(Из опыта работы детского сада № 279 г. Москвы.)
В настоящей статье обобщены материалы опытной работы по развитию детского песенного творчества. Выяснилось, что хороших результатов можно добиться лишь при условии определенного уровня развития музыкальности, и в частности музыкального слуха. С этой целью была использована система упражнений, предложенная Н. А. Ветлугиной в «Музыкальном букваре». Эти же упражнения применялись и в связи с разучиванием песен.
Простейшие задания по развитию музыкального слуха проводились с детьми раннего возраста. Эти задания давались в игровой форме. Например, в младшей группе для развития умения различать звуки, разные по высоте, сравнивали их звучание с пением маленькой и большой птиц, с различными по высоте ступеньками музыкальной лесенки, с колокольчиками. С этой же целью проводилась игра «Скворцы и вороны», где скворцы поют высокими голосами, вороны низкими.
Благодаря таким заданиям дети средней группы уже самостоятельно могли проигрывать на металлофонах до и до2, связывая эти звуки с перекличками птицы-мамы и птенцов.
Для того чтобы научить чувствовать длительность звуков, детям предлагалось, подпевая, простучать на металлофонах ритмический рисунок припева песни «Барабан» М. Красева и попевки «Андрей-воробей» с разных звуков.
В старшем дошкольном возрасте проводилась более сложная и разнообразная работа. Детей последовательно знакомили с попевками из «Музыкального букваря». Каждая попевка про-певалась, и музыкальный руководитель вместе с детьми разбирал характерные особенности песен. Например, в песне «Качели» обращалось внимание на слова «вверх — вниз». Дети показывая рукой высотное положение звуков, говорили: «Первый звук высокий, второй низкий. Два звука находятся далеко один от другого».
В песенке «Эхо» меняется направление звуков интервала: первый звук — низкий, второй — высокий и, кроме того,- ярко выделяются динамические оттенки. Эти особенности песни быстро запоминаются детьми.
При исполнении песни использовался такой прием: группа детей первую музыкальную фразу поет громко, вторую музыкальную фразу 4—5 детей из дальнего угла зала поют тихо.
Песенку «Труба» дети пели, подражая звуку трубы, и одновременно поднимали руки вверх (на слоги та-ра-ра), имитируя игру на трубе.
При разучивании песенки «Гармошка» педагог спросил: «Какая разница между звучанием звуков в песнях «Качели» и «Гармошка»?» Тома ответила: «В песне «Качели» звуки «вверх — вниз», они поются далеко, а в песне «Гармошка» — близко».— «Правильно, Тома, в песне «Гармошка» звуки находятся близко, рядом», — уточняет музыкальный руководитель.
В работе по различению направления мелодии использовалась малая лесенка с пением слов «Вот иду я вверх», «Вот иду я вниз». Иллюстрация букваря наглядно показывает, что одна девочка шагает по ступенькам вверх, а другая — вниз. После этого дети по предложению педагога показывают направление мелодии на звучащей лесенке и называют попевку «Матрешкина песенка», так как на конце молоточка, которым играют, помещена матрешка. Она может шагать вверх, вниз, не пропуская ступенек, скакать на одной ступеньке или через ступеньку. Все эти движения мелодии дети определяют на слух, а затем выкладывают значками на фланелеграфе. Например, музыкальный руководитель проигрывает отрывок звукоряда на слова «Вот иду я вниз», и ребенок располагает пять нот (кружочки, вырезанные из картона) подряд в нисходящем положении.
«Как положить кружочки, если матрешка шагает вот так?» — говорит педагог и проигрывает трезвучие мелодически. Ребенок должен снять второй и четвертый кружочки.
Педагог поет эти звуки на слоги динь-дан-дон. Так постепенно дети подводятся к пению на трех звуках попевки «Бубенчики». Они не только пропевают динь-дан-дон, но и играют эти звуки на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Знания, полученные по музыкальной грамоте, закреплялись на песенном материале. Например, в песне «Вырастает город» Е. Тиличеевой дети находили звукоряд, идущий вверх (на слова «молодые клены»), в ее же песне «Мамин праздник» — звукоряд, идущий вниз (на слова «солнце круглолицее»).
На закрепление пройденного материала проводились интересные задания с использованием нотного лото, музыкального букваря, металлофона.
Дети не только исполняли пройденные музыкальные упражнения и попевки, но и выкладывали карточки лото на нотном стане, находили попевки в букваре, угадывали ту или иную попевку по графическому изображению, и проигрывали на металлофоне.
Звуки различные по длительности определяются детьми как долгие и короткие. Для лучшего определения долготы звуков использовались различные по форме карточки. Более узкая карточка соответствует более короткому звуку (восьмая), более широкая соответствует более длительному звуку (четверть). Эти карточки выкладываются на фланелеграфе. Например: «Мы идем с флажками» — дети выкладывают, затем поют эту попевку со словами, далее на слог ли пропевают короткие звуки и на слог ле — долгие. Одновременно движением руки отмечается длительность этих звуков. Некоторые дети могли по ритму, выложенному карточками, узнать песни из букваря.
Дети могут друг другу давать интересные задания. Один ребенок проигрывает на металлофоне ритмический рисунок, а другой выкладывает карточки с изображением нотных знаков на фланелеграфе.
При этом активно участвует вся группа детей, каждый следит за правильностью выполнения задания.
Все это проходит живо и непосредственно. Даже самые замкнутые и застенчивые дети включаются в такую незамысловатую игру.
Многообразные доступные для детей дошкольного возраста упражнения в области музыкальной грамоты способствуют совершенствованию музыкального слуха, который помогает детям проявить себя в песенном творчестве.
С целью развития детского песенного творчества использовались различные приемы и в определенной последовательности. Сначала музыкальный руководитель пропевал имя ребенка в различных вариантах и предлагал ему ответить «Я здесь», также меняя мелодические обороты. Дети слушали свои имена, но не сказанные, а спетые, причем с различных звуков, на различных интервалах и в разном направлении.
Затем проводилась игра «Эхо», когда один ребенок звонко пропевает свое имя, а остальные хором повторяют. Этот прием полезен и для распевания.
Надо отметить, что в группах детского сада всегда встречаются дети более решительные, которые стремятся первыми ответить на тот или иной вопрос, быстрее выполнить и музыкальное задание. Но это еще не творчество, а лишь проявление самостоятельности. Часто ответы этих детей строятся на подражании.
Чтобы избежать ненужных повторов, однообразия интонаций, мы предложили детям сочинить такие попевки, которые как лучшие варианты можно записать на магнитофон. Это заинтересовало детей, они придумывали различные варианты полевок, своеобразных по ритмическому и мелодическому рисункам.
После этого предлагалось подобрать «свое имя» на любом музыкальном инструменте (металлофоне, дудке, аккордеоне, цитре и др.) и показать свои результаты на следующем занятии.
Интересен и тот факт, что творческие задания приучают детей к более свободному владению музыкальными инструментами. Дети в повседневной жизни начинают самостоятельно подбирать мелодии известных песен или придумывать свои.
Задание «Музыкальные вопросы и ответы» является как бы способом, помогающим создать импровизации окончания мелодии начатой взрослым (а впоследствии и кем-либо из детей), развить чувство лада и ощущения формы.
Знакомя детей с заданием, музыкальный руководитель напоминает, что обычный разговор состоит из вопросов и ответов. Например:
— Как тебя зовут? — Марина.
— Сколько тебе лет? — Шесть.
— Как ты себя чувствуешь? — Хорошо. И т. д.
— Разговор может быть и музыкальным, — говорит педагог и поет попевку «Зайка, зайка, где бывал?» (муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой). Затем предлагает детям придумать музыкальные варианты ответа на слова «на лужайке танцевал».
Эти примеры показывают, что дети могут выполнять задание, придерживаясь заданного лада. Одновременно надо привлекать их к оценке творческих заданий, выполненных товарищами.
Следующий пример на это задание «Что ты хочешь, кошечка?» (муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой) может дать больше импровизаций мелодии, так как ответы идут на разный текст. Мы видим, что меняется характер интонаций.
Практика показывает, что дети недостаточно ощущают тонику того или иного произведения и это уводит их из заданной тональности. Поэтому необходимо постоянно упражнять детей в умении слышать устойчивый звук лада.
Интересные варианты импровизаций получились у детей к песне «Играй, сверчок» (муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского).
Если сначала музыкальный вопрос задавал педагог, то постепенно после многократных упражнений дети могли самостоятельно спрашивать и отвечать друг другу в песенной форме.
Следующий этап певческого творчества детей — сочинение контрастных мелодий на заданный текст.
Мы брали две песни «Веселая песенка» и «Грустная песенка» (муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова). Перед исполнением песен объясняли детям, что музыка выражает различные чувства и может быть веселой и грустной. После этого давали прослушать песни, чтобы дети могли почувствовать их контрастность.
Затем предлагали самостоятельно придумать мелодию на слова «Солнце ярко светит, весело на свете» или на слова «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».
Особенно близкими для детских импровизаций стали песенки «Весной» и «Осенью» (муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой). Интересные мелодии дали дети, передавая разный характер попевок.
К своим импровизациям дети подходили творчески. Так, с заданием сочинить колыбельную и плясовую песни многие справились. Они импровизировали не только голосом, но и использовали музыкальные инструменты.
Для развития музыкальной памяти мелодии детей, записанные на магнитофоне, прослушивались через некоторый промежуток времени. Дети узнавали свои мелодии, могли их точно повторить или изменить некоторые интонации, узнавали и мелодии своих товарищей, давали им оценку.
«Мне песня Лены больше понравилась, потому что Лена пела вверх»,— сказал Сережа. Но тут же возразил Юра: «Нет, у Тани лучше, потому что она спела вниз, а это получилось красивее».
Всем понравилась колыбельная Иры и Ларисы, сыгранная на металлофонах. Девочки импровизировали, играя на два голоса.
Проведенная нами работа способствовала общему музыкальному развитию детей, повлияла на процесс разучивания новых песен. Если раньше на коллективное разучивание песни уходило 7—8 занятий, то сейчас достаточно 2—3 занятий.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.