(Из опыта работы детского сада № 279 г. Москвы)
Театрально-игровая деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка в детском саду, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.
Формы театрально-игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок. Все они по-своему интересны. Однако по инициативе детей эти игры возникают редко, а если и удается их наблюдать, то с выразительной стороны они выглядят довольно слабо.
Поэтому нас заинтересовали предложенные лабораторией эстетического воспитания материалы по развитию художественного творчества детей в театрально-игровой деятельности.
Мы поняли, что надо постепенно вовлекать детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.
Были намечены следующие пути для решения этой задачи:
проводить все задания в указанной последовательности и систематически включать их в занятия по родному языку;
познакомить детей с формами театрализованных игр (настольный театр игрушки, плоскостной театр, кукольный би-ба-бо, игры-драматизации).
Если творческие задания предлагались детям на занятиях по родному языку, то знакомство детей с формами театрализованных игр проходило вне занятий. Задания были представлены в виде циклов. В основе каждого из них лежал какой-нибудь один способ выразительности образа в такой последовательности: на развитие интонации, на развитие мимики, на развитие жеста, позы и походки. В каждое задание включалось не более двух примеров на один из способов выразительности, так как потом продолжалось обычное занятие.
Вот примерный план одного занятия в старшей группе, проходившего в течение 30 минут.
1. Упражнение на развитие интонации. Продолжительность 10 минут.
а) Саша отстал в лесу от своих товарищей и заблудился. Он зовет их.
б) Костя нашел лисью нору. Он зовет своего товарища посмотреть находку.
Прочитать каждый пример детям и объяснить, что и в первом и во втором случае нужно звать. Но звать нужно по-разному, так как в первом случае мальчик испугался, он заблудился и боится, что никто его не услышит. Во втором случае никакой опасности нет. Действие тоже происходит в лесу. Предложить двум-трем детям (по очереди) подумать, кто как будет звать, чтобы не повторить друг друга.
2. Познакомить детей со стихотворением «Осенью» А. Плещеева. Прочитать и разобрать содержание. Задать вопросы. Продолжительность 10 минут.
3. Разучивание первых четырех строк стихотворения. Продолжительность 10 минут.
Сначала желающих выполнить творческое задание на развитие интонации было немного. Вызывались те дети, которые были активны на всех других занятиях. Однако с заданием они не справились. Отсутствовала выразительность. Дети звали, но в их голосе, позе, жесте не чувствовалось переживания. Каждый последующий повторял то, что делал предыдущий, не внося ничего нового. Было ясно, что детям трудно представить ту обстановку и по-настоящему войти в образ. Тут же, как бы забыв о задании, прочитали детям отрывок из сказки «Машенька и медведь», где Машенька заблудилась и стала звать своих подруг. Затем предложили детям представить себя на месте Машеньки, как бы они стали звать своих подруг. Желающих выступить в роли Машеньки было значительно больше, чем в первом случае. Выступления по звучанию были лучше, эмоциональнее. После небольшого анализа выступления детей, где осторожно указали на недостатки, объяснили детям, что любое слово может звучать по-разному в зависимости от обстоятельств, и предложили позвать своего товарища, представив, что нашли в лесу что-то интересное. Удивительно было то, что вызвался Сережа, который обычно пассивен на занятиях, с плохой речью. Совершенно неожиданно он позвал так выразительно Андрюшу, что тот отозвался.
Сережа. Андрюша!
Андрюша. Что?
Сережа. Смотри, что я нашел!
Андрюша. Что?
Сережа. Гнездо с птицами, видишь?
Андрюша. Где?
Сережа. Вот. Смотри, какие они маленькие.
Все стали предлагать свои примеры. Повторений не было.
На другом занятии детям предложили такое задание — поискать воображаемого котенка, называя его по имени. Задание не менее интересно, но реакция на него появилась у детей не сразу, так как дети еще продолжали делиться впечатлениями о первом задании и не могли полностью переключиться ко второму. Поэтому между заданиями нужен перерыв, в течение которого дети могли бы успокоиться, освободиться от тех образов, которые созданы первым заданием, и переключиться на новое.
Постепенно дети входили в образ, каждый по-разному звал котенка. Таня немного сердито: «Ну иди же сюда!» Сережа, наоборот, звал ласково: «Мурзик, миленький, иди ко мне».
Дети сами дали правильную оценку, отметив тех, кто действительно непринужденно, заинтересованно искал и звал котенка Мурзика, а не просто делал вид, что ищет.
Большой интерес вызвало задание, когда предложили детям подержать на руках воображаемого щенка. «Щенок маленький, он убежал от хозяйки, замерз. Приласкайте его, ребята»,— сказал воспитатель. Это задание требовало не только передачи своеобразной интонации, но и определенных жестов, мимики, обязывало к особой позе. Не имея предмета в руках, не ощущая его, детям было трудно войти в образ и передать свои чувства. Чтобы помочь им в этом, дали игрушечного щенка. Оказалось, что ребенку стало значительно легче найти тот образ и те выражения, которые требовались по заданию. Желая еще больше приблизить детей к тем ощущениям, которые испытываются в данной ситуации, мы слегка намочили игрушку. Это вызвало более естественный жест. В движениях чувствовалась осторожность, в интонации внимание, жалость, забота к маленькому замерзшему щенку. На конкретном образе дети способны по-настоящему осмыслить и обыграть его. При подготовке и проведении других заданий мы старались подобрать такой материал, который вводил бы ребенка в тот мир и образ, где он действовал бы самостоятельно. В этом помогали определенный литературный материал, игрушки, одежда, нередко простейшая перестановка мебели в групповой комнате давала желаемый результат.
Наряду с обучением отдельным способам образной выразительности детей познакомили и с новыми формами игр. Из всех форм театрализованных игр театр игрушек наиболее прост. К следующей форме (плоскостному театру) лучше переходить, когда дети освоятся с непривычной для них деятельностью и будут достаточно свободно, творчески осуществлять свои замыслы.
Прежде чем познакомить детей с театром игрушек, мы внимательно наблюдали за играми детей и убедились, что дети не умеют разыгрывать кукольных представлений. Тогда мы показали им спектакль игрушек, где два игрушечных медвежонка играли в прятки. Все, что требовалось для спектакля (обстановка для комнаты и сами медвежата), было взято из игрового уголка. Дети с интересом смотрели представление, радовались, что их игрушки вдруг ожили. «Вы и сами можете показать такое представление,— обратился воспитатель к детям. - Надо только пофантазировать, что будут делать любимые игрушки, если вдруг они окажутся в лесу или в другом месте, как они могут разговаривать и о чем. Все это вы можете придумать сами».
Через несколько дней предложили детям придумать игру для своих игрушек.
Наташа, посадив группу детей вокруг себя, начала расставлять кукольную мебель: «Сейчас я сделаю, чтоб красиво было. А теперь слушайте. Жил на свете мишка. Вот он. Сел однажды мишка писать письмо своему другу. Вдруг стук в дверь.
— Кто там? — спросил мишка.
— Я, твой друг,— ответили за дверью. - Я пишу тебе письмо.
— Какое? Покажи.
— Вот. Садись, будем пить чай с конфетами.
Весь свой монолог Наташа была в действии. Сначала расставляла мебель, потом взяла одного мишку, посадила за стол, лапой мишки водила по бумаге, показывая, что он пишет письмо. Затем мишка поднялся и пошел к воображаемой двери, встретил своего Друга, провел в комнату и усадил за стол. Интересно отметить, что Наташа старалась говорить за каждого мишку по-разному. Ребятам игра понравилась. В результате наблюдений за играми детей можно сказать, что творческие задания, безусловно, влияют на развитие детского творчества, развивают интонацию, мимику, способствуют активному восприятию художественных произведений и эмоциональной передаче содержания, отрабатывают осмысленность жеста, естественность позы. Кроме этого, такие задания помогают раскрыть некоторые скрытые стороны и способности ребенка.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.