В советской и зарубежной психологии по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста проведено много исследований. Э. Мейман, Н. И. Красногорский, Г. Валентайн, М. Шинн, Е. А. Аркин, А. С. Сулина решали проблему возникновения цветового зрения и определили периоды, когда впервые ребенок начинает различать цвета. З. И. Истомина, Ж. И. Шиф изучали особенности восприятия и называния цвета детьми дошкольного возраста. Эти исследования отмечают, что дифференцирование цвета у дошкольников развивается сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем в отношении светлот. При различении и отборе теплых цветов (красный, оранжевый, желтый) дети делают меньше ошибок, чем при различении и отборе холодных цветов (зеленого, голубого, синего, фиолетового). Е. А. Аркин отмечает, что дети 4—7 лет могут точно подобрать большое количество оттенков одного цвета, т. е. у них развито цветовое чувство.
Становление и развитие чувства дифференциации цветовых тонов происходит в различных видах деятельности: изобразительной и игровой.
При выполнении рисунка дети ставят на первый план графическое решение, т. е. стремятся изобразить то, что требует педагог. Колористическая же задача самим ребенком может и не быть поставлена, он просто о ней не думает и не знает, что правильное, удачное решение делает рисунок интересным, выразительным.
В детском саду с самого младшего возраста детей обучают нанесению линий, штрихов, кружков, овалов цветными карандашами, красками. Педагог при этом порой недостаточно уделяет внимания эстетической характеристике выполнения этих линий. В дальнейшем малыш использует уже карандаш или краску как орудие труда, для того чтобы что-то изобразить, не всегда обращая внимание на цвет карандаша, на сочетание цветов. Ребенок 6—7 лет не может давать эстетическую оценку тому или иному цвету. Он, как правило, выбирает цвет, ориентируясь лишь на его внешний признак — яркость тона (краска красная, желтая, зеленая), и не умеет отмечать его оттенки, нюансы.
Занятия по рисованию разнообразны по содержанию и художественному выполнению, и не всегда можно пользоваться только одним способом подачи изобразительного материала, что нередко имеет место в практике. Воспитатель, руководствуясь личным выбором, заранее подбирает краски к занятию, тем самым отстраняет ребенка от увлекательного творческого процесса поиска цветов и их оттенков, оживляющих рисунок. При этом у ребенка закрепляется пассивное отношение к цвету, иногда вырабатывается прочное представление, что одной краской можно выполнить любое задание. Подобная «забота» педагога вредна, особенно в том случае, когда речь идет о воспитании эстетического отношения к цвету.
Одной из задач изобразительной деятельности является развитие у детей эстетического отношения к цвету, краскам, их гармонии. Поэтому самостоятельное составление, смешивание красок ребенком может быть одним из действенных методов развития чувства цвета на занятиях.
Однако надо отметить и то, что воспитатель, как правило, не располагает разнообразными красящими материалами. Кроме цветных карандашей, гуаши и акварельных красок, обычно используемых в детском саду, существует пастель, соус, уголь, сангина, темпера, цветные мелки, наборы цветных карандашей с большим количеством цветов, фломастеры. Тонированная бумага используется редко. Между тем художественная педагогика и практика призывают применять разнообразные изобразительные материалы. Н. П. Сакулина отмечает, что впечатление, полученное детьми от цвета материала, которым они пользуются, огромно.
Рисовать яркими, красивыми красками или вырезывать из цветной бумаги детям доставляет большое удовольствие.
В детских учреждениях Чехословакии, Польши, Франции,. Японии дети рисуют цветными фломастерами. Рисунки детей говорят о том, что применение различных цветных художественных материалов обогащает цветовое решение детских работ.
Описывая свой метод работы с дошкольниками, польские педагоги Мария и Анна Фольтес уделяют большое внимание развитию чувства цвета. Они направляют внимание ребенка на изменения цветов в природе, отмечая выразительность колорита разных времен года. Для рисования дают детям большие листы бумаги и различные цвета гуашевых красок. Рисунки получаются декоративными, выразительными. Регулируя цветовой материал,, педагоги тщательно подбирают оттенки цветов, бумаги, дают наборы красок, цветных карандашей, мелков в соответствии с характером задания. Большой формат иногда простой оберточной бумаги, приятный тон и фактура, удачно подобранные краски делают работы детей оригинальными.
На занятиях по рисованию действия ребенка с цветом требуют не только определенных знаний, представлений об окружающем, но и умения передать графический и цветовой образ.
В большинстве случаев, как показала практика, цвет рассматривается воспитателем как признак предмета. Отсюда работа по развитию чувства цвета сводится к выработке у детей умения различать цвета и правильно называть их. Этого, однако, недостаточно, чтобы осуществлять художественное развитие детей в области цвета в условиях детского сада.
Между тем в работе детей с цветом ярко выступает роль педагога, организующего эмоциональное и художественное восприятие ребенка. Воспитатель должен сам иметь представление не только о свойствах и качествах цвета, но и учитывать его изобразительные особенности, уметь подчеркнуть выразительность цвета, создавая различные цветовые оттенки при смешении красок.
Успех работы с детьми во многом зависит от желания и специальной подготовки педагогического коллектива детского сада.
Творческая деятельность детей 5—7 лет в различных видах художественно-продуктивной деятельности, а также данные исследований восприятия цвета дошкольниками убедительно доказывают, что эстетическое чувство цвета можно развивать и тем самым способствовать общему художественному развитию ребенка.
Задача развития у детей чувства цвета предусматривается «Программой воспитания в детском саду». Но эта задача сформулирована в форме общих указаний, которые не раскрывают конкретных путей ее решения.
Прежде чем предложить детям специальные занятия по цвету, необходимо выяснить характер и особенности их эмоционального отношения к цветам, разным группам цветовых сочетаний, сенсорные навыки детей — какие и сколько цветов могут назвать, каким
цветам отдают предпочтение, знают ли цвета спектра, какую цветовую тональность предпочитают: контрастную (яркую) или мягкую (пастельную).
Дети старшего дошкольного возраста хорошо ориентируются s цветах: могут свободно назвать 8—11 тонов. Это преимущественно яркие, контрастные цвета теплой части спектра. Среди любимых цветов дети называют красный, малиновый, розовый, желтый, сиреневый, бордовый, голубой, салатовый, реже зеленый, синий, фиолетовый. Совсем не называют они коричневый, черный, серый, т. е. цвета мрачные, темные, которые обычно соотносят с недобрым персонажем сказки, темным лесом, грозовым небом.
Дети довольно тонко улавливают оттенки цвета, но не знают их названия. Поэтому легко понять, почему ребенок иногда называет сложный цветовой тон, наделяя его предметной характеристикой, например «лисичкин цвет» и т. д.
Чтобы закрепить у детей знание цветов спектра, научить правильно устанавливать их последовательность, можно провести игру «Цветик-семицветик».
Большинство детей любят яркие цвета и предпочитают их тусклым. Это одна из интересных особенностей восприятия и отношения детей к цвету. Глаз ребенка улавливает свойство цвета терять свою насыщенность при разбелке. Приобретая сероватый оттенок, разбеленный цвет рядом с насыщенным выглядит действительно сероватым.
Однако это совершенно не значит, что подобные тона не заслуживают внимания. Ознакомление детей с ними значительно обогащает их цветовую палитру, расширяет представление о многообразии цветов, их оттенков в окружающем.
Дети по-своему оценивают: сочетания нескольких цветов: «Чуть-чуть похуже», «Это чуточку получше». Эти высказывания о различных вариантах сочетаний цветов говорят о способности детей видеть и чувствовать цвет, его красоту в сопоставлениях с другими цветами. Но в то же время ребенок еще не умеет самостоятельно действовать с сочетаниями цветов. Поэтому следует показать детям, что цвет и его сочетания могут быть красивы не только в среде окружающих его предметов, но и внутри того пространства, в котором находятся эти предметы.
Совершенно очевидно, что дети понятие о красивых и некрасивых цветах соотносят с конкретными обстоятельствами их применения, с теми функциями, какие цвета и цветовые сочетания выполняют в данный момент. Они чувствуют и красоту пастельных сочетаний цветов. Так, из двух макетов кукольных комнат с одинаковой планировкой мебели, но решенных в ярком и пастельном тонах, дети предпочитают макет в пастельных тонах.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.