(Из опыта работы детского сада № 60 г. Саратова)
Работу по формированию творческой художественно-речевой деятельности на материале русских народных сказок начали проводить в старшей группе. Цель этого задания — подвести детей к самостоятельному словесному творчеству, к сочинению собственных сказок. Необходимо было решить следующие задачи:
через художественные образы народных сказок расширить круг представлений детей, углубить их художественное восприятие;
выработать у детей умение осмысливать содержание литературных произведений, в частности сказок;
научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать свою речь образными выражениями, оборотами;
наряду с этим развивать у детей понимание красоты русского языка, его выразительности, меткости, образности.
Все дети очень любят сказки. Пожалуй, нельзя найти такого ребенка, который не любил бы сказок. Чтобы подвести детей к самостоятельному сочинению сказок, мы проводили отдельные задания, разработанные НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
Необходимо было создать у детей определенный запас русских народных сказок и русского фольклора малых форм (стихи, поговорки, загадки). Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребенка в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют развитию выразительной речи ребенка.
Поговорки, загадки, песни мы давали параллельно знакомству со сказкой. Песенки встречаются во многих народных сказках («Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» и др.). Песенки украшают сказку, а также передают настроение героя. В тех сказках, где песенки отсутствовали, мы использовали стишки, загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки, и зачитывали их перед или после рассказывания сказки или в связи с происходящим перед детьми каким-либо явлением природы.
Дети быстро запоминали эти небольшие произведения и использовали их в повседневной жизни. Например, на прогулке, наблюдая легко падающий снег, дети вспоминали заученные стихи.
Для слушания мы выбирали сказки, которые были понятны и доступны детям, а образы близки детскому восприятию. Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки, поняли характерные особенности, присущие сказке (цепная композиция, троекратные повторы, завязка, кульминация, традиционная концовка), мы использовали разнообразные способы: показ кукольного или теневого театра, драматизации сказок детьми, рисование отдельных эпизодов сказки.
После этого мы предложили детям придумать конец сказки, рассказанной воспитателем.
Так, после чтения сказки «Репка» воспитатель обращается к детям: «Интересно, что же произошло после того, как репку вытащили? Кто может придумать?» Дети предложили свои варианты концовки сказки.
Марина. Прикатили репку, помыли ее. Бабка репку резала, а дедка держал репку. А потом всем поделили поровну. Репка была вкусная и сладкая.
Ира. Притащили репку домой. Сделали салат, стали есть и хвалить репку.
Марина. Все вместе сразу вытащили репку, прикатили ее домой, вымыли и стали ее резать. Ели репку бабка, дедка и внучка. Кошка и Жучка не хотели есть репку, и дали кошке молока, а Жучке дали мяса.
Сказка «Теремок».
Женя. Медведь выгнал всех зверей из теремка, а сам стал там жить. А про это узнал слон. Он пришел, взял хоботом медведя и выбросил из домика. Упал медведь, стукнулся о дерево и большую шишку набил. Так ему, косолапому, и надо, чтобы зверей слабых не обижал.
Сказка «Колобок».
Ира. Колобок от лисы убежал и покатился дальше. Катился он, катился и устал. Закатился за кустик и уснул, а мальчик собирал грибы, он его увидел, положил в корзинку и домой унес.
Сказка «Снегурочка».
Сережа. Стали девочки через костер прыгать, и Снегурочка с ними. Только прыгнула Снегурочка и почувствовала, что тает, а что было потом — не помнит. Только очнулась она во дворце с колоннами, кругом серебро и хрусталь, а над ней стоит старик с длинной бородой до самого пола. Этот старик был Дед Мороз. Он дыхнул на Снегурочку морозным воздухом, она и ожила. Тогда сказал ей Дед Мороз: «Снегурочка, живи у меня во дворце ледяном и весели меня, старика, будь моей внучкой». А Снегурочка говорит: «Хорошо, дедушка Мороз, буду я твоей внучкой, но исполни мою просьбу». Спрашивает старик, какую просьбу. Отвечает Снегурочка: «Дедушка, сделай так, чтобы я веселила не только тебя, а еще и людей». Засмеялся тогда Дед Мороз и говорит: «Это простая просьба — будь по-твоему. Будем с тобой, внучка, и взрослых, и детей с Новым годом поздравлять и подарки свои дарить». Обрадовалась Снегурочка и с тех пор каждый год ходит с Дедом Морозом на праздник елки. И стали они жить-поживать и людям радость доставлять.
После того как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок, мы решили, что можно перейти к следующему этапу, т. е. продолжить сказку, начатую воспитателем.
Воспитатель рассказывал сказку до того места, где действие приходит к наиболее напряженному, переломному моменту, далее сказку продолжали дети. Затем детям предложили самостоятельно сочинить сказку с хорошо знакомым сказочным героем, но которая бы отличалась от всех ранее рассказанных. Мы использовали два пути: сочинение сказки по названному герою или по предложенной теме.
Но эти пути как бы объединяются между собой, так как называя одного героя сказки, мы тем самым определяем и тему и, наоборот, называя тему, определяем главных действующих лиц сказки. К данному этапу работы дети могли уже давать характеристики главным героям, осмысливать их поступки и действия, чувствовали композиционный характер сказки, т. е. различали ее начало, завязку, линию основного сюжета и концовку, а также правильно использовали приемы, присущие сказке: повторы, характерные обороты речи: «добрый молодец», «жили-были» и т. п. Сначала некоторые сказки, сочиненные детьми, носили форму рассказов.
Ира. Жила-была очень хорошая девочка. Она очень любила цветы. У нее в саду были розочки, колокольчики и гвоздики. Девочка каждое утро их поливала. Она с ними разговаривала. Девочка им говорила, а они наклоняли головки. Один раз она уколола пальчик о розочку и заплакала. А цветочки все закачали головками, а девочка не смотрит. И тогда прилетела маленькая желтенькая птичка и говорит девочке: «Не надо плакать, розочка никогда больше не будет колоться, она нечаянно». И девочка перестала плакать.
Надо сказать, что этот рассказ в какой-то степени автобиографичен. Ира сама очень любила цветы, ее мама занималась дома разведением цветов и эту любовь к цветам привила и своей дочери.
Дети выслушали эту сказку и на вопрос воспитателя: «Похожа ли Ирина сказка на какую-либо другую?» — ответили, что эта сказка не похожа на сказку. «Она очень коротенькая, и в ней только про то, как розочка уколола девочке пальчик, а больше ничего нет»,— добавил Коля. Эта несовершенная и непосредственная оценка детей показала, что дети уже чувствуют и понимают композиционное построение сказки.
В сочинении собственных сказок дети использовали тот запас сказок, который имели. Они вставляли в свое сочинение элементы из других сказок. Старались придерживаться основного правила — добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями.
Таня. Жила-была одна добрая девочка. У нее никого не было. Пошла она однажды в лес и набрела на избушку. Зашла она в избушку, а там никого нет. И стала она жить в этой избушке. Наступила зима, стало холодно. Все звери попрятались в свои норки, а у одного заиньки не было норки, он сидел под елкой, дрожал и плакал. Пошла девочка в лес за дровами и увидела зайку. Пожалела она его и позвала к себе жить. Обрадовался зайка и согласился жить у девочки. И им вдвоем стало весело, и они никогда не скучали и жили дружно. Если первые сказки детей были очень просты и по композиции, то последующие сказки стали более сложными, порой с цепной композицией. Одно событие следовало за другим, число героев увеличивалось, и их действия тоже становились осмысленными и целенаправленными. В сказке использовались и выражения, взятые из народной речи: «кума-лиса», «серый волк», «серый зайка», «добрый молодец» и т. д. Ценно то, что на протяжении всей сказки дети следили за ходом повествования, не сбиваясь с основной сюжетной линии, доводя свой замысел до конца.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.