Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Творческая речевая деятельность детей на материале русских народных сказок


Сб-ник статей "Художественное творчество в детском саду"
Пособие для воспитателя и музыкального руководителя.
Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

(Из опыта работы детского сада № 60 г. Саратова)
Работу по формированию творческой художественно-речевой деятельности на материале русских народных сказок начали проводить в старшей группе. Цель этого задания — подвести детей к самостоятельному словесному творчеству, к сочинению собственных сказок. Необходимо было решить следующие задачи:
через художественные образы народных сказок расширить круг представлений детей, углубить их художественное восприятие;
выработать у детей умение осмысливать содержание литературных произведений, в частности сказок;
научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать свою речь образными выражениями, оборотами;
наряду с этим развивать у детей понимание красоты русского языка, его выразительности, меткости, образности.
Все дети очень любят сказки. Пожалуй, нельзя найти такого ребенка, который не любил бы сказок. Чтобы подвести детей к самостоятельному сочинению сказок, мы проводили отдельные задания, разработанные НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Необходимо было создать у детей определенный запас русских народных сказок и русского фольклора малых форм (стихи, поговорки, загадки). Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребенка в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют развитию выразительной речи ребенка.
Поговорки, загадки, песни мы давали параллельно знакомству со сказкой. Песенки встречаются во многих народных сказках («Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» и др.). Песенки украшают сказку, а также передают настроение героя. В тех сказках, где песенки отсутствовали, мы использовали стишки, загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки, и зачитывали их перед или после рассказывания сказки или в связи с происходящим перед детьми каким-либо явлением природы.
Дети быстро запоминали эти небольшие произведения и использовали их в повседневной жизни. Например, на прогулке, наблюдая легко падающий снег, дети вспоминали заученные стихи.
Для слушания мы выбирали сказки, которые были понятны и доступны детям, а образы близки детскому восприятию. Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки, поняли характерные особенности, присущие сказке (цепная композиция, троекратные повторы, завязка, кульминация, традиционная концовка), мы использовали разнообразные способы: показ кукольного или теневого театра, драматизации сказок детьми, рисование отдельных эпизодов сказки.
После этого мы предложили детям придумать конец сказки, рассказанной воспитателем.
Так, после чтения сказки «Репка» воспитатель обращается к детям: «Интересно, что же произошло после того, как репку вытащили? Кто может придумать?» Дети предложили свои варианты концовки сказки.
Марина. Прикатили репку, помыли ее. Бабка репку резала, а дедка держал репку. А потом всем поделили поровну. Репка была вкусная и сладкая.
Ира. Притащили репку домой. Сделали салат, стали есть и хвалить репку.
Марина. Все вместе сразу вытащили репку, прикатили ее домой, вымыли и стали ее резать. Ели репку бабка, дедка и внучка. Кошка и Жучка не хотели есть репку, и дали кошке молока, а Жучке дали мяса.
Сказка «Теремок».
Женя. Медведь выгнал всех зверей из теремка, а сам стал там жить. А про это узнал слон. Он пришел, взял хоботом медведя и выбросил из домика. Упал медведь, стукнулся о дерево и большую шишку набил. Так ему, косолапому, и надо, чтобы зверей слабых не обижал.
Сказка «Колобок».
Ира. Колобок от лисы убежал и покатился дальше. Катился он, катился и устал. Закатился за кустик и уснул, а мальчик собирал грибы, он его увидел, положил в корзинку и домой унес.
Сказка «Снегурочка».
Сережа. Стали девочки через костер прыгать, и Снегурочка с ними. Только прыгнула Снегурочка и почувствовала, что тает, а что было потом — не помнит. Только очнулась она во дворце с колоннами, кругом серебро и хрусталь, а над ней стоит старик с длинной бородой до самого пола. Этот старик был Дед Мороз. Он дыхнул на Снегурочку морозным воздухом, она и ожила. Тогда сказал ей Дед Мороз: «Снегурочка, живи у меня во дворце ледяном и весели меня, старика, будь моей внучкой». А Снегурочка говорит: «Хорошо, дедушка Мороз, буду я твоей внучкой, но исполни мою просьбу». Спрашивает старик, какую просьбу. Отвечает Снегурочка: «Дедушка, сделай так, чтобы я веселила не только тебя, а еще и людей». Засмеялся тогда Дед Мороз и говорит: «Это простая просьба — будь по-твоему. Будем с тобой, внучка, и взрослых, и детей с Новым годом поздравлять и подарки свои дарить». Обрадовалась Снегурочка и с тех пор каждый год ходит с Дедом Морозом на праздник елки. И стали они жить-поживать и людям радость доставлять.
После того как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок, мы решили, что можно перейти к следующему этапу, т. е. продолжить сказку, начатую воспитателем.
Воспитатель рассказывал сказку до того места, где действие приходит к наиболее напряженному, переломному моменту, далее сказку продолжали дети. Затем детям предложили самостоятельно сочинить сказку с хорошо знакомым сказочным героем, но которая бы отличалась от всех ранее рассказанных. Мы использовали два пути: сочинение сказки по названному герою или по предложенной теме.
Но эти пути как бы объединяются между собой, так как называя одного героя сказки, мы тем самым определяем и тему и, наоборот, называя тему, определяем главных действующих лиц сказки. К данному этапу работы дети могли уже давать характеристики главным героям, осмысливать их поступки и действия, чувствовали композиционный характер сказки, т. е. различали ее начало, завязку, линию основного сюжета и концовку, а также правильно использовали приемы, присущие сказке: повторы, характерные обороты речи: «добрый молодец», «жили-были» и т. п. Сначала некоторые сказки, сочиненные детьми, носили форму рассказов.
Ира. Жила-была очень хорошая девочка. Она очень любила цветы. У нее в саду были розочки, колокольчики и гвоздики. Девочка каждое утро их поливала. Она с ними разговаривала. Девочка им говорила, а они наклоняли головки. Один раз она уколола пальчик о розочку и заплакала. А цветочки все закачали головками, а девочка не смотрит. И тогда прилетела маленькая желтенькая птичка и говорит девочке: «Не надо плакать, розочка никогда больше не будет колоться, она нечаянно». И девочка перестала плакать.
Надо сказать, что этот рассказ в какой-то степени автобиографичен. Ира сама очень любила цветы, ее мама занималась дома разведением цветов и эту любовь к цветам привила и своей дочери.
Дети выслушали эту сказку и на вопрос воспитателя: «Похожа ли Ирина сказка на какую-либо другую?» — ответили, что эта сказка не похожа на сказку. «Она очень коротенькая, и в ней только про то, как розочка уколола девочке пальчик, а больше ничего нет»,— добавил Коля. Эта несовершенная и непосредственная оценка детей показала, что дети уже чувствуют и понимают композиционное построение сказки.
В сочинении собственных сказок дети использовали тот запас сказок, который имели. Они вставляли в свое сочинение элементы из других сказок. Старались придерживаться основного правила — добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями.
Таня. Жила-была одна добрая девочка. У нее никого не было. Пошла она однажды в лес и набрела на избушку. Зашла она в избушку, а там никого нет. И стала она жить в этой избушке. Наступила зима, стало холодно. Все звери попрятались в свои норки, а у одного заиньки не было норки, он сидел под елкой, дрожал и плакал. Пошла девочка в лес за дровами и увидела зайку. Пожалела она его и позвала к себе жить. Обрадовался зайка и согласился жить у девочки. И им вдвоем стало весело, и они никогда не скучали и жили дружно.
Если первые сказки детей были очень просты и по композиции, то последующие сказки стали более сложными, порой с цепной композицией. Одно событие следовало за другим, число героев увеличивалось, и их действия тоже становились осмысленными и целенаправленными. В сказке использовались и выражения, взятые из народной речи: «кума-лиса», «серый волк», «серый зайка», «добрый молодец» и т. д. Ценно то, что на протяжении всей сказки дети следили за ходом повествования, не сбиваясь с основной сюжетной линии, доводя свой замысел до конца.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +