(Из опыта работы детского сада № 69 г. Рыбинска)
Задача развития у детей инициативы, самостоятельности и творческих способностей является одной из самых важных. Она может быть выполнена и в детском саду.
Уже в самом младшем возрасте у детей возможны первоначальные творческие проявления в музыкальной деятельности. Но для этого необходимо создать онределенные условия и главное включать детей в игровую ситуацию, вызывать у них желание импровизировать несложную попевку, простой ритмический рисунок, придумывать движения, передающие характерные особенности персонажей игры. Но прежде чем говорить о первоначальных творческих проявлениях детей, необходимо выяснить, какое значение в их возникновении имеет подражание, в какой мере можно говорить о самостоятельности. Материал, предложенный лабораторией эстетического воспитания для работы в младших группах, вначале показался несложным, и мы решили, что всю эту работу проведем за 2—3 месяца. Но после первых же занятий пришлось отказаться от таких предположений. Наоборот, все показалось трудно выполнимым для малышей. Как выяснилось теперь, и эти выводы оказались неверными.
Для того чтобы дети могли выполнить творческое задание, предварительно проводились музыкально-дидактические игры, в которых они должны были сразу проявить свою активность на различение и воспроизведение разнообразных свойств музыкальных звуков.
В игре «На чем играю?» (муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского) дети первой младшей группы были очень внимательны, когда узнали, что они не увидят, а только услышат за ширмой звучащий инструмент — барабан или дудочку. Эти музыкальные игрушки были им уже знакомы, они постоянно находились в группе, каждый ребенок мог услышать их звучание. Поэтому с первого раза дети выполнили задание. Они узнали высокое звучание дудочки, имитировали игру на ней — «ду-ду», низкое звучание барабана и играли на нем — «бом, бом».
Во второй младшей группе на это же задание проводилась игра «Чей домик?» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского). Дети не только различали высоту звука, но и воспроизводили эти звуки (мяукали как большой кот и маленький котенок). Мяукание котенка они изображали как можно выше и нежнее, а мяукание кошки передавали, так, что воспитатель отбегал от домика, в котором прячется ребенок, и говорил: «В этом домике живет большой, сердитый кот». Каждый ребенок придумывал свою интонацию, не подражая другим.
Различный ритм в игре «Кукла шагает и бегает» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского) не сразу был воспринят детьми 2—3 лет. К тому же они плохо умели держать игрушки в руках, слабо и неточно различали ритм марша и бега. Пришлось придумать ряд методических приемов. Воспитатель показал, как кукла ходит и бегает под быструю и спокойную музыку, песню, а затем и под медленные и быстрые хлопки детей. Результат получился другой. Многие дети стали ритмично, медленно играть в бубен, когда кукла шагает, и быстро, когда кукла бежит. Затем, после показа воспитателя, дети водили по столу маленькую куколку, согласуя ее движения с ритмом, который задавал ребенок, играющий на бубне.
Проводились игры и на различение динамики. Дети знакомились с тем, что звук может быть разным по силе звучания. Они сами хлопали в ладоши, гремели погремушками соответственно громкому или тихому звучанию музыки. Это были игры «Громко — тихо» для детей 2—3 лет, «Громкие и тихие звоночки» для детей 3—4 лет. Все самостоятельно выполнили эти задания.
В дальнейшем задания усложнялись — сняли текст песннд диктовавший определенные действия, и по различному чередованию первой и второй частей произведения дети хлопали и звенели в соответствии с динамическими оттенками. Вскоре те дети, которые вначале затруднялись в выполнении задания, опаздывали вовремя и правильно начать действия, подравнивались к товарищам.
Для ознакомления со звуками, отличающимися по окраске звучания, давали различные музыкальные инструменты, игрушки, имитирующие голоса различных животных.
Игра «На чем играю?» проводилась с детьми трех лет. Они самостоятельно выполняли задание, вовремя начинали играть то на дудочках, то на барабане. Усложнили задание тем, что текст исключили, а звучала только музыка, и дети верно узнавали ее без помощи воспитателя.
Проведение музыкально-дидактических игр дает возможность перейти к простейшим творческим заданиям, где дети должны были создавать интонации различного характера, образные движения, простейший ритмический рисунок. Эти задания проводились в виде игр, в которых создавались условия, вызывающие самостоятельные действия.
На одно из занятий мы принесли новую, нарядно одетую куклу и сказали, что она хочет поплясать. Предложили детям спеть веселую плясовую и показать, как кукла пляшет (на стуле) под песню. Сразу желающих не оказалось. После показа воспитателя (поет свою мелодию) дети стали выходить к столу и напевать плясовую мелодию. Младшие пели ля-ля на одном звуке, не подражая воспитателю. На следующем занятии Люба спела плясовую на двух звуках, четко чередуя их.
Никто из детей не повторил друг друга и не подражал показу педагога. В дальнейшем на занятии педагог не напевал мелодии. Дети сами сочиняли свои несложные интонации. К заданию придумать колыбельную для куклы они подошли более уверенно. Многие дети младшей группы пели на двух звуках, по-разному их комбинируя. Валера запел быстро. «Смотри, кукла встала, не хочет спать. Ты слишком быстро, весело поешь. Пой медленно»,— говорит педагог, помогая ребенку найти нужный темп. И он поет медленно, нежно. Удивил и обрадовал Витя: он спел самым первым, без всякого показа.
Сначала нам казалось невероятным, чтобы ребенок младшего дошкольного возраста придумал свои интонации. Но наш опыт показал, что игровая ситуация побуждает детей к импровизации простейших интонаций.
Во второй младшей группе выполнение задания проходило иначе. У детей вначале было разнообразие мелодий. Но затем они во многом подражали друг другу. Совершенно одинаковым был ритмический рисунок, хотя высотное положение мелодии было различным. Тогда педагог показал несколько вариантов импровизаций. И уже интонации колыбельной у детей стали вновь более разнообразными.
В дальнейшем детей учили, как можно, ударяя в бубен, придумывать различные простейшие ритмы, передавая какие-либо жизненные явления (едет лошадка усталая или веселая, идет медведь, скачет заяц).
В обеих младших группах дети вначале затруднялись выполнить задания, показать, как идет усталая лошадка и как она скачет быстро. Внесли игрушечную лошадку, запряженную в деревянную тележку, на тележке дудочки. Педагог обращается к детям: «Дети, посмотрите, лошадка везет много дудочек: ей тяжело, она устала, идет медленно. Сейчас я ее выпрягу. Лошадке стало легко, она быстро побежала дальше: гоп, гоп, гоп, гоп. А кто из вас хочет показать, как она шла, когда на тележке был большой груз, и как скачет теперь?» Желающих было много. Все вызванные дети сразу показали правильно, и в то же время каждый по-своему. Остальные с большим интересом наблюдали за действиями товарищей.
Много интересных игр провели, обыгрывая игрушки — медведя и зайчика, предлагая детям ритмически показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик. Большинство детей выполняли задания самостоятельно. Для немногих нужен был показ воспитателя.
Легко выполняют дети задания на воспроизведение простых динамических сочетаний звуков, используя металлофон. Самые маленькие дети с удовольствием берутся за молоточек и играют. Малыш крепко зажимает молоточек в руке и сначала не может точно попасть по клавишам, но все же пытается изобразить маленький и сильный дождик.
Более старшие дети свободно держат молоточки. Иногда тоже не попадают на клавиши, но совершенно четко чувствуется изменение динамики. «Миша-медведь боится шубу промочить под большим дождем и убегает», — говорит Саша, медленно ударяя молоточком по широким пластинам металлофона. Играя погремушкой, дети показывали, как ветер шумит тихо, громко. С большим удовольствием дети передают некоторые образные движения, характеризующие персонажей песни. Такие задания встречались и раньше в играх-драматизациях для малышей. Однако мы не обращали внимание детей на то, чтобы они двигались по-разному.
Слушая песню «Лошадка» М. Раухвергера, дети первой младшей группы гладят гриву, хвостик лошадки, садятся верхом и едут (качаются), прищелкивают языком, затем произносят «тпру-у». И снова много желающих детей выполнить задание, показать, как можно кататься на лошадке. Но в своих действиях они все же подражают движениям товарищей.
Дети второй младшей группы более самостоятельно подходят к передаче действий персонажей песни. Так, в русской народной песне «Заинька» они по-разному показывают, какие «длинные ушки» у зайчика (то пальчиками, то всей рукой, то колышут руками, показывая, как зайчик шевелит ушками). Таким образом, простейшие творческие задания могут выполнять дети младшего дошкольного возраста. В ряде случаев имеет место подражание. Но оно играет различную роль. В том случае, когда ребенок робкий, застенчивый, с невысоким уровнем музыкального развития, ему полезны действия по подражанию. Они вызывают его активность, заставляют поверить в свои силы. Если подражание возникает у более активных детей, то эти действия не дают ничего нового для музыкального развития, надо ставить перед ними задачу действовать самостоятельно.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.