Е. С. Гайцхока,
боспитатель детского сада №1 Ленинского района
Развитие речи — одна из важнейших задач детского сада. В каждой группе эта задача принимает конкретные очертания в соответствии с возможностями детей определенного возраста.
Наряду с другими сторонами речи очень важно с первых дней пребывания ребенка в детском саду обращать внимание на выразительность.
Дети младшей группы только через близкое, хорошо им знакомое подходят к познанию реальной действительности. А наиболее близки и знакомы им окружающие их люди, предметы обихода, игрушки, домашние животные.
Вот на этом материале и следует начинать работу с малышами.
В первые дни дети часто капризничают, плачут, просятся к маме, но их можно отвлечь ярким, интересным словом, песенкой, потешкой. Вероятно, не я одна заметила, что как только станешь детям что-нибудь рассказывать, так даже те, которые сидят в сторонке от всех, перестают плакать и с интересом начинают прислушиваться.
Речевые умения детей на первых порах различны: дети, посещавшие ясли, имеют уже навыки жизни и общения в коллективе; у детей, пришедших из семьи, в некоторых случаях речь хорошая, зато у избалованных детей речь автономная — своя собственная, понятная только маме.
Для воспитателя сразу становится ясно, что наряду с решением общих задач надо будет проводить и индивидуальную работу.
Дети всех возрастов очень любят слушать стихи и прозу, но малыши любят больше стихи, которые привлекают их своей рифмой, ритмичностью и доставляют большую радость.
В первые дни работы с малышами воспитателю нужно выявить, как развита их речь, установить контакт с детьми, расположить малышей к себе, завоевать их доверие. Первые разговоры с детьми должны быть очень эмоциональными: «Какое у тебя платьице нарядное! Кто тебе такое сшил?» — спрашивает воспитательница, выражая искреннее восхищение платьем. Дети охотно откликаются на этот вопрос и начинают рассказывать.
Желая привлечь внимание всех детей, воспитательница говорит иногда интригующим полушепотом: «Послушайте все, что я вам расскажу: и Валя слушай, и Саша». Дети сразу настораживаются и внимательно слушают.
Если дети делают то, что нельзя — бросают куклу на пол, перекидывают игрушки, тянут картинку друг у друга из рук, — я им очень строго, подчас даже нахмурив брови, говорю: «Так делать нельзя». И объясняю, конечно, последствия этих действий.
Очень хорошо дать детям почувствовать разницу в отношении к контрастным поступкам: после того как кому-то строго было сказано, что «так нельзя», можно тут же похвалить кого-то, поощрить. С улыбкой, ласково сказать: «Как хорошо Танюша играет с куклой, она любит свою куклу, бережет ее, молодец, Танечка».
Через некоторое время дети начинают замечать разницу в тоне воспитателя, следят за выражением лица, глаз. «Вы Таню любите?» — спрашивает Вова. — «А Сашу вы не любите?» — продолжает он (Саше было сделано замечание в строгом тоне). Объясняю малышу, что и Сашу я люблю, но я на него рассердилась за то, что он бросает куклу на пол, рвет книжку. Но если он больше не будет так делать, то я не стану сердиться, а буду и Сашу хвалить.
Примерно на второй, третий день проложу с детьми занятие — игру «Где наши ручки» — и стремлюсь при этом, чтобы речь моя была как можно выразительней.
Помогаю всем детям спрятать руки за спину и говорю: «Надо спрятать руки так, чтобы никто не знал, куда: ой, спрячьте, спрячьте скорее руки за спину». На слова «Вот, вот наши ручки» сама начинаю играть руками: жестом и мимикой приглашаю детей делать то же самое.
За многие годы работы я не помню случая, чтобы дети остались равнодушными в этой игре, — они все улыбаются, смотрят не мигая и требуют: «Еще, еще, еще так».
Через день я приношу в группу большого плюшевого мишку, даю детям поиграть с ним, потом беру его на руки, прижимаю к себе, делаю вид, что мишка мне что-то шепчет. Затем рассказываю детям, что у мишки болит лапа и читаю стихотворение А. Барто «Мишка».
Большинство детей, поступающих в детский сад, знают эти стихи, но говорят их очень невыразительно — просто чеканят ритм. Я же рассказываю им этот маленький стишок как можно выразительнее: ласково поглаживая мишку, заверяю своих слушателей: «Все равно его не брошу, потому что он хороший». Дети мне поверили, и поверили настолько, что Люба спросила: «А больше не болит лапка?»
Когда после прогулки дети стали мыть руки, я открыла кран и предложила посмотреть, как льется водичка, послушать, как она журчит. А потом я прочитала детям потешку:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазыньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
«Давайте вместе попросим, чтобы водичка умыла ваше личико»,— привлекаю я детей к повторению за мной отдельных слов. И несколько раз во время умывания говорю эту потешку.
Вообще в своей работе я стараюсь как можно шире использовать фольклорный материал: дети любят напевные народные присказки, слушают их с удовольствием, а через некоторое время и сами начинают использовать их.
Еще через несколько дней я приношу в группу картинку к стихотворению Барто «Мячик» и ставлю ее на мольберт. На вопрос «Что здесь нарисовано?» дети, сразу узнав картинку, отвечают, что эта картинка «про Таню». Я привлекаю внимание всех детей и рассказываю им небольшую историю про девочку Таню, которая играла со своим мячом и уронила его в воду; Таня горько плакала, а взрослые пожалели ее и обещали достать мяч — в речке он не утонет.
По лицам слушавших детей было видно, что образ Тани стал им ближе и яснее, а мне и нужно было вызвать сочувствие к Тане, желание утешить ее.
Мы все знаем, что переучивать детей значительно труднее, чем учить, особенно это относится к малышам, которые нередко заучивают механически, со слов, не понимая смысла того, что говорят. Мне в данном случае важно было раскрыть детям смысл того, что нарисовано на картинке, и связать ее с содержанием стихотворения. После этого некоторые дети (4 человека), рассказывая стихотворение, стали выделять слова «Тише, Танечка, не плачь». Это уже был сдвиг в работе.
Таким же образом выучили мы и стихотворение «Зайка»: предварительно рассмотрели картинку, вызвали у детей определенное отношение к зайке и к хозяйке. «Актив» наш стал шире: уже не 4 человека, а 7 старались не говорить стихотворение так, как привыкли раньше.
Подошел декабрь месяц, и я решила разучить с детьми совершенно новое стихотворение, которое никто из них не знал до сих пор. Это было стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»
Первый раз я прочитала стихотворение на занятии и, одевая детей на прогулку, показала, как могло получиться, что пальчик не попал в свой домик: сняли рукавички, нашли пальчик, весело и задорно с ним поздоровались: «Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Это стихотворение дети говорили уже так, как нужно, но не все могли еще сами до конца осмыслить содержание того, о чем они рассказывали, а многие еще просто заучивали выразительность с голоса воспитателя и своих товарищей.
Активных, хорошо говорящих детей к Новому году стало еще больше; некоторые дети могли служить примером для остальных. К Новому году дети знали уже три сказки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Репка». Постепенно я стала привлекать детей к самостоятельному рассказыванию этих сказок, к драматизации их.
Дети сами начали понимать, кто лучше рассказывает, стали просить именно этих детей рассказывать сказку. Можно было услышать даже замечания: «Что ты все одним голосом говоришь, надо по-разному» и т. д.
Примерно с февраля месяца я стала особенно следить за речью детей в повседневной жизни. Помню, пришел к нам Славик из средней группы за книгой и очень тихо попросил ее у меня. Я спросила его, не испугался ли он наших малышей, и научила, как нужно обращаться с просьбой или вопросом к взрослым.
Дети завтракали, но очень внимательно следили за моим разговором со Славиком.
Когда через несколько дней я, посылая Витю в бельевую за катушкой ниток, стала учить его, как нужно обратиться к бельевщице, Витя мне ответил: «Я помню, как вы Славику говорили, я скажу громко: «Здравствуйте, дайте, пожалуйста, нам нитки».
Однажды Вера не захотела расстаться со своей мамой, не отпускала ее от себя. Я предложила ей показать детям свою новую шапочку, взяла ее на руки и унесла в группу. Плачущим голосом Вера стала говорить детям о своей шапке. Я ее остановила: «Не надо так показывать: дети подумают, что у тебя плохая шапка, что ты не хочешь эту новую шапку носить и поэтому плачешь. Отнеси ее лучше в шкафчик или дай Леночке — она веселая и всем покажет твою шапочку». Но тут Вера вытерла свои слезы и сказала: «Нет, я сама покажу детям шапочку, я больше не буду плакать». И она весело рассказала о своей шапочке.
Многие дети говорили очень монотонно, а некоторые плаксивым голосом. Я в таких случаях спрашивала: «Кто тебя обидел?» — Они обычно говорили: «Никто».— «А почему же ты так говоришь? Скажи весело, громко, что тебе надо».
Привлекала я внимание детей и к необходимости управлять своим голосом. Саша очень любит делать замечания другим, говорит резким голосом. Я объяснила Саше, что так нехорошо говорить с товарищами. Все дети лучше будут слушать, если сказать ласково.
На воспитание выразительности очень большое влияние оказывают музыкальные занятия.
Ко второй половине года дети уже имеют определенный багаж музыкальных представлений — они узнают вступление к своим первым песенкам, отличают легкую музыку «птичек», тяжелую — «медведя».
Примерно в это же время я стала проводить дидактические игры на выразительность речи и движений: «Узнай, кто так ходит», «Узнай, кто так кричит».
Я подзываю к себе кого-нибудь из детей и шепотом даю ему задание: «Покажи, как лает собачка, когда сердится» или «Как ходит петушок, как он крыльями хлопает», «Как кошка лапкой умывается и ласково мурлычет», «Покажи, как корова мычит».
Ребенок поворачивается лицом к детям и делает нужное действие или произносит нужный звук; дети отгадывают. То, что я даю указание ребенку шепотом, очень интригует всех детей, они с нетерпением ждут, что будет делать вызванный ребенок, и сами хотят быть вызванными для активного действия.
В процессе игры я все время обращаю внимание детей на то, как тот или иной ребенок выполнил мое задание: «Хорошо Витя показал, как кошечка лапкой умывается и ласково мурлычет, все дети сразу узнали».
Таким образом дети стали осмысливать свои действия и говорить более осознанно.
В феврале мы читали детям книгу Сутеева «Кто сказал „мяу"?». Я заметила, что дети начинают понимать шутку: когда котенок обращался к разным животным, спрашивая , не они ли сказали «мяу», многие дети улыбались.
Очень нравилась детям «Кисанька-мурысенька».
— Кисанька-мурысенька, Где ты была?
— На мельнице.
— Кисанька-мурысенька, Что там делала?
— Муку молола.
— Кисанька-мурысенька, Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисанька-мурысенька, С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна, не ешь одна!
Последнюю строчку дети говорили осуждающим тоном.
В марте коллектив работников нашего детского сада поставил в кукольном театре оперу Ю. Вейсберг «Зайкин дом». Для большинства детей моей группы это было первое театральное представление, и спектакль произвел на них очень большое впечатление.
Недели две дети переживали отдельные моменты этого спектакля. Все единодушно осуждали лису: «Какая хитрая! Обманула заиньку, выгнала заиньку из домика», «Заинька все плачет, и лисе его все равно не жалко», «А петушок какой молодец, не побоялся лису, выгнал лису из зайкиного дома», «Так ей и надо, — заключает Жорик, — пусть в чужой домик не залезает». Отдельные места оперы дети твердили наизусть: «Как поймаю... съем», — повторяли они слова медведя. «Как взмахну крылом, спалю огнем, берегись», — запомнила Люся.
Сказку, рассчитанную на детей средней и старшей группы, благодаря выразительному исполнению поняли и дети младшей группы.
За зиму дети заметно выросли, овладели речью в пределах своих возможностей, запомнили несколько стихотворений.
На даче, когда поспели ягоды, я прочитала детям стихотворение Н. Саконской «Ягодка по ягодке».
Читая стихотворение, я держала в руках корзиночку и показывала, как девочка съедала одну ягодку за другой. Детям стихотворение очень понравилось, и они несколько дней подряд просили: «Расскажите еще про ягодки». В конце концов несколько детей запомнили его наизусть. Стихотворение это трудно для самостоятельного рассказывания маленькими детьми, и я разрешила его говорить только двоим детям.
Однажды в конце лета кто-то положил поверх нашего песочного ящика широкую доску. Двое детей вбежали на нее с двух концов, встретились на середине доски и никто из них не захотел обойти другого. Я задержала детей на середине доски, предложила упереться лбами друг в друга и рассказала им стихотворение Михалкова «Бараны».
Все дети, собравшиеся вокруг песочного ящика, с улыбкой слушали стихотворение. Я сняла с доски ребят, предложила всем сесть на края ящика и спросила, какими были два барана. Большинство детей сразу ответили, что они были «глупые», «упрямые», «злые». Затем дети попросили меня рассказать стихотворение еще раз.
В последние дни нашего пребывания на даче, в такое утро, когда все кругом было затянуто пеленой дождя, я прочитала детям отрывок из стихотворения А. Плещеева.
Скучная картина! Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца.
Лена вызвалась повторить его. Я разрешила. Она встала и начала громко, бодро повторять слова, думая, вероятно, что ее похвалят за такую прыть. Но Славик сказал ей: «Что ты так громко говоришь, как будто это очень весело. Надо тихо говорить». «Как дождик льется», — прибавил Витя.
Эти две реплики показали мне, что у детей развивается наблюдательность, культура восприятия, т. е. они начинают испытывать удовольствие от слушания художественных произведений.
Так закончился первый год работы с детьми трех лет.
Наступил новый учебный год. В составе нашей группы произошли некоторые изменения: несколько детей выбыли, на их места поступили новые.
Работа воспитателя в группе четырехлеток из-за отсутствия методических указаний очень затруднена. Все программные указания даются по трем группам: старшая, средняя и младшая (только в последнем издании книги «Занятия в детском саду» имеются рекомендации для группы четырехлеток).
В своей работе я стремилась использовать повторность литературного материала,для усвоения детьми его содержания, ритма, старалась помочь детям в запоминании слов, отдельных выражений, в обогащении их речи. В течение всего года мы работали над чистотой произношения, над постановкой отдельных звуков.
Наряду со знакомым литературным материалом, мы давали детям то новое, что было доступно им по возрасту: познакомили детей с произведениями С. Маршака «Усатый-полосатый» и «Сказка о глупом мышонке», разучили считалочку «На крылечке дремлет кот».
В конце ноября я прочитала детям стихотворение Серовой «Умная хозяйка» и сказала, что так играли в одном детском саду. Интересно, что дети нашей группы совершенно не приняли название стихотворения «Умная хозяйка», они его называли просто «Трамвай» или «Веселый трамвай». Долго и охотно играли мои воспитанники в «трамвай», менялись ролями. Больше всего желающих было на роль кондуктора, которому мы сделали катушку с билетами и который мог держаться за «веревочку». Самая застенчивая девочка Таня, участвуя в этой игре, попросила: «Уступите место матери с ребенком».
Примерно в это же время, готовясь к встрече с писателями, которая должна была быть в нашем детском саду, я с двумя детьми стала разучивать стихотворение С. Погореловского «Лежебока».
Стихотворение детям очень понравилось, и они поняли, что это веселая шутка над лодырем, который любил валяться на диване.
Разучивая стихотворение с двумя детьми, я их не изолировала от всей группы, и в результате все дети его выучили. Они рассказывали это веселое стихотворение родным, соседям и где только могли — настолько оно им понравилось.
Началась подготовка к празднику елки. Со всеми детьми мы выучили стихотворение С. Маршака «Перчатки» и решили его инсценировать. Это стихотворение дает богатейший материал для воспитания выразительности речи: чтобы передать разницу в настроении, нужно все время менять интонацию голоса. Мы много работали над этим стихотворением и добились определенных результатов: все стихотворение читали сами дети, даже за автора говорил ребенок.
Убедившись, что дети стали понимать шутку, я прочитала им стихотворение П. Воронько «Пирог».
Падал снег на порог. Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки, Не из снега — из муки!
Давая эту шутку, я не использовала всех средств выразительности: мне важно было изложить детям содержание и посмотреть, в какую по выразительности форму облекут его дети.
Результаты получились очень интересные — эту шутку дети говорят двояко: одни совершенно серьезно — тоном участливого совета произносят последние слова, другие (их большинство)— тоном шутки. А Люда и Вова при последних словах даже поднимают указательный палец.
Очень хорошо дети приняли другой стишок-шутку П. Воронько «Обновки».
Я купила кошке К празднику сапожки, Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать!
Тут уже не нужна была никакая разъяснительная работа; я дала детям возможность рассказать эту шутку так, как они хотят, и с радостью услышала, что дети делают паузу после слов: «Только, как их надевать?» При этом они всем своим видом выражают удивление, недоумение.
К 8 Марта мы разучивали стихотворение Благининой «Вот какая мама» и стихотворение Глейзарова «Капель звенела за окном».
Рассказывая стихотворение Глейзарова, дети хорошо выделяют слова: «Мы всю неделю, день за днем...» и очень ласково говорят слова: «И маму поздравляю».
Это стихотворение написано для девочки, но его могут говорить и мальчики, изменив только слова: «Я поздравляю не один». И как-то ошибившемуся Саше дети сразу сделали замечание: «Ты не так сказал, ведь ты не девочка».
Однажды кто-то принес в группу книжку Барто «Машенька». Эту книжку я детям не читала — они мне «читали» ее сами, и я слушала их «чтение» с большим удовольствием.
Текст дети знают, содержание им доступно, и на основе близкого и понятного они дают выразительный, художественный образ.
Ко дню рождения Ленина я разучила с детьми стихотворение «Это Ленин на портрете». Дети читали его с большой теплотой.
К маю дам для разучивания первые строфы стихотворения Ивенсен «Счастливый день».
Подводя итоги, мне хочется отметить, что у детей нашей группы, которым еще только осенью будет пять лет, наряду с развитием наблюдательности, эмоциональности уже выработана определенная выразительность.
Одним из главных условий, благодаря которым мы добились этих результатов, явилась большая работа над техникой речи. Ее мы проводили на протяжении всего года, используя буквально каждую минуту общения с детьми: во время игр, одевания, раздевания, на прогулке.
Обычно эта работа проводится у нас в средней группе, но теперь мы на опыте убедились, что ее можно начинать на год раньше.
Если бы дети не овладели техникой речи, если бы у них были недостатки в произношении, то все это отразилось бы на выразительности.
Во многих случаях я обращалась за помощью к родителям, и совместными усилиями мы добивались исправления недостатков произношения.
В семье Тани, Саши, Наташи я просила с детьми не сюсюкать, а разговаривать, как со взрослыми. Начиная ставить звук, показывала матери, как он получается у ребенка, и просила дома проследить за этим. Давала родителям книжки для чтения детям дома, знакомила с теми стихотворениями, которые мы разучивали в детском саду, чтобы они могли напомнить их ребенку и проверить его дома.
Что касается принципа отбора материала, то, помимо того, который рекомендован в «Руководстве», мы используем доступные детям произведения, богатые по своим интонациям.
Опыт нашей работы в течение двух последних лет, подкрепленный прошлой работой, позволяет нам сделать некоторые выводы:
1. Работа по воспитанию выразительности речи должна начинаться с первых дней поступления ребенка в детский сад.
2. Воспитатель должен ясно осознавать цели и видеть перспективы своей работы с детьми по развитию выразительности речи.
3. Следует заранее отбирать материал для работы, однако это не исключает использования дополнительного материала в соответствии с интересами детей и требованиями повседневной жизни.
4. Работа должна вестись систематически по трем направлениям:
1) накопление впечатлений;
2) развитие наблюдательности и воображения;
3) воспитание навыков и умений выразительной речи и работа над звукопроизношением.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.