(Из опыта работы детского сада № 65 г. Горького)
Творческая деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни, в процессе воспитания и обучения, осуществляемом в детском саду под руководством воспитателей. Развитию творчества способствуют творческие задания. Они постепенно усложняются, подводят детей к самостоятельным импровизациям. В основе музыкально-игрового творчества лежит выполнение ребенком роли, выбранной им самим: придумывание характерных действий, соответствующих определенному образу, построение композиции, сюжета музыкальной игры. Последнее является наиболее сложным проявлением творчества, так как предусматривает общий замысел действия в коллективе. При этом дети вступают в сложные взаимоотношения, при которых существенную роль играют и симпатии друг к другу.
Проведение заданий по развитию музыкально-игрового творчества предполагает определенную этапность. Вначале ребенок импровизирует однотипный музыкально-игровой образ, затем передает образ в развитии, и на последнем этапе возникает взаимодействие нескольких персонажей, создается самостоятельная композиция игры.
Каждый этап предусматривает выполнение разнообразных задач, что формирует у детей различные способы творческих действий в передаче музыкально-игровых образов.
Содержание заданий определяет методику работы. Педагог вначале рассказывает содержание игры, исполняет музыкальные произведения, иллюстрирующие отдельные ее эпизоды. Если некоторые из этих эпизодов сложные, можно предварительно дать детям небольшие задания, типа этюдов-упражнений, помогающие понять основной образ. Кроме того, педагог дает необходимые знания, умения, которые ребенок сможет применить в своем творчестве.
В отличие от исполнительской, в творческой деятельности инициатива должна исходить от самих детей. Для этого взрослые создают определенные условия, ситуации, оказывают помощь не показом движений, а предоставляют детям возможность самим дать характеристику образа путем проведения наблюдений, слушания и просмотра иллюстраций художественных произведений.
В связи с этим необходимо внимательно отбирать музыкально-литературный материал, который помогал бы детям последовательно выполнять все более сложные задания.
Чтобы проследить, как протекает формирование музыкально-игрового творчества при построении и композиции детьми музыкальной игры, мы взяли игру «Кто построил этот дом?» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Баруздина). Игра отражает труд людей, строящих дом: архитектора, каменщика, штукатура и маляра. Тема игры интересна с познавательно-образовательной точки зрения, но трудна для художественного воплощения.
Мы наметили задачи, придумали задания с постепенным их усложнением и анализом. Вначале стремились развить у детей отдельные способы музыкально-игрового творчества. Подобрали различный материал для выполнения детьми однотипного образа. Так, детям предложили показать, как они будут под музыку собирать цветы на поляне. Предварительно им прочитали стихотворение на эту тему. Почти все дети справились с заданием, правда, не у всех движения были естественными.
Затем провели следующие задания тоже однотипные, но с передачей действия образа в определенном развитии: предложили инсценировать песню «Гусачок» (муз. А. Полевого, сл. Ф. Петрова). В песне говорится о том, как гусачок зимой решил искупаться и привычной дорогой отправился на речку. Слетел с берега в реку, но вместо воды оказался лед. Удивился гусачок. Сначала с детьми разучили песню, затем предложили передать образ гусачка согласно тексту песни. Первый показ детей был неуверенным, движения скованными и однообразными. На следующем занятии детям показали картинку, иллюстрирующую песню, обратили внимание на выразительные позы персонажа. И уже при повторной передаче образа дети стали придумывать варианты действий гусачка. Постепенно образ получался все более выразительным и интересным, каждый старался по-своему показать, как растерялся гусачок, увидев на реке лед. Коля расставил ноги, руками-крыльями взмахивал, жак бы делал балансирующие движения, чтобы удержаться на льду. Таня передала в движении важную походку гуся, гордо и плавно взмахивающего крыльями, когда он подходил к берегу, и его испуг и растерянность, когда оказался на льду, При этом девочка топталась на месте, вытягивала шею. Это же задание выполняли под другую песню «Колючка» (моравская народная песня, обр. А. Шебестика). С детьми разобрали содержание песни, в которой говорится о том, как девочка бежала по дорожке и вдруг уколола ножку. Надо было передать в движении и мимике выражение чувств резко контрастного характера: веселье и неожиданную боль. И этот момент не у всех детей получался удачно. Неоднократное повторение задания помогало детям передать образ выразительно.
После этого мы перешли к более усложненным заданиям, с помощью которых формируются способы выражения отношений между отдельными персонажами. С этой целью дети инсценировали музыкальную игру под песню «А что?» (муз. Ю. Рожавской, сл. О. Марунич). В песне повествуется о том, как однажды зимой зайцы грели лапки около дерева, на котором сидела белка. К ним осторожно подкрадывался волк. Белка предупреждает зайчиков об опасности. Зайки вовремя скрываются. Все рады, что перехитрили волка.
После того как песня была разучена, на одном из занятий музыкальный руководитель сказал: «Все вы, дети, знаете, что композиторы сочиняют музыку, писатели — рассказы, поэты — стихи. А давайте мы с вами сочиним игру под песню «А что?». Дети охотно согласились.
Они должны были выполнить следующую задачу — передать контрастный характер чувств персонажей: беззаботность зайчиков, испуг белки, повадки осторожного волка. На первом занятии роль животных распределили с помощью воспитателя и указали место, где они должны находиться: зайчики под деревом, белка на дереве, волк поодаль. Каждый зайчик по-своему грел лапки. Таня потирала лапочки, Миша хлопал ими, другие поджали их под себя. Очень хорошо изображала белочку Света. На лице ее был выражен ужас при приближении волка, а зайчикам показала лапкой, куда спрятаться от волка. Менее выразителен был волк. Движения его были скованными, однообразными, не чувствовалось, что ему хочется схватить зайчика. Тогда мальчику показали картинку про волка, рассказали, каким он бывает зимой (злым, голодным). При повторном исполнении образ приобрел большую выразительность. На следующем занятии дети уже сами распределили роли между собой. Волка изображал Рудик — легкой, осторожной походкой приближался к зайцам, косясь на них.
Убедившись в том, что дети усвоили некоторые способы передачи образа в музыкальных играх, мы перешли уже к драматизации и сочинению детьми игры «Кто построил этот дом?». Содержание игры требовало, чтобы дети имели некоторые представления о работе архитектора, каменщика, штукатура и маляра. Мы наметили и разработали план экскурсий на строительную площадку. Организовали встречу с архитектором, который в доступной форме рассказал, как он работает, показал макеты домов, чертежи. Детям было очень интересно.
На занятии детям прочитали отрывок из произведения С. Баруздина «Кто построил этот дом?»
Архитектор строит дом, Дом многоэтажный, Строит дом карандашом На листе бумажном.
Во время экскурсии на стройке дети наблюдали работу каменщика, штукатура, маляра. Каменщики показали процесс кладки кирпича. Штукатур метко кидал на стены раствор и разглаживал мастерком и теркой. Дети познакомились с названиями инструментов: щиток, мастерок, терка. Позднее эти предметы были внесены в игры детей. На занятии детям прочитали отрывки из того же произведения С. Баруздина «Каменщик», «Штукатур».
Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом,
С каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Вся эта предварительная работа по накоплению представлений о строительстве помогла детям понять музыкальные характеристики персонажей из произведения Е. Тиличеевой. Прослушав пьесу «Архитектор», они определили характер музыки как спокойный, задумчивый.
Прослушав пьесу «Каменщик», высказали, что музыка бодрая, четкая. «Каменщик работает быстро, движения его уверенные, смелые, четкие. Поэтому музыка так и звучит»,— обобщает высказывания детей музыкальный руководитель.
После этого детям предложили поиграть в архитектора, каменщика под музыку. Они сами пытались найти способы передачи образов. Сначала это выглядело как беспорядочные движения рук (особенно в «действиях архитектора»). У некоторых детей движения были более целенаправленными, конкретными. Можно было видеть, что они рисуют, держат линейку, стирают ластиком, задумываются.
Более удачно были инсценированы движения каменщиков. Они легче поддавались воплощению в движениях. Коля набирал воображаемый раствор, клал «кирпич», пристукивал ручкой мастерка. Движения выполнял ритмично, прислушивался к звучанию музыки. Еще удачнее изобразил работу каменщика Андрей, он придумывал новые движения: приглаживал воображаемой лопаткой стенки кирпича, вытирал лоб тыльной стороной ладони, мыл руки в конце работы.
Очень ярко выглядела работа штукатура в движениях Коли. Он выразительно передал все действия штукатура: кидал раствор на воображаемую стену, растирал, повторял эти движения, поворачиваясь в разные стороны. В конце работы вынул из кармана воображаемое зеркальце, смотрелся в него, затем положил руки в карманы и ушел «домой».
Работа над образом маляра проходила несколько по-другому. Сначала дети действовали под песню «Маляр», надо было показать работу маляра с кистью. Очень хорошо выполнила эту роль Таня. Водила кистью по воображаемым стенам вверх и вниз, слева направо. Набирала краску, стряхивала кисть, любовалась своей работой. Затем Таня вместе с Сережей показали работу маляра с насосом.
Когда все образы были проработаны, детям предложили придумать композицию игры «Кто построил этот дом?». В беседе еще раз уточнили, с чего начинается работа по созданию дома, в чем заключается работа архитектора, каменщика, штукатура, маляра. Дети сами распределили роли: группа детей изображала строителей, остальные образовали круг. На первый куплет все пели песню и шли по кругу, импровизируя движения, подсказанные текстом. В центр круга входил каждый из строителей, изображал свою работу под определенный музыкальный отрывок. В заключение, когда строители завершили свою работу, несколько детей вышли вперед и выполняли построение, изображая выстроенный дом. Четверо садились на корточки, протянув руки вперед; трое детей сзади них на колени, руки ставили в стороны; двое стояли во весь рост; один ребенок вставал на стул, поднимал соединенные руки вверх. При этом дети пели заключительную часть песни.
Для выразительной трактовки образов, создания композиции игры большую роль сыграла подготовительная работа, проводимая не только на занятиях музыкой, но и в повседневной жизни. Дети играли со строительным материалом в группе. На прогулке из песка строили мосты, башни, тоннели. В игры детей вносились разнообразные атрибуты. Вокруг детских построек разворачивали интересные игры, которые сопровождались песнями. В процессе систематической работы дети усвоили способы творческой передачи образов и действовали искренне и непосредственно.
От однотипных образов, продиктованных текстом песни или под инструментальную программную музыку, дети могут подойти к сочинению целой композиции, изображая определенные действия людей, выражая чувства, взаимоотношения. Мимикой и движениями передают свое отношение к тому, что они изображают. Музыка усиливает выразительность движений. Творческая деятельность детей в играх способствует развитию не только творческих способностей, но и воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.