Виды музыкальной деятельности ребенка в детском саду разнообразны: он слушает музыку, поет, водит хороводы, танцует, играет на детских музыкальных инструментах, знакомится с простейшими сведениями о музыке. У ребенка развиваются интерес и эмоциональное отношение к музыке, появляются первые оценки произведений, интенсивно формируется музыкальный слух. Если детей приобщать к творческим действиям, обучение приобретает особо развивающий характер. Развитие музыкально-творческих способностей — одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания детей.
Разумеется, музыкально-творческие проявления дошкольников скромны по их характеру и форме. Если ребенок способен выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлеченно, то это придает творческий оттенок его исполнительской деятельности. Ребенок способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции-простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет попевки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.
Каждый из видов музыкальной деятельности — пение, музыкально-ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах — отличается по приемам обучения и методам развития творчества.
Вместе с тем устанавливаются разнообразные взаимосвязи между обучением и творчеством. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только в исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при
выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. В педагогическом процессе творческие и обучающие задания чередуются, взаимно обогащая друг друга.
Рассмотрим особенности применения учебных и творческих заданий в различных видах музыкальной деятельности.
Пение требует от детей точного воспроизведения интонаций мелодии, следования примеру чистого пения педагога или же вокальной партии фортепианного изложения. У ребенка вырабатывается установка на подражание образцу пения. Появление творческих заданий является ломкой сложившегося стереотипа. До сих пор ребенок должен был петь точно, подстраиваясь к голосам других детей, а теперь он сам находит новые интонации и должен импровизировать. Но вместе с тем систематичность упражнения в пении способствует развитию мелодического слуха, чувства лада. Все это является ценной предпосылкой для становления песенного творчества. Так, выразительность исполнения песни, веселой или грустной по характеру, дети лучше почувствуют, если предварительно попробуют сами сочинить несложные попевки, различные по настроению. Упражнение детей в точном исполнении звуков, устойчивых в ладовом отношении, может предварять постановку творческих заданий на импровизацию попевок. Простейшие попевки, сочиненные ребенком, исполняются всеми остальными детьми в разных тональностях.
Таким образом, задания различного типа активизируют певческую деятельность детей.
Танцы бывают оформлены в определенное построение, в котором предусматривается последовательность движений. Танцы обычно состоят из отдельных элементов (шаг польки, переменный шаг и т. д.), требующих усвоения путем систематических упражнений. Однако не во всех танцах движения полностью зафиксированы. В некоторых предполагаются и частичные импровизации детей. Следовательно, здесь уже имеются возможности для творческих проявлений детей и создаются условия для того, чтобы часть движений усваивалась путем обучения, в то время как другие построения требуют самостоятельных и творческих действий. Как известно, многие пляски для детей вообще построены на самостоятельных импровизациях. Совершенно ясно, что успешность импровизаций находится в зависимости от прочности усвоения элементов танца.
Музыкальная игра предоставляет широкие возможности для творческих проявлений детей. Известно, что она бывает двух видов — сюжетная и несюжетная. Сюжетная близка к тем играм, которыми наполнен быт ребенка, он действует при этом инициативно и самостоятельно и склонен проявлять себя так же и в музыкальных играх. Развитие музыкальных образов определяет и развитие сюжетной линии игры. Поэтому деятельность ребенка приобретает эстетический характер, а его игровое творчество строится как бы на основе музыкально-литературного сценария, будь то песня, программная музыка, подсказывающая ход событий.
Несколько по-иному обстоит дело с несюжетными играми. Они зафиксированы в своем построении, но их последовательность также определяется структурой музыкального произведения (сходные или контрастные построения).
Таким образом, музыкальные игры требуют различных способов усвоения. Развитие творчества и обучения в несюжетных играх определяется их особенностями. Если в сюжетных в основе лежит музыкально-игровой образ, то в несюжетных творческие проявления связаны главным образом с выразительностью исполнения.
Методика игры на детских музыкальных инструментах еще сравнительно мало разработана. Но совершенно ясно, что особое'значение здесь приобретает самообучение ребенка. Первоначальные инструкции педагога кратки и несложны. Ребенка знакомят с устройством инструмента, сообщают некоторые сведения (как называются клавиши, где высокие, низкие звуки), разучивают несложные мелодии. Дальнейшее усвоение игры осуществляется ребенком преимущественно самостоятельно. Он обследует инструмент, перебирает его клавиши, наталкивается на понравившиеся ему ходы и подбирает знакомые попевки и так подходит к простейшим импровизациям.
Следовательно, каждый вид музыкальной деятельности требует своеобразного сочетания программных умений и творческих усилий от ребенка.
Эти положения были взяты в основу серии творческих заданий по различным видам музыкальной деятельности с детьми разных возрастов, которые проверялись в широкой педагогической практике. Задания предполагали развитие с постепенным усложнением разнообразных способов музыкально-творческих действий детей.
В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», «а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а также попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» — дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога. Наконец, задание на сочинение контрастных по характеру мелодий на литературный текст.
В музыкально-игровом творчестве предполагались задания, направленные на самостоятельное применение детьми имитационных движений, отдельных действий, характеризующих однотипные персонажи. Последовательность усложнения дальнейших
заданий зависит от развития музыкально-игрового образа. Он становится более динамичным. В играх появляются персонажи, наделенные противоречивыми характерными чертами, они вступают в определенные отношения — положительные или отрицательные. Наиболее сложным заданием является композиция музыкальной игры с развертыванием сюжета, с выделением ролей. Создание образа в музыкально-игровом творчестве происходит на основе усвоения способов ритмичного, выразительного движения под музыку.
Усложняются творческие задания и при обучении танцам, игре на детских музыкальных инструментах.
При выполнении заданий у детей формировались разнообразные способы творческих действий, к которым дети подводились путем самостоятельных проб, поисков, импровизаций, путем оценки собственных действий и действий своих товарищей.
Формирование музыкального творчества требует развития целенаправленного восприятия детьми музыки, восприятия характерных особенностей образа в песне и инструментальной пьесе.
По нашей просьбе композиторами и поэтами были созданы примерные образцы песен с яркими, образными интонациями, выражающими различное настроение, что помогало детям в дальнейшем создавать уже свои мелодии на этот же литературный текст. Для развития музыкально-игрового творчества были созданы пьесы программного и изобразительного характера, которые служили как бы «сценарием» для детского игрового творчества.
Важно было определить место творческих заданий на обычных музыкальных занятиях. Конечно, можно и целиком посвятить некоторые занятия творческим заданиям по разнообразным видам музыкальной деятельности. В этих случаях новый вид деятельности — творчество ярко вырисовывается. Но особенно важно было найти место их применения взаимосвязи с учебными заданиями и расположить их по ходу развертывания музыкального занятия.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.