(Из опита работы детских садов № 81, 88 г. Люберцы)
Ознакомившись с творческими заданиями по рисованию, мы решили выполнить их в другом виде изобразительной деятельности — в лепке.
Нас интересовали следующие вопросы:
1. Творческая передача детьми старшего дошкольного возраста выразительности движений человека и животных, а также характера передаваемого образа в лепке.
2. Выявление наиболее эффективных способов сочетания обучающих методов и методов, способствующих проявлению детского творчества на занятиях по лепке.
Анализируя работы детей старшей и подготовительной групп, выполненные по замыслу, мы обнаружили в некоторых из них элементы творчества, выраженные не только в самостоятельном выборе тематики и в своеобразном применении умений и знаний, полученных на занятиях, но и в стремлении детей сделать свою работу более выразительной, придать ей характер того или иного движения.
Однако далеко не каждому ребенку удавалось этого добиться. Даже в работах, выполненных по замыслу, творчество детей часто сводилось лишь к самостоятельному выбору тематики, которая сплошь и рядом повторяла темы обучающих занятий.
Причиной этого мы считаем недостаточность руководства воспитателя процессом становления детского творчества. Необходимо было обогащать детей соответствующим жизненным опытом, развивать целенаправленное восприятие, а также создавать педагогические условия, в которых бы дети могли проявить свое творчество.
В связи с этим мы разработали ряд занятий для детей старшей и подготовительной групп. Для этих занятий мы специально подбирали такую тематику, которая ставила бы детей перед необходимостью передать в работе хорошо знакомые, постоянно наблюдаемые и даже выполняемые самими детьми движения. Но несмотря на это, подготавливая детей к занятиям, мы еще и еще раз обращали их внимание на положение фигуры человека или животного при том или ином движении.
Так, перед занятием по лепке на тему "лыжник", дети катались на лыжах. Обучая детей различным приемам ходьбы на лыжах — спуску с гор, подъему на гору, мы постоянно фиксировали внимание детей на положении рук, ног; обсуждали правильность осанки.
Такое фиксирование было необходимо для обучения детей ходьбе на лыжах, но в то же время оно способствовало и развитию целенаправленного восприятия, которое является важной предпосылкой для проявления творчества в изобразительной деятельности.
На занятии по лепке мы учили детей лепить фигуру лыжника, пользуясь приемами образца и показа, объясняли приемы деления глины на части, раскатывания прямолинейными и кругообразными движениями, вытягивания, соединения частей и установки фигуры на подставке. Одновременно на этом занятии мы дали детям творческое задание — слепить лыжника в положении (по выбору детей), которое необходимо принять при различных приемах катания на лыжах.
В конце занятия каждому ребенку предлагалось поставить свою работу на макет, изображающий снежную равнину и горку.
Дети довольно легко передали в лепке движение. Но нарушения в строении и пропорциях тела встречались еще во многих работах, хотя значительно меньше, чем на предшествующем занятии. Сравнивая свои работы с образцом воспитателя, многие дети сами находили нарушения в строении и по возможности устраняли их.
Таким образом, перечисленные выше занятия включали разные методы работы. Опираясь во всех случаях на наблюдения детей, их жизненный опыт, мы на 1-м занятии «Лыжники» использовали образец и показ воспитателя. На 2-м занятии «Как я танцую на празднике» дали возможность детям самостоятельно передать фигуру в танце. На 3-м при лепке играющего хоккеиста мы показали образец, исключая показ приемов изображения.
Результаты занятия показали, что детям дошкольного возраста, еще не обладающим большими изобразительными умениями, трудно без непосредственной помощи и руководства воспитателя сосредоточить свое внимание одновременно на нескольких творческих задачах. Увлекаясь, например, изображением движения человека, дети пренебрегают передачей пропорций.
На тех же занятиях, где творческое задание соединено с обучающими методами, образец и показ изображения помогают детям лучше передать сходство, сделать свою работу точнее и выразительнее.
Названные занятия были подобраны так, что дети изображали движения, которые не только наблюдали, но и выполняли сами, что, несомненно, облегчило задачу правильно их передать.
Это подтверждает и тот факт, что на занятии на тему «Хоккейный матч» лучшими оказались работы мальчиков, которые проявляют к хоккею интерес и сами играют в эту игру.
Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются и с заданием в передаче движений животного, которого неоднократно наблюдали.
Лепка на тему «Васька-кот» носила иллюстративный характер. Мы подобрали стихотворение, в котором описывались различные действия, выполняемые котом. Кот встретился с собакой, кот крадется за мышкой, кот лакает молоко и т. д. Кроме того, мы показали иллюстрации, предлагали детям, у кого есть дома кошка, понаблюдать за ее поведением.
На занятиях по лепке воспитатель показал детям, как лепить кота. Затем еще раз прочитал стихотворение и предложил лепить не просто кота, а Ваську, о котором говорится в стихотворении. Большинство детей старших групп с заданием справились. Движения животного были изображены по-разному.
Творческая передача характера образа, несомненно, более сложная задача. Для этого недостаточно умений наблюдать, запоминать и переносить виденное в работу. Необходимы умения понять, почувствовать героя, определить свое отношение к нему и так изобразить его, чтобы это отношение передалось зрителю. Без определенного руководства со стороны воспитателя это удается лишь отдельным особо одаренным детям. Однако если воспитатель помогает детям понять окружающее, уделяет внимание развитию творческих способностей и эстетических чувств детей, эта задача вполне под силу дошкольникам старшего возраста. Проведенные нами занятия подтверждают это.
Для выявления способностей детей передавать характер образа в лепке мы проводили занятия на темы литературных произведений. Выбиралась, например, сказка, хорошо знакомая детям. Воспитатель читал или пересказывал ее, проводил с детьми беседу, давая характеристику персонажей, определяя взаимоотношения между ними. Конечно, знакомство со сказкой проводилось на одном из занятий по родному языку. На следующем занятии по родному языку эту сказку пересказывали дети, рассматривали иллюстрации. При этом воспитатель обращал внимание детей на то, как, какими средствами художник передает характер образа. При пересказе детьми произведения, особенно диалога, воспитатель учил детей интонационно передавать основные характерные черты персонажей.
В свободное от занятий время проводилась игра-драматизация с использованием отдельных деталей костюмов. Воспитатель отмечал игру тех детей, кому наиболее точно удалось передать характер героя.
Вся эта работа проводилась для того, чтобы дети лучше поняли и почувствовали героев сказки, сформировали свое отношение к ним.
На занятиях по лепке воспитатель учил детей лепить фигурки животных — лису, петуха, кота, давал детям творческие задания: слепить крадущуюся лису, бегущего кота, поющего петуха. И только после этого проводилось занятие — лепка по сказке «Кот, петух и лиса».
В начале занятия воспитатель снова прочитал сказку и показал детям игрушки: кота, петуха и лису. Эти игрушки в качестве образца оставались перед детьми в течение всего занятия. Детям предложили слепить персонажей сказки, или какой-либо эпизод из нее. При этом они не просто лепили животных, а передавали своеобразные взаимоотношения между ними и тем подчеркивали характер образов. Лиса, упрашивающая петуха выглянуть в окно, низко пригнулась к земле, подняла вверх мордочку; петух, слушающий ее, взлетел на подоконник, вытянул вперед шею, расправил крылья, готовый соскочить вниз. Лису, несущую петуха, большинство детей изобразили на четырех лапах, хотя в рассматриваемых иллюстрациях она бежала на задних лапах, а в передних несла петуха. Движения лисы в детских работах быстрые — лапы поставлены одна за другой, как при беге, в зубах петух.
В сцене разговора кота с петухом дети изображали кота на задних лапах с топором или мешком за спиной, а кота, догоняющего лису, — на четырех лапах с поднятым вверх хвостом.
Вероятно, в первом случае дети пытались подчеркнуть трудолюбие кота, его самостоятельность. Во втором же случае кот бежит на всех четырех лапах, чтобы скорее догнать лису.
Мы проводили еще несколько аналогичных занятий по лепке. После тщательной работы над пониманием образов дети передавали их характер через позу, взаимоотношения героев.
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:
1. В работах по лепке детей старшего дошкольного возраста отчетливо проявляются элементы творчества — стремление к выразительности образа.
2. Дети старшего дошкольного возраста способны передать в лепке движения, взаимоотношения и характер изображаемых персонажей сказки.
3. Необходимо руководство со стороны воспитателя процессом становления и проявления детского творчества. С этой целью воспитатель должен обогащать детей жизненными представлениями, развивать целенаправленное восприятие; беседами, советами, наблюдениями помогать детям понять, почувствовать окружающую жизнь, произведения искусства; обучать приемам изображения; создавать необходимые условия для проявления детского творчества.
4. В работе с детьми дошкольного возраста творческие задания на занятиях изобразительной деятельностью являются наиболее эффективным способом сочетания методов обучения и методов, способствующих проявлению творчества у детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.