А. М. Либерман,
воспитатель детского сада № 19 Петроградского района
Еще совсем недавно существовало убеждение, что нельзя предъявлять какие-либо требования к рисунку маленьких детей. Считалось, что дети трех лет обязательно переживают так называемый каракульный период, т. е. водят карандашом без всякого смысла, испытывая удовольствие от того, что карандаш оставляет какие-то следы.
Заслуга А. А. Волковой в том, что она доказала возможность изображения маленькими детьми предмета и сюжета, основанного на реальной жизни. В ее книге «Рисование в младшей группе детского сада» упоминается и о развитии эстетических чувств детей, но не раскрывается, какими средствами можно добиться формирования чувств, возникающих от восприятия красоты предмета и от эстетического результата в рисунке.
Мы считаем, что поскольку изобразительные занятия по своей природе направлены на развитие эстетических чувств, то и в младшей группе вполне правомерно стремиться к этому. Но перед нами встали следующие задачи.
1. Как знакомить малышей с предметом, выделяя его эстетическую сторону и вызывая чувство радости от красоты его.
2. Как добиться, чтобы рисунки малышей, несмотря на простоту изобразительных возможностей, радовали детей своим цветом и формой.
Обычно на изобразительных занятиях в младших группах воспитатели бьются главным образом над формой, не очень заботясь о цвете, который является для них лишь одним из компонентов рисунка и отнюдь не главным, так как рисование проводится, в основном карандашами.
Детей учат рисовать только контуры, и изображение предмета получается каркасным, проволочным. Это обосновывается спецификой дошкольников, которые, по мнению психологов, воспринимают лишь контуры предметов. Абсолютно соглашаясь с этим, считаем нужным внести лишь одну небольшую поправку: ребенок действительно видит контуры предмета, но контуром является граница силуэта. Никогда ребенок не видит вместо предмета, его каркасную схему или чертеж.
Сухость, схематичность, отсутствие цветового пятна в карандашных рисунках детей не отвечали задаче развития эстетических чувств у малышей. Поэтому при рассматривании различных предметов мы выбирали такие, которые радовали бы детей формой, цветом и в то же время вызывали у детей радостные ассоциации: елка — стройная, зеленая, пушистая — связана у детей с представлением о новогоднем празднике; флаг — яркий, красный — обязательно вызывает у детей воспоминания о празднике, о демонстрации, о нарядных улицах.
Однако у нас получился разрыв между восприятием предмета и результатом его изображения, т. е. рисунком. Надо было пересмотреть приемы обучения рисованию и соотношение изобразительных материалов — карандаша и красок.
Первые моменты постановки руки мы не изменяли, используя игровые упражнения, разработанные Е. А. Флериной. Но все эти ленточки, дорожки и другие упражнения дети рисовали красками. Уже на первом занятии детей обрадовал результат: «Вот какая ленточка у меня — красная, как настоящая!» — говорили они.
В соответствии с «Руководством» мы предложили детям зимой нарисовать елку. Рисовали красками. Натурой служила стоящая в группе елка. Анализируя форму елки, мы показывали детям, как ее рисовать. При этом мы придерживались реалистического изображения елки, отказавшись от общепринятой схемы, над которой смеются художники, называя ее «рыбья кость». Елки, нарисованные детьми, еще очень несовершенные по форме, все же значительно отличались от тех, которые обычно рисуют в младшей группе.
В дальнейшем мы снова дали детям карандаш, когда они рисовали дом. Нам казалось, что этот предмет детям легче будет нарисовать карандашом. Но результат не удовлетворил ни нас, ни детей. Некоторые дети пробовали закрасить дом карандашом, но устали и не закончили, так как сплошная тушевка карандашом большой поверхности детям трех лет еще не под силу. Радости от этого занятия не было ни у кого.
На следующем занятии дом рисовали красками. Образцом служил деревянный разборный домик, которым играли дети. Домик всегда собирался при них, и это облегчило детям его изображение. При показе дети сами диктовали последовательность: «Сначала пол, потом столбы по углам, потом бревнышки» и т. д. При рисовании красками физических усилий было затрачено мало, а поскольку не было непосильного напряжения, то появилась радость творчества. Дети получили эстетическое удовлетворение от результата.
Круг предметов — тем для рисования — в первой младшей группе мы очень ограничили: флаг, дерево, снежная баба, елка, дом. Но каждый из предметов повторялся неоднократно; иногда давали несложный сюжет, в котором соединялось несколько предметов, например «дом в саду», «дом, украшенный к празднику».
При рисовании дерева нам хотелось избежать штампа. Поэтому во время прогулок мы вначале сами обращали внимание детей на то или иное дерево, а затем это превратилось в игру «Кто увидит самое интересное дерево». И надо отметить, что дети стали очень наблюдательны. Это не могло не сказаться на рисовании: дети никогда не рисовали именно то дерево-схему, которое им показывали; каждый рисовал свое.
Весной, когда все зазеленело, мы во время прогулок обращали внимание детей на то, что отдельных листьев не видно: они группируются вокруг ветвей. Рисуя дерево весной, а потом сад, дети изображали листву мазками и радовались сходству.
Уже в первой младшей группе дети почувствовали вкус к цвету. Рисуя карандашами, малыши Закрашивали поверхность предмета и с удовольствием отмечали: «Вот как цветно!» «А теперь как разноцветно!»
Особняком стоит рисование игрушечного мишки. Мы хотим остановиться на этом занятии потому, что здесь установилась очень интересная связь между двумя видами изобразительной деятельности детей — аппликацией и рисованием.
Рисование мишки является вторым, после снежной бабы, шагом, приближающим детей к изображению человека. Нам нужно было, чтобы дети поняли расположение и соотношение частей, пропорциональность человеческой фигуры. К этому мы попытались подвести детей, дав им сначала изображение мишки, стоящего на задних лапах, — игрушки, которую дети в своих играх всегда очеловечивают.
Снежная баба имеет очень мало общего с человеком — это просто три кома (в рисунке — круга), иногда к среднему кому приделаны руки. Можно было бы сразу рисовать девочку в шубке, но, как показала практика, это бывает обычно рисование шубки с руками, к которой пририсовывают голову и валенки. В то же время, рисуя мишку, дети привыкают изображать фигуру с правильным расположением частей и с относительно правильными пропорциями.
Мы считали, что этому может вначале помочь конструктивная аппликация. Каждому ребенку были даны все части фигуры мишки и показано, как собрать их воедино, причем детям разрешалось наклеить лапы мишки в каком угодно движении.
Работы получились очень интересными — почти все мишки были в движении. Дети делали это сознательно: «Я сделаю, будто мишка хочет топнуть», «У меня мишка бежит» и т. д.
Рисуя на следующем занятии мишку, дети старались придать его фигуре некоторое движение — «Мишка идет по травке», «Мишка в лесу гуляет. Вот елочки кругом зелененькие, пушистые». Рассматривая в конце занятия работы, дети говорили: «Мы как про сказку нарисовали, что нам читали», «А тут много медведей, не три», «А я Мишутку нарисовала, какой толстенький!».
Таким образом, в течение первого года работы с малышами нам удалось вызвать у детей эстетическую радость от рассматривания предмета и от его изображения, развить наблюдательность, и это способствовало изображению детьми предметов с индивидуальными признаками, а не по схеме.
В дальнейшем необходимо было продолжать эту работу, усложняя трактовку предметов и цветосочетаний. В связи с этим усложнились и наблюдения — дети были на год старше, и любование природными явлениями могло быть более многогранным, чем в первой младшей группе.
На прогулках дети вначале замечали лишь то, что в первую очередь попадало в их поле зрения, например небольшие кусты с листьями от темно-багрового до желтого цвета. Дети любовались ими каждый день и все говорили: «Как красиво осенью на нашей площадке». На деревья они внимания не обращали, так как тополя, преобладающие в саду, осенью почти не меняются. Но однажды, в очень ясный день, идя по улице, мы обратили внимание детей на одинокий клен, который очень красиво выделялся на фоне голубого неба. Увидев его, дети радостно стали говорить, что клен очень красивый. В течение недели дети любовались этим кленом, замечая все новые и новые подробности. Так, в один из дней дети отметили, что на вершине дерева и у концов ветвей листья красные, а ближе к середине кроны — желтые и оранжевые; затем стали замечать, что с каждым днем крона редеет. «Небо становится видно через листья», — говорили они. Дети полюбили этот клен, и, когда мы на занятии предложили нарисовать его, наши воспитанники очень обрадовались. На этом занятии мы впервые дали детям голубую бумагу, и это усилило их радость: «Бумага совсем, как небо - голубая». Рисунки получились не все хорошие, так как за лето дети растеряли навыки, но отношение к работе было одинаковым у всех: равнодушных не оказалось; многие дети, не дожидаясь оценки, спрашивали: «У меня, правда, красиво нарисовано?» или: «Правда, похоже на наш клен?»
В октябре мы провели экскурсию в Ботанический сад. Здесь на каждом шагу детям открывались новые красоты: труппа берез с золотистыми, прозрачными кронами; яркие клены; сирень, у которой листья стали фиолетовыми; рябины с гроздьями ягод и множество нарядных разноцветных кустов. Дети играли в свою любимую игру «Кто первый увидит самое красивое», и, надо отдать им должное, они сумели увидеть очень многое.
Когда затем дети рисовали на занятии сад осенью, мы вспомнили с ними экскурсию в Ботанический сад и все, что там поразило их воображение. Впечатления от экскурсии оказались очень сильными и были отражены в детских рисунках.
Наши усилия были направлены не только на обогащение представлений у детей, но и на то, чтобы будить их воображение.
Одним из занятий, на котором дети могли дать волю своей фантазии, было рисование сказочного домика. Предварительно мы обращали виимание детей на то, как украшен наш разборный домик, давали детям рассматривать иллюстрации к русским народным сказкам.
Готовя материал для занятия, мы испробовали различные цветосочетания, прежде чем остановились на темно-красной, оранжевой, желтой, ярко-синей и темно-зеленой красках; бумагу мы дали серо-голубую.
Детям было предложено нарисовать красивый домик, нарядный, как в сказке. Не все обладали одинаковыми умениями: дети, пришедшие в детский сад только в этом году, нарисовали дом хуже других; но у всех было желание выполнить задание и все радовались результатам работы.
Интересно, что, рисуя рядом с домом деревья, дети делали их фантастическими по окраске, и на наши недоуменные вопросы отвечали: «Это оказка», «В сказке бывает такое дерево».
Данное занятие еще более усилило интерес детей к цвету, желание сделать рисунок нарядным, декоративным.
Рисуя в свободное время, дети уже сознательно брали карандаш того или иного цвета. «У кого фиолетовый карандаш! Дай мне фиолетовый карандаш», — требовала маленькая Наташа.
«Костя, дай Наташе фиолетовый карандаш, а себе возьми какой-нибудь другой».
«Не могу!— отвечает Костя. — Тут у меня красное, а теперь надо фиолетовое, а потом буду рисовать голубым».
В январе рисовали елку. Как и в первой младшей группе, натурой служила елка, стоявшая в группе. Но если в прошлом году дети после показа не смотрели больше на елку, то теперь некоторые нет-нет да и сравнивали свой рисунок с живой елкой и старались добиться большего сходства. Особенно хотелось детям, чтобы нарисованная ими елка была пушистая.
На втором занятии елку украшали огоньками — короткими желтыми мазками. Мы вспомнили с детьми, как красивы елки на фасаде Дома культуры: в их темно-зеленой хвое блестят яркие разноцветные огоньки. Рисуя, дети старались сделать свои елки праздничными, нарядными.
После занятий дети с новым интересом смотрели на елки, украшающие Дом культуры. К этому интересу примешивалась и доля удовлетворения и гордости: ведь они нарисовали такие же красивые елки.
Насколько обострилась наблюдательность у детей, свидетельствует такое замечание: «Смотрите, огоньки красные, желтые и зеленые, а у нас зеленых не было — были голубые».
Зима принесла детям новые эстетические радости: яркий белый снег на земле, на деревьях, на кустах. Однажды, когда мы пришли в сад, дети остановились молча, глядя на совершенно белые, мохнатые от снега деревья. Кто-то шепотом сказал: «Как в сказке!» Так же шепотом дети подтвердили: «Ага, как в сказке». Когда потом Шурик, расшалившись, бросил в дерево снежок и с одной ветки осыпался снег, дети, возмущенные, закричали на него: «Уйди! Уйди! Так было красиво, а ты испортил».
На одной из прогулок, когда шел густой снег, дети сделали для себя неожиданное открытие. «Смотрите, какой дом!» — закричали Миша и Сережа. — «Что же интересного в этом доме?» — спросили мы детей. — «Ну как же, — ответил Сережа, — дом сзади темный, а впереди снег белыми пятнышками! Очень красиво!» А Миша добавил: «Снег падает, а через него, как через воду, дом видно!»
Спустя некоторое время дети рисовали сад зимой и старались в своих рисунках отразить то, что им особенно понравилось.
Рисование зимнего пейзажа повторялось несколько раз, причем темы варьировались. На этих занятиях детям впервые были даны большие листы бумаги, и мы убедились, что на больших листах детям рисовать легче.
Далее уже было трудно находить темы для предметного рисования, появилась потребность в сюжете — следовательно, надо было приступить к рисованию человека.
Попытку установить связь между различными видами изобразительной деятельности, начатую в первой младшей группе, мы повторили.
Изображению человека было посвящено несколько занятий.
На первом занятии была дана конструктивная аппликация — соединение частей тела куклы, а затем наклеивание ее. Эту работу дети выполнили быстро и почти без ошибок. Потом дети рисовали эту же куклу. На этих занятиях мы уточняли пропорции — соотношение частей. Анализируя работу, дети правильно отмечали: «Саша нарисовал очень длинные руки, до самой земли, так не бывает». Или: «Какой некрасивый человек получился — голова большущая, а туловище меньше».
Теперь человека надо было одевать — детям предложили рисовать Светлану в нарядном платье (Светлана — героиня любимой книги С. Баруздина). Но это занятие не дало желаемых результатов. Во-первых, пропорции человеческой фигуры, воспринятые только глазом, еще не закрепились в сознании детей, и все «Светланы» отличались нарушенными пропорциями; во-вторых, дети не видели конкретного, осязаемого образа, такого, который бы сильно подействовал на их воображение.
В дальнейшем мы этот образ нашли — показали детям кировскую народную игрушку «Барыню», очень яркую и нарядную. Дети никогда такой игрушки не видели, и она поразила их своей красочностью: они гладили ее, осторожно брали в руки и говорили: «Какая красавица!»
Когда в день занятия по лепке на обычный вопрос детей: «Что мы будем сегодня лепить?» мы показали на кировскую игрушку и сказали, что будем лепить такую же куклу, а потом разукрасим своих кукол, чтобы они тоже были нарядными, восторгу детей не было предела. Надо было видеть, как внимательно дети следили за показом, с каким старанием лепили, как радовались результатам работы. Расписывали они своих кукол любовно и тщательно, а после занятия собрались вокруг стола, где стояли их куклы, и радовались, что «все они получились такими красивыми».
После лепки и росписи дети снова рисовали куклу в нарядном платье. На этот раз почти все рисунки были удачны, как по пропорциям, так и по декоративности — украшению их одежды.
После того как у детей появились некоторые умения в изображении человеческой фигуры, можно было включить человека в несложные сюжеты. Наиболее близким был сюжет «Дети лепят снежную бабу».
Дети отражали свое эмоциональное отношение к сюжету либо в цвете (красное пальто), либо в веселом движении, которое они придавали персонажам. Так, Алла нарисовала двух девочек, которые догоняют убегающую от них снежную бабу.
На одном из занятий детям были даны две темы. Большая часть группы рисовала на тему стихотворения Маршака «Январь», а шесть наиболее способных и умелых детей рисовали фриз на тему «Дети гуляют зимой в саду».
Голубая бумага для фриза была прикреплена к стене, а для того чтобы краска не стекала, мы развели ее гуще обычного.
С детьми, рисовавшими фриз, мы сначала разобрали тему и уточнили пейзаж, персонажей и их действия. Затем дети приступили к рисованию. Пейзаж рисовали все шестеро одновременно, затем, для того чтобы фриз не имел характера склеенных вместе разнохарактерных композиций, мы предложили детям поменяться местами. Замысел детей мы не ограничивали, поэтому и получился в центре фриза озорник, усевшийся на перила, что придало живость всей композиции.
Фриз очень привлек детей своей красочностью, выразительностью, и они окончательно поверили в свои возможности. Остальные дети не успокоились, пока им не было обещано, что весной, когда все расцветет, вся группа будет рисовать такую же большую картину.
До сих пор тематика занятий не выходила из круга окружающей ребенка жизни. Но в апреле началась весна — время, интересное для наблюдений, но очень трудное для изображения его маленькими детьми.
Мы решили попробовать дать детям рисовать по сказке. Выбору сказки помогло случайное обстоятельство: на выставке прикладного искусства нам очень понравился сервиз, расписанный петухами. Сервиза мы приобрести не могли, но петуха срисовали и показали детям. Одновременно показали им и китайского игрушечного петуха, яркого и очень декоративного. Оба петуха детям понравились, и, хотя некоторые скептически заявили, что таких петухов не бывает, остальные сразу же им возразили: «А вот бывает! Это в сказке петух!» Дети допытывались, будем ли мы его рисовать, привыкнув, что ничто зрительно интересное не показывается им просто так.
Мы решили попробовать нарисовать с детьми петуха и, если они с ним справятся, в дальнейшем дать рисование по сказке «Кот, петух и лиса».
Петуха рисовали очень простыми приемами: туловище — овал, два длинных мазка — шея, короткими мазками — гребешок и бородка. Для того чтобы не перемывать слишком часто кисть, мы посоветовали детям, нарисовав туловище, такой же краской сразу рисовать часть хвостовых перьев и также сделать после рисования шеи. Рисуя петуха, дети сделали для себя несколько открытий в области смешения красок: из желтой и синей получили зеленую, а из желтой и красной — оранжевую.
Петуха нарисовали почти все дети, рисовали с удовольствием. Особенно привлекла их эта работа своей декоративностью.
Теперь для изображения сказочного сюжета у детей было уже достаточно умений и представлений — деревья, сказочный домик, цветы, петух.
Рисовали композицию два занятия, так как, привыкнув рисовать многоцветно, декоративно, дети не уложились бы в 20 минут. Сначала рисовали пейзаж — то, что дети рисовали не раз и затруднений у них не вызывало. Перед этим занятием мы уточнили с детьми место и время действия сказки: кот и петух жили в лесу, летом деревья все зеленые, на некоторых могут быть плоды, на полянке — цветы и ягоды, избушка петуха и кота небольшая и очень нарядная, «потому что в сказке», — отметили дети. Образца никакого не было дано.
Творчество детей, не связанных образцом и имеющих возможность выбирать те краски и сочетания, которые им по душе, проявилось здесь с самой интересной стороны: композиция и цветосочетания в рисунке очень разнообразны, никто из детей не шел от штампа.
На втором занятии очень многие дети оказались в затруднительном положении: они заняли весь лист пейзажем и не знали, где им поместить петуха. Мы напомнили им, что на прогулках они сами часто обращали внимание на то, что забор, находящийся впереди дома, частично закрывает его или дерево, растущее позади дома, видно не целиком.
Шурик решил композицию по-своему: он поместил петуха на заборе. Часть детей нарисовала, кроме петуха, кота, лису, цыплят.
Все композиции, сделанные на эту тему, отличаются сочностью, красочностью и сказочностью.
В результате работы, проводимой нами в течение двух лет, мы можем сделать следующие выводы:
1. Эстетическое восприятие в младшей группе вполне возможно; вполне возможно и смыкание эстетического восприятия с эстетической радостью от изображения.
2. Для достижения этого вовсе не требуется перегружать программный материал младших групп изображением большого количества предметов, так как усвоение навыков рисования в первой младшей группе дает возможность усложнения и эстетического обогащения тех же самых предметов во второй младшей группе. Например, от проволочного домика карандашом до декоративного, красочного, сказочного домика или от дерева вообще в первой младшей группе до живописного осеннего дерева или зимнего и летнего пейзажа. В первой младшей группе, где навыки еще очень невелики и возможности наблюдений очень ограничены, сюжетное рисование детям давать не стоит. Со второго полугодия во второй младшей группе возможно подведение к несложным, но интересным сюжетам, включающим знакомые предметы.
3. Соотношение изобразительных материалов в младшей группе надо менять — больше давать рисовать красками, так как рисование красками, во-первых, облегчает труд ребенка и сокращает время, нужное для изображения любого предмета, и, во-вторых, краски дают цветовое пятно, радующее ребенка.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.