(Из опыта работы детского сада № 16 г. Ленинграда)
Сказка забавляет ребенка, увлекает его загадочным сюжетом; слушая сказку, ребенок живет мыслями и чувствами героев. Дети могут по нескольку раз слушать полюбившуюся им сказку, чтобы снова волноваться и переживать за судьбу героев.
Нас интересовал вопрос о развитии творческих способностей детей старшей группы на занятиях рисованием.
Несмотря на то что еще в младшей группе с детьми проводилась работа по развитию изобразительных умений и навыков, а также на занятии имели место и творческие задания, все же фигуры животных и человека в рисунках детей были статичны, однообразны, мало выразительны. Одним из приемов обучения использовался показ изображения отдельных предметов. Хотя показ был неполным (показ основных элементов), все-таки дети старались точно следовать образцу, не проявляя при этом творчества. Развивались только технические навыки и умения.
Поэтому для становления творческой деятельности у детей старших групп мы начали с обогащения их сенсорного опыта;, давали детям возможность увидеть красоту не только в произведениях искусства, но и в природе (рассматривали кору деревьев, шишки, растения). Часто причудливо растущее дерево пробуждало фантазию детей — дерево получало название «Змей Горыныч» или «Чудо-юдо», а пенек, покрытый сверху мхом, называли «Старичком-лесовичком». Во время прогулок к заливу в летнее время можно было слышать спор: «Пахнет водорослями».— «Нет, рыбой».— «Это море так пахнет»,— говорили дети.
Поддерживая интерес детей к наблюдениям, мы помогали им в простых и привычных явлениях, предметах видеть красивое. «Посмотрите, какие перышки у голубя на шейке. Так и переливаются. Это сизый голубок»,— говорит Боря.
Увиденное дети переносили в свои рисунки. Нам хотелось,, чтобы рисунки детей были как можно более выразительными. Мы поставили перед собой цель определить роль всех компонентов выразительности (цвет, форма, композиция) в создании творческого рисунка по теме сказок.
Первая сказка, которую начали готовить к рисованию, была «Палочка-выручалочка» В. Сутеева. В сказке всего два персонажа, простой сюжет. Необходимо было вызвать у детей желание выразительно и по-своему нарисовать героев сказки. После чтения сказки рассматривали иллюстрации, не ограничивались иллюстрациями одного художника, так как это могло привести к копированию, хотя бы в композиции, показали также иллюстрации Ю. Васнецова. Глядя на волка, изображенного художником, Оля сказала: «Этот подобрее и покрасивее, такого волка заяц не испугается, будет петь и плясать». Затем эту сказку разыграли дети в кукольном театре. Они сами заставили своих героев двигаться в соответствии с образом. Волк раскрывал пасть, делал резкие движения, как будто набрасывался на зайца, рычал.
Показ сказки в кукольном театре в какой-то степени помог детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспомнили, где, какие персонажи стояли в той или иной ситуации. В процессе рисования по этой сказке мы больше не уточняли с детьми вопросы композиции.
При рассматривании иллюстраций спрашивали детей: «Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?», «Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?» Эти вопросы заставляли детей понять, что цвет в картине берется не случайно, а служит средством выразительности.
Анализируя рисунки детей, мы увидели, что почти во всех работах композиционное решение двуплановое. Чаще всего персонажи повернуты друг к другу. Но, несмотря на одинакозую композицию, рисунки выглядят разными, так как есть различие в передаче персонажей. У одних в рисунках основное выделено крупным планом, другие на первом плане рисовали деревья. В цвете дети придерживались реальной окраски персонажей (весной заяц серый, зимой белый). Рисунки детей получились красочными, так как еще с младшей группы они привыкли пользоваться большим количеством красок. Текст сказки дети по-своему дополняли. Например, ранней весной заяц и волк греются у костра. Такого момента в сказке нет.
В оценке работ дети принимали активное участие. Ребята подолгу стояли перед рисунками, рассматривали их, обсуждали работы товарищей, сравнивали.
На занятии рисованием по калмыцкой народной сказке «Плюх пришел» детям надо было изобразить различных зверей: льва, барса, волка, медведя, лису, зайцев в разных ситуациях. Сначала прочитали сказку. При пересказе сказки внимание детей обращалось не только на передачу содержания, а надо было рассказать, как выглядит тот или иной зверь. «Лев большой, с косматой гривой»,— говорит Лара. «Барс, как кошка с пятнами».
Чтобы у детей возникло четкое представление о том или ином животном из сказки, мы показывали иллюстрации, подчеркивали при этом характерные особенности животных, положение туловища, головы. Подобрали выразительные скульптуры животных. Затем дети лепили животных для игры в зоопарк. Если в лепке детям предлагалось несложное творческое задание — изобразить по-своему одно животное, то в рисунке по сказке задание усложнялось тем, что надо было составить композицию, которая объединяла бы животных.
За два дня до рисования спрашивали детей, какие эпизоды из сказки они хотели бы нарисовать, какова будет композиция выбранного сюжета, просили показать на чистом листе бумаги, где что будет нарисовано. Так мы учили детей заранее продумывать композицию рисунка. Большинство детей в процессе работы добавляли многое, о чем первоначально не было задумано. Развитию творческой самостоятельности способствовало и то, что ребятам предлагалась бумага разного цвета и формата.
Одни и те же эпизоды сказки каждый ребенок трактовал по-своему. Барс у Алеши был розовым с черными точками, и, хотя дети утверждали, что таких барсов не бывает, он упорно настаивал на своем: «Такой барс больше похож на барса». Карина поддержала Алешу: «Алешин барс мне очень нравится. Я сразу узнала, что это барс».
Практика показала, что огромное влияние оказывают на рисунок ребенка лепка и аппликация.
В аппликации, прежде чем наклеить, дети размещают на бумаге вырезанные части фигур, стараясь найти нужную позу. Передвигая фигурки по бумаге, ищут наиболее выразительную композицию.
Лепка, особенно с последующей росписью, помогает ребенку в рисунке дать образ того или иного предмета выразительнее. Например, после рассматривания дымковских игрушек ребята загорелись желанием сделать такие же.
Свои поделки они подарили мамам в День 8 Марта. Некоторые поделки остались в группе. Они в дальнейшем служили натурой при рисовании жар-птицы, Снегурочки и ее подружек.
Прежде чем рисовать жар-птицу, рисовали перо жар-птицы. Это занятие помогло в дальнейшем решить в целом сказочный образ, т. е. подобрать сочный, яркий колорит, окраску сказочной птицы.
Используя часто иллюстрации в книгах при подготовке детей к рисованию, мы давали для рассматривания и репродукции с картин русских и советских художников, а также иллюстраторов-сказочников: Ю. Васнецова, А. Каневского, Т, Мавриной, Н. Кочергина и др.
При рассматривании иллюстраций направляли внимание детей на передачу художниками тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения персонажей), на цветовое решение темы. Вели, как обычно, разговор о композиции рисунка. Так были рассмотрены иллюстрации к сказке В. Воробьева «Как Дед Мороз парад принимал». Затем было предложено сделать рисунки по этой книге. Все работы детей получились разными, каждый по-своему изобразил задуманный эпизод. Они чувствовали себя волшебниками, создавая сказку в картинках.
Всматриваясь в рисунки детей, видишь несомненное влияние всех проводимых ранее наблюдений: правильный подбор красок в передаче времени года. На всех рисунках изображена зима, но окраска неба различная. Дети не случайно брали тот или иной цвет краски, самостоятельное решение колорита носило преднамеренный характер. Окраска неба диктовалась выбранным эпизодом, настроением ребенка. Выразительны и персонажи сказки: Дед Мороз и животные в разных позах. Дети рассматривали свои рисунки, каждый раз находили в работах товарищей что-то новое. Предложение подумать, куда пошел после парада Дед Мороз, вызвало творческие рассказы на темы: «Дед Мороз пошел на елку к негритятам», «Дед Мороз в тундре», «Дед Мороз на полюсе», «Дед Мороз в поселке Мирный».
Из рисунков дети составили книгу. Затем пригласили посмотреть ее детей подготовительной группы, родителей. «А правда, наша книга такая же красивая, как и другие?», «Эту книгу рисовали мы, а другие книги рисовали художники»,— говорили дети.
Часто одни и те же персонажи фигурируют в разных произведениях, но они разные по характеру. Чтобы дети правильно передали образ того или иного персонажа, необходимо раскрыть характерные особенности этого персонажа, тогда и рисунки будут выразительными. Можно сказать, что творческая деятельность детей успешно проходит в условиях хорошо поставленного обучения. Руководящая роль остается за воспитателем, который должен использовать в работе с детьми самые разнообразные приемы и методы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.