Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях


Сб-ник статей "Художественное творчество в детском саду"
Пособие для воспитателя и музыкального руководителя.
Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируются у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности.
В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути — творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.
В теории и практике педагогики эти пути часто противопоставлялись и исключали друг друга или же рассматривались изолированно.
Исследования лаборатории эстетического воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР показали тесную связь между обучением и творчеством детей.
По своему характеру творчество и обучение своеобразны, но между ними устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи. Рассмотрим эти явления отдельно, чтобы затем сопоставить и найти общее и различное. Остановимся на характеристике обучения. На каждом этапе общественного развития педагоги и психологи отбирали, все, что доступно восприятию и воспроизведению ребенка, что будет готовить его к будущей деятельности, определяли эталоны, на которые ребенок ориентируется в своих действиях. Он овладевает способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Простейшая исполнительская практика и приобретенные навыки восприятия произведений искусства подводят детей к первоначальным обобщениям. Возникает реальная возможность выделить сведения, которые ребенок может и должен усвоить. Таким образом, определяется содержание обучения, необходимый объем знаний, умений, навыков, который дети используют Для художественно-образного воплощения.
Обучение отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Важно создать наилучшие условия для каждого ребенка, воспитывающегося в коллективе. Заботясь о качестве педагогических методов и приемов, мы должны учитывать реакцию детей на них. Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремится ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер.
Важное значение придается формированию эстетического отношения детей к произведениям искусства, отражающим жизненные явления. Ребенок сопереживает то, что выражено в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка, обогащают его духовный мир. Одна из наиболее важных педагогических задач — создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике в единстве с обучением технике танца, пения, рисунка. Они испытывают удовольствие от чистых интонаций песни, красивых сочетаний цветов, выразительного контура в рисунке. Овладение навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.
Не менее важна задача образного познания действительности. В рисунках, игре-драматизации, пении ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний. Выяснилось, например, что дети двух лет, нанося краской крупные и мелкие пятна, воспринимают первые как следы медведей, а вторые как следы зайчиков. Хотя эти ассоциативные образы неустойчивы, они придают детскому рисунку реалистический характер.
Усвоение ребенком способов восприятия, направленных на самостоятельное обследование предметов, их форм, вслушивание в звуки певческой и поэтической речи, различение их свойств — все это активизирует обучение, развивает художественно-сенсорные способности. Так, в процессе обучения рисованию дети сопоставляют и смешивают цвета, комбинируют их в различных сочетаниях. Они усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному, выразительному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческой фантазии.
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться в звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения. Дети проверяют правильность своих интонаций, обнаруживают ошибки, исправляют их. Воспитатель знакомит детей с различными свойствами музыкальных звуков и их сочетаний, и дети ассоциируют их с пространственными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче). При этом подчеркивается выразительность музыкальных звуков в той или иной ладотональности.
Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в еще недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий (например, в наклеивании аппликаций, в игре на музыкальных инструментах).
Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля. Советская дошкольная педагогика понимает термины «самовыражение», «саморазвитие» как педагогически обусловленное явление. Обучение как внешнее воздействие и учение как его внутренняя переработка ребенком находятся в тесной, динамичной взаимосвязи. Складывающиеся интересы, художественные способности выступают как предпосылки к возникновению творчества. Может возникнуть вопрос: нужно ли детское творчество как деятельность, если обучение ведет к развитию творческих способностей?
Творчество как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют ли этим показателям детские рисунки, стихи, попевки, рассказы?
Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность. Различные масштабы, уровни, результаты творчества у отдельных авторов совершенно очевидны.
Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Вспомним черты детского словесного творчества, подмеченные К. И. Чуковским, или обаятельные рисунки на выставках, восхищающие даже искушенных зрителей.
Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих — новое о себе.
Все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его, однако, словом «детское» и отметив условность его применения. Анализ продукции детского творчества позволил исследователям применить этот термин преимущественно к детям старшего дошкольного возраста. Но и на более ранних этапах у детей 2—5 лет возникают как результат их поисков элементы художественно-образного воплощения в рисунке, игре-драматизации, рассказе, песне.
Итак, детское художественное творчество рассматривается и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.
Однако далеко не каждую детскую продукцию, будь то песенная импровизация или рисунок, стихотворение или лепка, можно называть творчеством.
В исследованиях нам удалось наметить показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции.
В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.
Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
Третья группа — показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном и песенном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
В словесном творчестве дети стремятся найти слова в их выразительном сочетании, разнообразные эпитеты, рифмы, ритм прозаической речи, композицию рассказа. В лепке, рисунке, конструктивной деятельности дети ищут линейные контуры, форму, композицию, колорит. В пении — мелодические интонации, Несложные мотивы, выражающие переживания детей. В игре — образные характерные движения персонажей.
Овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве. Пути формирования художественного творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие — организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в их пении, рисунках, инсценировках. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира — путь, по которому развивается творчество ребенка.
Искусство играет при этом особую роль. Известно, что произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительно-изобразительных средств. Вместе с тем во многих произведениях отчетливо выступают средства, которые особенно ярко выражают замысел художника. Вспомним значение колорита на полотнах М. Сарьяна, впечатляющую силу жесткого, тупого, маршеобразного ритма в теме фашистского нашествия в известной симфонии Д. Шостаковича.
В исследованиях мы выяснили возможность применения произведений искусств для обогащения творческого опыта детей. Отобрав несколько произведений, в которых преобладает то или иное средство (допустим, колорит в живописи), можно привлечь к нему внимание ребенка. Повторные встречи е подобным явлением помогают присмотреться, сравнить, отразить его в своих рисунках. Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение. Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных заданий.
Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Следует отметить два его компонента. Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т. е. самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям. От личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве детей зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности. Творческие задания объединяются в серии. Так, в изобразительной деятельности мы вначале у детей трех лет развивали способы передачи в рисунке ритмических действий (падает снег, идет дождь), затем применялись разнообразные сочетания ярких пятен (на лугу выросли цветы, вот разноцветные шары).
Наконец, детей подводили к изображению предмета линейным контуром. В области развития песенного; творчества старшие дети вначале импровизировали мелодические интонации (звали друг друга по именам нараспев), подражали различным звукам (поет кукушка, звенят колокольчики).
Затем заканчивали мелодию, начатую взрослым (своеобразные «Музыкальные вопросы и ответы»). Позже дети усваивали способы импровизации контрастных попевок. Им надо было понять, как можно выразить радость, сожаление, грусть, веселье. Качество песенных импровизаций оценивалось по таким показателям: выразительность мелодии, повторность или вариационность интонаций, ритма, логичность построения, общность мелодии и текста.
Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно. Но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу.
Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.
1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.
2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.
3. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, рассказа, лепки, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребенка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков, концерт детских песен, стихов и т. д.).
Необходимо деятельность продуктивного творчества ввести в содержание художественного воспитания детей. Задачи развития творческих способностей, предусмотренные программой, должны получить конкретное решение.
Обучение и творчество имеют свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в пении, рисунке, в выразительном чтении, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.
Есть различие и в результатах. Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведет к развитию разносторонних художественных способностей. Уровень знаний и навыков устанавливается в соответствии с возрастом. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка, и преднамеренностью поисков.
Различен и характер педагогического руководства. В обучении существенна систематичность, постепенность усвоения материала всеми детьми. Применяются прямые указания, порой образец. Вместе с тем художественные занятия должны быть насыщены эстетическими переживаниями, активными и поисковыми действиями детей. При развитии творчества отмечаются лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. Способные дети преодолевают эти этапы в более короткие сроки. Отчетливее выступает индивидуальное своеобразие детской продукции. Особую роль играет атмосфера увлеченности, возможности совместного творчества взрослого и ребенка.
Произведения искусства, оказывая эмоциональное воздействие на целостное восприятие детей, могут быть использованы и как образцы применения способов художественно-образного воплощения.
Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения — это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретет истинно эстетический характер.
Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.
Анализируя материал массовой проверки, можно сказать, что методические рекомендации выдержали испытание в своих основных положениях.
Прежде всего, правильно понята и одобрена художественно-образная природа детского творчества. В основе детской продукции, будь то рассказ или песня, рисунок или игра-драматизация, отчетливо выступает выразительное значение художественных средств, которыми дети увлеченно изображали своих героев. Они искали яркие эпитеты и точные выражения в своих сказках, характерные движения персонажей в музыкальных и театрализованных играх.
Выяснилось, что творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения и дети имеют определенный уровень художественного развития. Поддержана необходимость осуществления подготовительного периода, который вводит детей в новый вид деятельности и ориентирует их в нем.
Убедились и в том, что формирование образного начала в художественной деятельности должно возникать с раннего детства и подготавливать детей к творчеству.
Получило подтверждение положение о возможности и необходимости формирования творчества в таких видах, как песенное, поэтическое творчество, что не было ранее распространено в практике.
Художественные произведения, рекомендованные в качестве примерных образцов для детского творчества, были одобрены. При этом были высказаны пожелания и в дальнейшем создавать такие произведения.
Подтвердилась целесообразность поэтапного формирования творчества, так как это организует сложный педагогический процесс, который до сих пор казался очень неопределенным.
Творческие задания признаны удачной организационной формой, и они должны быть разнообразными.
Характер материалов опытной проверки творческих заданий был различным. Воспитателями и музыкальными руководителями детских садов представлены дневники с наблюдениями, планы и учеты, строго фиксирующие ход опытной работы, индивидуальные характеристики детей. Помимо дневниковых записей, были сделаны попытки первых обобщений этих материалов. И, наконец, представлены материалы для докладов на конференции.
Было выяснено место творческих заданий в общей системе художественного обучения, связь между обучением и развитием творчества, место, дозировка творческих заданий при усвоении программного материала.
Обучение включает в себя усвоение навыков художественного восприятия картины, сказки, музыки, овладение образовательными сведениями, упражнение в исполнительских навыках (правильность изображения в рисунке, чистота певческих интонаций, точность произношения речи). Все это происходит на занятиях, которые имеют сложившуюся структуру. Это построение учитывает возрастные возможности детей. В целом дети активно выполняют учебные задания по усвоению программных знаний и умений, у них развиваются художественные способности.
Творческие задания, по мнению педагогов, могут занять определенное место на занятиях. Важно продумать их соотношение с учебными заданиями и уточнить их роль в усвоении художественного опыта. Все это внесет определенную планомерность и конкретность в решение задач творческого развития детей.
В практике применялись различные варианты заданий учебного и творческого характера. В одном из вариантов планирования предусматривалась постановка учебных заданий на нескольких занятиях, на которых усваивались определенные навыки изображения с целью дальнейшего применения их в более сложных творческих заданиях. Например, И. Я. Котова несколько занятий провела по наблюдению за катающимися лыжниками, по обучению приемам деления, раскатывания, вытягивания глины для изображения нужных пропорций частей тела. Затем для заключительного занятия была создана игровая ситуация: дети должны были поставить вылепленные фигурки лыжников на горку или дорожку, где можно определить, кому из детей удалось правильно передать динамику движения. Выразительность реалистического отображения явления природы, персонажей, совместные усилия взрослого и ребенка создали ту необходимую атмосферу, в которой успешно проявляется творчество.
В других случаях в планировании не устанавливались столь тесные связи между обучением и творчеством. Усвоение тех или иных программных умений осуществлялось или приемами обучения, или творческими способами. В этих случаях они существуют как бы «рядом». Такой подход виден при разучивании каких-либо упражнений, требующих известной тренировки (например, усвоение шага польки). Или, наоборот, при сочинении своей сказки ребенок реализует в ней замысел. Так, на занятиях у Р. Я. Феферкорн ребенок сам искал выразительность образной передачи движений персонажей в музыкальной игре, но последующее задание — усвоение элементов танцевальных движений потребовало применения зафиксированных упражнений.
Н. С. Кофман, Р. А. Вульф, Г. Б. Мухина на занятиях с детьми применяли учебные и творческие задания — дети разучивали стихи и сочиняли свои сказки.
В некоторых вариантах планирования воспитатели опирались уже на усвоенный детьми опыт знаний и умений. Занятия планировались так, что «сквозным их действием» являлась работа над передачей одного образа разными средствами. Например, для сочинения композиции игры «Кто построил этот дом?» (муз. Е. Тиличеевой, ел. С. Баруздина), помимо экскурсий на стройку, в архитектурную мастерскую, Ж. Б. Раухвергер предложила детям сначала поработать «каменщиками». Они сами искали выразительные имитационные движения, подражающие действиям рабочего. В следующий раз внесли атрибуты, изображающие инструментарий (щиток, мастерок, терка), и действия детей приобрели зрительную «осязаемость». Затем убрали эти инструменты. Остальные дети должны были, наблюдая «строителей», узнать — чем работает каменщик, что он делает, и отметить, хорошо ли они двигаются под музыку.
Такие этюды впоследствии помогли воплотить более сложный образ. Был и такой вариант планирования, который не предусматривал четкого разделения на творческие и учебные задания. Это определялось возрастными особенностями маленьких детей, которые еще не способны усвоить творческих действий. Особую роль здесь играли приемы, побуждающие детей к сенсорному обследованию предметов и явлений, к элементам образного воплощения, к эмоциональной реакции. Эти положения хорошо иллюстрируются в работе воспитателей. Так, перед рисованием дети обследовали круглую форму «колобка», сухой кистью пробовали делать мазки, изображающие следы всех зверей, встретившихся с колобком. Л. И. Рыбакова, наклеивая с детьми аппликацию, напоминала, что утенок может клевать, бежать, упасть и т. д., и дети стремились передать даже этими скупыми средствами позы птицы. К. И. Карцева широко применяла музыкально-дидактические игры, которые в образной форме давали представления детям о некоторых средствах музыкальной выразительности. При таком планировании сближаются творческие и учебные приемы, обучение приобретает эмоциональный характер.
Наконец, еще в одном варианте планирования потребовалось применение самых разнообразных приемов: когда выполнение творческого задания влечет появление ассоциаций у детей и они стремятся использовать различные виды художественной практики. Происходит связь отдельных видов искусств, дети пользуются различными способами. Отсюда и разнообразие методических приемов педагога. Так, слушание сказок, рассматривание иллюстраций рождало у детей замыслы рисунков. Это показано в статьях Г. В. Пожильцовой, Е. Н. Синевой. При этом педагоги раскрывали детям волшебные образы сказки, учили приемам изображения, но дополняли это творческими заданиями. Дети должны были выбрать эпизоды из сказки и найти средства художественного воплощения.
Работая по развитию музыкально-игрового творчества, Р. Я. Феферкорн находила новые формы организации детской деятельности. Так, под влиянием телепередач дети организовали «жюри», ставили «очки» исполнителям музыкальных игр. Возник синтез различных видов художественной деятельности.
Охарактеризованные варианты планирования учебных и творческих заданий, как уже говорилось, условны. Они не могут охватить все разнообразие системных связей обучения и творчества. Но опыт педагогов показал, что художественные занятия должны быть несравненно более гибкими по своей форме. Важно преодолеть иногда слишком регламентированные структуры занятий, так как они не отвечают полностью организации разнообразной художественно-творческой деятельности.
Руководство детским творчеством требует от педагога большого такта, хорошего знания всех детей и творческих поисков в методах. В этом отношении следует одобрить инициативу воспитателей, которые использовали основные рекомендации, но вносили в них свои приемы. М. Б. Лукьянова и Е. Н. Соковнина применили принципы поэтапного формирования творчества в иных видах музыкальной деятельности и самостоятельно разработали последовательность постановки творческих заданий. М. Б. Лукьянова наметила план формирования танцевального творчества. Она предлагает детям сначала импровизировать отдельные элементы танцевальных движений. Когда у детей накоплен уже некоторый опыт, педагог предлагает им сочинять парные танцы, где дети сами придумывают движения, предлагают различные варианты. И, наконец, следуют задания по сочинению сюжетно-игровых танцев.
Е. Н. Соковнина применила рекомендации в методике обучения игре на металлофонах. Она использовала репертуар из «Музыкального букваря», отобрала разнообразные попевки, народные песни и показала, как на основе первоначального обучения игре на инструментах (сначала воспроизведения ритмических рисунков, затем несложных песенок) дети начинали импровизировать простейшие мелодии. Интересный опыт представлен В. Н. Щенниковой, которая осветила роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческих действий детей, в их самостоятельной игровой деятельности.
Опыт многих педагогов подтвердил, что в условиях правильного соотношения творческих и учебных заданий особенно активно совершенствуются специальные способности. Е. Н. Квитницкая отмечает, что музыкальное развитие активизируется, если дети усвоили навыки сопоставления различных свойств музыкальных звуков. В свою очередь это приводит к обогащению песенного творчества: дети импровизируют разнообразные интонации, строят их в определенной тональности, стараются не подражать друг другу. Конечно, устойчивость интонаций достигается не всеми. Многие дети в своих песенных импровизациях «сползают» из одной в другую тональность. Но если музыкальный слух развит достаточно, в меру возможностей детей, то и песенное творчество успешно развивается.
Формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств — цвета, формы, звука и т. д: В этом смысле примечателен опыт работы О. Н. Кругловой и Э. П. Костиной. Они отметили, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста творческие способности хорошо развиваются в игре. Играя, дети напевают несложные мелодии (убаюкивают куклу, подпевают во время танца), украшают комнату своих кукол и т. д.
Опытная проверка заданий в практике позволила наметить следующие условия, благоприятствующие развитию детского творчества:
побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий;
учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;
установление правильных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями на занятиях;
варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности.
Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых, организационных форм, и в частности подводят к вопросам детской самостоятельной художественной деятельности.
Основное условие успешной активизации детской деятельности — это творческое отношение к ней самих педагогов. Предлагаемые лабораторией эстетического воспитания творческие задания дают лишь общее направление работы. Надо проявить много выдумки, педагогического такта в руководстве детским творчеством.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +