Для детей этого возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, который проявляется у детей в процессе рисования в композиционном сочетании цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков.
Поэтому первоначальные творческие задания очень просты. Они направлены на создание детьми несложных ритмических композиций из мазков, цветовых пятен, линий, форм.
Кроме того, задания предполагают создание определенных педагогических ситуаций, при которых дети могут выразить в рисунке доступными средствами данное содержание. Задания представлены с учетом овладения детьми различными способами: ритмическим нанесением мазков, цветового пятна, линейного контура.
Таким образом, в заданиях условно вычленяем отдельные выразительные стороны детского рисунка (ритм, цвет, линейный контур), хотя они взаимосвязаны.
Ритм в рисунке.
Задача. Формировать способы ритмического нанесения на лист мазков в соответствии с предложенным содержанием, по-разному композиционно их располагать.
Методические указания. Из окружающей действительности воспитатель отбирает ряд таких явлений, при наблюдении которых дети могут выделить ритм (падающие листья; капли дождя; снежинки, опускающиеся на землю, кусты, деревья).
В процессе предварительного наблюдения следует обращать внимание детей на постепенное изменение окружающего: «ничего не было и пошел дождь», «ветер подул — и листья стали падать на землю», «дети походили по дорожке — и остались следы» и т. д. Кроме того, с детьми можно рассмотреть иллюстрации с изображением различных природных явлений (листопада, дождя и т. д.). На занятии рисованием воспитатель использует различные приемы (показ приемов изображения на мольберте, пение небольших песенок, эмоционально передающих содержание задания, и т. д.). Например, воспитатель перед занятием рисованием просит детей походить по группе, напевая песенку «Зашагали ножки топ-топ-топ, прямо по дорожке топ-топ-топ...» («Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой). Дети подпевают. Затем воспитатель останавливается около столов. «Какие на столах длинные дорожки, а никто по ним не ходил. Давайте нарисуем, как ножки шагали по дорожке»,— обращается воспитатель к детям и на своем листе, на мольберте под пение песни делает несколько ритмичных движений кистью с краской.
После этого воспитатель предлагает детям сесть за столы и на длинных широких полосках — «дорожках» два ребенка одновременно наносят мазки — «следы». В процессе рисования неоднократно звучит мелодия песенки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у одних «ножки быстро бежали по дорожке» (частое нанесение мазков), у других «тихо» (мазки редкие). «Ножки шагали и устали, им надо отдохнуть», — говорит воспитатель и предлагает кисти положить на подставку и посмотреть, какие дорожки получились (у одних много детей бегало по дорожке, у других — меньше, ножки маленькие и большие и т. д.).
Чем дети старше, тем больше воспитатель усложняет содержание задания, включая и другие средства изображения (линии, формы). Так, дети могут не только нарисовать «следы», но и передать другие образы (звери ходят по лесу или по дорожке бегает зайка, кошка, собачка и др.). Следует после каждого занятия проводить рассматривание рисунков для развития способности узнавания и образного восприятия штрихов, мазков. Так, мазки белой краски, расположенные внизу листа, младшие дошкольники воспринимают как снежную горку, сугробы; пятно округлых очертаний — как тучу, из которой пойдет дождь, и т. д. Рисунки воспитатель помещает на стенд. Это дает детям возможность рассматривать свои рисунки как вблизи, так и на некотором расстоянии. Они с интересом находят свои рисунки и рассказывают о том, что нарисовано.
Для рисования можно давать бумагу разных тонов. Например, в задании «Зашагали ножки» бумагу следует дать в виде широкой полосы, так чтобы одновременно рисовали двое. Бумага может быть размером и в альбомный лист. Изображение дети могут располагать по горизонтали или вертикали листа.
Детям младшего возраста (третий год жизни) воспитатель предлагает на каждый стол по одной краске разного цвета, для детей более старшего возраста — по две-три краски на стол. Кисти должны быть № 8, 10 — мягкие. Аналогичные задания проводятся на занятиях рисованием на темы: «Зашагали ножки топ-топ-топ», «Ножки, кого вы встретили на дорожке?», «Звери ходят по лесу», «Дождик каплет на крышу», «Листья желтые летят», «Падает снежок».
Цвет в рисунке.
Задача. Формировать способы нанесения цветовых пятен в соответствии с предложенным содержанием, создавать разнообразную гамму.
Методические указания. Воспитатель предлагает детям такое содержание для рисования, в котором основное внимание при создании образа направлено на цвет. Для этого выбираются явления, особенно запоминающиеся по цветовым сочетаниям (яркое солнце на голубом небе, оранжевые огни на фоне темных окон и т. д.). Воспитатель предварительно проводит с детьми наблюдения, рассматривает иллюстрации, в которых дано, например, изображение вечерних огней и т: д. В процессе наблюдения и передачи цветовых сторон окружающей действительности воспитатель выделяет определенные моменты: «Было темно, зажгли огни, стало светло». Эта временная последовательность в процессе рисования передается изобразительно-выразительными средствами. Так, воспитатель предлагает детям нарисовать яркие огоньки. Вначале создает ситуацию, вызывающую у детей эмоциональное отношение к образу. Например, напоминает детям, что вечером, когда совсем темно, в окнах зажигаются огни. Для рисования дает совершенно черную бумагу, вызывая у детей зрительные представления. «Как темно, не видно ни одного огонька. А вот мы сейчас зажжем огоньки, станет светло, весело», — говорит воспитатель.
Во время объяснения воспитатель может сам нанести на лист бумаги несколько ярких мазков — «огоньков». Затем предлагает детям «зажечь огоньки».
Следует помнить, что в зависимости от возраста способы, которыми дети овладевают, могут быть различными по своей сложности. Совсем маленькие дети наносят на черный фон цветовые мазки-«огоньки», более старшие могут нарисовать дома, в окнах которых потом «зажигают огоньки». Дома могут быть нарисованы линейным контуром разной величины (ведь дома бывают высокие, большие и маленькие). Предварительно дети должны научиться изображать замкнутую прямоугольную форму.
Для рисования следует давать бумагу размером больше альбомного листа (или разного формата) контрастных цветов, например, черного для рисования огоньков, ярко-зеленого для рисования жучков в траве и т. д. Краски должны сочетаться с
фоном бумаги. Так, жучки могут быть нарисованы красной, голубой, оранжевой, синей краской, цветы на поляне — сиреневой, розовой, желтой, красной краской. Дети рисуют как пятном, так и линейным контуром, в сочетании с примакиванием широкими мазками (лепестки).
Кисти № 8, 10 — мягкие. Краски разводятся густо. Маленькие дети могут рисовать двумя красками, более старшие несколькими красками. Можно предложить детям рисовать без промывания двумя кистями. Используется прием промывания; когда имеется набор красок.
На овладение способом нанесения цветовых пятен проводятся занятия рисованием на темы: «Горят яркие огоньки», «Праздничные огни», «Фонарики зажглись на елке», «Растут цветы на полянке», «Жучки в травке», «Горит на солнышке флажок».
Линейный контур в рисунке.
Задача. Формировать способы изображения предметов и явлений окружающей действительности линией и линейным
контуром.
Методические указания. Овладение графическим изображением помогает детям передавать формы предметов. Воспитателю необходимо отобрать доступные для рисования предметы.
Так как в рисунке дети изображают предметы, они постепенно осваивают пространство листа. Воспитатель обращает внимание на то, что лист может быть «дорожкой», «полянкой», «лугом» и т. д. В процессе наблюдения окружающего воспитатель выбирает такие объекты, которые дети могут не только рассмотреть, но и обвести рукой, потрогать. Например, осенние листья, веточки, цветы, игрушки.
Для младшего дошкольника изображаемый предмет — живой образ. Поэтому воспитатель продумывает ряд игровых ситуаций, которые помогут детям воспринять форму предмета и передать ее в рисунке. Так, на занятии рисованием колобка воспитатель использует элементы игры-драматизации. Улыбающийся колобок катится по дорожке (по верхнему краю мольберта). Внесение игрового момента удачно тем, что направляет внимание детей на появление персонажа. «Колобок катился по дорожке и захотел, чтобы его нарисовали», — говорит воспитатель и показывает приемы рисования. Перед детьми возникает округлая форма. Воспитатель рисует глаза, рот.
В процессе рисования воспитатель следит, чтобы дети тоже передавали образ: «А что надо нарисовать, чтобы колобок на тебя посмотрел? Нарисуй глазки». В конце занятия воспитатель вместе с колобком и детьми рассматривает рисунки. Для детей четырех-пяти лет задание может быть усложнено по линии развития содержания. «Колобок катится по дорожке и встречает зайчика, медведя» или «Колобок поет песенку лисе, которую он встретил на дорожке». Перед занятием воспитатель читает детям русскую народную сказку «Колобок» и рассматривает иллюстрации.
Для рисования детям можно дать бумагу в виде полосы («дорожки») размером в половину альбомного листа, разрезанного вдоль. Дети рисуют колобок желтой или оранжевой краской на бумаге зеленого фона. Они могут не только изобразить округлую форму (колобок), но и передать выразительный образ (колобок смеется). Дети четырех-пяти лет дополняют свой рисунок некоторыми деталями (рисуют персонажей, место действия, деревья, кусты и т. д.). Во время занятия воспитатель направляет внимание детей не только на умение изображать предметы, явления, но и выразительно их передать. «Солнышко согревает землю, поэтому лучи надо нарисовать длиннее». «Цветочки радуются теплу. Они подняли свои головки вверх». Воспитатель следит за разнообразием получившихся у детей линий, форм, подмечает некоторые элементы выразительности (у одних, например, травка нарисована густая, у других она наклонилась в сторону). Аналогичные задания на овладение линейным контуром могут быть проведены на следующие темы: «Растет высокая травка», «Колобок катится по дорожке», «Летят воздушные шарики», «Веселый снеговик», «Травка зеленеет, солнышко блестит», «Праздничные флажки украшают дома».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.