Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Активизация деятельности детей при игре на музыкальных инструментах


Сб-ник статей "Художественное творчество в детском саду"
Пособие для воспитателя и музыкального руководителя.
Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

(Из опыта работы детского сада № 97 г. Москвы)
В программе детского сада среди хорошо известных видоа музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, ритмика) назван еще один — это игра на детских музыкальных инструментах, и прежде всего на металлофонах. Эта деятельность не имеет еще массового распространения. Вместе с тем она таит в себе большие возможности для развития музыкальных способностей детей. Воспитание любви к музыке зависит не только от того, как воспринимает ее ребенок, но и от того, как он активно и творчески отзывается на нее.
Развитие музыкального слуха и способностей детей проходит на музыкальных занятиях, но эти же задачи должны решаться и в повседневной жизни. В программе предусмотрено время для самостоятельной деятельности и примерный материал игр во всех группах. Сборники «Музыка в детском саду» дают практический материал для занятий и самостоятельной деятельности (хороводные игры, музыкально-дидактические игры и репертуар для музыкальных инструментов). Игра на музыкальных инструментах при умелом использовании представляет интересное и полезное занятие в быту, которое закрепляет полученные детьми навыки и подводит их к самостоятельному творчеству.
Но обучение детей игре на музыкальных инструментах проходит часто без определенной системы. Музыкальные руководители начинают обучать более способных детей сразу с небольших, чаще всего народных, песен, например «Во саду ли, в огороде...», мелодию которой они часто слышат, но не поют.
Этот путь обучения возможен, но он направлен только на разучивание той или иной песни и не подводит детей к освоению самостоятельной игры. Кроме того, это применимо лишь к отдельным детям, а не ко всей группе. Между тем научиться играть хотят все.
Для того чтобы заинтересовать и научить всех детей игре на музыкальных инструментах, мы наметили путь постепенного усложнения упражнений и подбирали репертуар, а систему обучения пению по нотам (предложенную «Музыкальным букварем» Н. Ветлугиной) применили к обучению игре на металлофонах детей старшей группы. Музыкальный букварь содержит легкие песни с фортепианным сопровождением. К песням написан хороший текст и даны яркие иллюстрации. Маленькие песенки букваря очень хорошо помогают детям в освоении первых сведений музыкальной азбуки, а главное, они приучаются различать звуковысотные, ритмические отношения, изменение направления мелодии.
Если работа с букварем ведется систематически, то дети быстро и точно определяют и направление мелодии, и ритмический рисунок песни, а затем уже усваивают и некоторые их обозначения.
Обучалась игре на металлофоне сразу вся группа детей, но играли поочередно ансамблями по 8—10 человек. Дети садились полукрутом, и им показывали металлофон с палочкой, обращали их внимание на расположение пластинок, их величину и звучание, предлагали послушать знакомые песенки, показывали, как надо сидеть и держать металлофон и палочку, чтобы звучание было чистым. Не всем детям сразу удавалось освоить технику игры и, тем более, играть ансамблем. Желание же играть у всех было огромное. Поэтому всю работу разделили на следующие этапы.
1. Освоение на металлофоне игры различных ритмических рисунков и ознакомление со звучанием и названиями нот. Для этого использовали простейшие песенки букваря, построенные на одной ноте. Так как ритмический рисунок каждой песенки шел с текстом и музыкальным сопровождением, то возникал музыкальный образ, сразу запоминающийся всеми детьми. Песенки мы давали в определенной последовательности.
На ноте ми исполняли песенку «Мы идем с флажками». Дети определяли, что мелодия на одной ноте, и прохлопывали ритм. Сначала играл воспитатель, потом кто-нибудь из детей и, наконец, всей подгруппой вместе. Затем играли эту песенку с разных нот, обращая внимание на повышение и понижение мелодии. Дети придумали продолжение текста, песенка стала длиннее: «Весело шагаем, флаги поднимаем».
Следующую песню «Небо синее» играли с ноты ре, простукивали палочкой ритм, обращали внимание на длинные и короткие звуки. «Андрей-воробей» играли с ноты до, затем повышали по терциям вверх с каждым новым куплетом песни.
Следующие песни разучивали так же: «В школу» — с ноты фа, «Самолет» — с ноты ля, «Месяц май» — с ноты си.
Эти песенки, написанные на одной ноте, но с различным ритмом и характером, сразу усваивались всеми детьми. Попутно они знакомились с названиями нот. Детей занимало то, что все песенки можно играть с любой ноты. Чтобы дети могли самостоятельно действовать, мы проводили музыкально-дидактические игры: «Узнай по ритму песню», «Угадай, с какой ноты будем играть песню». Эти задания подводили детей к несложному музыкальному диктанту и развивали музыкальный слух.
Ценным было и то, что, играя, дети подпевали эти песенки, повышая и понижая голос в зависимости от того, с какой ноты они ее играли.
2. Подведение детей к осознанию высотных положений звуков. На данном этапе работы мы брали песни с резко контрастным расположением звуков. Дети должны были сами найти нужный звук. В песенке «Птенчики» мы обращали внимание детей на разную высоту одной и той же ноты до и до2, предлагали найти и на металлофоне одинаковые ноты разной высоты и послушать их звучание (в интервале октавы). В следующих песнях дети сами находили вторую ноту, определяя ее по первой ноте (вверх или вниз): «Спите, куклы», «Гармошка».
Для этого задания интересны песенки-попевки из репертуара детей старшей группы: народные песни «Сорока» и «Зайчик».
Дети должны точно определить, на высокой или низкой ноте заканчивается песня.
Далее проводились упражнения на сопоставление трех звуков, различных по высоте. При разучивании песни «Бубенчики» (трезвучие), прислушиваясь к звучанию, дети находили бубенчик высокий, средний и низкий.
Затем мы добились того, что дети различали и называли ноты звукоряда в песнях «Лесенка», «Цирковые собачки». Это было первой ступенью к самостоятельному подбиранию знакомых мелодий.
3. Различение детьми звуков ысотных и ритмических отношений мелодий в их комплексе. Для этого мы использовали песенки из букваря с движением мелодии и более сложным ритмическим рисунком. Это было своеобразной подготовкой к чтению с листа. Использовался следующий репертуар:
В песне «8-е Марта» надо было показать направление мелодии, расположение нот на нотном стане, отметить ритм, спеть песню, сыграть эту песню с ноты do и с ноты соль. Предлагали детям сыграть эту песню и с других нот, спрашивали, правильно ли она звучит.
В песне «Труба» вычленялся интервал кварты. Детям предлагали найти верхнюю ноту по слуху, спрашивали, с какой ноты надо играть эту песню.
В песне «Качели» предлагали детям определить движение мелодии (сверху вниз) и найти верхний и нижний звуки.
Окончание музыкальных фраз песни «Путаница» дети играли по своему желанию на низкой или высокой ноте.
Введение в музыкальную грамоту дало хорошую основу для разучивания несложных русских народных мелодий: «Во саду ли, в огороде», «На зеленом на лугу», «Во поле береза стояла», «Полянка» и др., а также песен из пройденного репертуара: «Елочка», муз. М. Красева; «Песенка про зарядку», муз. В. Витлина, «Портрет Ильича», муз. Л. Шульгина; «Все мы музыканты», муз. Е. Тиличеевой.
На этом этапе развитие детей шло уже неравномерно, более способные дети осваивали репертуар быстрее; мы следили, чтобы они помогали своим товарищам.
4. Подведение детей к самостоятельной творческой деятельности. В исполнении музыкальных произведений дети проявляют свою индивидуальность. Они уже сами просят разучить с ними ту или иную песню. Более способные дети начинают подбирать песни, исполняемые на музыкальных занятиях, для слушания и движения. Так, детьми были самостоятельно подобраны следующие мелодии: «Мишка с куклой пляшут полечку», польская народная мелодия; «Наш край», муз. Д. Кабалевского; «Аннушка», чешская полька; «Вальс» Е. Тиличеевой. Отдельные дети играли даже французскую и немецкую песенки из детского альбома П. Чайковского.
Уровень музыкального развития всей группы значительно повысился. Освоение металлофона вызвало большой интерес детей к другим музыкальным инструментам: цитре, флейте, аккордеону и фортепиано. Дети стали более внимательными, спокойными. Так, Вова выделялся быстрой возбудимостью, неумением играть с детьми. После того как он услышал выступление детей в ансамбле, стал упорно и настойчиво учиться играть на металлофоне, старался подражать тем детям, которых ставили в пример. У него появилось чувство ответственности, дисциплинированности, он стал внимательным к товарищам. Такие же разительные перемены произошли со многими детьми. Они стали более спокойными, уравновешенными, отзывчивыми по отношению друг к другу. Игра в оркестре требовала от детей чувства ответственности — каждый должен был согласовывать свои действия с действиями товарищей, только тогда будет хорошее звучание ансамбля.
Были у детей небольшие попытки и собственного творчества. Исполняя народную песню «Зайчик», Ирочка сыграла ее на октаву выше и сказала, что это прыгает маленький зайчик. Некоторые дети могли придумать и несложное окончание песни, сыграть ее и спеть.
Мы хотели, чтобы у большинства детей раскрылись возможности музыкального творчества. На одном из занятий мы спросили детей, кто сочиняет музыку к песням, которые они поют. Дети не только ответили, что музыку сочиняют композиторы, но и называли многих из них: Д. Кабалевского, А. Островского, Е. Тиличееву.
Затем вспомнили с детьми некоторые песни этих композиторов. На следующем занятии вновь вернулись к беседе и остановились на песнях плясовых и колыбельных, спели колыбельную, муз. М. Красева, и «Польку», муз. М. Качурбиной.
А на следующем занятии педагог сказал: «У нас Машенька, часто играя с куклой, напевает ей то спокойную, то веселую песенку. Угадайте: какую мелодию я напою, что под нее можно делать?» Дети точно определили характер колыбельной и плясовой мелодий. «Попробуйте теперь вы спеть кукле или мишке свою песенку: колыбельную или плясовую», — предложил педагог. Дети стеснялись, никто не хотел пробовать свои силы.
Дальнейшие занятия мы решили проводить маленькими подгруппами. Для начала взяли трех детей (Ирочку, Таню и Мишу), наиболее активных на музыкальных занятиях. После того как музыкальный руководитель спел свою мелодию колыбельной, предложили детям спеть другую мелодию для Мишки. Первой спела Ира. Ее мелодия была не похожа на образец. Детям очень понравилась ее песенка, и мы все повторяли ее. «Проснулся Мишка, поплясать хочет,— говорит педагог,— попляши, Мишка, поскачи!» Толя спел плясовую, тут же дополняя текст: «Ты, мой Мишка, попляши, ты, мой Мишка, поскачи!» Мы все спели и его песенку. Обе мелодии записали и проиграли на пианино. Дети были очень довольны. На музыкальных занятиях всем детям сыграли эти мелодии в виде загадок (плясовая и колыбельная). Потом все спели их в сопровождении несложного аккомпанемента.
Следующее занятие мы провели с подгруппой, увеличив количество детей до пяти. Задание было то же: сочинить колыбельную и плясовую. Мелодии были разнообразные, их записывали в маленькие книжечки.
На задание придумать несложный марш дети ответили с большой охотой. Дети чувствовали ритмическую особенность и выразительность темповых изменений марша. Мелодии детей были со сложным ритмом. На это занятие мы включили. Надю, которая только четыре месяца посещала детский сад. Через несколько занятий она тоже пожелала придумать мелодию, но повторила мелодию Иры, правда, изменив несколько, ритм и окончание. И хотя дети заметили схожесть мелодий, но то, что девочка сама захотела участвовать в выполнении творческих заданий, было большим достижением. Занятия подгруппами не всегда удавалось проводить систематически, но интерес у детей к ним был очень большой. На каждом занятии мы пропевали песни, сочиненные детьми. Более легкие мелодии дети подбирали на металлофонах.
Виталик напел мелодию, похожую на мелодию Ирочки, но когда дети сказали ему об этом, он, отстаивая свое авторство, ответил. «Ирочка пела про Мишку, а я про котенка, и я пою с другой ноты».
Придумывание своих мелодий еще больше привило интерес к музыкальным занятиям. Конечно, детский сад — не музыкальная школа, и вопрос руководства детским творчеством должен. быть очень продуман. Но работа в этом направлении дает возможность ближе узнать ребенка, раскрыть его возможности, приблизить к музыке.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +