Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток — свободный, игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.
Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия. Советский психолог Л. С. Выготский писал, что драматизация представляет самый распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах — и как сочинение, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.
Наблюдения театрально-игровой деятельности дошкольников показывают, что дети улавливают в окружающей среде и в прочитанных им литературных произведениях что-то общее, типичное как в изображении характеров персонажей, так и в изображении их поступков. Это общее, типичное ложится в основу исполнения роли, и при этом ребенок не выделяет и не конкретизирует индивидуальные черты героев. Удачное исполнение ролей вызывает положительную реакцию, чувство эстетического-удовольствия и у самих исполнителей, и у зрителей.
В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.
Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм-драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства, образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей.
Средства выразительности сценического образа чрезвычайно многообразны. К ним относят речевую интонационную выразительность и пантомимику (жест, позу, походку).
Конечно, при воплощении образа эти средства выступают в совокупности, но для усвоения их целесообразно выделить, чтобы подвести детей к осознанию их многообразия и необходимости поиска наиболее удачного варианта, соответствующего замыслу.
В доступной детям дошкольного возраста форме можно приобщить детей к воплощению сценического образа самыми разными способами. С этой целью и разработаны настоящие творческие задания.
Задания способствуют развитию детской творческой активности, самостоятельности в поисках приемов передачи образа. Эти задания охватывают все виды детской театрально-игровой деятельности — драматизированные действия самих детей и их действия с театральными куклами.
Развитие речевой интонационной выразительности.
Задача. Вызывать активность детей для поиска и передачи различных состояний персонажей с помощью соответствующих интонаций. Методические указания. При объяснении заданий воспитатель особое внимание обращает на обстановку, ситуацию, в которой происходит поиск верных, выразительных интонаций. Нужно вызвать стремление детей выполнять задание по-своему, не подражая своим товарищам. Хорошо, если потом дети сами по аналогии с этими заданиями могли бы придумать что-то свое с помощью кукольных персонажей или договорившись с кем-либо из детей. Кукол желательно активно использовать, так как впоследствии это поможет детям развивать самостоятельную деятельность с ними вне занятий. Попутно воспитатель сообщает детям необходимые сведения о технике вождения кукол. Задания.
1. Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то от лица волка:
Козлятушки, ребятушки, Отомкнитеся, отворитеся, Ваша мать пришла, Молочка принесла...
2. Произнести следующие стихи то удивленно, то насмешливо, то недоумевая:
Кумушка, послушай! Вправду, кроме шуток, Открывают школу Для утят-малюток.
3. Произнести фразы: «Уколола кошка лапку», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.
4. Предложить детям попросить у товарища игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии они ее попросили: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. п.
5. Предложить детям задавать вопросы от лица трех медведей — Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
6. Воспитатель вызывает двух детей и предлагает им исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т. д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.
Усвоение способов пластической выразительности сценического образа.
Задача. Развивать способность произвольного управления своими движениями, действиями или движениями и действиями кукольных персонажей.
Методические указания. Приведенные ниже задания лишь показывают путь, по которому можно искать и закреплять образно-выразительные приемы, но вместе с тем они помогают исполнителям отходить от шаблонов и трафаретов, утвердившихся в широкой практике. Воспитатель должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих товарищей и стремились находить свое. Необходимо добиваться, чтобы исполнение детей было свободным, не скованным, чтобы персонажи (в том числе кукольные) были убедительны и четки в своих действиях, чтобы они были достаточно индивидуальны.
Задания.
1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа по их выбору.
2. Предложить детям от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зайцу, медведю, волку.
3. Предложить детям ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
5. Игра «И вот этак и вот так» из сборника стихов Е. Благининой «Осень спросим». М., «Детская литература», 1969.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.