Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников


Источник: Бойченко H. A. и др.
"Сюжетно-ролевые игры дошкольников"
Изд-во «Радянська школа», Киев, 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с сокращениями

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни советских людей.
Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).
Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.
Обсуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение). Так, дети хотят играть в «путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш теплоход?» Дети начинают спорить: одни говорят — в Москву, другие — на север. Сережа предлагает — по Днепру в Киев. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.
В старший группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.
В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.
Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов.
Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».
Содержательнее становятся и игры в «семью», «детский сад» и другие, в которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно усложняются.
Приводим план работы по теме «Детский сад» для старших дошкольников, реализация которого является предпосылкой для развития и углубления этой типичной игры детей дошкольного возраста.
В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.
«... Валя провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: «Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».
После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривали детей.
Лена: «У Алены есть хрипы, положите ее в постель и вызовите бабушку».
Валя-«воспитательница» пошла звонить по телефону: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».
Аня, как «заведующая» детским садом, обращаясь к Вале, говорит: «У меня тоже ребенок заболел, вчера температура была 38,5°. А у меня так много работы».
Валя тут же дает ответ: «У меня тоже дочка вчера заболела, голова была очень горячая, а дома никого не было. Завтра отнесу ее к сестре». Затем пошла в кабинет к «врачу», там продолжался осмотр детей. Вот Наташа заплакала, а «врач» говорит: «Не плачь, маленькая, тебе не будет больно».
После медицинского осмотра «дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Юра и спросил у «заведующей»: «Можно мне поиграть в детский сад с вами?»
Аня: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».
Юра направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран».
Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Как показывает исследование А. А. Анциферовой, сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы» является основой формирования ценных нравственных чувств (гуманность, любовь, сочувствие и др.). Например, одна из любимых игр детей «Как будто мамы нет дома».
Сергей. Я — дедушка. Я на работу пошел. У нас там ясли строятся.
Слава. Давай отнесем Аленку в ясли.
Андрей. А кто там с ней будет?
Сергей. Воспитатель. (Берет куклу Аленку и передает ее воспитателю, а через некоторое время забирает куклу).
Сергей. Уже вечер. Скоро мама придет с работы.
Андрей. Ты принес Аленку? Будем сейчас ужинать.
Слaва. У меня уже все готово, давайте ужин Аленке (ставит на стол тарелку с едой).
Все поели, благодарят дедушку: «Спасибо, дедушка!»
Сергей. Я в магазин пойду, что-то куплю Аленке.
Андрей. Я пойду куплю телевизор. (Взял кубик, прикрепляет к нему «детали» от телевизора). Готов!
Слава. Выключи телевизор, дочке спать пора.
Большой интерес и в старшем дошкольном возрасте дети проявляют к играм «Путешествие по реке (озеру, морю)».
Известно, что труд людей на реке является типичным для многих городов нашей страны. Поэтому ознакомление детей с рекой в старшем дошкольном возрасте дает возможность показать связь труда речников родного края с трудом людей разных профессий как Украинской республики, так и всей страны. Доступность наблюдения этого труда дает возможностьдетям представить и сам процесс труда, и взаимоотношения в нем взрослых.
Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников.
В старшей группе дети узнают, что такое порт. Во время экскурсии воспитатель рассказывает детям о том, что порт — специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдают прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов.
При последующих посещениях порта дети наблюдали пассажирский теплоход. Они осматривали его, повторяли название отдельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети наблюдают за работой матросов (матрос убирает и подает трап, делает приборку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспитатель обращает внимание детей на слаженность их действий, взаимопомощь, четкое выполнение всех команд капитана, заботливое отношение к пассажирам.
Общение детей с капитаном пассажирского теплохода, его рассказ помогают детям узнать, куда можно плыть по Днепру из нашего порта и откуда прибывают суда.
С целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту они также наблюдают работу кассира, продавцов буфета, книжного киоска, работников почты, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель подводит детей к мысли о важности труда людей разных профессий.
Проведение экскурсий способствует обогащению знаний детей, пробуждает у них любознательность. Однако для более глубокого осознания труда речников, их взаимоотношений одних наблюдений недостаточно. Особое место занимает художественная литература, позволяющая дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознает наблюдаемые в жизни явления. Приведем пример занятия, в ходе которого были использованы отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моряка», Ф. Льва «Мы плывем на самоходке».
Самый главный на судне — капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на капитанском мостике, который называется ходовым: отсюда управляют ходом судна. Здесь и руль поварачивают, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно.
Капитан видит впереди сигнальные огни — белый и зеленый. Он знает, что это идет навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонек, это значит, что идет пассажирское судно.
Капитан видит: вдали мигает зеленый огонек. Он знает, что это маяк на берегу. Очень много должен знать капитан.
После чтения, рассматривания иллюстраций дети отвечают на вопросы: Кто главный на судне? Кто подчиняется капитану? Что видит капитан с ходового мостика? Как он узнает, какие суда идут навстречу?
Воспитатель. Вот ты, Андрей, капитан, видишь: навстречу идет судно, а на мачте белый огонек. Что это за судно?
Андрей. Это пассажирский теплоход.
Воспитатель. Правильно. Коля, а если на мачте были бы белый и зеленый огоньки?
Коля. Это была бы самоходка. Она возит нефтепродукты.
При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, детям ставятся вопросы: Какие бывают грузовые суда? Что они перевозят?
Полученные знания прежде всего отражаются в конструктивной деятельности (постройки судов, причалов, вокзала).
Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащает игровую и познавательную деятельность дошкольников. Детям, например, предлагается рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят катера, теплоходы, машины).
Юра. Со Славой я стал бы строить причал. А потом возил машиной руду на самоходку. Самоходка везла бы руду по Днепру.
Женя. Мы с Яном построили бы причал. А потом на барже везли продукты в пионерский лагерь.
Эдик. Я бы вместе с Вадимом, Яном и Славой построил порт грузовой и пассажирский. По реке плыла бы баржа с рудой, мы бы ее встречали и разгружали. А машинами везли бы руду на наши заводы.
Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также способствуют ее обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопрос «Куда же баржу буксируют? Что она повезет?» заставляет детей вспомнить, что они знают о движении по Днепру. Эффективным приемом руководства детской игрой является использование карты-схемы Днепра. Вместе с воспитателем дети вырезают и наклеивают контуры размещения республики. Возле известных им крупных городов изображение того, что изготавливается в них, чем богат край. Так, возле г. Запорожья на карте-схеме изображены машины, ковш с металлом, возле Херсона — рыба, арбузы.
Чтобы закрепить у детей интерес к реке, к движущемуся по ней транспорту, родителям необходимо совершать с ними вечерние прогулки к Днепру. Участие родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с окружающим обеспечивает непрерывность этого процесса, в большей мере формирует опыт эмоционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.
Составление детьми рассказов на тему «Какие суда мы видели на Днепре» способствует систематизации детских впечатлений. Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят, строят не просто суда, а теплоходы, самоходки, ракеты, танкеры. Все вылепленные из разноцветного пластилина суда имеют разные «огни».
Есть ребята, которых в играх привлекает главным образом возможность строить. Там самым игра «Порт» объединяет детей, любящих конструировать. Приводим пример одной из таких игр.
Андрей, Слава, Витя строили порт: здание речного вокзала, книжный киоск, магазин, кассу, причал. Длинные пластины изображали Днепр. Ира, Юля, Витя построили теплоход и разместили на нем «пассажиров» — кукол. В процессе строительства у детей появлялась необходимость посоветоваться друг с другом, помочь товарищу.
Представления о труде команды теплохода, о том, куда можно плыть, обогащают игру новым содержанием. «Капитан» следит за порядком на судне, четко отдает приказы, контролирует их выполнение. В игре дети отражают дружную работу команды: на остановках «боцман» руководит уборкой на корабле, «матросы», выполняя его распоряжение, усердно делают приборку на палубе, «кок» вовремя кормит команду обедами, судовой «врач» осматривает команду. В этой игре дети имеют возможность объединять несколько сюжетных линий. Появляются «почта», «магазин», «медпункт» и др.
Игра «Путешествие по Днепру» объединяла несколько групп детей. Одни строили теплоход, другие — порт, третьи работали в порту, четвертые составляли команду судна и пассажиров, готовясь к путешествию. Вместе с тем в такой игре каждый имеет возможность действовать в соответствии со своими интересами, умениями, навыками. В играх дети шли к достижению социально значимых целей (построить причал для пассажиров, встретить гостей, помочь рыбакам и т. д.).
В результате развития игры, отражающей знания детей о характере труда речников родного края, их взаимоотношениях, интерес детей к содержанию труда становится все более широким.
В подготовительной группе идет дальнейшее развитие содержания игры в «путешествия». Воспитатель уточняет и расширяет жизненные представления детей, формирует представления о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых в порту для городов и сел республики, страны. Так, в детских садах Запорожья детям рассказывают, что суда привозят в город руду, лес, щебень. Из руды, например, на металлургических заводах выплавляют металл, из которого делают станки, машины, посуду. Всю эту продукцию отправляют в города, села, поселки нашей страны. Воспитатель в беседе обобщает: «Очень нужны нам такие суда. Без них не смогли бы работать заводы, фабрики нашего города. Вот представьте, дети, что в наш город не привезли лес или песок. А из нашего порта не повезли в другие города металл, хлеб. Что было бы тогда?» Обобщая высказывания детей, воспитатель говорит: «Правильно, порт нам нужен. Города и села нашей страны помогают друг другу. Из нашего порта, как и из многих портов страны, отправляются нужные грузы в города и села, где их очень ждут».
Суда могут плавать по Днепру вверх (к Киеву) и вниз (к Херсону). Постепенно маршруты игровых путешествий все более усложняются, а сами рейсы становятся содержательнее. Баржи перевозят машины по Днепру в Киев и Херсон. А из Херсона самоходки привезли в Запорожье арбузы.
В игре «Путешествие по Днепру» сочетается несколько форм детской деятельности: лепка, рисование, труд, ролевая и строительная игры. Одни лепят теплоходы, баржи, овощи или становятся пассажирами, речниками, жителями воображаемых городов; другие строят причалы, речные суда и т. д. Это дает возможность детям перестраиваться и примыкать к тем или иным группам играющих, исходя из собственных интересов.
Игра будит в детях любознательность, желание как можно больше узнать. Рассматривая карту, они видят, что Днепр — река, протекающая по территории трех республик: РСФСР, УССР, БССР. Знакомство детей с трудом и бытом русского, украинского и белорусского народов, рассказы о братской взаимопомощи всех людей нашей страны подводят детей к выводу о важности труда каждого народа. Дети могут наглядно представить себе маршруты путешествий. В соответствии с маршрутом они быстро намечали цель: привезти машины в другие города и республики, отвезти пассажиров к друзьям в разные места страны и др.
Вот одна из развиваемых детьми игр.
Дети решили отправить по Днепру своим белорусским друзьям «Запорожцы». Первая группа лепила машины, вторая — строила причал и самоходку, третья (команда теплохода и пассажиры) повезла машины в Минск, четвертая группа (белорусы) строила причал и готовила угощение для друзей — украинцев.
«Капитан» самоходки Андрей перед погрузкой машин звонит на завод: «Товарищ директор, где же машины? Самоходка уже готова к отплытию».
Саша руководит погрузкой. Он командует: «Осторожно, не испортите «Запорожцы», им еще далеко плыть, они поплывут в Белоруссию». Машины аккуратно ставят на самоходку подъемным краном (дети очень бережно относятся к продуктам своей деятельности).
«Грузчики» помогают их установить. «Капитан» Андрей дает команду «матросам»: «Полный вперед! Плывем в Белоруссию». Самоходка отправляется в путь. По пути следования она начинает тонуть — пробоина. «Матросы» ныряют в воду, сваривают дно самоходки. Один из них говорит: «Вот и все в порядке, ни одной машины не пропало».
Прибытие самоходки из Запорожья в Минск — очень радостное событие для играющих. «Украинцы» передают автомашины хозяевам — белорусам. «Речники» танцуют матросский танец, пассажиры — украинский и белорусский.
В игре «Путешествие по Днепру» дети брали на себя до 20 ролей. И если в старшей группе это были в основном роли речников, то в подготовительной появляются роли взрослых — жителей других городов и республик. Такая игра бытовала в течение двух месяцев. Ее длительность — до 2 часов 30 минут. В длительной коллективной игре нашли отражение самые существенные стороны трудовой жизни людей родного края, направленность их действий и поступков. В играх дети выходили далеко за пределы родного края, в широкий мир родной страны.
Однако детскому восприятию в старшем дошкольном возрасте доступен не только непосредственно наблюдаемый труд взрослых, но и более сложный производительный труд, осознание его общественной значимости. Труд взрослых на заводах является типичным не только для Запорожья, но и для всей страны.
Одной из характерных игр детей подготовительной группы можно считать игру в «завод», которая должна способствовать формированию у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям целых рабочих династий.
Прежде всего детей знакомят с заводом. Завод — это золотые руки города. Дети узнают, что станки, машины, ракеты, самолеты, турбины, телевизоры, игрушки сделаны на заводах. В городе много заводов, и один из самых больших — автомобильный завод «Коммунар».
Чтобы впечатления об этом объекте родного города были яркими, детям можно прочитать отрывок «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук»:
«Автомобильный завод был так велик, что за день его и не осмотришь. Во все стороны тянутся здесь асфальтированные улицы. Вдоль тротуаров стоят не дома, а высокие здания с огромными окнами от земли до самой крыши. Эти высокие здания называют цехами. Вместо дверей встроены ворота, через такие ворота может выехать и грузовик, и паровоз. Под крышами цехов установлены разные машины, на которых делают части автомобилей».
С целью формирования начальных понятий о самом производстве воспитатель предлагает детям подумать и рассказать, что же такое цех, какой он, кто работает в нем.
Знакомство дошкольников с производственным процессом ограничивается сборочным цехом, так как здесь более наглядно представлен и сам процесс, и результат труда многих людей. Полученные знания закрепляются на занятиях по конструированию, которые проводятся с подгруппой детей. При этом стоит задача не просто воспроизвести знакомую конструкцию, а создать постройку по представлению. Чтобы активизировать детское воображение, воспитатель ставит ряд вопросов, например: Какого размера цех? Какие ворота в цехе? и др.
Осуществляя постройку, дети сталкиваются с необходимостью как-то называть цех. Поэтому можно использовать отдельные кадры диафильма Жукова «Бригада коммунистического труда», показывающие работу в сборочном цехе (из отдельных деталей здесь составляют автомобиль). Узнав о его назначении, дети уже смогут назвать построенный цех.
Чтение отрывка из книги В. Маяковского «Кем быть?» помогает детям представить работу в сборочном цехе. Мысль «Чего один не сделает — сделаем вместе» выражена в следующем отрывке:
Я гайки делаю, а ты
для гайки
делаешь болты,
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Чтобы дети осознали профессиональную роль рабочего, им можно предложить рассмотреть иллюстрации к этой книге (художник Ю. Коровин) и рассказать, что делает рабочий, на каком станке работает, для чего он трудится.
После повторного чтения, самостоятельного рассматривания иллюстраций детям предлагается вообразить, как бы они действовали, если бы были рабочими. Знания, мысленные образы становятся для детей стимулом, побуждающим к творческой игре. Постановка ребенка в позицию — ты рабочий (хотя и в предполагаемой ситуации) является одним из методов формирования у него интереса к труду рабочего. Вот одна из таких игр:
«В цехе дети устанавливают станки. При этом каждый стремится установить свой станок так, чтобы в нем что-то двигалось, и каждый придумывал по-своему. У Андрея А. станок был сделан так, что при медленном движении бруска кирпичики один за другим падали вниз, в ящик, машина как бы отрезала их. Саша Ш. сделал станок так, что при движении бруска цилиндры катались по дощечке. Это были металлорежущие станки. У Саши З. станок строгал. Здесь же была сконструирована машина для электросварки. Другие дети создавали токарные станки, используя для этого колесо и цилиндры конструктора Поликарпова». Изменяется и роль педагога в игре. Воспитатель вносит дополнительный материал, нужный по ходу игры, обращает внимание детей на интересную выдумку товарища: «Посмотрите, какой станок придумал Эдик! Покажи, Эдик, как он работает.»
Приводим описание еще одной игры. Группа детей увлечена лепкой. Из металла (пластилина) «рабочие» старательно готовили машины — «Запорожцы». Они сравнивали свои машины с машинами на фотографиях, обсуждали, как лучше сделать. В ходе развития игры появляется необходимость построить «конвейер» из строительного материала. «Бригадир» следит за порядком и отмечает самые лучшие машины. «Вот какие красивые «Запорожцы» у нас!» — с гордостью сообщает он. Другая группа детей с увлечением выполняет роль «рабочих». Дети поставили ряд стульчиков с одной стороны стола, и ряд — с другой стороны. Миша К. взял на себя роль «инженера», раздал детям-«сборщикам» детали машин. Влада Б. — «контролер» на первом ряду, а Лиля Я. — на втором. Девочки следили, чтобы каждый «сборщик» справлялся с заданием, дети терпеливо ждали каждый свою очередь и прилаживали нужную деталь, причем не подгоняли друг друга, не ссорились.
Дальнейшим шагом в развитии познавательного интереса является постановка перед детьми вопроса: Что из чего сделано? Дети узнают, что многие предметы, в том числе и «Запорожцы», изготовлены из металла. Вопрос «А где же берут этот металл, из чего и как его получают?» активизирует детскую познавательную деятельность.
С целью формирования представлений о некоторых этапах процесса изготовления металла (сначала шахтеры добывают руду, из которой потом плавят сталь, а из нее изготавливают машины) детям можно предложить для рассматривания иллюстрации к книге В. Соколова «Сталевар» (К., «Веселка», 1976).
Чтение художественных произведений о сталеварах, пояснения взрослых помогают детям осмыслить роль металлургов в трудовом процессе, понять, что одна из самых почетных профессий на земле — сталевары, которые делают очень важное дело — варят сталь.
По мере развития ролевых игр типа «завод» у детей появляется потребность в изготовлении предметов, нужных для диспетчера, сталеваров; сделать трубы, пропуска, защитные очки. Эти атрибуты дети готовят из бумаги, катушек.
Приводим описание игры «Постройка доменной печи», возникшей по замыслу детей.
Виталий, Саша, Андрей построили из строительного материала большую площадку, из кубиков соорудили «доменную печь», на площадку подтащили несколько игрушечных паровозов, подъемный кран. Саша так объяснил замысел: «Это заводской двор, он большой, а паровозы подвозят руду к доменной печи. Осторожно, здесь очень жарко, наденьте очки, чтобы в глаза не попали искры». Ведерко служило детям ковшом, которым «сталевары» набирали расплавленный металл. А красные листы бумаги — готовая сталь. Когда она остынет, то ее развезут по всем заводам для изготовления машин, самолетов.
Одним из приемов руководства играми на этом этапе является постановка вопросов воспитателем. Так, вопрос «А если бы на заводе были только сталевары, то смогли бы они выплавить сталь?» заставляет детей подумать, кто еще работает на заводе. Чтение отрывков из книги В. Арро «Встань пораньше» обогащает представления детей о труде не только сталеваров, но и других рабочих профессиях в цехах. Например, дети узнают, что оператору подчиняется движение огромного прокатного стана. Глыбу раскаленного металла, вынутую из; формы, оператор раскатывает, как кусок теста. Глыба становится все тоньше и длиннее. И вот уже огромная огненная река тянется через весь цех. Возле нее, не давая ей выйти из берегов, ходят прокатчики. Дошкольникам рассказывают, что каждый имеет свое рабочее место: доменщики у домен выплавляют чугун, сталевары у мартеновских печей из чугуна варят сталь, оператор управляет огромным прокатным станом и т. д. Действия разных людей взаимосвязаны, направлены на общую пользу.
Выполнение воспитателем на первых порах одной из ведущих ролей в игре (директора завода) дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению. «Директор» советует, как построить «цех», помогает выбрать роли, подсказывает, как действовать.
В результате дети в игре отражают не только внешнюю сторону труда, но и взаимоотношения между рабочими. Появляются новые роли (оператор, бригадир), возникают группы играющих детей: первая группа — строители домны, шоферы, подвозящие материал для строительства и руду (желуди, ракушки); вторая группа — сталевары, подручные сталеваров; третья группа — прокатчики, оператор.
В ходе игры перед детьми ставятся задачи дальнейшего обогащения ее сюжета, применения тех знаний, которые они приобрели при знакомстве с трудом людей в порту и на реке. Детям предлагается вылепить машины и подумать, в какие города нашей и других республик можно повезти «Запорожцы». Игра в «завод» может объединиться не только с игрой в «теплоход». Рядом с «заводом» дети строят больницу, где лечат сталеваров, столовую для рабочих, магазин, библиотеку. Таким образом, познания труда и отношений взрослых служит примером совместных действий в игре.
Выполнение детьми до 15 ролей в этой игре (сталевар, оператор, грузчик, прокатчик, шофер, бригадир, крановщик, сборщик, контролер, строитель, конструктор и др.), увеличение ее длительности (до 1—1,5 часа), разнообразие форм и сюжетов («Постройка доменной печи», «Автомобильный завод», «Мы работаем на заводе», «Отправка машин друзьям в другие города и республики» и т. д.) свидетельствуют о том, что познание детьми семи лет некоторых сторон производительного труда рабочих ведет к рождению игр со сложным содержанием и такими же способами исполнения (умение правильно воспроизводить в строительной игре домны, машины, конвейеры).
Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, дает ребенку возможность действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств.
Однако бытующие в практике игры в «войну» нередко заканчиваются драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполняются бесцельными действиями, дети размахивают палками, кричат, и все, как один, подражают друг другу. Бессодержательные игры в «военных» не несут в себе определенных педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто стремятся отвлечь внимание детей от военной тематики, прибегают к запрещению этих игр.
Воспитывая у детей патриотические чувства, нужно прежде всего формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.
Детей старшей группы необходимо знакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники-танки, установленные в честь освобождения родного края.
Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с воинами — советскими солдатами будут способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом советских людей.
Особое место отводится отбору художественной литературы. Художественная литература позволяет дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознает явления, которые наблюдает в жизни. Поэтому обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствует появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения интереса дошкольников к героическому (например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л. Кассиля «Твои защитники», Я. Длуголенского «Не загубiть прапора» и др.).
Под влиянием рассказов о советских воинах возникают игры детей. Сначала воспитатель организовывает военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполняются на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель) следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечается лучшее исполнение роли, поощряются достижения нерешительных детей. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствует формированию у детей целеустремленности, настойчивости.
Исполнение ролей «солдат» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» — отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание.
Перед каждой игрой с детьми проводится разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Так как в таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, то важное значение имеет согласование их действий. Руководство взрослого, который передает детям свой нравственный опыт, приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играет особую роль. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют. Чтобы придать игре целенаправленнный характер, можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).
Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге советских воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают Запорожье», «Переправа через Днепр».
Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Но путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк считается уничтоженным, если есть попадание в круг (можно использовать и другую цель в зависимости от места, где проходит игра). «Раненым» оказывают помощь «медсестры». Радостно встречает воинов население освобожденных городов и сел.
Игра может повторяться в разных вариантах и проходит не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире использовать природный материал, естественные преграды.
В игре используются те основные движения, которые предусмотрены программой. Например, в игре «Переправа через мост» — ходьба приставным шагом по скамейке; в игре «Танкисты» — катание на двухколесном велосипеде по прямой, повороты направо и налево; в игре «Что умеют солдаты» — прыжки в длину с места — 60—70 см.
В такой взаимосвязи творческой и спортивной игр заложены возможности совершенствования движений ребенка, а также повышения двигательной активности, что особенно актуально в настоящее время. Сам фактор физической тренировки в творческих играх способствует проявлению волевых качеств: самостоятельности, решительности, настойчивости.
Важное значение имеет и приобщение детей к труду — изготовление атрибутов для игры — шлемов, косынок, сумочек, повязок, биноклей, гранат и др. Работа над ними вызывает у детей определенную эмоциональную настроенность на игру.
В подготовительной группе источником игр в «военных» могут стать и некоторые яркие факты гражданской войны. Исполнение детьми ролей красногвардейцев является и средством познания детьми героического прошлого и средством выражения своего отношения к нему. Осмысление конкретных героических подвигов героев подводит детей к пониманию мотивов героической деятельности (готовность спасти жизнь командира, товарищей).
Новыми играми старших дошкольников являются игры в «школу», «библиотеку», «пионерлагерь». Ребенок в этом возрасте (особенно в подготовительной группе) готовится к новому этапу своей жизни, к новой деятельности — учению в школе. Он с нетерпением ждет того дня, когда станет учеником. Интерес к игре объясняется привлекательностью познавательного материала, умением проявить свои организаторские способности.
И это желание ребенка учиться находить выход в любимой игре детей старшего возраста — в «школу».
Приемы руководства этой игрой различные: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Характер таких игр разнообразен (сюжетные, строительные и др.).
Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.
Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между учебной, игровой, трудовой и художественной деятельностью детей, об использовании эпизодического тематического планирования программного познавательного материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемся сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний на занятиях, развития творческих игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +