое нарисовали отдельно длинные и короткие ленточки.
После лепки башенки из шариков, во время которой дети закрепляли умение катать шарики различных размеров, и потом, подбирая по величине, складывать башенкой, я решила дать ее изображение в аппликации.
Подготавливая к занятию материал, я поставила перед собой игрушку, подобрала цветную бумагу и начала вырезывать кружки.
Наблюдая за моей работой, дети сами подсказывали мне, из какой бумаги и какой величины надо вырезывать следующие кружки, пробовали тут же выкладывать из готовых частей игрушку и просили, чтобы я сделала и синие полукруги для основания («чтобы башенка стояла»).
На следующем занятии я предложила детям нарисовать башенку цветными карандашами, показав, как постепенно увеличивать круг до нужной величины.
Во время предварительной зарисовки мной башенки дети, глядя на игрушку, диктовали мне, каким карандашом и какой величины надо нарисовать следующий круг.
После моего показа дети принялись за работу, причем каждый из них смотрел на натуру, а не на мой рисунок, так как натура была гораздо красочнее и крупнее, и в соответствии с ней выбирал карандаш и определял размер круга. Трудным в этой работе оказалось вертикальное расположение кружков, один под другим. У многих детей башенки покосились, изогнулись, попали не на середину листа.
При оценке дети сами указывали на недочеты в своих работах.
— У Славика башенка красивая, только хочет упасть,— сказал Сережа.
— А у Лены шарики все лохматые,— заявил Витя, указывая на неровно нарисованные круглые линии, выходящие за контур.
— У Иры и Тани шарики рассыпались,— показывала мне Люба.
— У Вали шарики все большие, а ведь наверху самый маленький надо было нарисовать,— заметила Таня.
Чередование цветов никто из детей не спутал.
Так же, как и башенка из шариков, которую дети ле пили, наклеивали, а потом уже рисовали, были сделаны снежная баба и грибок: остальные предметы дети только лепили, или только рисовали (баранки, клюква), или давали в аппликации и рисунке (воздушные шарики, бусы, флажки); были и такие предметы, которые дети могли только собрать из готовых частей и наклеить (домик, мишка и ваза с цветами).
Весной во время прогулок дети очень увлеклись рисованием на асфальте, на песке. Они повторяли все, что рисовали в течение зимы: лесенки, заборчики, шарики, окошки, грибы и др. Но больше всего детям нравилось изображение дома, хотя у большинства он еще не выходил, и дети просили меня нарисовать им стены и крышу, а окна, дверь, трубу, дым и заборчики подрисовали сами.
В результате проведенной работы я пришла к следующим выводам:
1. Обучая детей приемам изображения, надо добиваться правильного выполнения их многократным повторением самого движения, связывая его со словесным обозначением; доводить до осмысления все действия, соблюдая неторопливость, длительность, большую повторность.
2. Демонстрация на занятии того предмета, который дети будут изображать, собирает внимание всех детей, вызывает интерес, радость, эмоциональные переживания, а рассматривание предмета в начале занятия уточняет представление детей о нем, помогает усвоению новых определений, вычленению отдельных частей, связывает с новыми представлениями и словами.
3. Для активного участия детей в рассматривании предмета и в вопросах по ходу показа необходимо включать в вопросы те слова, из которых дети могли бы выбрать нужное для своего ответа, так как для детей часто неясно, что им надо ответить, и при ответе они затрудняются в подборе слов. Например: «Клюква кислая или сладкая? Палочки у флажков длинные или короткие, тонкие или толстые? Верхний шарик у башенки большой или маленький?»
4. Подготовка к занятиям в присутствии детей, а часто и при непосредственном их участии способствует более быстрому осмыслению того нового, с чем им придется столкнуться потом на занятии.
5. Когда дети младшей группы начинают осознанно выполнять задания, их можно привлекать к оценке законченных работ.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.