(Из опыта работы детского сада № 107 г. Ленинграда)
Большое значение для развития у детей самостоятельности, инициативы в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно могли быть использованы детьми в их творческих проявлениях.
Дети с удовольствием пели песни, перелистывая листки альбома с картинками на темы знакомых песен. Такие же картинки наклеены и на пластинки игрушечного патефона. Ручка, два диска от старого органчика заставляли пластинку вертеться.
Прост в обращении и изготовлении игрушечный телевизор. На передней стенке ящика вырезается небольшое окошко — экран. Слева и справа экрана укрепляется подвижно в вертикальном положении два стержня, на которые наматывается пленка-калька с нарисованными кадрами из сюжетов песен. Кадры подсвечиваются сзади фонариком или электрической лампочкой. Можно отдельные кадры-картинки вставлять в прорезь, сделанную на верхней стенке телевизора.
С большим интересом дети выполняют задание волшебного волчка. На большом картонном круге вдоль края наклеиваются иллюстрации к песням. В центре круга небольшой фанерный диск с вертящейся стрелкой. Направление стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок.
Для того чтобы дети могли зрительно ощутить различную высоту звуков, нами была сделана лесенка с разноцветными ступеньками из спичечных коробков. «На нижней ступеньке низким голосом поет птица-мама, на верхней высоким голосом поют птенчики», — говорит педагог. Старшие дети пели попев-ки, легкие песенки и одновременно в соответствии с воспроизведением высоты звука переставляли по ступенькам маленькие фигурки животных, куколок и т. д. Благодаря этим пособиям песня легко проникала в быт детей, развивались творческие способности каждого ребенка.
С первых занятий в младшей группе большое внимание уделялось различению звуков по высоте, длительности, силе. С этой целью каждая попевка обыгрывалась куклами «би-ба-бо», игрушками, использовалась лесенка. «Позови куклу», — говорит педагог ребенку и предлагает спеть «Ка-тя» на удобном для детей интервале — терции. Если малыш поет звонким голосом (в заданной тональности и с фортепьянным сопровождением), то воспитатель показывает куклу из-за, ширмы, поет за куклу «а-у!» (в той же тональности), хвалит ребенка. Кукла может прочитать стихотворение, сплясать.
Подобные задания (типа «Музыкальное эхо») можно провести, используя игрушечную дудочку, гармошку, металлофон или просто с голоса. Дети постепенно привыкают к неожиданным заданиям и все более активно выполняют их.
В средней группе у детей уже имеется определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняется и музыкальная деятельность.
Интересно проходит игра с куклой. В центре группы стоит детский стол. На нем кроватка и стульчик. Детей рассаживаем полукругом на удобном расстоянии.
«Кукла любит танцевать», — говорит педагог и предлагает кому-либо спеть веселую песенку. Импровизацию ребенка педагог подхватывает, просит подпеть всех детей. Кукла в руках воспитателя приплясывает.
После этого музыкальный руководитель играет веселый ритм на бубне. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками. Затем под созданную мелодию или ритм деги танцуют сами. И здесь проявляется их инициатива в выборе и показе того или иного танцевального движения.
В заключение кто-нибудь из ребят напевает колыбельную и куклу укладывают спать.
Так в игровой форме мы направляем детей к творческой музыкальной деятельности, ставим перед ними различные задания, в дальнейшем варьируя и усложняя их.
Постепенно усложняя подготовку детей к участию в песенном творчестве, педагог показывает по игрушечному телевизору картинку петушка и поет знакомую детям песню. Не закончив ее, предлагает кому-нибудь допеть до конца. Если ребенок правильно заканчивал песню, чисто и в той же тональности, дети награждали его аплодисментами, в противном случае все махали руками.
Через некоторое время опять усложнение задания придумать песню на знакомые рифмованные строчки или четверостишие. Сначала более активный ребенок выразительно нараспев читает текст. Педагог обращает внимание, что уже получается песенная интонация. После этого педагог поет одну музыкальную фразу и предлагает ребенку по-своему допеть вторую фразу.
Анализируя простейшие импровизации, сочиненные детьми, можно сказать, что это своеобразные песенные разговоры.
В песенке «Зайчик, зайчик, где ты был?» дети, сохраняя ритмический рисунок, изменяют мелодическую интонацию, подчеркивая этим особое отношение к происходящему событию. Самый простой вариант ответа у Алеши: постепенное движение мелодии вниз к тонике как бы говорит — ничего не случилось: «На лужок гулять ходил».
В первом ответе Лены мелодия звучит уже по-другому: скачок с 3-й ступени на 5-ю, а затем на неустойчивую 2-ю ступень, разрешившуюся в тонику, что создает интонацию, не лишенную особого задора. И наконец, более сложный третий вариант (второй ответ Лены): поступенное движение от доминанты к тонике.
Имели место и совместные творческие действия детей. В результате коллективного творчества было создано несколько песен на тексты знакомых стихотворений. Две мелодии по желанию детей были исполнены без текста (на слоги ля-ля и ду-ду) на концерте для мам.
С целью развития детского песенного творчества мы принесли в группу музыкальное лото. На карточке лото изображены одна-две-три картинки (кошка, зайчик, белка, цыпленок, неваляшка, лягушка и др.).
Ребенок, выбравший одну-две карточки, должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной-двух-трех строчек. Ведущий читает текст, например:
Мой праздничный флажок Горит, как огонек.
Ребенок, у которого на карточке лото оказался флажок, пробует сочинить попевку в удобной для него тональности, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке флажок. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребенка не получилось ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше.
Дети быстро запоминают тексты и вскоре начинают играть сами, без взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры — кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), тот становится ведущим. Стишки-попевки можно взять из детских песенок, стихов.
Например:
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки.
Или:
Утром на опушке Квакали лягушки.
(Этот вариант легче для импровизации.)
С детьми старшей группы можно провести игру «Угадай инструмент». Дети рассаживаются в два ряда. Перед ними ширма, которая отгораживает два стола. На них лежат одинаковые игрушки: по одной металлической и одной пластмассовой погремушке, металлофоны пластинчатый и трубчатый, различные по высоте звука колокольчики, треугольники, дудочки, барабаны, бубны, органчики, ложки деревянные. За каждый стол приглашаются по одному ребенку. Можно проводить игру и без ширмы, тогда играющие садятся спиной друг к другу, боком к остальным детям. Один из играющих придумывает различный ритмический рисунок, а другой должен повторить его на соответствующем инструменте. Правильный ответ награждается аплодисментами. Если ребенок ответил правильно, он получает право загадать следующую загадку; если же нет, снова слушает, какой инструмент звучал. Эта игра не только развивает слух детей, но и предоставляет широкие возможности творческой инициативы, поскольку на каждом последующем занятии дети придумывают более сложные ритмические сочетания, а интерес к игре увеличивается, с каждым занятием повышается активность детей.
В подготовительной к школе группе многие дети довольно быстро осваивают игру на цитре, металлофоне, подбирают по слуху знакомые песни, плясовые мелодии.
Варианты музыкальных дидактических игр для детей подготовительной к школе группы различны: один ребенок играет запев песни, другой продолжает припев, или один играет музыкальную фразу, другой ее повторяет; или один играет вопрос, а другой — ответ.
Задания могут быть различны в зависимости от степени подготовленности ребенка, от уровня его творческих возможностей и способностей. Все дети подготовительной группы играют на одном или нескольких инструментах.
Успешно проходят выступления нашего оркестра в детском саду. В этих условиях очень ярко проявляются индивидуальные способности.
Алла постоянно напевает импровизированные колыбельные, плясовые мелодии, маршевые (на слоги ля-ля, ду-ду, та-та), а порой поет с собственным рифмованным текстом.
Очень интересна «Заячья пляска» — по мелодии и необычайному ритму. Стаккато, синкопированный ритм, скачки в мелодии — все придает легкий характер задорной пляске.
Итак, создавая условия для общения ребенка с искусством на музыкальных занятиях и в повседневной жизни, нам удалось достичь хорошего уровня музыкального развития детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.