(Из опыта работы детского сада № 90 г. Саратова)
В народных песнях и играх-хороводах заложены большие возможности для формирования детского музыкально-игрового творчества. Это обусловливается прежде всего художественными качествами музыкального фольклора, яркими образами, интонационной выразительностью. Одной из особенностей народного музыкального творчества является его вариативность. Это позволяет успешно использовать песенно-игровой фольклор для развития творческих способностей детей.
С этой целью мы отобрали репертуар: русские народные игры и песни — и продумали усложнение творческих заданий в определенной последовательности. Вначале дети должны были в знакомой им игре «Ворон» придумать разные варианты движений одного персонажа. Затем драматизировалась попевка «Уж как шла лиса по тропке», где дети показывали образ в развитии. В инсценировке песни «Как у наших у ворот» дети должны были передать характерные черты разных персонажей. Более сложным было задание придумать игру по русской народной песне «Две тетери» и создать новую композицию хоровода «Земелюшка-чернозем».
Наиболее простое творческое задание было поставлено перед детьми в игре «Ворон». Они знали эту игру, но образ ворона передавали однотипно. Мы обратили внимание на ритмический рисунок мелодии, попросили его отхлопать и придумать разные движения. - Дети старались не копировать друг друга, но не всегда находили образные движения. Мы попросили их выбрать лучшего исполнителя. Это активизировало детей, они стали искать более выразительные средства передачи образа.
Имея некоторый навык выполнения творческого задания, дети с интересом встретили новое — передать в развитии образ лисы в попевке «Уж как шла лиса по тропке», где простая мелодия, неторопливый темп подсказывают равномерный, но несколько «важный» характер походки лисы.
Надя показала важно шагающую лису, стараясь в своих два жениях передать однообразный ритм (восьмых), и очень выразительно подчеркивала в движениях, как лиса села «на пенек и читала весь денек». Света изобразила лису несколько суетливой, вместе с тем не забывала любоваться пушистым хвостом. Она изменила характер движений читающей лисы.
Если в этом задании внимание детей было обращено на выразительные действия одного персонажа, то в следующем (песня «Как у наших у ворот») ребенок должен был сочетать свои движения с действиями других персонажей.
Работу над драматизацией песни мы начали с прослушивания и разбора ее содержания и действия каждого персонажа. Дети проявили интерес к песне, были активны в беседе.
Вова. Дети весело пели, особенно на слова «Аи, люли». Леня. Аи, люли — это припев, все время будет весело звучать. Раскрывая образ персонажа мухи, дети говорили: Саша. Муха жужжала. Леня. Жужжала, как музыка звучит. Юля. Муха жужжала то тише, то громче.
Объясняя действия персонажей: комара, стрекозы, муравья,— дети предлагали имитировать игру на инструменте. Саша. Комар играл на дудочке. Сережа. На скрипке. Люда. На гармонике. Таня. На балалайке. Марина. Стрекоза легко плясала, вежливо приглашала муравья. Надя. Стрекоза пела ласково. Лариса. Муравей пел немножко грустно, лениво.
Детям предложили придумать движения каждого персонажа и в этом предоставили полную самостоятельность.
Они сами выбирали исполнителей, отмечая умение каждого в передаче того или иного образа. «Леня будет хорошим комаром, так как он хорошо играет на детских инструментах,— говорили дети. — Света будет стрекозой: она хорошо поет голосочком».
Эти высказывания детей говорят о том, что они представляют выразительные средства для выполнения отдельных ролей.
На первых занятиях обыгрывание песни проводили сидя на стульях. Дети пели и прихлопывали в ладоши, а персонажи (муха, комар, стрекоза, муравей) выходили поочередно и выполняли движения в соответствии с текстом и музыкой песни.
Такое обыгрывание давало детям возможность сосредоточиваться на качественном исполнении движений и правильнее их оценивать. Дети сразу замечали копирование движений персонажей и требовали их изменения.
Затем обыгрывание песни проводилось в виде хоровода. Такая работа в поиске выразительных средств отдельных персонажей и сочетаний своих движений с действиями других исполнителей побуждала детей к самостоятельному инсценированию вне занятий знакомых народных песен «Ой, вставала я ранешенько», «Как на тоненький ледок» и др. Когда дети чувствовали, что у них получалось, просили разрешения показать на занятии импровизированную ими драматизацию песни.
Интересно проходило создание детьми игры на русскую народную попевку «Две тетери». Прослушав ее, мы отметили более спокойную 1-ю часть музыки и торопливый характер 2-й части с восходящей интонацией. Все это соответствовало тексту. Музыкальное сопровождение дано в высоком регистре с выразительным форшлагом в заключении. Общий характер попевки дал детям возможность высказать предположение, что птицы украдкой поклевали творог и быстро улетели. В высказываниях, детей были различные вопросы: «Кто мог поставить на лугу чашку творога? Почему никого не было, когда прилетели тетери?» Вопросы и ответы были различные, но все дети пришли к единому мнению, что птиц нужно догонять. Так постепенно дети начали сочинять игру. Мы подсказали, что игру можно чачать с прогулки в лес. Для этого деги решили использовать русскую народную песню «Как пошли наши подружки».
Игра проходила так: найдя свою подружку, дети вспоминали, что они оставили на зеленом лугу свои корзинки, которые хотели наполнить ягодами. Вдруг кто-то сказал, что в одной из них стояла чашка с творогом, и все повели хоровод «Две тетери». По содержанию песни прилетают тетери, быстро клюют творог, дети догоняют их, устраивают ловушку. Игра проходила эмоционально, весело.
В следующем задании — композиция кругового хоровода — была использована русская народная песня «Земелюшка-чернозем». Предварительно, чтобы обогатить детей впечатлениями, мы провели экскурсии в лес с целью посмотреть молодую березу, весеннюю траву, набрать букеты цветов, аккуратно и нежно срывая каждый цветок. Дети учились плести венки.
В песне «Земелюшка-чернозем» дети из двух вариантов хоровода выбрали вариант с солистами. Это давало большие возможности творческой инициативы. Составляя композицию, дети предлагали самые разнообразные варианты движений: на 1-й куплет выставление ноги на носок, притоп, ритмические хлопки, ходьба по кругу.
Характер текста песни: ласковые слова и выражения «земелюшка-чернозем», «березка», «листочки», «цветки» придавали имитационным движениям мягкость, плавность. Хоровод, придуманный самими детьми, вызвал у них радость. Дети назвали его «Нашим хороводом». Таким образом, можно сказать, что народные песни, игры, хороводы обогащают детские представления, а использование их в творческих заданиях оказывает влияние не только на развитие музыкально-творческих способностей детей, но и на их всестороннее развитие.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.