В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях — рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.
Надо воспитать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание сочинить самому, рассказать другим детям свою сказку. Если это удается ребенку, он испытывает радость.
Задачу развития детского словесного творчества можно решить, лишь опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения детей в детском саду.
Учитывая эти положения, следует рассматривать фольклор как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают ребенку правильно воспринять и понять ее содержание.
Изучение детских сочинений указывает на несомненное влияние на них русского фольклора.
Большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка.
Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.
Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи — диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Формирование словесного творчества детей средствами фольклора происходит по этапам.
На первом этапе происходит накопление художественно-речевого опыта детей, закрепление и активизация знаний фольклора, полученных в процессе прежнего ознакомления с ним. Происходит создание запаса народных сказок и произведений малого фольклора, усвоение содержания, образов русской народной сказки, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями. Все это создает необходимый уровень подготовленности к словесному творчеству.
На втором этапе происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).
Педагог должен не только подготовить возможность возникновения детского сочинения, но и руководить этим творческим процессом, помочь сложиться замыслу, выбору темы и героев детской сказки, помочь в развитии сюжета, в построении повествования. Это создает определенный уровень творческого рассказывания, активизирует ребенка в дальнейших попытках сочинять.
Педагог использует русскую народную сказку как возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребенком собственной сказки.
На третьем этапе дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа. И все приемы педагогического руководства должны содействовать этому.
Существуют приемы, которые педагог использует на протяжении всего процесса развития творчества, на всех его этапах. Это пересказ русских народных сказок. Сказка — произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. И передавая ее, ребенок овладевает опытом поэтической и одновременно разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.
Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение запаса известных детям сказок, расширение этого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.
Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают и художественные средства их раскрытия — композицию, выразительные средства языка.
Естественно, что необходимые для формирования словесного творчества условия — широкая работа по развитию речи в делом и совершенствование речи в ее эстетической функции — не только предшествуют этапам формирования, а должны осуществляться на протяжении всего периода руководства творчеством.
В творческих заданиях необходимо последовательно соблюдать принцип этапности:
освоение детьми под руководством педагога материала фольклора (содержания, образов, тем, идей), его активизация;
усвоение традиционных фольклорных способов художественного изображения;
овладение способами воплощения собственного творческого замысла.
В заданиях следует четко выделять цели и задачи каждого этапа.
На первом этапе, подготовительном к творчеству, педагог обогащает опыт детей новым содержанием, знакомит детей с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками; восстанавливает в памяти детей прежний запас произведений фольклора, закрепляет, активизирует его, привлекает внимание детей к средствам художественного раскрытия содержания сказки. Воспитатель использует разнообразные приемы: выразительное чтение и рассказывание взрослыми, беседы, рассматривание иллюстраций книг, картин, показ диафильмов, слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова, проведение викторин, концертов, игр; способствует отражению содержания сказок в других видах деятельности.
Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять — выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки, сочинять свои.
На втором этапе педагог использует приемы, способствующие пониманию и более глубокому восприятию традиционных фольклорных приемов развития сюжета и построения сказки: повторности, троекратности эпизодов, их сходства, цепной (комулятивной) композиции, приемов «от большого к малому», «от малого к большому». В упражнениях на сочинение собственной сказки, повествования дети могут заимствовать эти способы. Тот или иной способ выбирается в зависимости от особенностей сказки. Так, те сказки, для театрализации которых понадобится меньше атрибутов, могут быть показаны в теневом и кукольном театре (например, «Репка», «Волк и семеро козлят»). Сказки же, где атрибутов для их инсценировки потребуется больше, где действие переносится в разные места, легче разыграть в игре-драматизации, так как дети, действуя сами, легко воображают всю обстановку. Эти же сказки можно рисовать по эпизодам и составлять панно.
Для анализа и усвоения того или иного способа дети включаются в различные виды художественно-речевой деятельности. В одних случаях дети могут быть исполнителями теневого, кукольного театра, ведущими при показе спектакля на фланеле-графе, в других — активными зрителями.
В рисовании сказки по эпизодам участвуют одновременно все дети. Составлять по рисункам панно может часть детей. В драматизации поочередно участвует большинство детей группы.
Педагогу при проведении того или иного занятия следует особенно подчеркивать основной принцип организации повествования данной сказки. Например, после того, как дети пересказали и выложили на полотне фланелеграфа сказку «Репка», воспитатель обращает их внимание на последовательность расположения фигур: от большого (дедушки) постепенно они уменьшаются до самой маленькой фигурки (мышки). После пересказа детьми «Репки» на фланелеграфе и «Теремка» в теневом театре с расстановкой плоскостных фигур воспитатель предлагает сравнить расположение фигурок в обеих сказках по мере появления персонажей. Он может также изменить порядок фигурок в каждой сказке, объяснив детям, что сказка получилась бы «нескладной».
После выполнения задания по той или иной сказке воспитатель предлагает одному-двум детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную детям народную сказку. Но герои могут появляться так же — от малого к большому или от большого к малому, могут быть повторы, встречи героев, которые постепенно подводят к кульминации. Однако надо знать заранее, как кончится сказка.
Таким образом, детская деятельность на втором этапе состоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.
В заданиях третьего этапа — самостоятельное развитие повествования — задача заключается в формировании собственного словесного творчества. Усилия ребенка направляются на повышение самостоятельности и активности в словесно-творческих проявлениях. Вначале дети должны придумать повествование на предложенную тему, используя заданных персонажей и развивая названный сюжет. Далее требование к самостоятельности возрастет: дети выбирают из предложенного материала персонажей, тему своей сказки, придумывают сюжет. Попытки ребенка в самостоятельном развитии собственного повествования могут быть успешными при условии активного руководства со стороны педагога.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.