Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни


Источник: Бойченко H. A. и др.
"Сюжетно-ролевые игры дошкольников"
Изд-во «Радянська школа», Киев, 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с сокращениями

Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Все это становится условием возникновения игры и определяет характер ее развития. В группе детей пятого года жизни продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе («семья», «детский сад», «шоферы», «строители», «магазин» и др.). Наряду с этим появляются и новые сюжеты («железная дорога», «летчики», «больница», «зоопарк»), которые свидетельствуют о расширении кругозора детей, о появлении у них новых игровых интересов.
Между игровыми интересами, знаниями детей и их отображением в игре существует диалектическая взаимосвязь. Игровая деятельность является средством пробуждения, поддержания и формирования новых детских интересов, но в свою очередь невозможно формировать устойчивые коллективные интересы к игре, одновременно не развивая ее как деятельность. Однообразные, бедные по содержанию, кратковременные игры не могут вызвать к себе интереса и на длительное время увлечь детей.
Следовательно, в данной возрастной группе воспитателю нужно обратить внимание, с одной стороны, на развитие игры как деятельности и, с другой стороны, на формирование положительных (игровых и реальных) взаимоотношений детей в игре.
Объединяясь в игре, дети должны научиться распределять роли, учитывая желание ровесников; оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку; играть вместе; приглашать нерешительных и застенчивых детей в общую игру, предлагая им интересную и доступную роль.
Вопрос о взаимоотношениях в игровых объединениях детей пятого года жизни (в так называемых малых группах) особенно актуален.
Нужно добиваться, чтобы уже в первых совместных играх детей складывались прочные дружеские объединения, которые строились бы на добрых взаимоотношениях,- общих интересах, положительной нравственной направленности.
У детей пятого года жизни отчетливо выражена потребность играть вместе со сверстниками: ребенок ищет товарищей для совместных игр и переживает радость не только от самих игр, но и от общения с товарищами по игре. Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как формируются умения оказывать помощь в игре, вместе убирать игрушки, следить за порядком в группе.
Таким образом, основными направлениями развития игр детей пятого года жизни являются: обогащение содержания игр, возникающих по инициативе детей; расширение тематики игр; формирование разнообразных устойчивых игровых интересов, воспитание умений организованно играть в небольших игровых группировках, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Для решения этих задач воспитатель прежде всего использует косвенные приемы руководства: планомерно, целенаправленно обогащает знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. Воспитатель не в состоянии одновременно руководить всеми этими играми. В таких случаях он сначала работает над углублением содержания одной-двух игр (используя тематическое планирование), а затем постепенно переходит к углублению содержания других игр.
В руководстве творческими играми воспитатель должен широко использовать весь арсенал методов и приемов, рекомендуемых в педагогике и нашедших широкое применение в практике работы передовых воспитателей (совет, предложение темы игры, вопрос, напоминание о том, что наблюдали, подбор игрового материала, чтение книг, непосредственное участие воспитателя в игре, совет в игровой форме).
Построение педагогического процесса на основе установления естественных связей между отдельными разделами программы, а также между видами деятельности (обучением, игрой, трудом) дает возможность расширить и углубить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, всесторонне познать их, что способствует развитию познавательной активности дошкольников.
Прежде чем начать работу по совершенствованию игровой деятельности, воспитателю необходимо изучить характерные бытующие в группе игры, уровень развития игровых интересов, коллективных взаимоотношений детей. С этой целью проводятся систематические наблюдения за детскими играми, индивидуальные беседы с детьми и родителями о любимых играх и игрушках. Беседы могут включать, например, такие вопросы: В какие игры ты любишь играть? Почему? С какими игрушками любишь играть? Почему? Какую роль ты выполняешь в играх? Любишь ли играть с куклами? Что ты делаешь для куклы, когда играешь с ней?
В индивидуальную беседу с родителями можно включить такие вопросы: Какие игрушки и книги есть у ребенка? Какие он больше всего любит? Как ребенок проводит свободное время дома после детского сада и в выходной день? Что больше любит делать ребенок (мастерить, конструировать, рисовать, лепить, слушать сказки, играть — в какие игры, с какими игрушками, в каких ролях выступает)? О чем рассказывают дети дома? Играете ли вы с детьми?
Проведение бесед во многом помогает выявить широту, направленность игровых интересов детей.
В ходе наблюдений за игровой деятельностью детей важно зафиксировать их любимые игры, длительность индивидуальных и коллективных игр, количество ролей, количество игровых группировок, их состав и устойчивость, наличие организаторов игр, уровень развития коллективных взаимоотношений. Важно отметить, умеют ли дети определить цель игры, задумать и развить интересный сюжет, придумать разнообразные его варианты, умеют ли в соответствии с замыслом игры подбирать и использовать игрушки.
Изучение уровня развития игры в массовой практике детских садов показало, что у детей пятого года жизни игровые интересы довольно разнообразны. Среди любимых игр мы находим и подвижные, и дидактические, и особенно творческие — ролевые, и строительные.
Наиболее распространенной постройкой у детей этого возраста является «дом», несколько меньшей популярностью пользуются «гараж», «пароход», «ракета», а также военная тематика. Кроме того, отдельные дети строят дорогу, мебель, зоопарк, заборчик, дворец, горку, гнездышко.
В творческих ролевых играх детей пятого года жизни отмечается дифференциация интересов мальчиков и девочек, которая возникает стихийно. Так, к играм в «семью» проявляют интерес абсолютно все девочки и только незначительная часть мальчиков. Играми в «летчиков», в «пароход», в «строителей» интересуются только мальчики.
Отражая в игре общественное разделение труда, дети подражают взрослым: девочки — женщинам (чаще матери), мальчики — мужчинам. Преобладание интереса к бытовым играм, к ролям «мамы», «врача» объясняется недостаточной точностью представлений девочек о труде женщин в различных отраслях народного хозяйства, непониманием важности и полезности их труда.
Наличие дифференциации интересов мальчиков и девочек свидетельствует о том, что воспитатель не может навязать детям игру, которая их вовсе не интересует, а должен учитывать реальные интересы и направлять их развитие.
Участие мальчиков в бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся помогать маме, заботиться о младших братьях или сестрах. Все это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьей, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.
Несмотря на большое разнообразие начальных игровых интересов в целом, необходимо отметить ряд недостатков в их формировании у отдельных детей. Так, по тематике строительные замыслы разнообразны. Но наблюдается такое явление, когда ребенок изо дня в день повторяет одни и те же постройки (это факт неплохой), но длительно с ними не играет, строит, разрушает, вновь строит то же самое, не усовершенствуя конструкцию. Характерным недостатком детей в строительных играх является неумение использовать созданную постройку в творческой ролевой игре, развивать сюжет на данную тему.
Наблюдения за играми детей показали, что на пятом году жизни у них недостаточно развита «сосредоточенность на своей игровой деятельности» (А. П. Усова), которая позволяет ребенку спокойно и довольно длительно действовать рядом с другими детьми или совместно с ними, не отвлекаясь от игры.
В течение 30 минут дети по нескольку раз могут отвлекаться от игры, часто меняют сюжет. Длительность одного возвращения к игре незначительна — 10—16 мин.
Неустойчивость игровых интересов объясняется рядом причин и прежде всего общими возрастными психическими особенностями: относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребенка среднего дошкольного возраста, недостаточной устремленностью поведения.
Наряду с этим немаловажное значение имеют и ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений и эмоций. Недостаточная развитость общественных качеств, организационных умений, творчества, воображения также отрицательно сказываются на длительности творческих игр детей.
Недостаточно высокий уровень развития игровой деятельности и игровых интересов (наряду с другими факторами) в определенной мере обусловливает и уровень детских взаимоотношений, формирование у них «качеств общественности».
Все эти недостатки могут быть устранены при условии систематического, планового руководства со стороны воспитателя творческими играми дошкольников и формирования игровых и реальных положительных взаимоотношений между детьми как в игре, так и в других видах деятельности.
Самой любимой для детей пятого года жизни является сюжетно-ролевая игра в «семью». На примере этой игры рассмотрим, как воспитатель может, устанавливая взаимосвязи, руководить игрой, усложнять ее содержание, развивать интересы детей и формировать положительные взаимоотношения.
Экспериментальная работа проводилась в детском саду № 158 г. Запорожья. Она началась с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно была внесена в группу новая кукла Ясочка. После чтения рассказа детям предложили поиграть так, как Яся, помогли приготовить игрушки для игры. Дополнительно был организован просмотр диафильма «Ясочка» (первые 10 кадров) и предложено детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни. В последующие дни вместе с детьми оборудовали домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Предложение убрать в домике дети встретили с энтузиазмом. Желающих мыть пол, вешать шторы на окна было больше, чем домик мог вместить. Пришлось назначить Инну К., Иру Ч., Аллу К. Девочки очень старались, чисто вымыли пол, скамеечки и даже стены. Саша Ч. упорно забивал гвозди, чтобы повесить шторы, но в фанеру они плохо «шли», и воспитателю пришлось ему помочь. Помытый, украшенный домик привлекал детей. Они радовались, что так красиво стало в домике, но интересной сюжетной игры не получилось. Инна К. и Алла К. наперебой брали на себя роль «мамы», ссорились, отнимали друг у друга Ясочку, но ничего не делали для разыгрывания роли. Не откликнулись девочки и на предложение воспитателя одной из них быть бабушкой или старшей сестрой Ясочки. Игорь К. взял на себя роль «папы», но этим все и ограничилось. Вскоре все трое начали прыгать в домике со скамеечки на пол.
Несмотря на то, что начальный интерес к игре в «семью» был проявлен многими детьми, они не смогли сосредоточиться на определенном сюжете и интересно его развивать. Оказалось, что подготовка материальных условий для игры сама по себе не приводит к возникновению интересного сюжета. Чтобы игра возникла и развивалась, необходим запас ярких эмоциональных впечатлений о труде родителей и их заботе о детях. Таких представлений у детей было еще недостаточно.
В последующей работе воспитатели старались восполнить этот пробел. Они беседовали в присутствии других детей с недавно переболевшей Витой К. о том, чем она болела, как мама и папа заботились о ней, как лечили ее. Можно провести повторную игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).
После того как дети несколько дней играли в болезнь куклы, возникла потребность дать новое направление в развитии игры, как будто бы у Яси день рождения. Накануне в группе отмечали день рождения двух девочек. Все дети по секрету готовили им подарки: рисовали, лепили, принесли из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинниц, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи.
На одном из занятий по лепке дети лепили бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером провели игру-занятие «День рождения». В игру ввели новых кукол: Лялю и Маринку — подружек Яси.
В последующие дни многие дети в самостоятельных играх с куклами развивали различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.
С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатели, предварительно договорившись с родителями, давали детям поручение помочь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.
Для дальнейшего развития игры в «семью» выяснили, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Оказалось, что в группе было всего четверо детей, которые имели младших братьев. Поэтому возникла потребность организовать обогащение опыта детей в условиях детского сада. С этой целью читали книгу А. Барто «Младший брат» и рассматривали в ней иллюстрации. В этот же день в группу принесли новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней. По вечерам в присутствии и с посильной помощью детей воспитатель шила для «Андрюши» ползунки, распашонки, пеленки. На одном из занятий детям предложили представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.
Сведения, полученные детьми на занятиях, в играх-занятиях, в повседневной жизни и в домашних условиях своеобразно комбинировались и отражались в творческих играх, обусловливая их содержание. Ни в одной самостоятельной творческой игре не было зафиксировано точного копирования занятия или игры-занятия.
Приводим запись творческой игры в «семью», наблюдаемой на прогулке.
Игру начала группа детей из трех человек. В центре внимания была кукла-младенец «Андрюша» и новая кухонная посуда.
Инициаторы игры: Вера Б. — «мама» и Юра Ч. — «папа». Инна К. взяла роль старшей дочки Оленьки. Девочки долго убирали в игровом домике, переставляли мебель, выбирали поудобнее место для «Андрюшиной» колыбели, стелили постель, пеленали, укладывали его. Юра Ч. («папа») несколько раз ходил на «базар», каждый раз приносил траву — «лук». Когда «папа» уходил на «работу», «Оленька» и «мама» тоже по очереди ходили на «базар», оставляя «Андрюшу» друг другу: «Ты посмотри за маленьким, а я схожу на базар».
На 26-й минуте включилась в игру Алла К: «Можно, я буду Ясочкой?» Девочки ее приняли. «Ясочка» сразу начала переставлять кастрюльки на плите, помешивать палочкой суп, «резать» «лук»-траву. В результате того, что «мама», «папа» и «Оленька» по нескольку раз ходили на «базар», в доме собралось много «лука». Услышав, что «Ясочка» тоже собирается на базар, воспитателю пришлось сказать, что «лука» уже достаточно. Тогда «Ясочка» заявила, что она пойдет за укропом, и снова принесла травы, сказав при этом: «Вот теперь уже хватит».
На 32-й минуте игры к домику подошел Павлик Б. с пластмассовым рулем в руках. Юра Ч. сразу предложил ему и Игорю К. поехать в лес. Они согласились. Юра Ч. побежал в домик, сказал «маме», что он едет в лес и хотел забрать с собой посуду, потому что она им понадобится в дороге. Девочки не давали. Назревал конфликт, который грозил разрушить игру. Воспитатель предложил Юре взять с собой самую необходимую посуду — одну кастрюльку, ведь в дорогу не берут много вещей. Юра принял совет воспитателя. Девочки не возражали, отдали ему кастрюльку, и конфликт был разрешен. (В данной ситуации воспитатель умело использовал ролевые взаимоотношения для укрепления реальных положительных взаимоотношений между детьми.)
«Папа», попрощавшись, поехал с Павликом Б. и Игорем К. (со своими друзьями) в лес. Вместо автомобиля дети использовали садовую скамейку. Павлик в роли «шофера» был активен, он «заправлял» машину бензином, «вертел руль», гудел. С ним рядышком сидели на скамейке и «ехали» Юра и Игорь. Через 2—3 минуты Юра («папа») попросил воспитателя сказать девочкам, что они уже возвращаются, пусть встречают. «Мама», «Оля», «Яся» с радостными возгласами «Приехал! Приехал!» выбежали из домика встречать «папу». Затем они угощали всех троих мальчиков «обедом», в домике стало тесно и шумно. «Папа» предложил всей семье вместе с друзьями поехать отдыхать к речке. Забрали с собой часть мебели, Андрюшину колыбель, всю посуду. Долго размещались на скамейке, для всех детей и вещей не хватало места. Юра Ч. в роли «папы» был очень внимателен. Он усадил «маму» с «Андрюшей» возле «шофера», а Игорю сказал: «А мы сядем сзади». Мальчики взобрались на спинку скамейки.
По дороге Юра все беспокоился, «проверял», закрыты ли дверцы машины, чтобы никто не выпал. Когда приехали, забрал у Оли сумку, объяснив это тем, что она тяжелая и ее будет нести «папа».
Павлик Б. — «шофер» несколько раз в пути «ремонтировал» машину, «заправлял» бензином, останавливался, объясняя, что дорога завалена камнями (общими усилиями их убирали) или в светофоре горит красный свет.
Приехав «к реке», все под руководством «папы» стали устраивать «палатку». Из машины перенесли все вещи, мебель, посуду в павильон, разместили их, уложили «Андрюшу» в колыбель. Затем с радостными возгласами «плавали» в воображаемой воде, «ловили» рыбу (опавшие листья). «Оля» и «мама» пошли в палатку «чистить» и «жарить» рыбу. «Папа» и «шофер» помогали им. Поездка к речке с некоторыми вариантами повторилась еще раз, уже с участием воспитателя, которого пригласил «папа».
Описанная игра в составе сначала трех, а затем шести участников длилась более часа (1 час 10 минут) и закончилась в связи с предложением воспитателя идти в группу обедать. Играли дружно, без конфликтов, не отвлекаясь от сюжета игры. Замысел игры в основном развивался по инициативе Юры Ч., однако он не подавлял активности других участников игры. Много интересной выдумки, самостоятельности проявляли в разыгрывании своих ролей Павлик Б. — «шофер» и Вера Б. — «мама».
Интерес детей к играм с куклой-младенцем побудил воспитателя провести еще несколько игр-занятий, чтобы обогатить содержанием самостоятельные игры детей, развивать у них воображение, добрые чувства. Играя в «семью», дети часто купали кукол, «устраивали» банный день, «большую стирку».
Углублять содержание игры в «семью» можно за счет увеличения количества ролей (если в младшей группе — отец, мать, дочка, то в средней — бабушка, дедушка, братья, сестры, младенец); за счет развития новых вариантов сюжета, отображающих не только уход за младенцем, отношение к нему, но и заботу о взрослых членах семьи, эмоционального отношения к ним; за счет таких форм игры, как игра-строительство, игра-лепка, игра-труд.
Чтобы поддержать интерес к этим формам игры и обогатить их содержание, воспитатель может наметить несколько занятий (в детском саду и дома), подчинить совместный труд нуждам игры. Так, например, можно дать детям задание наблюдать и помогать маме в подготовке и купании младших братьев или сестер. Причем следует обратить внимание не только на внешнюю сторону действий взрослых (последовательность раздевания, купания и т. д.), но и на их ласковое, внимательное отношение к детям. Желательно в ближайшие дни прочитать произведения «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат» (М., Детская литература, 1972).
Целесообразно показать диафильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картины E И Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой» (М.. Просвещение, 1964), провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том, как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы к своим детям.
На занятиях и в повседневной жизни воспитатель имеет возможность воспитывать у детей любовь к чистоте и опрятности, заботливое отношение к младшим, а также косвенно влиять на содержание игр, способствовать отражению в них быта семьи. Во вторую половину дня можно привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудования большой ванной комнаты (или бани) для кукол. В летнее время такую ванную комнату лучше оборудовать на участке.
Изготавливается ширма из ткани на деревянном каркасе или из картона, фанеры. (Хорошо нарисовать масляными красками на белом фоне крупную, но тонкую черную клетку — получается «стена», облицованная плиткой).
С помощью родителей и с участием детей можно соорудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Дети могут сконструировать коробочки-мыльницы. Скамейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготовлены из крупного строительного материала или же можно воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками. Совместно с детьми оборудуется ванная комната, создается игровая ситуация. Чаще всего игра «банный день» протекает в форме постройки бани (или ванной комнаты) и купания «мамами» своих «детей»-кукол.
Приводим запись одной из таких игр, сочетающей в себе элементы игровой и трудовой деятельности.
Воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо убрали в игровом уголке; помыли все игрушки, красиво расставили их на полках. Грязными остались только куклы, поэтому нужно их помыть. Воспитатель предлагает устроить им банный день. Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески, мочалки, мыло, мыльницы. Вот баня и готова! Некоторые «мамы» торопятся начать купать, не приготовив чистой одежды для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во что вы переоденете своих дочек?» «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купают кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают, причесывают. После купания дети выливают воду, убирают ванную комнату.
Естественным продолжением этой игры может быть «большая стирка».
Наблюдение за трудом мамы дома, помощь ей во время стирки, чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка» — все это производит на детей большое впечатление и обычно вызывает у них желание поиграть. Однако, если дети не проявляют инициативы, воспитатель может предложить им устроить «большую стирку» или вынести на участок ванночку и белье.
Опишем игру, которая возникла по инициативе детей. Лена предложила подружкам поиграть в «семью». Девочки охотно согласились.
Лена. Я — мама, вы, девочки, будете детьми. Ты, Ира, как будто приехала к нам в гости.
Валя. Да, да, ты у нас в гостях, ты будешь тетя Ира.
Лена (увидела на тумбочке стиральную машину). Давайте сегодня устроим стирку, чтобы было все чистое. У Светы и Оли грязные платья, сейчас мы будем стирать.
Ира. Давайте постираем, приготовимся к празднику. Скоро будет праздник. Я вам тоже буду помогать.
Дети сами организовали уголок-комнату, взяв для этого стол, стулья, табуретки, принесли все необходимое для стирки. Лена в роли «мамы» направляет развитие игры.
Лена. Я буду возле машины, здесь трудно, а вы мне помогайте. Валя, принеси простыни, мы их постираем первыми, они же белые. А ты, Ира, будешь развешивать белье и гладить.
Воспитатель. Погладить белье можно попросить Олю. Она с удовольствием вам поможет.
Оля и Ира обрадовались, получив возможность активно действовать, проявить себя в игре. Вале и Свете очень хотелось стирать, но «мама»-Лена не допускала их к машине, мотивируя это тем, что они еще маленькие и могут испортить машину.
Оля и Ира обратились к воспитателю с просьбой резрешить стирать на машине.
Воспитатель. Если вам мама сказала, слушайте ее. Мама будет очень довольна, если вы ей поможете принести воды, пополоскать белье. Девочки больше не возражали.
Процесс стирки очень увлекал детей, но, несмотря на это, они правильно отражали взаимоотношения между членами семьи, стремились достичь результата в игре. В данной ситуации воспитатель умело использовал ролевые отношения для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.
К концу учебного года игра-труд со стиркой кукольного белья может перерасти в форму игры в «прачечную», если с детьми будет проведена соответствующая работа: экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье).
Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки. Детей привлекает роль «прачки», потому что им «интересно стирать», особенно на стиральной машине. Чтобы предотвратить возможные конфликты, воспитатель предлагает работать в первую и вторую смены, как - в прачечной.
Игра в «семью» с разнообразными ее вариантами может заинтересовать многих девочек и мальчиков. Одновременно преобладающее большинство мальчиков проявляют интерес к играм со строительным материалом и транспортными игрушками. Учитывая интересы мальчиков, нужно поддерживать и развивать их.
На пятом году жизни детей продолжается работа по уточнению представлений о труде шоферов. Часть программного материала повторяется, закрепляется, одновременно сообщаются и новые сведения о труде шоферов, о правилах уличного движения путем проведения взаимосвязанных по содержанию занятий по разным разделам программы. Опишем кратко их последовательность.
Работу можно начать с экскурсий в гараж, к бензозаправочной колонке, к оживленному перекрестку, где есть милиционер-регулировщик. Одновременно на протяжении двух недель желательно прочитать несколько рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Как в Москве на улицах», «Светофор», «Какое такси»), провести несколько занятий по конструированию из строительного материала («Гараж для нескольких автомашин», «Грузовой автомобиль») с последующим обыгрыванием построек. Хорошо разучить с детьми подвижную игру «Цветные автомобили» и музыкально-дидактическую игру «Пешеходы и такси» (муз. М. Завалишиной).
Интерес к игре в «шоферов» следует поддерживать не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Желательно организовать постоянное общение с шофером, который привозит продукты в детский сад. Дети наблюдают за его работой, помогают разгружать машину.
На участке дети вместе с воспитателем украшают разноцветными флажками большой грузовой автомобиль, возят на нем кукол (Ясю, Маринку, Андрюшу), на прогулках строят в песке мосты, туннели, дороги, гаражи.
Для обогащения содержания игр в «шоферов» можно провести несколько игр-занятий. Например, в игре «Шофер готовится к выезду на работу» воспитатель в роли «шофера» производит осмотр машины, моет ее, с помощью детей заправляет бак бензином. Затем у «диспетчера» выписывает путевой лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить. Игра заканчивается тем, что «шофер» уезжает на строительство жилого дома. Следующая игра-занятие развивает сюжет дальше — как шофер помог построить дом. Вводятся несколько ролей «шоферов», «строителей». Строят новый дом для Яси и ее мамы, папы. После каждой игры-занятия воспитатель напоминает детям, что они и сами смогут так поиграть, когда захотят.
Опыт работы показывает, что дети всегда проявляют большую заинтересованность новыми игрушками. Все хотят играть только с ними, но уже через два-три дня интерес пропадает, и сломанные игрушки валяются, не привлекая внимания детей. Воспитателю необходимо поддержать и развить этот начальный интерес к новой игрушке и творческому использованию ее в игре, сделать интерес более устойчивым.
Это может быть достигнуто путем тематического планирования, в котором сочетаются концентрированное сообщение детям сведений о данном предмете или вещи, об использовании его взрослыми в процессе труда и одновременное внесение соответствующих новых игрушек и материалов. Например, по мере уточнения и расширения представлений детей о труде шоферов и возбуждения интереса к их труду вносятся постепенно и новые игрушки — машины различных марок, изготовляются вместе с детьми светофор, бензозаправочная колонка и др. Под влиянием потребностей развивающейся игры дети вместе с воспитателем могут изготовлять новые недостающие игрушки (инструменты для ремонта автомобилей, фуражку и палку милиционера-регулировщика), усовершенствовать готовые игрушки (приделать при помощи пластилина багажник к легковой машине или дугу к автобусу, превращая его в настоящий троллейбус). Все это способствует поддержанию интереса к устройству, назначению и способам использования игрушки в игре.
Вся работа по обогащению содержания творческих игр и развитию интереса к ним должна проводиться в тесном контакте с родителями, поскольку интересы детей складываются и формируются не только под влиянием воспитателей, но и родителей, старших братьев и сестер.
Так, развивая игру в «шоферов», желательно провести экскурсию не в любой гараж, а в тот, где работает шофером папа одного из воспитанников данной группы.
Помощь родителей необходима и в изготовлении атрибутов для игры (руль, бензозаправочная колонка, инструменты), и в ремонте «автомобилей» в группе, и в окраске большого деревянного автомобиля на участке детского сада.
Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной пользе являются одним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве.
На пятом году жизни игры детей в «шоферов» тесно переплетаются с играми в «строительство», поскольку шоферы помогают строить дома, заводы, плотины.
Проанализируем, например, игру в «строительство плотины» (Дети г. Запорожья часто бывают с родителями на плотине Днепрогэса и знают ее назначение).
Андрей П. обращает внимание на ручеек, текущий по земле, подбегает к Сереже К., Вите Ч. и предлагает им построить плотину. Дети берут каждый по грузовому автомобилю и отправляются в песочный дворик. Начинают грузить и перевозить песок через всю площадку к павильону, где протекает ручеек. Под руководством Андрея П. сооружают «плотину», перегораживают ручеек-«реку». Вода промывает дырочку, ее снова засыпают, делают плотину выше. Андрей П. предлагает расширить плотину, чтобы по ней могла проехать машина. Строят, перестраивают, усовершенствуют «плотину» и все время подвозят новый песок. Каждый ребенок везет свой грузовик, иногда помогают друг другу нагружать, «чтобы быстрее, а то вода размоет» Играют дружно, не ссорятся, не обращают внимания на игры других детей.
Игра длилась 40 минут, затем постепенно стала распадаться по мере тою, как детей уводили домой. Ни один из играющих в течение этого времени не отвлекался от сюжета игры.
Одной из характерных игр среднего и старшего дошкольного возраста является путешествие на пароходе по реке. Поскольку эти игры типичны для детских садов, воспитателям необходимо овладеть практическими умениями по развитию этих игр и руководству ими.
Для многих детских садов Украины характерны такие игровые темы, как «Теплоход», «На ракете по Днепру», «Путешествие по Днепру», поскольку ряд городов (Киев, Канев, Днепропетровск, Запорожье, Херсон и др.) расположены на большой судоходной реке, и дети имеют возможность наблюдать труд взрослых на водном транспорте. Однако без целенаправленного руководства воспитателя эти игры остаются на низком уровне. Для примера приведем запись такой игры.
Два мальчика (Олег Б. и Руслан С.) надевают капитанские фуражки, берут в руки по рулю, садятся в носовой части «теплохода», построенного из кубиков, и иммитируют звуки мотора. Подходит Слава и заявляет, что он тоже «капитан», уверенно садится между ними и начинает перестраивать нос «теплохода», устанавливает три трубы, бросает якорь. Олег Б. и Руслан С. выполняют его распоряжения. Три «капитана» садятся рядом и гудят. Подходят две девочки, молча занимают места пассажиров. Слава Ш.: «Я включил самый сильный ход!» Подходит Андрей Б., который тоже претендует на роль капитана. Слава Ш. отталкивает его: «Тут и так тесно!» Но Андрей Б. все-таки втискивается и садится между ними. Четыре капитана! Слава Ш.: «Бросай якорь! Стоп!» Андрей опускает якорь, пассажиры выходят. Саша П. стоит «за бортом». Руслан: «Ты же в воде стоишь! Прыгай на теплоход, а то утонешь!» Саша прыгает и становится пассажиром. «Теплоход» плывет дальше, «капитаны» гудят, крутят рули, обмениваются ими. Руслан С. надевает свою капитанскую фуражку на трубу: «Еще один капитан!» Остальные «капитаны» делают то же самое. Трубы падают, все смеются. Через 7 минут игра прекращается в связи с предложением воспитателя идти на занятие.
Как свидетельствует приведенная запись, игра бедна по содержанию, недлительна, с ограниченным количеством ролей. Хоть на роль капитана претендовало четыре мальчика, ни один из них не мог интересно развить свою роль. Фактически организатором игры был Слава Ш., который пытался навязать свою волю всем играющим.
Чтобы развить игру на данную тему, можно организовать работу по следующему тематическому плану.
Вся работа проводится в тесном контакте с родителями, которые принимают участие в проведении экскурсии, помогают детям изготовлять атрибуты. Желательно пригласить на встречу с детьми в детский сад папу-моряка. В воскресные дни предложить родителям совершить прогулку с детьми на теплоходе по Днепру.
Уже на второй неделе работы по теме у многих детей появляется устойчивый интерес к игре в «теплоход», к различным ролям взрослых, работающих на этом виде транспорта. Меняются роли и варианты игры, но интерес к игре остается неизменным.
Учитывая недостаточный уровень развития организационных умений у детей пятого года жизни, воспитатель может принимать участие в детских играх. Так, своими вопросами он напоминает, как выглядит капитанский мостик, будка рулевого, штурвал, где находится салон для отдыха пассажиров. Вера Б., Витя Б., Гена К. приносят из кукольного уголка телевизор, из строительного материала мастерят кресла. Алла К., Ваня Г. сооружают кухню и буфет, переносят из кукольного уголка плиту, посуду, столик. Мальчики делают каюты и кабинет врача. С помощью воспитателя размещают в соответствующих местах мачты, якоря, трап, спасательные круги.
Вея эта работа принесла детям много удовольствия, радости. Это была радость созидания, радость познания. Каждый из них старался внести свой вклад в общее дело, что-то вспомнить, посоветовать, украсить. Теплоход получился большой, красивый. Строительство его длилось 33 минуты и было прервано приглашением няни к полднику.
После полдника дети опять возвратились к теплоходу. С помощью воспитателя распределили роли. Больше всего было претендентов на роль капитана, однако в этой многогранной по содержанию игре нашлась роль по вкусу почти каждому ребенку.
Капитан (Павлик Б.) в рупор громко объявляет: «Пассажиры, заходите на теплоход, сейчас отправление. Поедем по Днепру». Девочки с куклами поднимаются на теплоход, садятся. Остальные участники игры тоже занимают свои места. Воспитатель дает сигнал отправления. «Поднять якорь! Убрать трап! Полный вперед!» — подает команды капитан. Матросы быстро и четко выполняют его приказ. Теплоход отплывает. Дети гудят и пыхтят, изображая шум машинного отделения.
Во время путешествия каждый из играющих занят своими «важными» делами. «Мамы» держат на руках кукол, поднимают их к окошечку, чтобы было видно Днепрогэс, другие направляются в салон для отдыха смотреть телевизор. Инна Л. предлагает: «Давайте малышам покажем телевизор». Она медленно крутит ручку телевизора, придумывает и рассказывает свой вариант сказки «Соломенный бычок».
Нашлась работа и «врачу» (Вера Б.): она приводит в порядок кабинет, раскладывает, перекладывает, протирает «инструменты» — ведь сейчас нужно принимать посетителей. А вот и первый пациент. В кабинет стучит Гена К. и просит «полечить» его. Вера осторожно «смазывает» рану и делает наклейку из бумаги, сажает на стул.
Группа «пассажиров» столпилась вокруг Веры, охают, сочувствуют Гене. Потом по очереди «лечатся» сами или просят «полечить» своих «детей».
Серьезным делом заняты «повара» (Алла К. и Ваня Г.) — нужно чем-то кормить пассажиров. Они делают «котлеты» и варят «борщ». Нечаянно Алла К. «порезала» руку ножом, поэтому обратилась за помощью к врачу. Вот уже стол накрыт, и «официанты» приглашают пассажиров обедать.
На теплоходе чрезвычайное происшествие — Витя З. «упал в воду». Все кричат: «Человек тонет! Человек за бортом!» Бросают спасательные круги, поднимают «утопающего» и быстро ведут его к врачу.
Лариса Н. к услугам пассажиров устроила «парикмахерскую». Она внимательно выслушивает пассажиров и выполняет их просьбы: стрижет, делает прически.
Совершив интересное «путешествие» по Днепру, увидев Днепрогэс, шлюз, остров Хортицу, все возвращаются в Запорожье. Вместе со строительством теплохода игра продолжалась 62 мин. В ней приняли участие 13 детей. Было разыграно 7 ролей (капитан, рулевой, врач, матросы, повара, парикмахер, мамы с детьми). Если в игре, зафиксированной в начале работы, дети брали на себя только роль капитана, то позже в игре определилось 6 новых ролей. Четверо детей (Павлик Б., Вера Б., Инна Л., Ваня Г.) проявили себя хорошими организаторами.
Для детей пятого года жизни это довольно высокие показатели развития игры. Они свидетельствуют об эффективности работы по тематическому ознакомлению с окружающим, о большой личной заинтересованности воспитателей играми детей, умелом использовании ими приемов руководства игрой.
Установление связи между отдельными занятиями, а также между занятиями и игрой способствует более глубокому усвоению познавательного материала и одновременно поддерживает интерес к игре, обогащает ее новым содержанием. Так, интерес к приготовлению пищи, который прежде проявлялся только в игре в «семью», получал дальнейшее развитие в роли повара на теплоходе. Имеющиеся у детей интересы к ролям мамы, врача, парикмахера нашли свое воплощение в новых игровых ситуациях, в ином варианте, обогатились сами и способствовали более интересному и длительному развитию игры в «теплоход».
Важно подчеркнуть, что длительность игры увеличивается не только за счет обогащения сюжета одной игры, но и за счет взаимопроникновения одних игровых ситуаций в другие. Так, например, сюжет игры в «семью», разбиваясь, переплетается с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» отводят своих детей в «детский сад», принимают участие в «утренниках», «днях рождения», чинят игрушки; «мамы и папы » с детьми в роли пассажиров отправляются в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозит на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают и т. д. Происходит перемещение детей в игровых группировках в соответствии с возникающими новыми интересами. В таких длительных содержательных играх каждый ребенок может найти роль в соответствии со своими интересами. Объединение сходных игровых интересов наблюдается и в таких длительных играх, как «магазин», «летчики». Одной из любимых игр детей пятого года жизни является игра в «магазин». Чаще всего дети отражают в игре работу овощного, хлебного магазинов или гастронома с несколькими отделами. При проведении целенаправленной работы по ознакомлению с трудом взрослых в книжном магазине, в универмаге (отдел канцелярских товаров и игрушек) появляются новые варианты сюжета.
Игра в «магазин» очень часто переплетается с такими играми, как «семья», «колхоз», «детский сад», «рыбаки». Например, «мамы», «папы», «бабушки» покупают в гастрономе продукты, готовят из них обед и кормят кукол, в магазине готовой одежды они покупают своим детям обновки к празднику. «Колхозники» собирают урожай овощей, фруктов, грузят ящики на машины, «шоферы» отвозят их в магазины. «Рыбаки», возвратившись из плавания, сгружают рыбу, а «шоферы» отвозят ее в магазин.
При отсутствии должного внимания воспитателя к этим играм в них отражается стихийно приобретенный детьми жизненный опыт. (Многие дети бывали в различных магазинах с родителями). Однако приобретенные таким путем знания о труде работников прилавка, их отношении к покупателям не всегда бывают точными и правильными, поэтому игра может потерять свою воспитательную ценность. Необходимо накопление педагогически организованного опыта. С этой целью воспитатель проводит экскурсию в овощной магазин, в ходе которой уточняет знания детей о труде продавцов, кассиров, об общественной пользе их труда, закрепляет знания об овощах.
На занятиях дети лепят из глины морковь, огурцы, в свободное время раскрашивают их. Внесение в группу кассы, деревянной витрины с ячейками (похожей на ту, которую видели в овощном магазине) и «клубники», слепленной воспитателем, вызывает у детей желание поиграть в «магазин». Недостающие овощи и продукты они заменяют камешками, каштанами, листьями. Рассмотрим одну из таких игр.
После полдника Оля Г. предложила Лиде, Тане, Виталику и Алле поиграть в «магазин», выдвигая себя на роль продавца. Это не понравилось остальным детям, так как каждый хотел быть продавцом. По предложению воспитателя продавцом выбрали Аллу (при помощи считалочки), остальные дети — «покупатели». Все вместе устанавливают витрину, раскладывают овощи по ячейкам, берут корзинки, «кошельки», «деньги» и идут в магазин.
Таня просит продавца взвесить килограмм клубники. «Продавец» взвешивает на весах покупку и отдает ее «покупателю». Дети внимательно следят друг за другом, чтобы кто-нибудь не забыл поблагодарить. Лида, Вита, сделав покупки, начинают играть в «семью», привлекая к игре Игоря, Славу. Магазин они посещают по три-четыре раза, посылая туда «пап». Вита покупает пирожное для своей «дочки», затем конфеты, печенье, хлеб. Она — самый частый покупатель магазина.
Постепенно интерес к магазину ослабевает, поэтому воспитатель напоминает «морякам» (детям, играющим в «теплоход»): «А вы не забыли купить своим детям подарки, угощенье? Что вы им привезете из плаванья?» Теперь в магазине собрались все «моряки». Они наперебой делают покупки.
Со временем в магазине покупателей становится все меньше и меньше. Продавцу явно надоело украшать витрину, вытирать кассу и она объявляет, что магазин закрыт на обед, вывешивает на кассе дощечку и уходит. В игре, которая длилась 63 мин, принимало участие 15 детей.
В ходе игры в «магазин» у детей часто возникают вопросы: Откуда берутся в магазине хлеб, молоко, овощи? Кто и откуда их доставляет? Где их производят? Где выращивают? Воспитатель должен поддерживать этот интерес, удовлетворять его, расширять кругозор детей и одновременно содействовать дальнейшему обогащению содержания игр.
Работая на своем огороде в детском саду или дома, дети выращивают свеклу, лук, морковь и другие овощи. Однако четких представлений о выращивании овощей, злаковых, бахчевых культур они еще не имеют. Поэтому желательно, по возможности, организовать экскурсию в колхоз, в огородную бригаду, рассмотреть на занятиях картину о «сборе урожая на огороде», прочитать отрывок из книги Б. Житкова «Что я видел» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи» (по Тувиму). Беседа о труде колхозников уточнит, систематизирует знания детей.
Параллельно с работой по ознакомлению с трудом колхозников целесообразно на занятиях (во второй половине дня) проводить лепку, конструирование, организовывать труд детей (изготовить из бумаги кульки для крупы, из крупного строительного материала построить магазины с большими витринами; из глины, пластилина слепить овощи, фрукты, арбузы, дыни, хлеб, булки, бублики, печенье и т. д.) с установкой, что эти изделия можно использовать в игре.
Установление связи между занятиями, трудом и игрой способствует более прочному усвоению знаний, развитию детского воображения и игры.
Большой интерес у детей пятого года жизни вызывает игра «Магазин одежды». В соответствии с требованиями программы воспитатель на занятиях и в повседневной жизни уточняет знания детей о видах одежды (летняя, зимняя, белье, платья, пальто, шуба, шапка, панама, кепка, платок), закрепляет обобщающие понятия (головные уборы, белье, верхняя одежда).
Целесообразно провести экскурсию в магазин готовой одежды, в «Детский мир» или «Пионер», где продается одежда для детей. В ходе экскурсии педагог знакомит детей с трудом заведующей магазином, кассира, продавцов, подчеркивает общественную значимость их труда, обращает внимание на вежливое обращение с покупателями, желание помочь им выбрать нужную и красивую вещь. Дети рассматривают полки с одеждой, примерочные кабины, наблюдают за тем, как работают кассиры, продавцы.
В детском саду с помощью родителей, пионеров-шефов можно сшить одежду куклам, сделать вешалки и стойки для них, сшить пакетики из целлофана, изготовить большое зеркало из фольги.
Процесс совместного изготовления этих атрибутов обычно напоминает детям о виденном и побуждает их к игре. Приведем один из возможных вариантов сюжета игры в «магазин». Помогая в распределении ролей, воспитатель предлагает нескольким желающим детям быть продавцами, ведь можно организовать несколько отделов (детской, мужской, женской одежды) и в каждом отделе нужны продавцы. Распределив роли, дети строят из стульев, скамеек и крупного строительного материала магазин, выкладывают на полках белье в целлофановых пакетах, на вешалках развешивают одежду (отдельно платья, отдельно пальто), сооружают примерочные кабины, устанавливают кассу, торжественно открывают новый магазин и приглашают «покупателей». В основном — это «мамы» с дочками-куклами. «Продавцы» советуют, какую лучше выбрать одежду, помогают примерять. «Мамы» одевают одежду на кукол, оплачивают покупку в кассе, благодарят.
Полезна в воспитательном отношении и игра в «книжный магазин» (с отделением канцелярских товаров). Она дает возможность формировать познавательные интересы детей, упражнять их в «делании», поскольку игра побуждает детей изготавливать «товары» для магазина (конструировать с помощью воспитателя книжки-самоделки, альбомчики, тетради). В игре закрепляются знания о труде работников магазина, воспитывается уважение к нему, у детей возникает желание подражать им и брать на себя соответствующие роли.
Одним из этапов работы по ознакомлению детей с трудом работников магазина и дальнейшему развитию игры может быть беседа. В ней воспитатель предлагает детям, например, такие вопросы: Какие вы знаете магазины в нашем городе (селе)? Какие в них продаются товары? Что вы с родителями покупали в магазинах? Кто работает в магазине? Что делает заведующая магазином? Продавец? Кассир? Шофер? Как они относятся к своей работе? Какую пользу приносит их труд людям?
Плановая целенаправленная работа по обогащению детей знаниями о различных магазинах, о важности труда продавцов способствует развитию разнообразных вариантов игры в «магазин». Играя, дети подражают положительным взаимоотношениям взрослых, упражняются в употреблении вежливых форм обращения.
С целью формирования реальных положительных взаимоотношений и предотвращения конфликтов в процессе сговора воспитатель может предложить детям, претендующим на главную роль, несколько равноценных интересных ролей, которые выполняются одновременно, например капитан, помощник капитана, рулевой — в игре «теплоход», несколько продавцов, кассиров — в «магазине готовой одежды». Воспитатель может прибегнуть к помощи считалочки или предложить детям самим воспользоваться считалочкой. Можно детям выполнять интересные роли по очереди (например, в игре «Прачечная» прачки могут работать в две смены, в игре «Летчики» самолет на дальние расстояния ведут два пилота).
Одной из характерных игр детей пятого года жизни является игра в «летчиков». Для успешного развития длительной игры в «летчиков» и последовательного обогащения ее содержания целесообразно использовать эпизодическое тематическое планирование.
В игре «Самолеты» дети могут разыграть следующие роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, работники аэропорта, кассир, буфетчица, продавцы аптечного и газетного киосков.
На несколько дней (3—6) хорошо поменяться игровыми участками с группой, где есть большой деревянный самолет. Такой временный обмен игровыми площадками целесообразен, так как на одном участке нельзя поместить все крупные сооружения (домик, грузовик, пароход, автобус, самолет, ракета и т. д.), и, кроме того, находясь постоянно на участке, они надоедают детям, интерес к ним пропадает.
Осуществляя развитие характерных коллективных игр, необходимо предоставлять детям возможность выбрать ту игру, которая им наиболее импонирует. Предлагая детям игры, воспитатель должен считаться также и с теми игровыми замыслами, которые могут возникнуть у детей, так как в игре в первую очередь должно проявиться то, что радует, волнует ребенка в данный момент. Поэтому наряду с плановым развитием характерных игровых тем («семья», «шоферы», «летчики», «магазин», «пароход» и др.) необходимо всемерно поддерживать игры, возникающие по инициативе детей.
Так, например, когда в группе планово развивалась игра в «семью», некоторые мальчики затевали игры в «рыбаков», очевидно, под влиянием впечатлений, накопленных вне детского сада. (У многих детей родители любители-рыболовы, имеют моторные лодки и в субботу и воскресенье выезжают с семьей на Днепр). В игре каждый «рыбак» строил себе лодку, сдвигая две большие дуги строительного материала, садился в нее и, вооружившись брусками-«веслами», греб, «плавая» по всей групповой комнате. Иногда «рыбаки» садились в лодку вдвоем лицом друг к другу и гребли каждый в противоположную сторону, не заботясь о том, в каком же направлении будет двигаться лодка. Некоторые мальчики называли лодку шлюпкой, катером. Глядя на плавающих в лодках «рыбаков», многие дети в группе, подражая им, начали строить такие же лодки, ловить удочками рыбу. В играх детей постоянно возникали конфликты то из-за места в лодке (в нее могло поместиться 1—2 ребенка), то из-за строительного материала, которого не хватало (особенно дуг) для всех желающих построить лодку.
Воспитатель поддерживал возникший интерес детей к игре в «рыбаков» и направлял развитие сюжета, используя советы, вопросы, напоминания. (Например, вопросы: На чем это вы плаваете? Куда плывет ваша лодка? Что вы в ней везете? Совет: «Договоритесь с капитаном, погрузите рыбу на пароход и везите в Запорожье, в магазины». Обращаясь к девочкам: «Там, на пристани, привезли свежую рыбу. Не нужно ли вам купить рыбы?»).
При целенаправленном руководстве играми, возникающими по инициативе детей (в «рыбаков», в «спасательный катер» и другие), постепенно обогащалось их содержание благодаря тому, что воспитатель при помощи соответствующего подбора занятий (экскурсий, чтения, бесед) и личного участия в игре уточнял представления детей, сообщая им новые факты, развивал их воображение, способствовал тому, чтобы приобретенные знания и игровые умения использовались в новых игровых ситуациях. Одновременно с обогащением содержания игры возрастал и интерес к ней. Он становился более глубоким и устойчивым. Интересные игры привлекали к себе все большее количество детей.
Новые знания и переживания, вступая в противоречие со вчерашними, старыми, обеспечивали развитие игры, поскольку в результате разрешения противоречий, возникающих внутри самой игры, происходит развитие игры как деятельности.
Новые впечатления оказывают положительное влияние на игровые интересы детей, на их творчество: появляются новые замыслы, наряду с планово развиваемыми темами, углубляется содержание творческих игр, возникающих по инициативе детей.
Используя разнообразные приемы руководства, вое питатель поддерживает интерес к игре, возникшей по инициативе детей. Он не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, в распределении ролей, иногда помогает спланировать игру. С этой целью проводятся совместные обсуждения, на которых детям предлагается подумать, во что они будут играть, что им нужно для игры, где разместить постройки.
Игровой интерес детей приобретает более активный, действенный характер. Проявление активности у детей пятого года жизни выражается в их стремлении познакомиться с теми явлениями действительности, которые составляют содержание игры, в желании взять на себя определенную роль и активно действовать в роли, стремление овладеть необходимыми для этого игровыми действиями. Активность интереса к игре проявляется и в вопросах к воспитателю со стороны детей.
Таким образом, для развития игровых интересов и игровой деятельности, кроме планового развития характерных игр на определенную тему, необходимо всячески поддерживать игры, возникающие по инициативе детей.
Эти игры обычно развиваются параллельно, поскольку планово развиваемая воспитателем игра не может увлечь одновременно абсолютно всех детей группы.
Опыт работы, проведенной нами в детских садах г. Запорожья с использованием тематических планов, свидетельствует о том, что на пятом году жизни детей можно добиться повышения уровня их игровой деятельности и улучшения взаимоотношений между ними.
Все игры стали более длительными, увеличилась максимальная длительность их (до 62—70 мин.). Значительно сократилось количество отвлечений от сюжета игры. Появились новые организаторы (11 детей в группе), которые умеют объединить в игру несколько партнеров. Увеличилось количество детей, которые претендуют не только на главные роли и могут реализовать игровой замысел, но и умеют интересно развивать второстепенные роли, которые привлекают их своей динамикой, значимостью. Детей все больше интересовало содержание роли, а не внешние ее атрибуты.
Значительно расширился круг игровых интересов дошкольников. Они проявляли интерес к 51 варианту сюжетов ролевых и строительных игр, к 42 ролям в сюжетно-ролевых играх.
Положительные изменения в игровой деятельности, достижения в формировании игровых интересов, внимание воспитателя к поведению детей, выполнению ими правил не могли не сказаться на реальных взаимоотношениях дошкольников. Появление у многих детей общих интересов к одним и тем же постройкам и сюжетно-ролевым играм способствовало объединению в игровые группировки большего количества детей (до 12—13 человек). У значительного числа детей укрепились умения дружно играть вместе с другими детьми. Возросло количество (до 9) устойчивых игровых группировок, возникших на основе взаимной симпатии и сформированных общих интересов. Постоянные дружеские игровые группировки объединяют, в основном по 3—6 детей, периодически возникающие группировки — до 12—13 детей. Таким образом, можно сказать, что возникшие устойчивые коллективные интересы к игре, а также внимание воспитателя к поступкам детей способствовали улучшению реальных взаимоотношений между детьми, укреплению дружеского расположения дошкольников друг к другу.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +