Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Пути развития эстетического чувства цвета у детей в разных видах деятельности. Рисование


Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство — детям"
Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru

Эстетические чувства дошкольника развиваются в процессе его разносторонней деятельности и главным образом художественной— при знакомстве с произведениями прикладного и изобразительного искусств, слушания музыки, стихов и сказок, при передаче получаемых впечатлений в рисунках, изделиях прикладного творчества, пении и танцах, рассказывании и чтении стихов.
Воспитание чувств — это тонкий и сложный психолого-педагогический процесс, касающийся не изолированной сферы интеллектуальной жизни дошкольника, а ребенка как целостной личности.
Поскольку чувства ребенка тесно связаны с его потребностями, интересами и прошлым опытом, то при воспитании новых чувств необходимо воспитывать новые потребности и интересы путем глубокого и широкого ознакомления ребенка с окружающим, путем создания условий для получения новых впечатлений, расширения круга эмоционально значимых явлений.
Воспитание эстетического чувства цвета у ребенка-дошкольника, с одной стороны, предполагает наличие соответствующего окружения — среды, вызывающей у ребенка яркое, эмоционально окрашенное ее восприятие. С другой стороны, появлению эстетических переживаний у детей содействует их непосредственная художественная деятельность, протекающая в форме художественных игр и ситуаций.
Особая роль в развитии чувства прекрасного отведена искусству — произведениям искусства, несущим в себе динамику художественного образа.
Психологи отмечают, что новым моментом в восприятии произведений искусства является то, что, сохраняя переживание чувственного своеобразия красок, форм, линий, звуков, их очертаний и сочетаний, мы начинаем понимать, что эти звуки, краски, формы передают, отражают. Так возникает новая ступень нашего познания при встрече с произведениями искусства — восприятие в нем художественного образа.
Однако восприятие дошкольника еще несовершенно. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может глубоко и осознанно воспринимать красивое. Скорее это только готовность откликнуться на прекрасное. Е. А. Аркин писал: «Эпитет «красивый» дошкольник придает чаще всего предметам, краскам, животным, реже человеку, и только к 6—7 годам ему начинают открываться красоты природы. Таким образом, для эволюции чувства прекрасного характерно не только качественное уточнение и углубление этого чувства, но и расширение сферы прекрасного, т. е. увеличение стимулов, возбуждающих чувство красоты».
Эти положения являются основными предпосылками, которые учитываются при создании условий формирования эстетического чувства цвета.
Развитие чувства цвета у старших дошкольников включает ознакомление с основными свойствами цвета и его образной выразительностью в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, ее отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, репродукции, изделия из глины, ткани).
В данном случае рисование интересно не только как вид изобразительной деятельности, а как деятельность, где цвет является декоративным моментом в сочетании с изобразительно-выразительными его качествами и возможностями, но одного рисования недостаточно. Необходимо соотношение разных видов деятельности. В работе с детьми следует широко использовать художественное конструирование, где цвет и его сочетания являются одним из главных компонентов построения цветовых композиций. Под термином «художественное конструирование» понимается практическая работа детей с цветом, цветовыми плоскостями, объемами, составление сложных цветовых объемно-пространственных композиций (например, оформление интерьера кукольного домика), где ребенок не только манипулирует цветом, но и сравнивает, соотносит цвета между собой, подбирает различные группы цветовых сочетаний. Художественное конструирование включает в себя и приемы аппликативной работы.
Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом занятий является органичное сочетание обучения (сообщение детям необходимых знаний о цветах, выработка определенных приемов и навыков в работе с цветом — красками) с созданием творческой обстановки, увлекающей ребенка, активизирующей его фантазию и воображение.
На занятиях последовательно, в доступной форме раскрывается красота цвета и его сочетаний, начиная с самой простой группы, в которую входят 2—3 цвета, постепенно увеличивая количество цветов, усложняя красочный состав цвета (например, не просто красный, а чуть розоватый, с малиновым оттенком) и кончая комплексом цветовых сочетаний.
Процесс развития чувства цвета у детей должен проходить при активном восприятии явлений природы, предметов быта и обстановки, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также специальных художественно-иллюстративных материалов. Отбирая иллюстративный материал, следует учитывать особенности дошкольного возраста, доступность восприятию детей 5—7 лет и художественные качества образца.
Проверка результатов работы по развитию чувства цвета может проводиться путем выполнения детьми образно-творческих заданий для всей группы. Такими заданиями может быть рисунок для летнего красивого маминого платья, выполняемый в яркой и пастельной гамме.
Сначала необходимо дать представление о спектральной гамме цветов и их свойствах: тон, светлота, насыщенность, познакомить детей с процессом получения нового цвета при смешении красок (смешение двух хроматических цветов, смешение хроматически-ахроматическое).
С этой целью надо провести с детьми подготовительные занятия в форме бесед, которые познакомят их с особенностями различных красящих материалов (гуаши, акварели, цветных карандашей, пастели, фломастера), дадут представление о разнообразии оттенков одного цвета (на предметах и явлениях окружающей среды). Воспитателю желательно иметь мольберт, этюдник с красками и белую и цветную бумагу различных форматов. Организация педагогических условий вызовет соответствующую эмоциональную реакцию детей, создаст творческую атмосферу в совместной работе воспитателя с детьми.
Активизируя творческую деятельность детей с цветом при ознакомлении с системой спектральных цветов и основными их свойствами, необходимо ориентироваться прежде всего на то, что краска для детей должна стать цветом необыкновенным, живым, выразительным, красивым.
Изобразительные качества и особенности различных красящих материалов. В детском саду и дома дети рисуют цветными карандашами, красками. Но выбор технических средств изображения гораздо шире. Каждый вид изобразительного материала имеет свои особенности — выразительный почерк штриха или мазка. Каждый из этих материалов является для художника средством воплощения замысла и выразительности.
Работая над произведением, художник знает, что один рисунок надо выполнить гуашью или акварелью, тему, содержание другого можно передать, рисуя лишь масляными красками, и т. д.
На занятии детям показывают разнообразные материалы: цветные карандаши, художественные краски, различное оборудование (мольберт, палитру, кисти и т. д.), которым пользуется художник в процессе своей творческой деятельности. Здесь же, на рисунках, выполненных разными красящими материалами, знакомят детей с их особенностями. Говоря о красках, мы называем их средством выразительности. Так ли это?
Как разнообразны виды искусства, так разнообразны их изобразительные средства.
К средствам художественной выразительности относится и сам материал, из которого создается произведение. В изобразительном искусстве известны такие материалы, как краски, холст, бумага, карандаш, мрамор, стекло, глина, металл и др. Они разнообразны по качеству материала, фактуре, упругости. Они, наконец, неповторимы, поскольку каждый имеет свои выразительные средства. Рисунок, выполненный карандашом, и рисунок, нарисованный гуашевыми или акварельными красками, разные по материалу их выполнения, каждый своеобразен и привлекает внимание. Дети хорошо видят это и могут рассказать о каждом из них. При этом они увлеченно говорят о возможности рисования красками, где декоративность цвета, свобода мазка й масштаб изображения легко поддаются кисточке. Отмечают и то, что карандашами можно также рисовать красиво и тонко, выделяя, вырисовывая отдельные детали, чего трудно добиться кистью. Дети подмечают возможности и особенности этих материалов, поскольку к старшему дошкольному возрасту (5—7 лет) они уже владеют техническими навыками.
Пожалуй, самыми распространенными у детей являются карандаши, цветные и простые (графитные стержни). Их любят дети за универсальность использования. Они непритязательны — ими можно рисовать на любой бумаге, штрих ложится в любом направлении, то ярко и густо, то легко, еле касаясь бумаги. Наборы карандашей в наше время имеют широкую палитру тонов и их оттенков. Красочность, живость рисунка усилится, если передать цвет предмета, объекта не одним (локальным), а соединить 2—3 цвета карандашей, наложить цвет на цвет, или, изменяя нажим карандаша, передать оттенки, тональность в рисунке. Эти несложные приемы позволяют воспитателю показать детям, как относиться к сочетаниям цветов, наложению штриха. Среди воспитателей сложилось мнение, что цветные карандаши — материал невыразительный, «неэффектный». Это бывает так, когда ребенок без соответствующих указаний выполняет рисунок одним цветом (неопределенным!) карандаша. Перед началом работы надо предложить несколько оттенков одного цвета (2—3, не менее).
Если дети рисуют ветку с листьями, цветы или любую другую натуру, то обратите их внимание на разнообразие оттенков зеленого цвета в листьях больших, крупных и только-только распускающихся, маленьких, покажите, что нажим карандаша, плотность, интенсивность штриховки дают более насыщенный цвет. Легкость штриха придает окраске деталей рисунка прозрачность. Чтобы показать свежесть молодой зелени, листьев, можно соединить при раскрашивании зеленый и желтый карандаши. Рисунок цветка можно оживить, передав цветовую градацию, например, постепенно переходить от желтого к красно-оранжевому, затем к красному, как бы вливая один цвет карандаша в другой. Карандаши — замечательный материал, и в руках ребенка он также может стать средством художественной выразительности.
На занятиях изобразительной деятельностью дети рисуют не только карандашами, но и гуашевыми красками. Гуашь — художественная краска, некоторые особенности которой полезно знать детям. Это красивые, сочные краски, имеющие плотнокроющий слой, матовую поверхность. Гуашь (в наборах или отдельных баночках) имеет широкую палитру цветов, от ярких, насыщенных до пастельных, нежных (в результате смешения с белилами). Самая яркая (светящаяся) гуашь называется люминесцентной. Рисовать гуашью лучше большими кистями на крупном листе бумаги (размер альбомного листа, 1/2 листа ватмана).
В практике детского сада дети рисуют и гуашевыми и акварельными красками. Возможности и художественная выразительность каждой группы красок совершенно разные. Широко известно, что по составу гуашь и акварель — краски водяные, но акварель — краска тонкотертая, рисунок, выполненный ею, отличается прозрачностью, тонкостью цветовых оттенков.
Если гуашь дает плотнокроющую поверхность, то в работе акварелью большое значение имеет качество бумаги, поскольку она просвечивает сквозь тонкий слой краски. Воспитатель в детском саду должен знать эту особенность и учить детей при рисовании акварельными красками разводить их жиже, брать на кисточку больше воды, иначе плотный мазок делает цвет темным, глухим. Легкой, прозрачной акварелью нельзя дать интенсивного мазка, но можно легко передать оттенки цвета, разбавляя краску меньшим, затем большим количеством воды. Это же противопоказано в работе с гуашью.
На занятиях по рисованию нередко воспитатель обесцвечивает краску, добавляя излишнее количество воды. Рисунок теряет свою красочность, принимает порой неряшливый вид. Одно из основных правил работы с гуашью — это очень незначительное добавление воды. Краску следует размешать в баночке до густоты жидкой сметаны, и только тогда она готова к употреблению. Гуашь как краска плотнокроющая дает яркий, совершенно определенный, насыщенный цвет. Но для того чтобы ребенок мог внести в свой рисунок разнообразные оттенки, ему стоит предложить для смешения другую краску — белила. Только с помощью белил (а не с помощью воды) можно добиться высветления цвета, получения мягких оттенков, нежных тонов. Смешение цветов друг с другом может дать широкую палитру гуашевых красок. У гуашевых красок есть и другие преимущества. Благодаря плотности красочного слоя ранее нанесенные мазки (рисунок или фон) легко перекрываются. Это важно в процессе создания детского рисунка. Но второй слой краски наносится только после просыхания первого. По фону, закрашенному гуашью, можно наносить любой рисунок. Следует сказать детям, что слишком густая краска или ее толстый слой на бумаге нецелесообразны, так как некоторые сорта гуашевых красок осыпаются, оставляя на рисунке пятна неопределенного цвета. Воспитателю надо учить детей использовать разнообразные рпособы работы с красками. Однообразие технических приемов объединяет художественные качества работы.
Гуашевые краски придают рисункам особую весомость, большую насыщенность, декоративность по сравнению с акварельными. Цвет можно положить густо, широкими мазками большой кистью. Пейзажи, которые художник нарисовал гуашевыми красками, хорошо передают пасмурный день с нависшими тяжелыми тучами, плотность мокрой земли и массу деревьев.
Удивительно красочны и свежи рисунки, выполненные пастельными меловыми карандашиками, изготовленными путем добавления в краску мела, глины — каолина, гипса.
Пастель — своеобразный (сухой) красочный материал, дающий исключительно нежные и красивые цвета, больше полутона. Гамма меловых пастелей тонка. Легкие, едва уловимые перламутровые оттенки цветов способны передать лирическое настроение в пейзаже, натюрморте, портрете. Детям очень нравятся цветные карандашики—пастельки.
Наборы разноцветной пастели представлены широкой гаммой и привлекают детей несложной техникой рисунка. Если обычный карандаш дает тонкую линию, то пастельный карандашик легко и свободно ложится на бумагу любого качества и фактуры, закрашивая довольно большие плоскости изображений на листе (при этом ребенок производит свободные движения руки), дает линию любой ширины и легко смешивается при наложении цвета на цвет.
Воспитатель на специальных занятиях по развитию чувства цвета может предложить детям самостоятельно увидеть сходство и различие пастельных карандашей и обычных цветных, дав задание нарисовать цветную мозаику и определить, где больше необычных цветов и что еще можно ими нарисовать — какие темы рисунков. У пастельных карандашей есть некоторые особенности. Поскольку это мелок, он легко крошится и сыплется с рисунка, размазывается по руке и бумаге. Лучше рисоьать им так, чтобы рука как можно меньше касалась листа бумаги. Для этого его укрепляют на мольберте. Чтобы сохранить детский рисунок, на него накладывают тонкий лист бумаги (лучше папиросной). Все рисунки убираются в папку. Среди художественных красок есть восковые пастельные мелки, которые не крошатся и имеют также интенсивную окраску. Восковые и пастельные мелки можно давать детям для самостоятельного пользования в свободное от занятий время.
Редко кто не знает, что есть карандаши, которые дают яркие химические цвета. Это фломастеры. Фломастер не имеет твердого грифеля, как обычный карандаш, его заменяет стержень из фетра или нейлона, который дает и тонкую и жирную декоративную линию. Фломастер заправляется цветными чернилами «Радуга» или специальными пастами и легко скользит по бумаге. Получаются яркие, сочные линии. Но уже нанесенные на бумагу линии, штрихи исправить нельзя — они не стираются. Преимущества фломастера перед обычными карандашами в том, что грифель не ломается при неосторожном нажиме или падении на пол, при рисовании дает линию различной ширины, если стержень фланелевый. Это придает рисунку декоративность. Фломастером с тонким нейлоновым стержнем лучше рисовать на небольшом листе бумаги (1/2 альбомного листа), выполняя мелкие детали рисунка.
Для выполнения графических рисунков можно давать детям фломастеры с черной пастой. Ребенок наносит четкий контур того, что он изображает, видит его форму, композицию. Этого не дает почувствовать в полной мере графитный карандаш. Фломастером в отличие от карандаша рисуют на любой бумаге, картоне, тканях, полиэтилене и других материалах. В развитии чувства цвета фломастер — полезный материал: он помогает видеть яркие, чистые цвета, близкие к спектральным. В этом преимущество фломастера по сравнению с другими художественными материалами. Дети могут рисовать фломастером в свободное от занятий время и дома.
Фломастеры с широкими стержнями хорошо применять в декоративном оформлении праздников, развлечений. Для этого используют в рисовании большие по размеру листы бумаги, различные по окраске.
Разнообразие оттенков одного цвета (тональные связи, локальные цвета на предметах и в явлениях окружающей среды). Эту задачу следует решать в процессе бесед с детьми о предметах, имеющих окраску одного какого-либо цвета. При сравнении окраски этих предметов можно легко заметить разницу оттенков одного и того же цвета. Любой предмет, находящийся в комнате, имеет свой цвет. Детям предлагается из всего многообразия предметов, находящихся в групповой комнате, выбрать те, которые имеют одну и ту же окраску, и сравнить их между собой, например красный кубик с красным цветом чашки, стоящей на обеденном столе, и обратить внимание на общность и различие двух красных цветов (кубик ярко-красный, чашка — темно-красного цвета, чуть коричневатая). Методом наглядного сравнения можно показать детям разнообразие цвета и его оттенков.
Спектральная гамма цветов и их свойства. Гамма спектральных цветов имеет строго определенный порядок, при котором положение одного цвета определяет место рядом лежащего. Семь спектральных цветов являются основными по отношению ко всему многообразию цвета окружающей нас действительности. Дети 5—7 лет хорошо знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), иногда пропускают цвета промежуточные (оранжевый, голубой, фиолетовый), не всегда в них правильно ориентируясь. Поэтому необходимо познакомить их с системой спектральных цветов.
Воспитатель проводит с детьми беседу о цветах радуги (цвета спектра), рисует на мольберте радугу и называет цвета, объясняя, что каждый цвет постепенно переходит через полутона в другой, например красный в оранжевый, оранжевый в желтый и т. д. Для этого между сочными цветными дугами воспитатель проводит влажной кистью, происходит смешение цвета с рядом лежащим.
Затем воспитатель рассказывает, что художник, рисуя красками, пользуется палитрой. Она прямоугольной или округлой формы с отверстием в правом углу для большого пальца левой руки. Так удобно держать ее, а правой рукой с помощью кисточки смешивать краски, отыскивая нужный цвет. На палитре художник раскладывает краски, учитывая их спектральное расположение.
После этой беседы на занятиях рисованием можно давать детям палитры. Но необходимо помнить, что работать с гуашевыми и акварельными красками удобней на белой пластмассовой палитре. Белый фон палитры позволяет хорошо видеть цвет краски, яркость или нежность ее оттенка. Но прежде чем дать детям палитры для рисования, хорошо провести игру, в которой побеждает тот, кто быстрее разложит на палитре краски в соответствии с цветом радуги. Дети могут сами приготовить атрибуты для игры: вырезать из картона цветные краски в форме маленьких кружков, прямоугольников и раскрасить их. Получается небольшой игровой, набор — палитра и красивые яркие краски. Для усложнения игры можно увеличить количество красок, включить оттенки каждого из семи цветов или в целях ознакомления детей с красочным разнообразием цветового тона вырезать палитру для одного цвета и его оттенков.
После игры можно на занятии предложить детям нарисовать радугу, предварительно разведя на палитре соответствующий набор красок.
Разработанная наукой (цветоведение) система спектральных цветов определяет большое количество оттенков каждого цвета спектра, идущего от основного, например красного, цвета по шкале в сторону белого и в сторону черного тонов. Таким образом, каждый цвет спектрального круга может иметь бесконечное многообразие своих оттенков.
Для ознакомления детей с оттенками цветов спектральной гаммы хорошо подготовить цветную мозаику, в которую можно внести большое количество оттенков каждого цвета спектра. Рассматривая эту мозаику, ребенок видит происхождение оттенка, прослеживает его тоновые связи с основным цветом. После этого можно предложить детям выложить из цветных квадратиков, кружочков какой-либо предмет, картинку.
Полезными в упражнении глаза и руки ребенка являются альбомы для раскрашивания. Однако, прежде чем дать ребенку альбом, надо четко выделить цель этой работы. Например, дети должны усвоить не только соподчинение цветов в радуге, но и уметь четко и безошибочно отличать близкие по тону цвета: красный от оранжевого (который иногда называют светло-красным), не путать оранжевый и желтый, знать и то, что есть голубой цвет и есть синий, синий не путать с фиолетовым и наоборот.
В работе по развитию чувства цвета следует использовать и книжные иллюстрации, например прочитать детям сказку «Цветик-семицветик» В. Катаева и показать иллюстрации к ней, выполненные художником Ю. Селиверстовым. Каждая страница этой книжки решена интересно, образно, живописно. Художнику удалось показать не просто цвет, а создать впечатление красного цвета, голубого и других благодаря живописности палитры оттенков цвета. Цветные страницы переносят ребенка в страну красок.
Такие занятия и беседы расширяют представления детей о цветах, дают необходимые знания и постепенно развивают у детей эстетическое отношение к цветам и их оттенкам. В занятиях по изобразительной деятельности, в художественном конструировании у детей будет более осознанно проявляться отношение к цвету, цветовым градациям, гамме в целом.
Раскрытие динамики усложнения способов смешения красок позволяет детям практически познакомиться с тонкостью и своеобразием красочной палитры цветовых сочетаний. Художественная педагогика всегда придает большое значение ознакомлению со способами смешения красок. Иногда можно проводить занятия по изобразительной деятельности в виде уроков живописи: использовать соответствующее оборудование (один, два мольберта с бумагой, красками, кистями, палитрами для красок, фартуки и пр.). Дети работают как в маленькой художественной мастерской. Такая творческая атмосфера положительно влияет на развитие колористических способностей детей, а сами занятия всегда желанны, интересны и увлекательны не только для детей, но и для педагогов.
В связи с более высокими требованиями воспитательных задач сегодняшнего дня и более высокими творческими возможностями дошкольников необходимо пересмотреть вопрос о подготовке красок к занятию. Как правило, воспитатель сам подготавливает краски и раздает их детям.
Уже в младшем возрасте следует обратить внимание не только на способы изображения, но и на выразительность цветового тона, цветового пятна. Это подтверждается в работе Т. Г. Казаковой. В книге «Рисуют младшие дошкольники» автор раскрывает методику развития образных представлений в рисовании детей 2—4 лет.
Развитию чувства цвета, тональных отношений в работе с красками уделяли в свое время большое внимание такие замечательные русские педагоги и художники, как П. Н. Чистяков, Н. Н. Куинджи, И. И. Левитан. В живописной мастерской Московского училища ваяния и зодчества И. И. Левитан организовывал уголки живой природы (натурные композиции из берез, пней, мхов и пр.).
Студенты на уроках живописи внимательно изучали, копировали цвета (краски) коры березы, оттенки трав, мхов, учились соотносить цвета между собой по тону, тренировались в получении красивых смесей, изучали систему смешения красок и т. д. Академик живописи Б. Иогансон вспоминал, что одним из побудителей его любви к цвету, к краскам были яркие впечатления детства, когда он, попав в мастерскую художника, увидел в белых фарфоровых чашечках яркие переливающиеся живые краски, подготовленные к работе,— киноварь, ультрамарин, кадмий желтый. Это впечатление вылилось в неодолимое стремление работать с красками, а затем перешло в потребность серьезно заниматься живописью.
Работая с детьми в своей студии, наблюдая за их развитием, художник Е. Чарушин отмечает необыкновенную увлеченность детей, возникающую при самостоятельном поиске нужного цвета в смешении красок. При этом он считает краски «побудителем к созданию образа». Процесс смешения красок Е. Чарушин называет увлекательнейшим, настоящим творческим процессом.
При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета при смешении красок в процессе занятия ставится задача — обратить внимание детей на красоту цвета. Ребенок не должен быть равнодушным к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зеленый цвет стал ярче, можно добавить немного желтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подобные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешения, а результат этого процесса — получение нового цвета.
Способ смешения красок рекомендуется как метод творческого овладения многообразием цветовой палитры, в которой заложено начало художественного, эстетического отношения к цветам, гармонии их сочетаний.
Смешение хроматического цвета с ахроматическим (локального с белилами) дает возможность получить любые оттенки цвета, начиная с темного и кончая самым светлым.
Работа художника предполагает не только смешение яркого цвета с другим ярким цветом. На его палитре рядом с яркими красками всегда лежат черная и белила. Благодаря белой краске цвет сильно изменяется, приобретает мягкий оттенок (в художественной практике такой цвет называют пастельным). Все это многообразие вариантов смешения красок может проделать ребенок на своей палитре.
Ребятам, несомненно, интересен процесс преобразования красок, производимый ими. Каждое занятие по смешиванию красок необходимо заканчивать каким-либо конкретным заданием, например раскрасить таблички, на которых даны контурные изображения цветов, содержащие в своей окраске пастельные тона. Это могут быть подснежники, анютины глазки, ноготки, душистый горошек и т. д. Задания на смешение красок проводятся на занятиях рисованием, в свободное от занятий время.
Работа детей с красками является одним из наиболее сильных и результативных приемов в развитии чувства цвета как художественной способности.
В качестве усложнения заданий на развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста можно ввести метод контурного рисунка, когда раскрашивается готовый графический рисунок. Дети не отвлекаются на передачу замысла композиции рисунка, а больше проявляют умения в овладении многообразием цвета.
Сначала детям показывают живые букеты цветов, обращается внимание на красоту каждого цветка и его различие по оттенкам и сочетаниям красок с другими цветами в букете.
Воспитатель подбирает три типа букетов, разных по цветовой гамме. Один из букетов составляется из трех цветков (ярко-красной гвоздики, светло-розового, чуть оранжеватого тюльпана и желтого тюльпана, т. е. букет подбирается так, чтобы ребенок видел разницу двух оттенков красных и желто-оранжевых цветов и определил холодный и теплый тона зеленых листьев. Другой букет составляется из ландышей и незабудок (голубовато-зеленоватый колорит). Третий букет составляется из контрастных сочетаний анютиных глазок (яркие желтые, фиолетовые, синие с голубым). Дети рассматривают букеты. Воспитатель помогает правильно определить оттенки, увидеть насыщенность цвета одних или мягкость других.
Затем детям предлагается раскрасить контурное изображение букетов (каждому дается графический рисунок). Перед детьми ставится задача правильно подготовить краску из всего набора.
На столах расставляются розетки с краской основных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая, белая, черная). Путем смешивания дети должны составить нужный тон.
Во время занятия воспитатель помогает каждому ребенку правильно найти соответствующее сочетание красок, подсказывает, какие краски взять, чтобы получился необходимый оттенок. На отдельном листке бумаги воспитатель показывает ребенку, как смешать краски, и предлагает ему повторить это действие. В данном случае это не просто копирование образца. Ребенок учится процессу превращения красок, созданию нового цвета.
В практике эстетического воспитания дошкольников метод копирования образца применялся Е. А. Флериной. Она предлагала копирование с образца (орнамента) способным, но небрежно выполняющим свою работу детям с целью «научиться четкости и стройности рисунка».
Здесь также происходит процесс обучения распознаванию холодных и теплых оттенков. Конечно, копирование не слишком вдохновляет ребят, но этот прием организовывает их внимание на конкретном цвете, на цветах, рядом с ним расположенных. Ребенок наблюдает сочетание этих цветов, переносит их в цветовую гамму на свою работу, замечая и вовремя поправляя ошибки. Он учится соотносить цвета между собой, развивается чуткость глаза к цвету.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +