Е. П. Иова,
методист городского дошкольного методического кабинета
(из опыта работы детского сада № 20 Октябрьского района)
В связи с празднованием 250-летия со дня основания Ленинграда во всех детских садах проводилось ознакомление детей с родным городом. Тема «Знай свой город» всегда занимала почетное место в работе детских садов, но в юбилейный год мы решили уделить этой работе больше внимания.
Детский сад № 20 расположен в самом центре города. Из окон детского сада видно здание Адмиралтейства с золотым шпилем. Сад трудящихся — место каждодневных прогулок детей. Рядом с нашим домом — Дворцовая площадь — всемирно известный ансамбль выдающихся архитектурных сооружений.
За Дворцовой площадью — набережная Невы; справа от здания детского сада — Невский проспект. Гуляя по Александровскому саду, мы попадаем к памятнику Петру I, напротив которого расположена Исаакиевская площадь с грандиозным Исаакиевским собором.
Такое расположение детского сада позволяло нам знакомить детей со многими замечательными памятниками. Но с чего начать? Как отобрать то, что доступно детям? Как научить их видеть красоту окружающего?
Чтобы правильно организовать работу с детьми, необходимо было прежде всего углубить и систематизировать знания воспитателей по истории Ленинграда, их сведения об отдельных памятниках.
Было решено провести экскурсии по Ленинграду, в музеи, в театры, а затем заслушать доклады воспитателей на педагогических советах.
Был намечен также план работы с родителями в форме докладов на общих собраниях и индивидуальных консультаций.
Работу с детьми мы стремились построить таким образом, чтобы знакомство с окружающим нашло отражение во всей жизни и воспитательной работе детского сада.
Непосредственные, конкретные наблюдения мы сочетали с восприятием музыки, поэзии, и благодаря этому у детей создавались яркие эмоциональные представления о виденном.
Вот почему мы большее внимание, чем раньше, стали уделять изобразительной деятельности, которая способствует закреплению непосредственных наблюдений в зрительном образе.
Мы создавали условия для развертывания творческих игр детей со строительным материалом, понимая, что через игру дети могут очень непосредственно отразить свои впечатления.
Вот почему и подготовку к утренникам мы рассматривали как часть всей воспитательной работы. Таков был наш план.
Воспитательнице Ерофеевой был поручен доклад «Литературный Ленинград». Для подготовки к нему она прослушала семинар по истории Ленинграда, при Музее истории Ленинграда. Одновременно с ней музыкальный руководитель готовила доклад «Музыкальный Ленинград».
Авторы докладов отобрали тот материал, который можно было использовать в работе с детьми: о Пушкине, о музыке Глинки и Римского-Корсакова.
Хотя работа по знакомству с архитектурными памятниками проводилась с детьми старшей группы, в ней участвовал весь коллектив.
Так, составление конспектов экскурсий на одну тему поручалось одновременно двум-трем воспитателям. Конспекты обсуждались на педагогических советах, и по лучшему проводилась экскурсия с детьми. Такая организация работы способствовала повышению культурного уровня и деловой квалификации воспитателей и создала особый подъем в коллективе.
Одновременно велась работа и с родителями. В специальной витрине мы помещали рисунки и лепку детей, фотографии тех мест, которые желательно посмотреть с детьми.
Доклады на тему «Литературно-музыкальный Ленинград», встреченные одобрением всего нашего коллектива, были поставлены также на общем родительском собраний.
Это очень подняло авторитет работников детского сада, помогло нам установить еще более тесный контакт с семьями наших воспитанников. Родители стали чаще обращаться к нам за советами: как провести выходной день с ребенком, куда пойти с ним, что посмотреть, на что обратить внимание.
И наши советы не пропадали даром.
По высказываниям детей, по их оживлению во время рассказа «об экскурсии с папой или мамой» мы убеждались, что эти прогулки стали значительно содержательнее.
Дети нашего сада всегда являются свидетелями подготовки к празднику на Дворцовой площади.
С этого мы и решили начать работу по знакомству с родным городом.
Дети наблюдали за подготовкой к празднику Октября.
«Посмотрите, как четко шагают военные и как ровно идут физкультурники. А музыка красивая и громкая»,— подчеркивает воспитательница.
«Очень красиво, очень красиво на Дворцовой площади», — подхватывают дети.
Воспитательница. Да, да. Так и хочется пойти бодрым шагом вместе с физкультурниками. Вот вы подрастете и тогда тоже будете шагать по площади. А пока будем готовиться к празднику в детском саду. Устроим на нашем празднике такой же красивый парад.
На следующем же музыкальном занятии дети попросили: «Сыграйте нам, пожалуйста, «Утро красит», а мы пойдем, как на парад».
Это и было началом подготовки к утреннику в детском саду.
За две недели до праздника воспитатели спели детям песню «О Ленине». Перед слушанием была проведена беседа о великом вожде.
«Дети, скоро праздник Октября. Это день рождения нашей Советской Родины. Советская власть была завоевана нашим народом под руководством Владимира Ильича Ленина.
Ленин заботился о том, чтобы всем трудящимся жилось хорошо. Ленин очень любил детей. Он первый сказал, что нужно строить детские сады, в которых бы детям жилось хорошо.
Недалеко от нас находится Музей Ленина. Весной мы обязательно пойдем в этот музей на экскурсию.
Ленин жил и работал в нашем городе. Его именем назван наш замечательный город».
Завершением всей работы был утренник, посвященный Великому Октябрю. Такой эмоциональности при передаче характера песен, такой выразительности при чтении стихов и такой яркости и музыкальности в движениях мы раньше не наблюдали.
Впечатление от праздника было очень глубоким. Мы видели это и по играм и по рисункам детей.
Я уже говорила о том, что Сад трудящихся — место каждодневных прогулок детей. Мы решили одну из обычных прогулок сделать тематической.
«Дети, посмотрите, что это за здание. Кто знает?»— обратилась воспитательница к детям.
«Это, это красивое... с колоннами?» — переспросил Алик.— «Это Адмиралтейство», — заявил Дима.
«Да, это Адмиралтейство»,— подтвердила воспитательница. Оно очень красивое и украшено колоннами. Дима правильно сказал. Посмотрите, какие красивые фигуры наверху. А этот шпиль — золотой. Посмотрите, как он красив на фоне неба. Наверху кораблик, он показывает направление ветра: ветер дует и поворачивает кораблик. Называется он флюгер. Сегодня ветер оттуда,— показала воспитательница рукой.— Посмотрим, куда повернется кораблик завтра.
Ну, а теперь давайте играть».
Не все дети включились в игру. Дима, Алик, Саша, Галя разговаривали между собой.
«Шпиль острый, как игла, — говорит Алик, — наверху кораблик».
«А я и не знала», — смущается Галя.
Три дня подряд дети с большим огорчением заявляли: «А кораблик не повернулся, опять смотрит в ту же сторону». На четвертый и пятый день дети как будто не замечали Адмиралтейство. Каково же было наше удивление, когда через неделю при входе в сад Коля буквально закричал: «Повернулся, повернулся он, наверху, ну кораблик!» Восторг всех детей был неописуем. Некоторые даже весело хлопали в ладоши и прыгали на месте.
В этот же день после дневного сна Боря, Вова, Оля и Валя начали строить. Они были сосредоточены, о чем-то советовались друг с другом.
Оля. Восемь колонн.
Боря. Нет, нет, у нас не хватит кубиков.
Вова. И все равно, Оля, похоже, все равно и так можно.
Воспитательница привлекла внимание остальных детей: «Посмотрите, что это построили наши дети?»
«Ой, ой, как похоже! Дайте мне, пожалуйста, карандаш и бумагу. Я хочу нарисовать Адмиралтейство». «И я. И я», — раздались голоса нескольких детей. Воспитательница удовлетворила просьбу детей.
«А на Адмиралтействе часы, а у нас нет», — вспомнил Боря.
Воспитательница нарисовала часы, вырезала их и кнопками приколола к башне.
Дети относятся к этой постройке с неиссякаемой любовью: ежедневно вытирают пыль, заменяют отдельные детали.
Часто дети строят Адмиралтейство и из мелкого строительного материала, рисуют его.
Следующая наша экскурсия была к памятнику Петру I.
Подведя детей к памятнику, воспитательница сказала:
«Петр I задумал построить наш город. Раньше здесь были болота, леса и река Нева бурно несла свои воды. Вместо домов стояли маленькие избушки. Вместо кораблей, которые сейчас плывут по Неве, плавали маленькие челноки-лодки.
Посмотрите, какой красивый памятник: Петр сидит на коне и показывает рукой на город. Конь взвился на дыбы, как будто хочет перепрыгнуть через реку».
Обошли памятник вокруг. Дети смотрели и слушали с большим интересом.
«Этот красивый памятник сделан из меди. Человек, который сидит на лошади, называется всадником. И Александр Сергеевич Пушкин назвал памятник Петру I «Медным всадником».
Чтобы сохранить воспоминания об экскурсии, мы сфотографировались у памятника.
Через день мы провели беседу с детьми.
Воспитательница. Дети, куда мы с вами ходили позавчера?
Дети (хором). На экскурсию.
Воспитательница. Кто может рассказать, что мы видели. (Связно никто рассказать не сумел, но, дополняя друг друга, дети очень активно отвечали на вопросы.)
Дети. Мы смотрели, какие красивые места есть в нашем городе...
Мы видели памятник Петру I. Поэт Пушкин назвал его «Медным всадником»...
Воспитательница спросила: «А вы знаете, что Медного всадника можно вылепить из глины или пластилина?»
«Мы попробуем сейчас из пластилина», — быстро заговорили дети.
Дима работал над лошадью и все время наблюдал за Сашей. «Нет, Саша, рука у Петра вытянута и пальцы раскрыты, он хочет охватить весь город, ты помнишь нам Анастасия Захаровна говорила». Оставив своего коня, он быстро исправляет работу Саши. «А это? Ах, да, да это на плечи накинут такой...»— замялся Дима.
Воспитательница. Плащ.
Алик. Другой рукой Петр держит большой кортик.
Воспитательница. Это оружие называется меч, а кортик гораздо меньше.
И вот лепка готова.
Воспитательница. Дети, посмотрите, что вылепили Дима, Саша, Алик и Оля с Валей.
Вова. Это Медный всадник.
Галя. Ой, как похоже! И конь встал на две ноги!
Саша. Это, Галя, он взвился на дыбы, а Петр его сдерживает.
Через два дня было музыкальное занятие. По окончании его музыкальный руководитель сказала: «Я все вспоминаю экскурсию к памятнику Петру I. А какие замечательные стихи написал о нем Александр Сергеевич Пушкин!» И она прочитала детям отрывок из «Медного всадника».
Для того чтобы экскурсии, проводимые с детьми, оставили более глубокий след, мы решили сделать вместе с детьми альбом и наклеивать в него открытки непосредственно после наблюдений.
Мы дали задание и детям собирать открытки с изображением тех мест, которые мы посетили. Наш альбом стал очень быстро пополняться.
Для закрепления полученных впечатлений мы провели тематический вечер «Красивые места нашего родного города».
Мы подобрали к этому вечеру все имеющиеся у нас иллюстрации и показывали их детям.
Воспитательница. Посмотрите и вспомните, как называется этот красивый памятник Петру I.
«Медный всадник», — раздается оразу хор голосов.
Большой восторг вызвала фотография, на которой дети увидели себя около Медного всадника.
«Многие великие люди жили в Ленинграде и писали о нем, — продолжала воспитательница. — Вот послушайте стихи А. С. Пушкина «Медный всадник», (читает 4 строки).
А кто из вас хочет их прочитать?»
Оля. Я знаю, только конец.
Воспитательница. Хорошо, хорошо, что запомнила, то и прочитай.
Выразительно и эмоционально Оля прочитала:
В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова.
Воспитательница. Молодец, Оля, очень хорошо.
Теперь послушайте стихи о Ленинграде нашего советского поэта Садофьева (читает стихи).
Музыкальный руководитель. Дети, а вы знаете, что не только поэты, ной композиторы прославляют наш великий Ленинград. Послушайте «Гимн, Ленинграду», который написал советский композитор Глиэр.
(С купюрами был исполнен на фортепиано «Гимн Ленинграду» из балета «Медный всадник» Глиэра.)
С большой сосредоточенностью слушали дети. Общие чувства выразил Дима: «Эта музыка, она большая, очень большая и красивая, как наш Ленинград».
Мы испытывали большие затруднения при попытках дать характеристику данного произведения в доступных для детей дошкольного возраста словах, но высказывание ребенка показало, что музыка воспринята очень глубоко.
Музыкальный руко.водитель. Дети, наш город очень красив, но в нашей стране есть много больших и красивых городов. Мы видели с вами на картинках красивые улицы в Москве и большую широкую Красную площадь. Много красивых уголков и в других больших и маленьких городах нашей Родины.
Давайте споем песню о Родине.
Эмоционально и выразительно в исполнении детей прозвучала «Песня о Родине» Филиппенко.
После этого вечера интерес детей к тематическим прогулкам повысился. Часто можно было услышать: «Анастасия Захаровна, пойдемте к Медному всаднику. Мне хочется еще раз посмотреть на него».
«А я хочу сосчитать, сколько этажей у Зимнего дворца...» «Сегодня солнышко светит, пойдемте к Адмиралтейству, я хочу посмотреть, как блестит шпиль»,— раздаются голоса.
Время, отведенное для игр, дети тоже отдавали либо строительству, либо лепке, либо рисованию тех памятников, которые мы с ними видели.
Были тематические вечера и другого содержания.
Так, на одном из вечеров дети слушали музыку Глинки и Римского-Корсакова к произведениям Пушкина.
Воспитатели читали стихи Пушкина, а потом исполняли произведения Глинки и Римского-Корсакова.
Чтение вступления к «Руслану и Людмиле» Пушкина сопровождалось иллюстрациями картин в красках и показом теневого театра.
Спектакль длился 10 минут, но впечатление было очень большое. Дети слушали молча, затаив дыхание. После окончания наступила пауза. Затем раздались отдельные голоса: «Мало!», потом робкие аплодисменты. Но на другой день дети засыпали нас вопросами, когда еще будет спектакль. «Пожалуйста,— просили они,— покажите нам еще раз».
Мы показывали этот спектакль два раза. Воспитатели в группах не повторяли стихов «У лукоморья дуб зеленый», но почти все дети знают эти стихи и читают их очень выразительно; безошибочно узнают отрывки из музыки Римского-Корсакова «Тридцать три богатыря», «Марш Черномора» Глинки.
Красота, музыка пушкинского стиха волнует даже очень маленьких детей, и наша задача — помочь им почувствовать эту красоту.
Проведенные вечера убедили нас, что одновременное восприятие художественного слова, музыки и зрительного образа наиболее доступно детям дошкольного возраста. Такое сочетание оставляет особенно яркие впечатления.
Через некоторое время мы показали детям новый спектакль по сказке Пушкина, вернее по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Музыка Римского-Корсакова в силу своей эпичности, большого использования народных мелодий, изобразительности, лиричности доступна восприятию детей самого раннего возраста.
Если в предыдущем спектакле основное место занимали стихи Пушкина, а музыка была иллюстрацией к художественному слову, то в этом спектакле ведущей была музыка, а стихи являлись конферансом.
Для более яркого восприятия был показан также теневой театр.
Мы дали следующие отрывки: «Море», «Три чуда», «Полет шмеля».
Если предыдущий спектакль дети слушали до конца, затаив дыхание, то на этом спектакле после первого же отрывка раздались аплодисменты, а в конце была бурная реакция — отдельные дети встали с мест и выкрикивали: «Еще, еще, ну пожалуйста, шмеля... про белку!»
Пришлось повторить и «Полет шмеля» и «Белку».
Эти спектакли оказали огромное влияние не только на усиление интереса к музыке, к музыкальным занятиям, но и к книге. Все чаще мы видим детей в книжном уголке, даже таких, как Зина, Вова, Ося, у которых ранее мы не наблюдали тяги к книге.
На 10 апреля мы наметили экскурсию в Музей Ленина. Проходя через Дворцовую площадь, мы несколько раз останавливались по просьбе детей.
«Посмотрите, посмотрите, какая красивая площадь отсюда!»— восклицает Дима.
«А как хорошо видна арка с шестеркой лошадей»,— замечает Алик.
«Ой, какой большой и красивый Зимний дворец»,— говорит Люба.
Мы шли по улице Халтурина, и ни один дом, хоть чем-нибудь примечательный, не был пропущен.
Мы с удовлетворением отмечали плоды своих трудов.
Как только мы вошли в ворота музея, внимание было привлечено броневиком.
Дети знали по картинкам, открыткам, что с этого броневика В. И. Ленин обращался с речью к рабочим и крестьянам. Но увидев этот броневик воочию, они были очень взволнованы.
Вопросов было немного, но рассматривали броневик дети долго.
Мы заранее договорились о том, что нам показать в музее. Экскурсовод рассказал о детстве Ленина, о том, как он учился, показал аттестат Владимира Ильича.
Затем внимание детей было остановлено на макетах дома Ульяновых, комнаты Владимира Ильича.
Интересно рассказали детям о пребывании Ленина в Разливе, о том, что, не имея даже стола, Владимир Ильич работал прямо в кустах и называл эти кусты своим зеленым кабинетом.
Внимательно разглядели дети лодку, на которой Ильич плавал, живя в Разливе.
20 минут длилась наша экскурсия. И все время дети были очень внимательны и дисциплинированны.
Прощаясь с нами, экскурсовод сказал: «Подумайте, дошкольники, а такие организованные и любознательные».
Через два дня отдельные дети уже отразили в лепке свои впечатления от экскурсии в Музей Ленина: Дима вылепил броневик, Коля — лодку.
На музыкальном занятии сразу зазвучала песня о Ленине.
Мы продолжали наши наблюдения за подготовкой к празднику 1 Мая.
Каждый день дети сообщали, что нового на Невском, на Дворцовой площади: «А сегодня уже повесили красные и голубые украшения на все столбы на Невском, он стал еще красивее»,— рассказывает Надя.
«А на Дворцовой площади уже висят портреты вождей»,— говорит Юра.
«И уже поставили трибуну»,— добавляет Коля.
«Скоро праздник, скоро праздник»,— прыгая на месте и хлопая в ладоши, повторяет Люба.
«Посмотрите в окно, — с восторгом говорит Вера,— какое Адмиралтейство красивое!»
«И наш детский сад нужно украсить к празднику. Сегодня мы с Анастасией Захаровной будем украшать группу»,— сообщает Таня. 29 апреля празднично оформленный детский сад приветливо встречал детей.
Нарядно одетые воспитатели и няни ждали детей и поздравляли каждого с праздником.
«Скоро мы пойдем в зал?» — спрашивает Ося.
«Хотите посмотреть, как красиво убран наш зал»,— предлагает воспитатель. Все дети с охотой соглашаются.
«Ой, ой, как красиво! А сколько шаров! Какие красивые цветы у портрета Ленина!»— раздаются голоса с разных концов.
«А скоро праздник?» — спрашивает Юра.
«У нас уже праздник», — отвечает Анастасия Захаровна.
«Нет, нет, скоро мы пойдем на парад?» — беспокоится Галя.
«Скоро, очень скоро»,— отвечает воспитательница.
Наступает долгожданная минута.
Раздаются звуки любимого марша «Москва Майская», традиционного на наших революционных праздниках. Дети радостные, улыбающиеся входят в зал.
На несколько минут они смолкают, слушая приветствие заведующей, затем снова громко звучат детские голоса. Начинаются игры, пляски, аттракционы. Веселый, звонкий смех раздается непрерывно.
Но вот с потолка спускаются корзины с подарками. К ним тянутся десятки ручонок. «Спасибо Родине за наше счастливое детство!» «Да здравствует наша любимая Родина!»— разносится по залу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для воспитания эстетического отношения к родному городу мы использовали в первую очередь наблюдения прекрасного в окружающем, а затем связывали эти наблюдения с разными видами искусства. Живые впечатления помогли детям глубже проникнуть в музыкальные и литературные образы, а музыка и художественное слово в свою очередь способствовали закреплению конкретных наблюдений. Проведенная работа оказала влияние на всестороннее развитие детей, на повышение их творческой инициативы и активности, выразившейся в различных видах деятельности: лепке, рисовании, конструировании, играх. Общность наблюдений и эстетических переживаний при ознакомлении с родным городом объединили детей в еще более дружный, сплоченный коллектив.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.